Мудрый Экономист

Особенности реализации федерального закона № 83-ФЗ в сфере физической культуры и спорта

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 9

Особенности реализации Федерального закона N 83-ФЗ <1> в сфере физической культуры и спорта (далее - Методические рекомендации) оговорены специалистами Минфина в Приложении 1.4 к Комплексным рекомендациям органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Комплексные рекомендации), опубликованным на официальном сайте Министерства.

<1> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

В Методических рекомендациях приводятся особенности формирования перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), анализа сети подведомственных учреждений, выбора типа государственного (муниципального) учреждения, управления имуществом (объемом имущественных прав), определения нормативных затрат и расчета финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания а также формирования государственных (муниципальных) заданий. Но обо всем по порядку.

Формирование перечня государственных (муниципальных) услуг

Прежде чем говорить о формировании данного перечня в учреждениях спорта, остановимся на общих принципах его составления, представленных в п. 10.1 Комплексных рекомендаций. В частности, указано, что формирование перечня услуг является базовым условием реализации положений Федерального закона N 83-ФЗ. Перечни услуг должны содержать показатели их объема и качества, категории потребителей, группы учреждений, оказывающих соответствующие услуги (выполняющих работы).

Высшим органом исполнительной власти субъекта РФ может быть выбран один из двух подходов:

При реализации двухуровневой структуры (первый подход) исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности формирует отраслевой перечень услуг и включает в него исчерпывающий перечень услуг в соответствии с предусмотренными законодательством полномочиями в этой сфере в субъекте РФ, а также на муниципальном уровне. Отраслевой перечень услуг должен полностью охватывать все государственные гарантии в части обеспечения бесплатного образования, медицинской помощи, социальных гарантий и т.п. по каждой сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством. Отраслевые перечни услуг по каждой сфере деятельности могут быть утверждены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Ведомственный перечень услуг формируется учредителем путем включения в него услуг (работ), предусмотренных отраслевыми перечнями услуг в соответствующих основной деятельности подведомственных учреждений сферах, в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений.

При реализации в субъекте РФ первого подхода на муниципальном уровне рекомендуется формировать только ведомственные перечни услуг.

Независимо от вида перечня услуг он должен содержать не только их наименования, но и ряд показателей, характеризующих процесс и результаты оказания каждой услуги. Например, перечень должен включать в себя следующие разделы:

<2> Показатели качества определять желательно, но не обязательно.

При установлении состава показателей, характеризующих качество услуги, рекомендуется соблюдать следующие требования:

Для услуг рекомендуется обязательно определить единицу измерения объема, в то время как для работ единица измерения объема может быть определена, но это не обязательно.

Перейдем к формированию перечня государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта. Он имеет двухуровневую структуру, так как формируется субъектами РФ и муниципальными образованиями. Как определено абз. 1 разд. I Методических рекомендаций, при формировании перечня в соответствии с полномочиями в сфере физической культуры и спорта, возложенными на субъекты и муниципальные образования РФ Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а также с полномочиями государственных и муниципальных органов власти, закрепленными федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", рекомендуется формировать перечень государственных (муниципальных) услуг (работ) на основании Приложения 4 к Комплексным рекомендациям.

Учитывая, что указанный Перечень является лишь рекомендуемым, он допускает выделение иных государственных (муниципальных) услуг (работ) в сфере физической культуры и спорта, а также укрупнение или детализацию предложенных государственных (муниципальных) услуг (работ). Например, услуга по реализации программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности может быть детализирована органом власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений в сфере физической культуры и спорта, по следующим вариантам ее оказания:

I. По виду спорта:

II. По этапам обучения:

III. По категории потребителей:

Так, на муниципальном уровне могут преимущественно реализовываться программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на спортивно-оздоровительном этапе, этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе, а на региональном уровне - программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Услуги по обеспечению доступа к спортивным объектам могут быть детализированы по видам спортивных объектов (открытые/закрытые или стадионы/спортивные комплексы/бассейны и т.д.) либо по категориям потребителей (если доступ предоставляется определенным (льготным) категориям).

Также детализации могут быть подвергнуты работы, включаемые в перечень государственных (муниципальных) услуг (работ). Например, работы по подготовке спортивных сборных команд субъектов РФ могут быть детализированы по составу спортивных сборных (спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и без ограничения таковых) или по видам спорта, в которых выступают сборные.

