Мудрый Экономист

Энергосбережение в строительстве в России и за рубежом

"Руководитель строительной организации", 2010, N 12

Проблемы энергосбережения и повышения энергоэффективности в последнее время активно и громко обсуждаются на всех уровнях политической власти страны - от Президента РФ до губернаторов и глав муниципальных образований. Насколько нынешняя государственная политика стимулирования энергосбережения адекватна поставленным задачам? Как задача повышения энергоэффективности строящихся и существующих зданий и сооружений повлияет на деятельность строительных организаций?

Зарубежный опыт стимулирования энергосбережения

Средний расход тепловой энергии на отопление и снабжение горячей водой в России, по данным Госстроя, составляет 74 кг условного топлива (у. т.) на кв. м в год. В европейских странах этот показатель в два - пять раз ниже. Например, в странах Скандинавии, имеющих сходные с Россией климатические условия, на нужды отопления и горячего водоснабжения тратится не более 18 кг у. т/кв. м в год.

В Европе и США энергосберегающие технологии в строительстве применяются уже на протяжении многих лет. Приоритетными направлениями повышения энергоэффективности в развитых странах являются использование при строительстве и реконструкции зданий эффективной теплоизоляции, снижение теплопотерь через системы вентиляции путем установки теплообменников (рекуператоров), предназначенных для возврата тепла вытяжного воздуха обратно в здание. Кроме того, не допускается инфильтрация (утечка) нагретого воздуха через оконные переплеты и балконные двери. Для этого устанавливаются современные оконные системы, балконные и входные двери. И наконец, серьезную роль в увеличении энергетической эффективности играют котельные установки с повышенным КПД, а также приборы для поквартирного регулирования температурного режима.

Примечание. По мнению аналитиков, основным фактором, сдерживающим внедрение энергосберегающих технологий, является отсутствие интереса со стороны собственников жилья, а также государственного стимулирования строительства энергоэффективных домов.

Поощрение внедрения энергосберегающих технологий требует комплексного подхода, при котором наравне с введением законодательных норм необходимо учитывать экономические интересы собственников жилья и инвесторов. К пониманию этого основополагающего момента пришли во всех развитых странах мира.

Например, нефтяной кризис 1973 г., больно ударив по Японии, остро поставил вопрос о необходимости сбережения энергии. Поэтому энергосбережение стало одним из основных направлений энергетической политики данного государства. Здесь были предприняты усилия по снижению энергоемкости новых жилых домов. Введенные в 1980 г. нормативы энергосбережения для жилых и общественных зданий предусматривали сокращение потребления энергии на отопление и кондиционирование воздуха на 40% за счет изменений в конструкции зданий, которые позволили лучше проветривать помещения в жаркий период и сохранять тепло в холодное время. А в 1997 г. было принято решение ужесточить нормативы энергосбережения еще на 20%. Строительным компаниям, соблюдающим эти нормы, были предложены более выгодные условия кредитования.

С 1973 г. одновременно с разработкой мер по энергосбережению в Японии начались активные работы по развитию гелиоэнергетики. Тогда 1 Вт выработанной солнечной батареей энергии обходился в 30 тыс. иен. К 2000 г. этот показатель удалось снизить до 140 иен (около 1,5 долл. США). При таком уровне себестоимости стало целесообразно использование солнечных батарей в быту. Если, по данным на конец 1997 г., солнечные батареи были установлены на 8 тыс. жилых домов (причем правительство оплачивало треть стоимости установки батарей), то к концу 2010 г. в Японии установлены солнечные батареи на 1 млн жилых домов. Средняя площадь крыши типичного японского дома составляет 120 кв. м. Если половину этой площади покрыть солнечными батареями, то от каждого жилого здания можно получить 6 тыс. кВт/ч энергии в год (в пересчете на нефтепродукты это 558 л нефти) <1>.

<1> www.japantoday.ru.

Примечателен также немецкий опыт стимулирования энергоэффективности в жилищном строительстве. В прошлом году субсидии на реконструкцию домов с целью снижения энергопотребления в Германии составили порядка 1,5 млрд евро. Для собственников жилья, планирующих произвести реконструкцию дома для повышения его теплотехнических характеристик, предусматривается снижение налогового бремени на 20%. Кроме того, им предоставляются кредиты со сниженной процентной ставкой <2>.

<2> Подробнее о политике Германии в области стимулирования энергосбережения см.: www.berlin-ru.net/search.php?q=энергосбережения&s=R.

Примечание. В западных странах для поощрения строительства энергосберегающих зданий наряду с жесткими законодательными нормами широко используются экономические стимулы: налоговые льготы, льготные кредиты, государственные субсидии и дотации.

