Мудрый Экономист

Особенности публичного договора

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2009, N 7

Публичный договор - это договор, заключенный коммерческой организацией, который устанавливает ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг каждому, кто к ней обратится. Примером являются организации, занимающиеся розничной торговлей, перевозкой транспортом общего пользования, энергоснабжением, медицинским, гостиничным и другим обслуживанием. Правила заключения публичного договора содержатся в ст. 426 ГК РФ.

Одной из главных особенностей публичного договора является невозможность коммерческой организации отказать потребителю в заключении публичного договора, когда у нее есть возможность предоставить ему соответствующие товары или услуги. Если же компания откажется от заключения публичного договора, потребитель вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению такого договора.

"Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации" (п. 55 Постановления Пленума ВС РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Обратиться в суд с требованием к понуждению заключения публичного договора может только контрагент обязанной стороны, а вот сама коммерческая организация такой возможности не имеет.

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Например, Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено в п. 5 ч. 1 ст. 14 право лица, признанного по данному Закону ветераном, на внеочередную установку телефона в квартире. Таким образом, Закон предоставил указанным лицам преимущество в получении услуг перед другими гражданами.

Цена товаров, работ и услуг, а также другие условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех потребителей. Исключение составляют оговоренные в законах и других нормативных актах случаи, когда предоставляются льготы отдельным категориям потребителей. Например, при перевозке железнодорожным транспортом для пассажиров в возрасте до 5 лет предоставлена возможность бесплатного проезда. Речь идет о детях, которые следуют вместе с родителем или сопровождающим лицом, при условии, что ребенок не занимает отдельного места. Для детей в возрасте от 5 до 10 лет установлены заниженные тарифы. Такая же ситуация прослеживается и при перевозке авиационным транспортом с той лишь разницей, что возрастные ограничения другие. Еще одним примером служит ст. 14 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергоснабжении", которая устанавливает льготы отдельным потребителям услуг.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, Правительство Российской Федерации может утверждать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). В качестве примера можно привести Правила оказания услуг телеграфной связи, Правила оказания услуг подвижной связи, Правила продажи товаров дистанционным способом, Правила оказания услуг по реализации туристского продукта и т.д. Так, п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом установил для покупателей следующее ограничение: "Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем".

Различные правила призваны ограничивать в той или иной мере действия сторон договора не только путем прямого запрета на совершение тех или других шагов, но и путем установления предписаний для формы заключения договора и т.п. Вот как предлагается оформлять предварительный заказ по оказанию услуг в сфере общественного питания: "Предварительный заказ на оказание услуги может быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция и другие виды), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя и отчество потребителя, вид услуги, ее цена и условия оплаты, дата приема и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также путем оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи.

Один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю" (п. 17 Правил оказания услуг общественного питания).

Д.Шевчук

Заместитель

генерального директора,

вице-президент

INTERFINANCE