Мудрый Экономист

Особенности предоставления субсидий спортивным организациям

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 9

Порядок и условия оказания адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд РФ по базовым олимпийским и паралимпийским видам спорта, путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование указанной финансовой поддержки определены в Постановлении Правительства РФ N 391 <1>. Рассмотрим особенности предоставления субсидий.

<1> Постановление Правительства РФ от 18.05.2011 N 391 "Об утверждении Правил оказания адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации" (далее - Правила N 391).

Как определено п. 2 Правил N 391, субсидии выделяются на приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и экипировки.

Предоставление субсидий производится на основании заключенного между Минспорттуризмом и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение). Его форма, форма и срок подачи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ заявки о перечислении субсидии, а также перечень базовых видов спорта для каждого субъекта РФ утверждаются Минспорттуризмом.

В соглашении должны быть отражены следующие показатели:

Согласно п. 5 Правил N 391 для предоставления субсидий должны быть соблюдены следующие условия:

Объем субсидий, предоставляемых бюджету субъекта РФ, определяется по формуле, приведенной в п. 7 Правил N 391:

Суб = Кбовс x Рбовс + Кбпвс x Рбпвс,

где Кбовс - количество базовых олимпийских видов спорта, развиваемых в субъекте РФ;

Рбовс - размер поддержки, направляемой на приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и экипировки для одного базового олимпийского вида спорта;

Кбпвс - количество базовых паралимпийских видов спорта, развиваемых в субъекте РФ;

Рбпвс - размер поддержки, направляемой на приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и экипировки для одного базового паралимпийского вида спорта.

Размер поддержки, направляемой на приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и экипировки для одного базового олимпийского вида спорта, определяется по формуле (п. 8 Правил N 391):

Рбовс = Афб / (SUM Кбовс + SUM Кбпвс x П),

где Афб - размер бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, лимитами бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Минспорттуризму для оказания адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд;

SUM Кбовс - количество базовых олимпийских видов спорта во всех субъектах РФ, которым предоставляются субсидии в соответствии с Правилами N 391;

SUM Кбпвс - количество базовых паралимпийских видов спорта во всех субъектах РФ, которым предоставляются субсидии в соответствии с Правилами N 391;

П - корректирующий коэффициент для паралимпийских видов спорта, равный 0,6 (с учетом особенностей в соотношении развития олимпийских и паралимпийских видов спорта).

Размер поддержки, направляемой на приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и экипировки для одного базового паралимпийского вида спорта, определяется по формуле (п. 9 Правил N 391):

Рбпвс = Рбовс x П.

Субсидии, предназначенные для спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд РФ по базовым олимпийским и паралимпийским видам спорта, сначала перечисляются из федерального бюджета на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ. Впоследствии субсидии с указанных счетов распределяются по бюджетам субъектов РФ в соответствии с Порядком N 92н <2>.

<2> Приказ Минфина России от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".

Как определено п. 5 Порядка N 92н, при распределении субсидий между бюджетами субъектов РФ на орган Федерального казначейства возлагается выполнение определенного перечня действий. В частности, к таким действиям относятся:

Учет поступлений осуществляется по кодам бюджетной классификации, указанным в поле 104 расчетных документов, с учетом соответствия кода главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджетов и кода бюджетной классификации поступления в бюджет, администрируемого главным администратором поступлений в бюджет согласно законодательству РФ, субъекта РФ или правовым актам представительных органов местного самоуправления.

При поступлении в бюджет субъекта РФ субсидии из федерального бюджета орган Федерального казначейства присваивает ей аналитический код, идентифицирующий операцию, связанную с субвенцией (межбюджетной субсидией), полученной из федерального бюджета, в соответствии с установленными кодами на основании информации, указанной в поле "Назначение платежа" расчетного документа.

Суммы поступлений за операционный день, сгруппированные по кодам бюджетной классификации, подлежат распределению между бюджетами по нормативам, действующим в текущем финансовом году и установленным Бюджетным кодексом, а также иными законодательными актами РФ.

На финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований возлагается обязанность по предоставлению в органы Федерального казначейства по месту их обслуживания Сведений о нормативах распределения поступлений между бюджетами, оформленных согласно Приложению N 7 к Порядку N 92н (ф. 0531457) (далее - Сведения). Сведения предоставляются в электронном виде, а при отсутствии у финансового органа технической возможности для этого - на бумажном носителе.

