Мудрый Экономист

Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета торгового предприятия на 2009 год

"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2009, N 1

До наступления нового финансового (календарного) года компании устанавливают либо изменяют свою учетную политику. При этом организации могут воспользоваться как своей прежней учетной политикой, автоматически перенеся ее действие на следующий период (исходя из принципа последовательности применения учетной политики - п. 4 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"), так и утвердить новую. При оформлении этого документа бухгалтеру необходимо учесть все изменения, которые произошли в законодательстве за последний год. В 2008 г. Минфином России было принято новое ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008), а также внесено ряд существенных изменений в действующую практику учета и налогообложения. В этой связи использовать учетную политику торгового предприятия, действующую в 2008 г., без изменений в течение 2009 г. невозможно. Пунктом 3 Приказа Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н (ПБУ 1/2008) установлено, что новые Положения по бухгалтерскому учету вступают в силу с 1 января 2009 г. Это значит, что новые требования к учетной политике необходимо применять при разработке учетной политики организации на 2009 г.

Внести изменения в учетную политику можно лишь в определенных случаях, которые перечислены в п. 10 ПБУ 1/2008:

Изменение учетной политики для целей бухгалтерского учета должно вводиться с 1 января (начала финансового года) в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета. Причем его нужно утвердить приказом руководителя фирмы. Делают это до 31 декабря текущего года. Вновь созданные организации должны разработать и утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента государственной регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008) и применять ее с момента регистрации.

"Налоговую" учетную политику обычно изменяют с начала налогового периода по тому или иному налогу. В отношении большей части налогов налоговым периодом является календарный год. В ст. 313 Налогового кодекса приведены исключения из данного правила, в частности случаи, когда меняются:

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики торговой организации, являются Федеральный закон N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; ПБУ 1/2008; Налоговый кодекс РФ; Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные Письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-5; ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и прочие бухгалтерские стандарты.

Общие положения, которыми открывается ПБУ 1/2008, не претерпели существенных изменений: как и раньше стандарт предписывает формировать учетную политику всем организациям, а компании, публикующие свою бухгалтерскую отчетность, должны раскрывать положения учетной политики в пояснительной записке.

Принципиально новым положением в ПБУ 1/2008 является то, что теперь формированием учетной политики вправе заниматься не только главный бухгалтер, как это предусматривало ПБУ 1/98. Эту обязанность можно возложить и на иное лицо, которое ведет бухгалтерский учет в организации (п. 4). В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководитель организации может: учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту либо вести бухгалтерский учет лично. В свою очередь руководитель организации своим приказом должен утвердить подготовленный документ и ввести его в действие (п. 4).

Требований к порядку формирования распорядительного документа не установлено, форма приказа или распоряжения разрабатывается организациями самостоятельно исходя из действующей системы делопроизводства. Пример оформления приказа об утверждении учетной политики приведем ниже.

Пример 1.

ООО "Август"

Приказ N 7/Б об утверждении Положения по учетной политике на 2009 год

    г. Орел                                              30 декабря 2008 г.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), Налоговым кодексом РФ и иных законодательных и нормативных актов

Приказываю:

  1. Утвердить Положение по Учетной политике на 2009 г. (Приложение N 1).
  2. Контроль за соблюдением положений Учетной политики ООО "Август" возложить на главного бухгалтера организации Курочкину А.Н.
    Директор                     Петухов                     (Петухов С.И.)

Содержание учетной политики и выбор способов ведения учета в большой степени зависят от специфики деятельности торгового предприятия, однако большинство способов, предоставленных на выбор, универсально и касается всех.

Типовая структура учетной политики торговой организации представлена на рисунке 1.