Работы по организации и проведению в соответствии с Единым календарным планом физкультурно-оздоровительных или спортивных мероприятий могут быть детализированы по видам спорта (зимние/летние), по запланированному количеству участников (менее 500/от 500 до 1000/более 1000 человек) или по категории участников (дети младшего школьного возраста/дети старшего школьного возраста/молодежь/взрослые/лица с ограниченными возможностями здоровья и т.д.).

Стоит учесть, что приведенные в Приложении 4 к Комплексным рекомендациям показатели качества также являются рекомендуемыми и могут быть сокращены, изменены или дополнены по усмотрению органа власти, осуществляющего формирование перечня государственных (муниципальных) услуг (работ).

При разработке показателей качества услуг (работ) рекомендуется:

Для работ, направленных в том числе на популяризацию физической культуры и спорта, необходимо использовать показатели, отражающие вовлечение территорий в данную работу, такие как "охват территорий, в которых организовано мероприятие" или "охват территорий, принявших участие в мероприятии", а кроме того, освещение данных работ в средствах массовой информации. Такими показателями могут быть "количество СМИ, аккредитованных на мероприятии" или "количество публикаций о мероприятии".

Еще одним показателем качества работ в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики может быть процент выполнения календарного плана мероприятий.

Анализ сети подведомственных учреждений, выбор типа государственного (муниципального) учреждения

Как определено п. 10.2 Комплексных рекомендаций, анализ сети подведомственных учреждений необходим для принятия в случае необходимости решения об изменении типа учреждений, создании новых учреждений, а также об их реорганизации или ликвидации.

В целях проведения анализа каждому учреждению рекомендуется выполнить следующие действия:

Группировка позволит провести дальнейший сравнительный анализ учреждений в целях принятия решения о выборе типа учреждения. Например, по учреждениям каждой группы целесообразно:

  1. Выявить подведомственные учреждения, оказывающие услуги, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ, являющиеся необходимыми и обязательными для оказания государственных (муниципальных) услуг органами государственной власти (местного самоуправления).
  2. Определить объем доходов от приносящей доход деятельности по основным видам деятельности, определенным учредительными документами, а также долю доходов от "непрофильной" деятельности в общем объеме приносящей доход деятельности.
  3. Выявить учреждения, которые не являются "профильными" для данного учредителя, с целью более точного формирования ведомственных перечней услуг и последующего рассмотрения вопроса о необходимости реформирования сети учреждений.
  4. Выявить учреждения, целью деятельности которых не может являться увеличение количества потребителей услуг и для которых необходимо специально разрабатывать систему мотивации к повышению эффективности деятельности.
  5. Выявить учреждения, расположенные на территориях, включенных в региональные (отраслевые) программы социально-экономического развития (иные программы), с целью принятия решений об оптимизации типа учреждений с учетом целей и задач соответствующих программ.

В целях реализации указанных рекомендаций в разд. II Методических рекомендаций представлен алгоритм анализа сети подведомственных учреждений и принятия решения о выборе типа государственного (муниципального) учреждения.

Принадлежность учреждений физической культуры и спорта к тому или иному типу показана в таблице.

Управление имуществом (объем имущественных прав)

Наделение учреждения физической культуры и спорта имущественными правами зависит от вида учреждения. Как известно, в соответствии с законодательством РФ имущество казенного, бюджетного, автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником такого имущества является РФ, или субъект РФ, или муниципальное образование.

Имущество, закрепленное за казенным учреждением без принятия дополнительного решения в отношении указанного имущества, признается закрепленным за ним на праве оперативного управления, то есть учреждение владеет, пользуется имуществом в пределах, установленных законом, и распоряжается им с согласия собственника.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, как закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Остальным движимым имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, автономное и бюджетное учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

В разд. III Методических рекомендаций указаны виды имущества, которые рекомендуется относить к особо ценному движимому имуществу:

Определение нормативных затрат и расчет финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания

Общие положения об определении нормативных затрат приведены в п. 10.4 Комплексных рекомендаций.

Указано, что в соответствии с положениями ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения задания, а также на иные цели.

