Мудрый Экономист

Процессуальные права налоговых органов

"Финансовое право", 2009, N 2

Автором приводятся и анализируются основные процессуальные права налоговых органов, а также требования, которые необходимо учитывать государству при установлении соответствующих прав налоговых органов.

Налоговые органы оказывают непосредственное влияние на формирование доходной части бюджета.

Определение компетенции налоговых органов является одной из главных проблем государства. Многие авторы обращают внимание на тесную связь прав и обязанностей налоговых органов. М.В. Карасева подчеркивает, что для государственного органа все права не есть права в классическом понимании, органу не дозволяется, а вменяется в обязанность требовать определенного поведения <1>.

<1> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 207.

Налоговый кодекс РФ использует все термины: и "компетенция" (п. 3 ст. 30), и "полномочия" (п. п. 2, 4 ст. 30, ст. 34, п. 2 ст. 36), и "права" (ст. ст. 31, 34), и "обязанности" (ст. ст. 32 - 34). Однако соотношение между ними не всегда четко определяется. Иногда законодатель отождествляет понятия "полномочия" и "права", а иногда "полномочия" используется как термин, охватывающий права и обязанности налоговых органов. Разграничение прав и обязанностей выглядит весьма искусственно <2>. Так, например, право налоговых органов на привлечение налогоплательщика к ответственности можно именовать и обязанностью. Нередки случаи, когда право формулируется одновременно и как обязанность <3>. Мы полагаем, что такое положение не помогает налоговым органам эффективно пополнить доходную часть бюджета.

<2> Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 145.
<3> Право налоговых органов проводить налоговые проверки одновременно сформулировано и как право (п. 2 ст. 31 НК РФ), и как обязанность (п. 2 ст. 32 НК РФ).

Законодательство должно четко устанавливать права и обязанности налоговых органов, не допуская неоднозначного толкования.

В первую очередь для аккумуляции налогов в бюджет налоговые органы должны обладать необходимой информацией о состоянии налоговых обязательств налогоплательщика (о совершаемых операциях с объектом налогообложения, о полученных доходах и др.). Первичная информация о налогоплательщике собирается при постановке на налоговый учет. Далее Налоговый кодекс РФ предусматривает обязанности налогоплательщиков информировать в необходимых случаях налоговые органы (об открытии и закрытии счетов в банках, о перемене места нахождения и т.д.), а также подавать декларации практически по всем подлежащим уплате налогам. Однако этой информации недостаточно. Поэтому ст. 31 НК РФ закрепила права налоговых органов получать информацию как от компетентных лиц, так и истребовать необходимые документы.

Во-первых, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов <4>. Налоговый кодекс не раскрывает, что следует понимать под документами, служащими основаниями для исчисления и уплаты налогов, и документами, подтверждающими правильность их исчисления и своевременность уплаты, как и не устанавливает их точного перечня. Поэтому правомерность требований соответствующего органа о предоставлении того или иного документа должна оцениваться в каждом конкретном случае, а основным критерием оценки будет выступать степень значения юридического факта, который удостоверяет документ, для процесса исчисления и уплаты налогов.

<4> Подпункт 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Документами, подтверждающими правильность исчисления и уплаты налогов, являются договоры, акты, соглашения, таможенные декларации и т.д. В каждом конкретном случае налоговые органы будут решать, какие именно документы позволят получить им информацию о правильности и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов в бюджет.

В том случае, если у должностных лиц есть достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, а также если налогоплательщик отказывает в представлении истребуемых документов, то они могут произвести их выемку <5>.

<5> Порядок производства выемки установлен ст. 94 Налогового кодекса РФ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824. Необходимо отметить, что он ничем не отличается от процессуальной выемки документов и предметов.

Однако ст. 31 Налогового кодекса РФ ограничивает возможности проведения выемки рамками налоговой проверки. Кроме того, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что документы изымаются в копиях. И только если есть основания полагать, что подлинники документов могут быть сокрыты или уничтожены, то тогда изымаются подлинные документы, а налогоплательщику оставляются копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа. Мы полагаем, что данные ограничения справедливы, поскольку в противном случае налогоплательщик может быть лишен возможности составления бухгалтерского баланса, налоговых деклараций, а это, в свою очередь, может повлечь неуплату налогов.

Вправе налоговые органы истребовать документы и у банков как своеобразных агентов по перечислению налогов в бюджетную систему <6>. На основе этой информации налоговые органы смогут принять меры по принуждению банка к исполнению обязанностей и привлечению его к ответственности.

<6> Подпункт 11 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

В случае неуплаты налогов в срок налоговые органы вправе принять ряд мер принудительного характера. Они вправе приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Приостановление операций по счетам в банках применяется в отношении индивидуальных предпринимателей и организаций. Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем налогового органа.

Налоговые органы имеют право налагать арест на имущество налогоплательщиков - организаций.

Арест имущества налагается для того, чтобы налоговые органы имели возможность наблюдать за действиями налогоплательщика в отношении его имущества и, кроме того, обеспечить возможное взыскание налога за счет имущества организации. На наш взгляд, действия налоговых органов по аресту также должны быть ограничены и арест имущества должен применяться только в том случае, когда исчерпаны все остальные средства давления на налогоплательщика.

Мы полагаем, что данные меры должны применяться, так как позволяют защитить финансовые интересы государства. Вместе с тем их применение должно быть ограничено определенными рамками, не допускающими чрезмерного вмешательства в деятельность налогоплательщиков и нарушения прав человека и гражданина.

Могут налоговые органы для принуждения налогоплательщика к исполнению возложенных обязанностей создавать налоговые посты. Пункт 13 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" предоставляет налоговым органам право создавать на период погашения задолженности по налогам контрольные налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность.

В том случае, когда налогоплательщик добровольно обязанности по уплате налогов не исполняет, налоговые органы имеют возможности принудительно аккумулировать налоги в бюджетную систему и поэтому вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам и пени. Обязательный характер налога предполагает, что он может быть взыскан в принудительном порядке.

Бесспорное списание сумм налогов, сборов и пеней со счетов налогоплательщиков является предметом нескончаемых споров. Налогоплательщики считают бесспорный порядок взыскания чрезмерным вмешательством в право частной собственности. Мы полагаем, что, несмотря на то что бесспорное списание серьезно нарушает право организации свободно распоряжаться собственными денежными средствами, налоговые органы должны обладать таким правом.

В.Е.Кузнеченкова

Д. ю. н.,

профессор

кафедры государственного

(конституционного) права

Южного федерального университета

г. Ростов-на-Дону