Мудрый Экономист

Запасные части: от прихода до списания

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 1

Основными хозяйственными операциями транспортной компании, которые бухгалтер участка "Материалы" отражает в учете, являются, конечно же, поступление, списание, а также движение запасных частей. Кроме этого, в процессе деятельности выявляются вполне жизнеспособные детали и узлы, полученные в результате демонтажа транспортных средств. Трудности у бухгалтеров возникают и при учете запчастей, которые были подвергнуты ремонту. В данной статье уделено внимание бухгалтерскому аспекту таких операций.

Принятие запасных частей на учет Общие правила

Чтобы грамотно организовать бухгалтерский учет запасных частей в организации транспорта, следует воспользоваться рекомендациями, изложенными в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов <1> (далее - Указания по учету МПЗ), Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте <2>.

<1> Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
<2> Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Итак, запасные части подлежат оприходованию на учет по общим правилам, а именно: МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 ПБУ 5/01).

Для учета запасных частей Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен отдельный субсчет к счету 10 "Материалы" - 10-5 "Запасные части", на котором учитываются их наличие и движение. Бухгалтер транспортной организации при приеме на учет от поставщика запасных частей приходует их в бухгалтерской программе, подробно описывая все технические параметры, дабы не произошло ошибки при их дальнейшем списании из-за большого количества аналогичных наименований МПЗ. Для контроля при списании запасных частей бухгалтер обычно прибегает к помощи компетентного лица (например, начальника гаража (иного лица, уполномоченного давать разрешение на осуществление ремонта ТС)), который хорошо ориентируется и в наименованиях поставщиков запасных частей, и в датах приобретения комплектов для ремонта. Корреспондирующими счетами к счету 10 могут выступать счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а также 71 "Расчеты с подотчетными лицами", если покупка запчастей осуществляется через подотчетных лиц транспортной организации.

Пример 1. ООО "Транспортная компания" приобрело для замены новый аккумулятор для автомобиля "КамАЗ" стоимостью 7670 руб. (в том числе НДС - 1170 руб.).

В бухгалтерском учете транспортной компании будут сделаны следующие записи:

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
Приобретен автомобильный аккумулятор        
  10-5  
   60   
   6500   
Отражен НДС, предъявленный поставщиком      
   19   
   60   
   1170   
НДС предъявлен к вычету                     
 68-НДС 
   19   
   1170   

Запчасти получены при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации ОС

В бухгалтерском учете запасные части могут появиться на балансе не только в результате их покупки именно по назначению (для осуществления ремонта транспортного средства), но и в результате демонтажа. Например, после аварии выявляются пригодные для эксплуатации либо подлежащие сдачи в металлолом запасные части. Такие хозяйственные операции в бухгалтерском учете находят свое отражение по дебету счета 10, субсчета 10-5 (для запасных частей, пригодных к эксплуатации), 10-6 "Прочие материалы" (для запасных частей, которые не могут быть использованы как таковые в данной организации (металлолом, утильсырье)), и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" (п. 79 Указаний по учету МПЗ, Инструкция по применению Плана счетов).

Пунктом 9 ПБУ 5/01 установлено, что фактическая себестоимость запасных частей, остающихся от выбытия транспортных средств, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. Кстати, приходуются такие запчасти на дату списания транспортного средства. Для удобства большинство бухгалтеров в бухгалтерском учете используют ту же стоимость запчастей, что и в налоговом учете.

Пример 2. В результате выбытия ТС транспортной компанией оприходованы на баланс организации запасные части, пригодные для эксплуатации, по цене 3600 руб. (стоимость определена по заключению комиссии).

В бухгалтерском учете транспортной компании будет сделана следующая запись:

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
Оприходованы запасные части, пригодные для  
дальнейшей эксплуатации
  10-5  
  91-1  
   3600   

Запасные части получены в результате замены действующих запчастей на новые

Случаи, при которых происходит замена одних запчастей на аналогичные, могут быть разными: это и текущий (капитальный) ремонт ТС, и установка тюнинг-комплектующих для автомобиля. Иногда в процессе замены выявляются запасные части, пригодные для дальнейшей эксплуатации (либо те, что будут пригодны после осуществления ремонтных работ). Задача бухгалтера - грамотно их оприходовать. Как и в предыдущем примере, для отражения такой хозяйственной операции в бухгалтерском учете будет иметь место проводка по дебету счета 10, субсчет 10-5, кредиту счета 91, субсчет 91-1.

Отметим, что в соответствии с п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. О чем эта норма?

Формирование первоначальной стоимости МПЗ будет зависеть от того, пригодна ли запасная часть к дальнейшему использованию или требует обязательного ремонта. В первом случае бухгалтер примет ее в качестве материалов по рыночной стоимости (в сумме, утвержденной комиссией). Если же по прошествии времени транспортная компания примет решение о ремонте - затраты на его осуществление не увеличат уже сформированную первоначальную стоимость, а будут списываться на расходы текущего месяца.

Если же запасная часть отдана в автосервис для проведения ремонтных работ сразу же после снятия с автомобиля - себестоимость МПЗ формируется с учетом фактических затрат организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования (основание - п. п. 9, 11 ПБУ 5/01). Это подтвердил и Минфин в Письме от 10.09.2007 N 03-03-06/1/656. Иными словами, бухгалтер транспортной организации увеличит стоимость запасной части (которая учитывается на счете 10-5) на стоимость ремонтных работ.