Аналогичные механизмы применяются в других странах. Например, в Швейцарии граждане, построившие индивидуальные жилые дома с низким энергопотреблением, получают государственную субсидию в размере 50 тыс. евро. Во Франции собственникам жилья, утепляющим здания, сданные в эксплуатацию до 1977 г., предоставляются налоговые льготы в размере 40% от налога на недвижимость. В США энергетические компании устанавливают льготные тарифы на оплату энергии для энергоэффективных зданий.

В то же время, помимо эффективных финансовых механизмов стимулирования собственников жилья и инвесторов, в странах Европы и США действуют законодательные нормы, устанавливающие жесткие стандарты энергопотребления для вновь строящихся зданий, системы контроля энергоэффективности и меры ответственности за нарушение этих норм.

Политика поощрения энергосбережения в России

В России исторически сложилось, что государство использует преимущественно административно-карательные рычаги воздействия, практически полностью забывая о финансовых механизмах стимулирования. Например, принятие СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" должно было снизить энергопотребление вновь строящихся жилых домов. Но при отсутствии экономических стимулов многие инвесторы продолжали финансировать строительство энергорасточительных зданий, предпочитая "договариваться" с сотрудниками контролирующих органов. Такой подход обеспечивал им большую прибыль за счет снижения затрат на строительство.

Законодатели продолжают пользоваться "карательной" логикой и до сих пор. Так, вступивший в силу в 2010 г. Федеральной закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 261-ФЗ) предусматривает ужесточение теплотехнических требований к зданиям и помещениям. В соответствии с Законом N 261-ФЗ ввод в эксплуатацию помещений с коэффициентом энергоэффективности ниже установленного уровня запрещен, а с пользователей уже построенных зданий сейчас предлагается взимать дополнительные платежи. Однако для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, разрабатывающих и внедряющих энергосберегающие технологии, сейчас предусмотрены бюджетные субсидии. Приоритетно механизм субсидирования будет применяться в отношении проектов экономии природного газа, электро- и теплоэнергии.

В последние годы в ряде регионов началось создание собственной нормативной базы для стимулирования собственников жилья и инвесторов к повышению энергоэффективности зданий при их строительстве и реконструкции. Например, при разработке Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 35 "Об энергосбережении в городе Москве" (далее - Закон "Об энергосбережении в городе Москве") депутаты Московской городской думы учли недостатки федерального законодательства, а также опыт разработки аналогичных нормативных актов в других субъектах РФ. В качестве приоритетных направлений деятельности московский Закон выделяет организацию системы контроля за расходованием энергоресурсов и их эффективным использованием, совершенствование правового регулирования в области энергосбережения, а также обеспечение заинтересованности производителей, поставщиков и потребителей энергоресурсов в повышении эффективности их использования.

Примечание. Многие регионы РФ разработали или разрабатывают собственные программы энергоэффективности, в которых для застройщиков предусмотрены различные экономические стимулы.

В рамках Закона "Об энергосбережении в городе Москве" в столице разработана и 11.12.2007 Постановлением Правительства г. Москвы N 1078-ПП утверждена Концепция городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009 - 2013 годы и на перспективу до 2020 года". Согласно данной Концепции главный фактор, стимулирующий интерес собственников жилья к внедрению энергосберегающих технологий, - снижение затрат на оплату энергоресурсов. В свою очередь, для застройщиков и инвесторов стимулом является возможность технологического присоединения к инфраструктуре по более низкому тарифу либо возможность присоединения в условиях физического дефицита существующих мощностей (когда это невозможно сделать по стандартной процедуре).

За последние несколько лет в Москве накоплен большой практический опыт в формировании интереса собственников жилья к энергосбережению. Речь идет об оборудовании многоквартирных домов приборами учета тепловой энергии. На сегодняшний день в зоне действия Московской объединенной энергетической компании такими приборами оснащено более 90% жилого фонда. В большинстве случаев они позволили снизить платежи за фактически поставленную тепловую энергию по сравнению с усредненной системой оплаты, существовавшей раньше. Снижение платежей послужило стимулом к росту популярности поквартирных приборов учета и осознанию необходимости экономии тепловой энергии.

Эффективные меры стимулирования собственников жилья и инвесторов

Основным направлением совершенствования действующего в сфере энергосбережения законодательства является разработка правовых и технических механизмов стимулирования. В первую очередь это создание комплекса региональных строительных норм и стандартов, регламентирующих процесс проектирования и строительства зданий с учетом применения эффективных энергосберегающих технологий.

Не менее важно подготовить критерии оценки энергетической эффективности проектов при строительстве новых и реконструкции существующих зданий. Необходимы формирование органов, контролирующих выполнение застройщиками требований энергоэффективности, а также создание системы мониторинга эффективности внедрения энергосберегающих технологий. Помимо этого требуется разработка мер персональной ответственности за несоблюдение застройщиками стандартов энергетической эффективности.

