Мудрый Экономист

О командировочных расходах для работников федеральных ау

"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 12

Практически все крупные организации периодически отправляют своих работников в командировки для различных целей. Автономные учреждения не являются исключением. При этом у работников бухгалтерии и планово-финансового подразделения автономных учреждений может возникнуть вопрос о величине норм расходов, связанных с командировкой, и источниках их выплаты. Ответам на эти вопросы и посвящена данная статья.

В соответствии со ст. 168 ТК РФ в случае направления сотрудника в служебную командировку работодатель обязан возместить ему расходы на оплату проезда, расходы на наем жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Постановлением Правительства РФ N 729 <1> для таких организаций установлены предельные размеры возмещения командировочных расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета.

<1> Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".

Возникает вопрос: может ли федеральное автономное учреждение возмещать работникам командировочные расходы в размерах, превышающих установленные Постановлением Правительства РФ N 729, за счет средств полученных субсидий?

Ответ на поставленный вопрос будет зависеть от того, относятся ли федеральные автономные учреждения к организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" учредитель АУ осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также на финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Причем финансовое обеспечение осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Получается, в этом случае из бюджета финансируется не организация, а задание учредителя или развитие автономного учреждения в рамках утвержденной программы.

В пользу данного вывода можно привести формулировки, содержащиеся в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 182. Пунктом 8 данного Положения установлено, что финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления федеральному АУ:

Федеральному автономному учреждению, созданному путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения, предоставляется также в течение трех лет с даты создания за счет средств федерального бюджета субсидия с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения задания, сформированного учредителем в отношении этого федерального АУ.

Приведем еще один довод в пользу того, что нормы Постановления Правительства РФ N 729 не распространяются на автономные учреждения. Возмещение расходов в размерах, установленных п. 1 данного Постановления, производится организациями в пределах ассигнований, выделенных им из федерального бюджета на служебные командировки, либо (в случае использования указанных ассигнований в полном объеме) за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание. Расходы, превышающие установленные размеры, а также иные связанные со служебными командировками расходы (если они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Бюджетные ассигнования, выделяемые АУ в виде субсидий, предоставляются им не на служебные командировки или их содержание, а на финансовое обеспечение выполнения задания или финансовое обеспечение развития. Следовательно, если нормы Постановления Правительства РФ N 729 распространялись бы на автономные учреждения, получилось бы так, что учреждение вообще бы не смогло компенсировать командировочные расходы в пределах указанных норм, поскольку не установлены источники, за счет которых могло бы осуществляться покрытие расходов в пределах этих норм. Возникает вопрос: для чего тогда эти нормы нужны? Ответ очевиден: использование положений Постановления Правительства РФ N 729 автономным учреждением бессмысленно.

Наличие бюджетного финансирования организации в виде субсидий не является критерием отнесения данной организации к финансируемой из федерального бюджета. Подтверждением данной точки зрения являются выводы Президиума ВАС РФ, изложенные в Постановлении от 14.04.2009 N 15142/08, согласно которым нормы Постановления Правительства РФ N 729 неприменимы, в частности, к коммерческим организациям, которые тоже могут получать субсидии из бюджета. На это обращают внимание и судьи на местах (см., например, Постановления ФАС ВВО от 08.02.2010 по делу N А82-11024/2008, ФАС ЗСО от 03.02.2010 по делу N А75-7735/2009, ФАС МО от 03.06.2009 N КА-А40/4697-09-2, ФАС СЗО от 29.01.2009 по делу N А26-4811/2008).

Таким образом, федеральное государственное автономное учреждение вправе устанавливать нормы командировочных расходов в любых размерах и осуществлять их финансирование в полном объеме за счет средств субсидий. Официальных мнений чиновников по данному вопросу нет.

Д.А.Бессонов

К. э. н.,

аудитор,

начальник отдела ревизии,

аудита и методического обеспечения

ФГАОУ ВПО

"УрФУ имени первого Президента России

Б.Н.Ельцина"