Структура учетной политики торговой организации

                    ------------------------------------------------------¬
-----------------¬ ¦Принятая совокупность способов ведения бухгалтерского¦
¦Учетная политика¦ ¦ учета - первичное наблюдение, стоимостное измерение,¦
¦ торгового ¦<-+текущая группировка и итоговое обобщение фактов ¦
¦ предприятия ¦ ¦ хозяйственной деятельности ¦
L--------T-------- L------------------------------------------------------
¦ разделы
-- -- -- +- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --¬
¦ ----+-----------------------------------------¬ ¦
¦/ ¦/
¦----+-----------------¬---------------------------+---¬ ¦
¦ Организационно- ¦¦ Методологический ¦
¦¦ технический ¦¦ ¦ ¦
L----------T-----------L---------------T---------------
¦ ¦/ ¦/ ¦
-----------+----------¬----------------+--------------T-----------------¬
¦¦Способ ведения учета:¦¦Рабочий план счетов ¦ ¦¦
¦- структура ¦¦организации: ¦ ¦
¦¦бухгалтерии ¦¦- стоимостный лимит ¦ ¦¦
¦- форма: ¦¦разграничения ОС и МПЗ (не ¦ ¦
¦¦бухгалтерского учета ¦¦более 20 000 руб. за единицу) ¦ ¦¦
¦(например, журнально-¦¦- порядок переоценки ОС ¦ ¦
¦¦ордерная, упрощенная ¦¦- срок полезного использования¦ ¦¦
¦или ¦¦и способы начисления ¦ ¦
¦¦автоматизированная), ¦¦амортизации по ОС и НМА, ¦ ¦¦
¦налогового учета ¦¦способ отражения начисленной ¦ ¦
¦¦(ручная или ¦¦по НМА амортизации ¦/¦ ¦¦
¦автоматизированная) ¦¦- порядок оценки МПЗ, / L¬ Правила ¦
¦¦- формы первичных ¦¦в частности товаров / ¦бухгалтерског
¦учетных документов, ¦¦- учет заготовления ¦ учета ¦
¦¦регистров ¦¦и приобретения ТМЦ -- ¦¦
¦бухгалтерского ¦¦(с применением или без ¦¦ ¦
¦¦и налогового учета ¦¦применения счетов 15 и 16), ¦ ¦¦
¦- график ¦¦учет ТЗР ¦ ¦
¦¦документооборота и ¦¦- порядок создания ¦ ¦¦
¦технология обработки ¦¦и использования различных ¦ ¦
¦¦учетной информации ¦¦резервов ¦ ¦¦
¦- система внутреннег- классификация доходов ¦ ¦
¦¦контроля ¦¦и расходов организации ¦ ¦¦
¦- порядок и сроки ¦¦на доходы (расходы) от обычных¦ ¦
¦¦проведения ¦¦видов деятельности и прочие ¦ ¦¦
¦инвентаризации и т.д.¦¦с учетом специфики ¦ ¦
¦L----------------------¦деятельности и т.д. ¦ ¦¦
-----------------------+------------------------------+-----------------+
¦¦Способы начисления амортизации по объектам ¦ ¦¦
¦амортизируемого имущества, применение льготы ¦ ¦
¦¦по амортизации: ¦ ¦¦
¦- порядок оценки амортизируемого имущества, порядок ¦ ¦
¦¦отнесения на затраты имущества стоимостью ¦ ¦¦
¦до 10 000 руб. за единицу ¦/¦ ¦
¦¦- оценка материально-производственных запасов при / L¬ Правила ¦¦
¦отпуске их в производство и ином выбытии, а также / ¦ налогового ¦
¦¦при реализации покупных товаров ¦ учета ¦¦
¦- порядок признания выручки -- ¦
¦¦- группировка расходов, классификация отнесения ¦¦ ¦¦
¦расходов к прямым и косвенным в целях исчисления ¦ ¦
¦¦налога на прибыль ¦ ¦¦
¦- порядок признания в составе расходов для целей ¦ ¦
¦¦исчисления налога на прибыль нормируемых расходов ¦ ¦¦
¦- порядок создания и использования различных резервов¦ ¦
¦¦для целей исчисления налога на прибыль и т.д. ¦ ¦¦
L-----------------------------------------------------+------------------
¦------------------------------------------------------------------------¬¦
¦Приложения к учетной политике: рабочий план счетов, образцы форм ¦
¦¦первичных учетных документов, бухгалтерских, налоговых регистров и т.д.¦¦
L------------------------------------------------------------------------
L- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- ---

Рис. 1

Кроме указанных выше организационных новшеств рассмотрим, какие существенные изменения законодательства необходимо учитывать бухгалтеру при разработке или корректировке учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2009 г.