В графе "Код вида бюджета" указываются соответствующие коды видов бюджетов: федеральный бюджет - 01, бюджет субъекта РФ - 02, бюджет внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург - 03, бюджет городского округа - 04, бюджет муниципального района - 05, бюджет Пенсионного фонда - 06, бюджет Фонда социального страхования - 07, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 08, бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования - 09, бюджет поселения - 10.

Орган Федерального казначейства проверяет соответствие нормативов распределения поступлений, указанных в Сведениях, нормативам, установленным законодательством субъекта РФ или муниципальными правовыми актами. Если по итогам проверки нормативы, указанные в Сведениях, не соответствуют установленным законодательством субъекта РФ или муниципальными правовыми актами, поступления распределяются органом Федерального казначейства по нормативам, установленным законодательством субъекта РФ или муниципальными правовыми актами.

Распределение поступлений между бюджетами осуществляется по общей сумме поступлений по соответствующему коду бюджетной классификации и коду ОКАТО.

Операции по кассовым расходам бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, включая их остатки, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года, осуществляются с учетом особенностей, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Например, как определено п. 4 ст. 12 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", в 2011 г. операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в том числе с их остатками, не использованными по состоянию на 1 января 2011 г., при исполнении бюджетов субъектов РФ учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных органах Федерального казначейства.

Информация об объемах и сроках перечисления субсидий учитывается Минспорттуризмом при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления кассового плана исполнения федерального бюджета в соответствии с Приказом Минфина России от 27.11.2007 N 120н "О Порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году".

Размер уровня софинансирования расходного обязательства субъекта РФ определяется по формуле:

Yi = 0,8 / РБОi,

где 0,8 - средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидии;

РБОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".

Стоит отметить, что размер уровня софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидии не может быть установлен выше 95 и ниже 5% расходного обязательства.

В соответствии с п. 14 Правил N 391 оценка эффективности расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Минспорттуризмом исходя из повышения по сравнению с исходным уровнем оснащенности спортивно-технологическим оборудованием, инвентарем и экипировкой, а также количества спортсменов, подготовленных в субъекте РФ и включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды РФ по базовым видам спорта.

Как отмечалось выше, предоставляемые субсидии имеют целевое назначение. При установлении фактов ее нецелевого использования субсидия подлежит взысканию в доход федерального бюджета. Порядок взыскания субсидии определен в Приказе Минфина России N 51н <3>.

<3> Приказ Минфина России от 11.06.2009 N 51н "Об Общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и Порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета" (далее - Порядок взыскания субсидии).

Вкратце рассмотрим его.

Остатки целевых средств, не использованные по состоянию на 1 января очередного финансового года, подлежат возврату в бюджет, из которого были предоставлены. Согласно п. 2 Порядка взыскания субсидии, если неиспользованные остатки целевых средств не перечислены в доход федерального бюджета до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным, Минфин направляет в Федеральное казначейство приказ о взыскании неиспользованных остатков целевых средств (далее - Приказ). Приказ не позднее следующего рабочего дня со дня его подписания направляется в Федеральное казначейство вместе с созданной электронной копией, подтвержденной электронной цифровой подписью уполномоченного лица Минфина (далее - Электронный приказ).

Электронный приказ не позднее трех рабочих дней со дня его получения доводится Федеральным казначейством до указанного в Приказе территориального органа Федерального казначейства для осуществления взыскания неиспользованных остатков целевых средств на счет N 40101 управления Федерального казначейства по г. Москве.

В случае выявления фактов несоблюдения органом государственной власти субъекта РФ условий предоставления субсидии ее перечисление приостанавливается Минфином в Порядке, установленном Приказом N 105н <4>.

<4> Приказ Минфина России от 12.11.2007 N 105н "Об утверждении Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления".

Ведение отчетности об осуществлении расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, возлагается на уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Она представляется ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме, утвержденной Минспорттуризмом (п. 16 Правил N 391).

Если в отчетном финансовом году субъектом РФ не достигнуты показатели эффективности использования субсидии и отклонение указанных показателей составляет более 50% от среднероссийского уровня, объем субсидии, предусмотренный бюджету субъекта РФ на текущий финансовый год, подлежит сокращению в порядке, предусмотренном Правилами N 391.

Высвободившиеся средства могут быть перераспределены между другими субъектами РФ, имеющими право на их получение.

А.Беляев

Редактор журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"