Мудрый Экономист

Предлагаемые изменения гражданского законодательства

"Современный предприниматель", 2010, N 12

В настоящее время Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" разработан проект федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс (далее - ГК РФ). Подготовке проекта предшествовала разработка Концепции развития гражданского законодательства, которая одобрена Советом по кодификации на заседании 7 октября 2009 г. В качестве основных целей принятия изменений в ГК РФ названы:

Проект затрагивает положения ГК РФ, которые регулируют деятельность индивидуальных предпринимателей и хозяйственных обществ (ООО и АО). Остановимся на некоторых из них. Не забывайте, что пока это - только проект, который еще не принят.

Вместо ранее существовавшего понятия "обычай делового оборота", непосредственно связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 5 ГК РФ), вводится новое понятие "обычай", которое распространяется на предпринимательскую и иную деятельность. Таким образом, все, что ранее рассматривалось и регулировалось через понятие "обычай делового оборота", теперь будет рассматриваться и регулироваться через просто "обычай".

Гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, судебных решений, в результате приобретения имущества, вследствие причинения вреда (ст. 8 ГК РФ). Перечень планируется дополнить. В соответствии с предлагаемыми поправками гражданские права и обязанности могут возникать из решений собраний, что особенно актуально для ООО или АО, поскольку де-факто указанное правило действует в хозяйственных обществах уже давно. Соответственно, в ст. 12 ГК РФ добавлен еще один способ защиты гражданских прав - признание недействительным решения собрания.

В соответствии с изменениями действующего законодательства и появлением так называемых саморегулируемых организаций предусматривается, что юридическое лицо отдельными видами деятельности может заниматься как на основании специального разрешения (лицензии), так и на основании членства в саморегулируемой организации (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Право осуществлять такую деятельность возникает с момента получения лицензии или вступления в саморегулируемую организацию, а прекращается по истечении срока действия лицензии или членства в саморегулируемой организации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

ГК РФ хотят дополнить ст. 50.1, устанавливающей порядок принятия решения о создании юридического лица (в том числе хозяйственного общества). Она, в частности, предусматривает порядок голосования учредителей, а также устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в решении о создании юридического лица.

Учредительным документом юридического лица является его устав, утверждаемый учредителями (участниками) данного юридического лица (ст. 52 ГК РФ). При этом, согласно п. 2 предлагаемой новой редакции ст. 52 ГК РФ, при подготовке и регистрации устава юридического лица учредители смогут использовать типовые уставы, утверждаемые органом юстиции, осуществляющим госрегистрацию юридических лиц.

В проекте предусматривается ответственность лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица (например, генеральный директор ООО или АО), а также коллегиальных органов юридических лиц (например, совета директоров ООО или АО). Этому посвящена новая ст. 53.1 ГК РФ. Сейчас данные положения содержатся лишь в федеральных законах, регулирующих деятельность того или иного юридического лица.

Из новой редакции ГК РФ предлагается исключить понятие "передаточный акт", который сейчас используется при реорганизации юридических лиц, определяя права и обязанности, переходящие от реорганизованного юридического лица к вновь созданному. В то же время разделительный баланс при разделении или выделении юридических лиц предлагается применять, как прежде.

Существенно конкретизированы права кредиторов реорганизуемого юридического лица (ст. 60 ГК РФ), в частности на предъявление требований о досрочном исполнении обязательств кредитору отводят 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица.

Новая ст. 60.1 ГК РФ определяет последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица. Так, признание судом недействительным решения о реорганизации не влечет ликвидацию образовавшегося в результате реорганизации юридического лица. Юридические лица, образованные в результате реорганизации, и участники реорганизованного юрлица, голосовавшие за принятие решения о реорганизации, обязаны солидарно возместить убытки участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против такого решения или не принимавшему участие в голосовании, а также кредиторам реорганизованного юридического лица.

Согласно новой редакции ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица автоматически повлечет за собой его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Ранее правило действовало за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Кроме того, в п. 3 указанной статьи конкретизированы ситуации, когда ликвидация юридического лица может осуществляться по решению суда. Интересным представляется п. 7 указанной статьи, согласно которому юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц. Сейчас такого правила в ГК РФ нет.