Выбор способов ведения учета на основе МСФО

                      2009 г.                      
       2008 г.       
При формировании учетной политики       
допускается разработка организацией
соответствующего способа, исходя
из Международных стандартов финансовой
отчетности. При этом иные положения
по бухгалтерскому учету применяются для
разработки соответствующего способа
в части аналогичных или связанных фактов
хозяйственной деятельности, определений,
условий признания и порядка оценки
активов, обязательств, доходов
и расходов
п. 7
ПБУ 1/2008
Не          
предусмотрен
ПБУ 1/98

При формировании учетной политики торгового предприятия по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, при этом организация делает выбор наиболее оптимального и соответствующего особенностям деятельности метода. Если же в учете тех или иных хозяйственных операций предусмотрен единственный способ их отражения, то дублировать в учетной политике положения нормативных актов не следует. Если по конкретному вопросу в российском законодательстве не установлены способы ведения бухгалтерского учета, при формировании учетной политики организация может исходить из принципов МСФО.

Формы бухгалтерской документации, отражаемые в учетной политике

              2009 г.              
               2008 г.               
При формировании учетной
политики утверждаются
формы первичных учетных
документов, регистров
бухгалтерского учета,
а также документов для
внутренней бухгалтерской
отчетности
п. 4
ПБУ 1/2008
При формировании учетной    
политики утверждаются формы
первичных учетных
документов, применяемых для
оформления фактов
хозяйственной деятельности,
по которым не предусмотрены
типовые формы первичных
учетных документов
п. 5
ПБУ 1/98

Новым является требование утвердить в учетной политике все формы первичных документов, которые применяются организацией, а не только те, по которым нет унифицированных форм, как было предусмотрено ранее. При этом по-прежнему все первичные учетные документы организации должны создаваться по унифицированным формам, приведенным в соответствующих альбомах. А документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции, личные подписи и т.д.).

Нововведением ПБУ 1/2008 является требование раскрывать в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета (например, журнал регистрации хозяйственных операций, журналы-ордера, вспомогательные ведомости, Главную книгу, оборотную ведомость и т.д.).

В новом ПБУ 15/2008 отменено подразделение в бухгалтерском учете задолженности по полученным займам и кредитам на краткосрочную и долгосрочную, а также на срочную и (или) просроченную. Следовательно, исключено положение о порядке перевода задолженности из долгосрочной в краткосрочную. При этом информация о сроках погашения займов подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности. Однако в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности для отражения расчетов по кредитам и займам предусмотрено два счета - 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Вместе с тем при формировании бухгалтерского баланса такая классификация также сохраняется (п. 19 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"). В этой связи в случае если торговое предприятие использует или планирует использовать в своей деятельности заемные средства, то в приказе об учетной политике на 2009 г. необходимо предусмотреть правила перевода задолженности из долгосрочной в краткосрочную.

Учет кредитов и займов

       2009 г.       
                      2008 г.                      
Норма    
исключена
ПБУ 15/2008
Задолженность организации заемщика     
заимодавцу по полученным займам
и кредитам в бухгалтерском учете
подразделяется на краткосрочную
и долгосрочную
п. 5
ПБУ 15/01
Норма    
исключена
Заемщик может осуществлять перевод     
долгосрочной задолженности в
краткосрочную или учитывать находящиеся
в его распоряжении заемные средства,
срок погашения которых по договору
займа или кредита превышает 12 месяцев,
до истечения указанного срока в составе
долгосрочной задолженности
п. 6
ПБУ 15/01

Учет процентов по кредитам и займам

              2009 г.              
               2008 г.               
Расходы по займам      
отражаются
в бухгалтерском учете
обособленно от основной
суммы обязательства
по полученному займу
(кредиту)
п. 4
ПБУ 15/2008
Задолженность            
по полученным займам
и кредитам показывается
с учетом причитающихся
на конец отчетного
периода к уплате
процентов согласно
условиям договоров
п. 17
ПБУ 15/01

В ПБУ 15/01 установлено, что задолженность по полученным кредитам и займам показывается с учетом причитающихся к уплате на конец отчетного периода процентов. В то же время согласно Инструкции по применению Плана счетов предусмотрено, что начисленные суммы процентов отражаются обособленно по кредиту счетов 66 и 67. В соответствии с п. 4 нового ПБУ 15/2008 рабочим планом счетов на 2009 г. следует закрепить необходимые аналитические показатели и открыть отдельные субсчета к счетам 66 и 67.

Порядок изменения учетной политики

             2009 г.            
                 2008 г.                
Изменение учетной    
политики производится
с начала отчетного
года, если иное
не обусловливается
причиной такого
изменения
п. 12
ПБУ 1/2008
Изменение учетной политики     
должно вводиться с 1 января
года (начала финансового года),
следующего за годом его
утверждения соответствующим
организационно-распорядительным
документом
п. 18
ПБУ 1/98

Вносить дополнения в учетную политику согласно ПБУ 1/2008 допускается без ограничения, ровно как и по ранее установленным требованиям. Не считается изменением учетной политики утверждение новых способов (методов) ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее.