Для расчета субсидий на выполнение задания учредителям следует определить и утвердить нормативные затраты на оказание услуг. Размер такой субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуг в рамках задания, затрат на выполнение работ в рамках задания с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение этого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), и на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Также в п. 10.4 Комплексных рекомендаций приведена формула расчета субсидии:

    SUB   = (SUM  (N  x V   )) + (SUM  SUBр ) + SUB    ,
гз i i Едi j j Имущ
где SUB - субсидия, предоставляемая учреждению на финансовое
гз
обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
N - нормативные затраты на оказание i-й услуги (включая расходы на
i
содержание имущества, необходимого для оказания данной услуги, входящего в
перечень недвижимого или особо ценного движимого имущества);
V - объем (количество единиц) предоставляемой i-й услуги;
Едi
SUBр - затраты на выполнение j-го вида работ (включая расходы на
j
содержание имущества, необходимого для выполнения данной работы, входящего
в перечень недвижимого или особо ценного движимого имущества);
SUB - затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого
Имущ
имущества (налоги, оплата части коммунальных услуг и прочие затраты на
содержание имущества, непосредственно не связанные с оказанием
государственных (муниципальных) услуг).

Нормативные затраты могут рассчитываться несколькими методами:

<3> Только в переходный период.

В отношении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг учреждениями физической культуры и спорта расчет осуществляется методом прямого счета. Он подразумевает определение структуры затрат на оказание услуги и отдельный расчет каждой составляющей нормативных затрат исходя из требований к качеству и условиям оказания услуги.

Например, при определении нормативных затрат на реализацию программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности варианты оказания услуги могут повлиять на стоимость услуги следующим образом:

На каждый вариант оказания услуги (выполнения работы) может быть разработан свой норматив, либо норматив может быть утвержден для нескольких схожих по характеристикам вариантов оказания услуг (выполнения работ), например на игровые виды спорта, индивидуальные виды спорта, либо по группам потребителей, например норматив для реализации программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности для детей до 11 лет, от 11 до 18 лет, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Если расхождения в нормативах несущественны (менее 10%), можно не использовать детализацию услуги по вариантам ее оказания для расчета норматива и использовать один норматив для всех вариантов оказания услуги.

При расчете нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) по реализации программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, а также при определении затрат на оказание государственных услуг по реализации программ среднего профессионального образования с компонентом дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (в училищах олимпийского резерва) предлагается использовать Методические рекомендации по установлению системы оплаты труда и материального стимулирования тренеров-преподавателей и специалистов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, утвержденные Приказом Минспорттуризма России от 17.03.2010 N 197.

При расчете нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг дополнительного образования детям в кружках и секциях физкультурно-спортивной направленности предлагается использовать Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 19.10.2006 N 06-1616).

Нормативы затрат на выполнение работ в сфере физической культуры и спорта в случае, если показатель объема работы не определен, не разрабатываются. При этом в расчет ассигнований могут включаться нормативы, утвержденные в отрасли. Например, при определении объема бюджетных ассигнований на выполнение работ по подготовке сборных команд субъектов РФ могут использоваться утвержденные на региональном (местном) уровне нормативы:

Объем бюджетных ассигнований на выполнение работ по организации и проведению в соответствии с календарным планом физкультурно-оздоровительных или спортивных мероприятий может определяться с учетом нормативов на предоставление атрибутов соревнования на одного участника мероприятия.

При расчете финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания расходы на содержание недвижимого имущества рекомендуется нормировать не на одного потребителя услуги, а на 1 кв. м площади спортивного объекта.

Формирование государственных (муниципальных) заданий, Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

Государственные (муниципальные) задания в соответствии с Бюджетным кодексом разрабатываются на период от одного года до трех лет. Все зависит от срока, на который утвержден бюджет субъекта РФ (муниципального образования). Для подведомственного бюджетного (автономного) учреждения задание формируется учредителем, для казенного - по решению органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств согласно утвержденному ведомственному перечню услуг.

Стоит отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 69.2 БК РФ показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), бюджетной сметы казенного учреждения, а также при определении объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

При составлении задания целесообразно включать в него следующие показатели:

Согласно разд. V Методических рекомендаций государственное (муниципальное) задание должно включать в себя следующие показатели:

Например, для услуги по реализации программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в графе "показатели объема" нужно указать:

А.Беляев

Редактор журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"