Пункт 2 новой редакции ст. 62 ГК РФ предусматривает для учредителей (участников) юридического лица солидарное обязательство по ликвидации юридического лица. Учредители солидарно обязаны за счет имущества юрлица, а при недостаточности такого имущества - за своей счет ликвидировать юрлицо, даже если решение о ликвидации принимали не они. Кроме того, законопроектом конкретизирован срок, в течение которого следует подать информацию в орган юстиции для внесения записи в ЕГРЮЛ о том, что юрлицо находится в процессе ликвидации. Сделать это предлагают в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации. Предусматривается возможность возобновления процедуры ликвидации юридического лица (повторной ликвидации), ранее уже ликвидированного. Это допускается в случае обнаружения (после завершения процедуры ликвидации) нового (ранее неизвестного или не обнаруженного) имущества ликвидированного юридического лица (п. 5 ст. 64 ГК РФ).

Как следует из предлагаемой редакции п. 1 ст. 64 ГК РФ, расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды не будут производиться отдельно в порядке третьей очереди при ликвидации юридического лица. Данные расчеты предлагается осуществлять одновременно с удовлетворением требований других кредиторов, относимых к четвертой очереди.

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на управление их деятельностью (право членства), являются корпоративными организациями или корпорациями. Об этом - в новой ст. 65.1 законопроекта.

К числу корпораций предлагают отнести в том числе хозяйственные общества (ООО и АО). Унитарными юридическими лицами являются те, чьи учредители (участники) не становятся их участниками и приобретают в них право членства. Одновременно в ст. 65.2 ГК РФ впервые детально рассмотрены права и обязанности участников (членов) корпораций. Сейчас данные права и обязанности подробно оговариваются лишь в специальных федеральных законах, регулирующих деятельность того или иного хозяйственного общества (например, Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и т.д.).

Кроме того, новая ст. 65.3 ГК РФ впервые устанавливает порядок управления корпорацией, в том числе определяет вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания ее участников (членов).

Статья 66.1 целиком посвящена вкладам в имущество хозяйственного товарищества и общества, а ст. 66.2 - уставному капиталу. Нормы предлагается существенно расширить и дополнить по сравнению с существующим на сегодняшний день п. 6 ст. 66 ГК РФ.

Основным предлагаемым изменением является положение п. 2 ст. 66.2 ГК РФ, согласно которому размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью не может быть менее 500 тыс. руб. (для сравнения, сегодня данная цифра составляет всего 10 тыс. руб.). Данное изменение весьма существенно и бесспорно отразится на состоянии дел в сфере хозяйственных обществ, поскольку теперь для учреждения ООО необходимо будет приложить немалые усилия для поиска необходимой суммы. Подобная норма вряд ли сообразуется с заботами о малом бизнесе. Если данный пункт будет принят, немалое количество компаний будут просто не в состоянии выполнить подобную норму.

В свою очередь, размер уставного капитала акционерного общества, согласно новой редакции ГК РФ, не может быть менее 5 млн руб., что также весьма существенно по сравнению с действующим ныне законодательством (сегодня данная цифра составляет всего 100 тыс. руб.) и, конечно же, не позволит в будущем, что называется, "плодить" ОАО или ЗАО в таких широких масштабах, как это происходит сейчас.

Следует также отметить тот факт, что законопроект предлагает полностью исключить ст. 95 ГК РФ, посвященную созданию и деятельности обществ с дополнительной ответственностью. Следовательно, в случае принятия указанных изменений такая форма хозяйственного общества, как общество с дополнительной ответственностью, просто перестанет существовать.

Проект предлагает дополнить ГК РФ новой ст. 157.1, которая предусматривает порядок получения согласия на совершение сделки, если такое согласие требуется в силу закона. При этом подчеркивается, что молчание не является согласием на сделку или ее одобрением. Статья 165.1 вводит понятие юридически значимого сообщения, под которым понимаются уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия.

Согласно новой редакции ст. 173 ГК РФ понятие "сделка юридического лица, выходящая за пределы его правоспособности" предлагается заменить понятием "сделка юридического лица, совершенная в противоречии с целями его деятельности". Это позволит более четко выявлять недействительные сделки в деятельности любого юридического лица, опираясь на его устав, поскольку цели деятельности любого юридического лица указываются в его уставе, а понятие "правоспособность" значительно шире того, что хотел сказать законодатель в ныне действующей ст. 173 ГК РФ.

Какова будет судьба проекта и насколько он сохранится к моменту передачи на рассмотрение в Госдуму, сказать сложно. Но то, что нормы Гражданского кодекса в ближайшее время радикально изменятся, - факт очевидный.

П.Гулидов

Юрист частной практики,

основатель "Юридического кабинета

Павла Гулидова"

Проблемы бизнеса с небольшими вложениями
 
Закон о торговле. Практика применения