Примечание. Главными задачами формирования интереса заказчиков к внедрению строительных энергосберегающих технологий и стимулирования инвестиций в строительство энергоэффективных домов являются совершенствование нормативной базы, а также разработка и применение конкретных мер экономического стимулирования.

При разработке механизмов экономического стимулирования собственников жилья и инвесторов целесообразно ориентироваться на опыт развитых стран в данной сфере. На сегодняшний день российские владельцы жилья имеют ограниченный доступ к внешнему финансированию для реализации мер по повышению энергоэффективности. Потребительские кредиты, как правило, выдаются на короткий срок (один-два года) и под высокую процентную ставку. В России пока не существует специальных кредитных продуктов для финансирования ремонта мест общего пользования. К тому же владельцы жилья не видят стимулов для инвестирования в энергосбережение, потому что потенциальная экономия, по их мнению, слишком мала, чтобы вкладываться в проекты по повышению энергоэффективности. В ряде случаев экономическая выгода вообще не очевидна. К примеру, на места общего пользования в многоквартирных жилых зданиях приходится до 50% потенциала энергосбережения. Значительную часть этой экономии могли бы получить владельцы жилья, так как простой ремонт дверей, окон и тамбуров в местах общего пользования дает существенную экономию затрат на отопление. Однако величина оплаты отопления в квартирах нередко не увязана с энергопотерями всего дома.

Поэтому к числу эффективных стимулирующих факторов должно относиться предоставление налоговых льгот, ссуд со сниженными процентными ставками, а также субсидий, частично покрывающих затраты на внедрение энергосберегающих технологий. Эти меры могут быть ориентированы как на частных лиц, так и на инвесторов и способствовать повышению интереса к энергосберегающим технологиям и привлечению инвестиций в строительство энергоэффективных зданий.

В то же время достаточно результативными могут быть такие меры, как применение энергетическими компаниями тарифной сетки, предусматривающей льготы по оплате энергии для зданий с низким энергопотреблением. (Возможность снизить затраты за счет экономии энергии без получения прав на льготы не будет для собственников жилья сильным стимулирующим фактором, учитывая затраты на проведение работ по повышению энергоэффективности здания.)

Примечание. Застройщики медленно осваивают современные энергоэффективные материалы и технологии, потому что на них нет массового спроса со стороны покупателей жилья. Необходимо проведение широкой рекламно-просветительской кампании, чтобы сформировать более требовательное отношение к энергосбережению у населения.

Для инвесторов дополнительным стимулирующим фактором может стать возможность технологического присоединения к тепловым сетям по более низкой цене либо присоединения в условиях дефицита существующих мощностей. Не менее важным для стимулирования внедрения энергосберегающих технологий в строительство являются всестороннее информирование собственников жилья о важности экономии энергетических ресурсов, описание экономической выгоды от внедрения энергосберегающих технологий. На сегодняшний день большинство жильцов плохо осведомлены об эффективности даже элементарных и недорогих мер теплозащиты зданий, таких как установка теплоотражающих экранов, наклейка низкоэмиссионной (теплоотражающей) пленки на стекла окон или использование современных уплотнительных материалов для уменьшения инфильтрации. В то же время применение наружной теплоизоляции и двухкамерных стеклопакетов в окнах может снизить потребности здания в тепловой энергии на 40% <3>.

<3> www.energosovet.ru.

К слову, существует информационная программа по энергосбережению, реализуемая при поддержке Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы и Минрегиона. Особенностью кампании, заказчиками которой являются государственные органы, ответственные за реализацию городских программ по энергосбережению, является не только призыв к общественности рационально использовать тепло- и электроэнергию, но и предложение конкретных полезных советов по ее экономии <4>. К программе с августа 2008 г. присоединился мировой лидер в области производства негорючей теплоизоляции - компания ROCKWOOL. В рамках кампании работает сайт www.beregiteplo.ru, на котором рассказывается о потерях энергии и тепла в России, эффективных способах сокращения потерь и опыте строительства энергоэффективных зданий в Европе и России.

<4> Подробнее см.: www.goodteplo.ru.

Таким образом, в России началось внедрение комплексного подхода к стимулированию повышения энергоэффективности строящихся и существующих зданий. Как показывает опыт зарубежных стран, только совершенствование действующего законодательства в совокупности с применением конкретных экономических механизмов стимулирования собственников жилья и инвесторов может способствовать широкому распространению строительных энергосберегающих технологий.

В.Г.Шпаковский

Эксперт журнала

"Руководитель

строительной организации"