Например, переход организации на способ оценки товаров в бухгалтерском учете по стоимости приобретения вместо их оценки по продажным ценам будет считаться изменением не всей учетной политики, а только отдельного ее метода. Не являются изменением учетной политики и различного рода дополнения, внесенные в нее в связи с появлением новых финансово-хозяйственных операций в деятельности организации. Например, в учетной политике организации отсутствовали положения, касающиеся учета заемных средств и обязательств. С появлением такого рода операций (получением кредита в банке или займа от другой организации) ей следует внести не изменения, а соответствующие дополнения в свою учетную политику по бухгалтерскому учету.

Измененная учетная политика вводится в действие с начала следующего отчетного года. Однако если, например, смена деятельности или реорганизация произошли в середине года, то новое ПБУ 1/2008 допускает внесение изменений в учетную политику уже в текущем году.

Внося изменения в учетную политику, необходимо дополнительно оценить в денежном выражении то влияние, которое окажет это изменение на финансовое положение организации.

При существенном характере такого влияния организация обязана будет скорректировать бухгалтерскую отчетность на начало года, в котором произошли изменения в учетной политике. Если в бухгалтерской отчетности приводятся данные за несколько лет, то отразить изменения необходимо и за более ранний период. Такой метод получил в новом ПБУ 1/2008 название "ретроспективный".

При ретроспективном отражении последствий изменения учетных методик они должны быть применены таким образом, как если бы компания применяла их ранее, с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Практически ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений других связанных с корректировкой статей отчетности.

Нередко изменения в учетную политику оценить проблематично или невозможно. Так, если отразить изменение учетной политики в отношении прошедших периодов "с достаточной надежностью" нельзя, применять такие изменения в учете можно в отношении операций, произошедших после введения в действие измененного способа учета, то есть перспективно.

Изменение и дополнения в учетную политику должны оформляться в таком же порядке, как и сама учетная политика, то есть приказом или распоряжением руководителя предприятия.

Пример 2. ООО "Август" приняло решение о получении кредита во втором квартале 2009 г. Поскольку ранее кредиты не привлекались, в учетной политике на 2009 г. не предусмотрена методика их учета.

ООО "Август"

Приказ N 8/Б О внесении дополнений в учетную политику на 2009 год

    г. Орел                                                19 марта 2009 г.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) и иных законодательных и нормативных актов

Приказываю:

  1. Внести следующие дополнения в учетную политику в целях бухгалтерского учета на 2009 г.:

Раздел 6 учетной политики дополнить п. 6.7 "Учет кредитов и займов, а также процентов по ним":

1.1.1. Предприятие осуществляет перевод долгосрочной задолженности по кредитам и займам в краткосрочную.

1.1.2. В целях ведения обособленного учета процентов по кредитам к счетам 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" открыть субсчета для учета процентов:

66 (67)/1 - "Расчеты по основному долгу",

66 (67)/2 - "Расчеты по начисленным процентам".

  1. Контроль за соблюдением положений Учетной политики ООО "Август" с учетом внесенных дополнений возложить на главного бухгалтера организации Курочкину А.Н.
                                 Петухов
Директор ------- (Петухов С.И.)

Организация, внесшая изменения в учетную политику, согласно п. 21 ПБУ 1/2008 должна раскрыть в пояснительной записке:

Некоторые организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, продолжают вести бухгалтерский учет в полном объеме. Как правило, это вызвано необходимостью представлять бухгалтерскую отчетность учредителям и внешним пользователям. Бухгалтерский учет в усеченной форме (только в части основных средств и нематериальных активов) не позволяет сформировать финансовый результат. Следовательно, учредители не смогут определить показатели по распределению прибыли, а внешние пользователи - оценить деятельность организации.

Малые предприятия, которые ведут бухгалтерский учет в части основных средств и нематериальных активов отражают в учетной политике только правила учета этих активов. Те организации, которые, несмотря на применение УСН, осуществляют бухгалтерский учет в полном объеме, формируют учетную политику полностью.

Для организаций, переведенных на ЕНВД, никаких исключений законодательством не предусмотрено. Они должны вести бухгалтерский учет, а также составлять и применять учетную политику для целей бухгалтерского учета на общих основаниях.

Л.Н.Никулина