Пример 3. В результате проведения тюнинг-работ автомобиля "Газель", принадлежащего ООО "Транспортная компания", была осуществлена замена бортовой платформы. Рыночная стоимость снятой с автомобиля запасной части (согласно заключению комиссии) составляет 10 000 руб. После того, как старую платформу установили на другой автомобиль, было решено провести кузовные и покрасочные работы. Стоимость ремонтных работ составила 7080 руб. (в том числе НДС - 1080 руб.).

В бухгалтерском учете транспортной компании будут сделаны следующие записи:

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
Оприходованы запасные части                 
  10-5  
  91-1  
  10 000  
Стоимость услуг по ремонту бортовой         
платформы отнесена на текущие расходы <*>
 20 (23)
   60   
   6 000  
Отражен НДС, предъявленный подрядной        
организацией
   19   
   60   
   1 080  
НДС принят к вычету                         
 68-НДС 
   19   
   1 080  
Списаны запасные части                      
 20 (23)
  10-5  
  10 000  
<*> Так как бортовая платформа, снятая с тюнингованного автомобиля, была готова к эксплуатации и установлена на другой автомобиль, стоимость дальнейших ремонтных работ не увеличивает фактическую себестоимость детали, а списывается на затраты текущего месяца.

Отпуск запасных частей Общие правила

При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

Как известно, применение одного из указанных способов по группе (виду) МПЗ производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики (п. 16 ПБУ 5/01).

Пример 4. Воспользуемся данными примера 1. Допустим, ООО "Транспортная компания" отпуск МПЗ в производство осуществляет способом "по средней себестоимости". На балансе организации числятся несколько автомобильных аккумуляторов с аналогичными техническими свойствами, но приобретенных по разной цене (а именно 4600 руб., 5400 руб. и 5330 руб. без учета НДС). Несмотря на то что в эксплуатацию передан аккумулятор, отраженный в балансе по цене 5330 руб., в учете на дату передачи в эксплуатацию отразится иная сумма.

В бухгалтерском учете транспортной компании будет сделана следующая запись:

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
Аккумулятор списан в эксплуатацию           
(4600 + 5400 + 5330) руб. / 3
 20 (23)
  10-5  
   5110   

Частности...

Дальнейшая судьба запчастей, полученных в результате демонтажа, может складываться по-разному. Возможна их продажа в виде отдельных блоков либо сдача в металлолом специализированной организации. Иногда демонтированные запасные части в дальнейшем планируется использовать для ремонта автомобилей аналогичной марки.

Как уже рассматривалось выше, отпуск материалов в производство и иное их выбытие производятся способом, закрепленным в учетной политике организации. В то же время независимо от выбранного способа запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой их единицы (п. 17 ПБУ 5/01). Это, по мнению автора, как раз можно отнести к нашей ситуации.

Пример 5. ООО "Транспортная компания" после случившейся аварии с участием принадлежащего ей автомобиля ГАЗ 33-07 и последующего демонтажа не подлежащего восстановлению ТС сдало его на специализированный пункт приема металлолома. После произведенной оценки металлолом был оприходован в бухгалтерском учете по рыночной стоимости - 8000 руб.

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
Оприходован кузов ТС по цене металлолома    
  10-6  
  91-1  
   8000   
Отражена реализация металлолома <*>
   62   
  91-1  
   8000   
Списана стоимость металлолома               
  91-2  
  10-6  
   8000   
<*> Так как в данной статье мы рассматриваем только вопросы бухгалтерского учета, расчеты с бюджетом по НДС при реализации запасных частей, в том числе при сдаче металлолома, не приводятся.

Документальное оформление

Принятие на учет запасных частей оформляется в зависимости от способа их поступления. Если транспортная организация приобретает запчасть у поставщика, первичным документом служат товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), а также приходный ордер (форма N М-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). Если же запасные части приходуются на баланс организации в результате выбытия транспортных средств, унифицированной формы бланка для этих целей не предусмотрено и его следует разработать самостоятельно. Благо нормативные документы по учету МПЗ нам это позволяют: исходя из конкретных условий деятельности организации последняя может, помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материально-производственных запасов. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (п. 100 Указаний по учету МПЗ). Причем данные о принятых на учет запасных частях должны соответствовать данным, указанным в разд. 4 "Сведения о принятии к бухгалтерскому учету демонтированных основных деталей и узлов" акта о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).

Одним из первичных учетных документов по отпуску запасных частей со складов организации является требование-накладная формы N М-11 (п. 100 Указаний по учету МПЗ).

Четких указаний по документальному оформлению проведения ремонтных работ ТС в настоящее время нет. Приведем для примера некоторые документы, которые используют в работе транспортные компании и которые, по мнению автора, позволяют экономически обосновать проведение ремонтных работ. Итак, первое, что целесообразно осуществить, - осмотр автомобиля, что фиксируется путем составления соответствующего акта. В нем должны быть отражены наименование деталей, подлежащих замене, и их дальнейшее назначение (ремонт, сдача в металлолом, утиль). Повторим, что эти документы должны быть разработаны и утверждены в учетной политике транспортной организации. Неплохо было бы оформить акт установки, который обеспечит контроль за движением запасных частей, как для работников финансовой службы, так и непосредственно для работников транспортной службы, ответственной за проведение ремонта. Кроме того, понадобится документ, с помощью которого снятые и пригодные (не пригодные) к эксплуатации запасные части можно оприходовать на баланс, - акт об оприходовании запасных частей или металлолома.

С.В.Манохова

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение"