Мудрый Экономист

О возврате поставщику товаров, не проданных сетью

"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 12

Вступивший в силу в начале 2010 г. (точная дата - 01.02.2010) Закон о торговле <1> вызывает сегодня большой интерес и провоцирует множество вопросов у аналитиков, СМИ и тем более у предпринимательского сообщества. В рамках предлагаемой статьи мы решили детально проработать один из назревших вопросов - о том, какой смысл заложен в норме о запрете на навязывание поставщику условия о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока.

<1> Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Запрет на что?

Примечание. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле).

Устанавливает ли процитированная норма принципиальный запрет на включение в договор поставки условия о возврате товаров поставщику?

Из содержания новостных обзоров и комментариев к Закону о торговле в СМИ вполне может сложиться мнение, что это так. Вот, например, выдержка из новостного обзора в СМИ <2>: "...много проблем связано с отменой возможности возврата торговыми сетями скоропортящихся товаров обратно поставщикам; в результате сети перестраховываются и закупают на 20 - 30% меньше скоропортящихся продуктов... хлеб, молоко и другие продукты не поступают на полки в требуемых количествах. Хлебозаводы, ощутившие существенное снижение товарооборота, неоднократно обращались к ритейлерам с просьбой забирать непроданную продукцию для переработки. Но это запрещает буква закона...".

<2> www.uao.mbm.ru.

Спешим разубедить читателей. В первоисточнике заложен совершенно иной смысл. "Буква закона" не вводит запрета на возврат непроданных товаров, запрет установлен, обратите внимание, на навязывание контрагенту такого условия договора, да и то не во всех случаях.

Что значит "навязывание"?

Разобраться в значении этого термина поможет Письмо ФАС России от 17.07.2010 N ИА/22313. Антимонопольная служба считает, что навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях. Навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента. ФАС считает, что добровольное включение условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, не является нарушением запрета, установленного пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.

Выводы? Добровольное подписание договора поставки при отсутствии протокола разногласий, деловой переписки, иных доказательств того, что поставщик не был согласен с условиями его заключения, желал бы их изменить, навязывания не образует.

В отношении кого установлен запрет?

Следующий момент, который необходимо прояснить, касается субъектов, в отношении которых установлен запрет. Читаем пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле: хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается... Как видим, здесь названо два субъекта: торговая сеть и поставщик товаров сети. Читаем далее: ...навязывать контрагенту условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров. Это уже третий субъект. Понятие "хозяйствующий субъект, осуществивший поставки продовольственных товаров" расшифровано в п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона о торговле. Это любой субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осуществляющий поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи.

Делаем вывод: торговой сети запрещено навязывать условие о возврате непроданных товаров поставщику торговой сети, а последнему (если он поставляет не производимые, а закупаемые им товары) - своему поставщику.

Случаи-исключения

Запрет на навязывание контрагенту условия о возврате непроданных товаров не распространяется на те случаи, когда возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.

Термин "законодательство" раскрывается в теории права в широком и узком смыслах. В узком смысле законодательство - это совокупность нормативно-правовых актов (НПА) Федерального Собрания РФ, в широком - совокупность всех НПА, действующих в государстве. НПА - официальный письменный документ, в строго определенной форме принятый уполномоченным лицом и содержащий нормативное предписание, адресованное неопределенному кругу лиц.

Автор данной статьи проанализировал значительный массив действующих НПА с целью выяснить, допускается (предусмотрен) ли какими-либо из них возврат не проданных по истечении определенного срока продовольственных товаров поставщику. В результате было обнаружено только два документа, в которых есть соответствующие положения о возврате: СанПиН 2.3.4.545-96 "Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий" <3> и Санитарные правила по возврату кондитерских изделий из торговой сети и их переработке <4>. Но относятся ли названные документы к НПА? Без сомнения, да. Так, согласно Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 1) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Аналогично предшественник данного Закона - одноименный Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 причислял к нормативным актам санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (санитарные правила).

<3> Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20.
<4> Утверждены Минздравом СССР 15.11.1974 N 1195-74.

Еще раз о возврате хлеба и хлебобулочных изделий

На страницах журнала мы неоднократно комментировали <5> Письма Минфина (от 04.02.2010 N 03-03-06/4/8, от 11.02.2009 N 03-03-09/18) на тему выкупа из магазинов продукции хлебопечения с истекшим сроком годности. Напомним, финансисты разрешили поставщикам признавать расходы, связанные с выкупом такой продукции. На первый взгляд, данные разъяснения положительны для налогоплательщика. В действительности это не так. Дело в том, что толкование СанПиН 2.3.4.545-96 "от Минфина" не соответствует истинному смыслу этого документа и, кроме того, противоречит Закону о торговле. Минфин сделал вывод, что положениями СанПиН 2.3.4.545-96 на поставщика (производителя):

<5> Давыдова О.В. "Возврат поставщику хлеба с истекшим сроком реализации", 2010, N 3; Борисов В.В. "Выкуп просроченной продукции из розничной сети", 2010, N 11.

Следовательно, развивает мысль Минфин, существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной продукции обязывает поставщиков (производителей) приобретать (выкупать) хлеб и хлебобулочные изделия с истекшим сроком годности у предприятий торговли и осуществлять их последующую утилизацию путем переработки или уничтожения. Такова концепция финансистов. Получается нелогично: в общем случае пищевые продукты с истекшим сроком годности (молоко, мясо и пр.) поставщик не обязан выкупать у продавца, а именно хлебной продукции "повезло".

Прав ли Минфин? Действительно ли законодательством на поставщика хлебобулочной продукции возлагается обязанность выкупать ее по истечении срока годности?

Изучаем СанПиН 2.3.4.545-96. Согласно п. 3.1.1 этого документа установленные в нем правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. На основании п. 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96 хлеб и хлебобулочные изделия могут находиться в продаже на предприятиях торговли после выхода из печи не более:

По истечении этих сроков продажа хлеба и хлебобулочных изделий запрещается, и они подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые.

Обратим внимание на несколько моментов.

Первое. В п. 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96 перечислены не все виды хлебобулочных изделий. Согласно ГОСТ Р 51785-2001 "Изделия хлебобулочные. Термины и определения" <6> к хлебобулочным изделиям относятся: хлеб, булочное изделие, мелкоштучное булочное изделие, изделие пониженной влажности, пирог, пирожок, пончик. В свою очередь, к хлебобулочным изделиям пониженной влажности относятся: бараночные изделия, сухари, гренки, хрустящие хлебцы, соломка, хлебные палочки.

<6> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 27.07.2001 N 298-ст.

Как видим, в интересующем нас пункте санитарных правил не упоминаются пироги, пирожки и пончики, бараночные и сухарные изделия.

Второе. Сроки, по истечении которых перечисленные виды хлеба и хлебобулочных изделий возвращаются поставщику как черствые, являются не сроками их годности, а сроками реализации, что не одно и то же.

ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" <7> различает срок хранения, срок годности и срок реализации продукта.

<7> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст.

Срок хранения - период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению (п. 2.10).

Срок годности - период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению (п. 2.11).

Срок реализации - период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю (п. 2.12).

Срок годности обязательно устанавливается изготовителем на те пищевые продукты, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается и которые приобретают свойства, опасные для здоровья человека, в связи с чем утрачивается пригодность для использования по назначению. Что касается срока реализации, изготовитель устанавливает его с учетом некоторого разумного периода хранения и использования продукта по назначению в домашних условиях (п. 3.5.12 ГОСТ Р 51074-2003).

В ГОСТ Р 51074-2003 приведен перечень необходимой для потребителя информации по группам пищевых продуктов. Из него, например, следует, что в отношении хлебобулочных изделий фасованных и упакованных штучных (п. 4.8.1) срок годности устанавливается только для бараночных и сухарных изделий, соломки, хлебцев хрустящих, хлебных палочек, пирогов, пирожков и пончиков. А срок реализации, например, устанавливается для неупакованных хлебобулочных изделий (п. 4.8.2 ГОСТ Р 51074-2003).

Номенклатура продукции с кодами ОКП, в отношении которой изготовитель должен в обязательном порядке устанавливать сроки годности, содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.06.1997 N 720. Руководствоваться этим документом нужно будет вплоть до принятия соответствующего технического регламента (Письмо Роспотребнадзора от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32). Согласно Постановлению Правительства РФ N 720 срок годности обязательно устанавливается на изделия бараночные - код ОКП 91 1700, изделия сухарные (сухари, гренки, хрустящие хлебцы) - код ОКП 91 1800, пироги, пирожки и пончики - код ОКП 91 1900. Нет в Перечне продукции, для которой срок годности обязателен, хлеба из ржаной муки и из смеси разных сортов муки - код ОКП 91 1300, хлеба из пшеничной муки - код ОКП 91 1400, изделий булочных - код ОКП 91 1500, изделий сдобных хлебобулочных - код ОКП 91 1600.

Третье. Черствые хлеб и хлебобулочные изделия, перечисленные в п. 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96, выкупаются поставщиком исключительно с целью их дальнейшего использования в производстве, но уж никак не с целью уничтожения.

Дело в том, что в отличие от других предприятий пищевой промышленности хлебопекарные предприятия в силу технологических особенностей производства могут вторично использовать черствый хлеб.

Согласно п. 6.17 Правил организации и ведения технологического процесса на хлебопекарных предприятиях <8> (далее - Правила) хлебобулочные изделия из пшеничной муки, идущие на переработку (брак, черствый хлеб и др.), могут быть использованы в виде мочки, сухарной или хлебной крошки при выработке продукции из пшеничной муки того же сорта или более низких сортов, а также из муки ржаной и ее смеси с пшеничной мукой. Хлебобулочные изделия из ржаной, смеси ржаной и пшеничной муки, идущие на переработку (брак, черствый хлеб и др.), могут быть использованы в виде мочки, сухарной или хлебной крошки при выработке продукции из смеси ржаной и пшеничной муки тех же или более низких сортов, а также при выработке ржаного хлеба. В этом же пункте Правил приведена таблица "Допускаемый размер добавки хлеба-брака в виде мочки, хлебной или сухарной крошки при приготовлении теста для хлебобулочных изделий".

<8> Утверждены Минсельхозпродом 12.07.1999.

В п. 6.72 Правил говорится, что хлебобулочные изделия, возвращенные из торговой сети, перерабатывают на предприятии-изготовителе в виде мочки, хлебной или сухарной крошки. В переработку могут поступать незагрязненные изделия без признаков микробиологической порчи. Принимать из торговой сети для переработки хлеб, пораженный "картофельной" болезнью, запрещается. Аналогичные положения изложены в п. 3.11.20 СанПиН 2.3.4.545-96. Кроме того, п. 3.11.23 СанПиН 2.3.4.545-96 разрешает производителю перерабатывать изделия с механическими повреждениями или изменениями внешнего вида и формы.

Ключевой вывод. Определенные виды хлебобулочной продукции могут быть возвращены из торговой сети по истечении сроков их реализации, но только если они могут быть переработаны.

Делаем вывод: по истечении сроков реализации, указанных в п. 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96, поставщик может принять перечисленные в данном пункте виды хлеба и хлебобулочные изделий с целью их переработки. Эти изделия могут быть механически повреждены, помяты, но не должны быть загрязнены и иметь признаки микробиологической порчи.

И о возврате кондитерской продукции

В прошлом номере журнала мы уже прокомментировали Письмо от 14.09.2010 N 03-03-06/1/587 об обратном выкупе из магазинов кондитерской продукции. Однако предлагаем снова к нему обратиться. Ситуация, по которой финансисты изложили свою точку зрения, состоит в следующем. Организация поставляет торты и пирожные собственного производства в торговую сеть. К окончанию сроков реализации часть продукции в магазинах регулярно остается нереализованной, в связи с чем торговая сеть предложила поставщику взамен договора поставки заключить два договора:

Заключение только первого договора предложением торговой сети не предусмотрено.

Соответственно, вопрос налогоплательщика был таким: вправе ли он признать в целях исчисления налога на прибыль расходы на выкуп тортов и пирожных с истекшим или истекающим сроком реализации, если они не подлежат вторичной переработке и будут уничтожаться? Ответ Минфина - брат-близнец его ответа относительно возврата хлебобулочной продукции. Он повторил: существующее нормативное правовое регулирование обязывает поставщиков (производителей) выкупать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности у предприятий торговли и осуществлять их последующую утилизацию путем переработки или уничтожения. И тут же запутался в сроках годности и реализации, добавляя, что основанием для выкупа продукции является истечение срока ее реализации.

Давайте все-таки проясним, действительно ли поставщик кондитерской продукции обязан выкупать ее по истечении сроков реализации. Не образует ли навязывания предложение сети заключить в дополнение к договору поставки кондитерской продукции в сеть договор поставки этой же продукции из сети поставщику?

Посмотрим, что говорится в Санитарных правилах по возврату кондитерских изделий из торговой сети и их переработке <9> (далее - Санитарные правила). Согласно их п. п. 1 - 4 переработка кондитерских изделий, возвращаемых из торговой сети, может производиться только на предприятиях, вырабатывающих кондитерскую продукцию и имеющих на то специальное разрешение органов Роспотребнадзора. Допускается возврат из торговой сети кондитерских изделий:

<9> Утверждены Минздравом СССР 15.11.1974 N 1195-74.

Кондитерские изделия с кремом могут быть возвращены на предприятия не позднее 24 ч с момента окончания срока реализации.

Запрещается возвращать на переработку кондитерские изделия с измененными вкусом и запахом, загрязненные, содержащие посторонние включения, зараженные мучными и прочими вредителями, пораженные плесенью, а также крошку мучных кондитерских изделий.

Как видим, приведенные нормы Санитарных правил практически аналогичны соответствующим положениям СанПиН 2.3.4.545-96 о возврате из торговой сети хлебобулочной продукции. Однако если хлебобулочные изделия по окончании срока реализации просто возвращаются поставщику как черствые и на то не требуется специальных разрешений надзорных инстанций, с кондитерскими изделиями дело обстоит иначе. Чтобы направить их обратно в производство, нужно получить заключение о возврате в переработку кондитерских изделий из торговой сети (п. 5 Санитарных правил). Оно выдается на основании органолептических показателей представителем Роспотребнадзора <10> непосредственно в торгующей организации, в необходимых случаях проводится лабораторное исследование.

<10> В СанПиН сказано "инспекции по качеству", однако функции бывшей Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекции) на данный момент переданы в другую ревизионную структуру - Роспотребнадзор.

Требование о наличии такого заключения продиктовано тем, что кондитерские изделия (в том числе с кремом), в отличие от хлебобулочных, относятся к скоропортящимся и особо скоропортящимся продуктам и реализуются в соответствии с требованиями СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" (см. п. 3.11.1 СанПиН 2.3.4.545-96). Практически на все кондитерские изделия обязательно устанавливается срок годности. Так, из Постановления Правительства РФ от 16.06.1997 N 720 следует, что срок годности должен быть установлен для конфет, глазированных шоколадной и шоколадно-молочной глазурью (код ОКП 91 2300), конфет, глазированных помадой, сахарной и жировой глазурью и неглазированных (код ОКП 91 2400), шоколада и шоколадных изделий (код ОКП 91 2500), ириса (код ОКП 91 2600), халвы (код ОКП 91 2700), мармелада и пастильных изделий (код ОКП 91 2800), жевательной резинки (код ОКП 91 2950), печенья (код ОКП 91 3100), галет и крекеров (код ОКП 91 3200), пряников и коврижек (код ОКП 91 3300), тортов (код ОКП 91 3400), пирожных (код ОКП 91 3500), кексов, бабы, рулетов (код ОКП 91 3600), вафлей (код ОКП 91 3700), сладостей восточных и прочих мучных изделий (код ОКП 91 3900). Гораздо короче список кондитерских изделий, для которых срок годности не устанавливается (устанавливается срок хранения): карамель (код 91 2100), драже (код 91 2200), сладости восточные и прочие сахаристые изделия (код 91 2900) (кроме жевательной резинки). Сроки годности кондитерских изделий, вырабатываемых по нормативной и (или) технической документации, указаны в Приложении 1 к СанПиН 2.3.2.1324-03. Например, срок годности ватрушек, сочников, пирогов полуоткрытых из дрожжевого теста с творогом или повидлом и фруктовыми начинками - 24 ч, тортов и пирожных без отделки кремом, с отделками белково-взбивной, типа суфле, сливочной, фруктово-ягодной, помадной - 72 ч, пирожного "Картошка" - 36 ч, с заварным кремом, с кремом из взбитых сливок, с творожно-сливочной начинкой - 18 ч. Таким образом, кондитерские изделия быстро портятся, и именно по этой причине торговая компания прежде чем вернуть их поставщику, должна получить соответствующее заключение о возможности переработки. Торговая сеть обязана позаботиться и о том, чтобы кондитерские изделия, направленные на переработку, были затарены в чистую, сухую тару (не в мешки) и перевозились в транспорте, предназначенном для перевозки пищевых продуктов. Возвращаемые для переработки изделия должны сопровождаться документом с обозначением: наименования изделия, веса или количества штук изделий; даты выпуска изделия; названия торгового предприятия, возвращающего продукцию; даты и причины возврата.

Предприятия-производители не должны принимать для переработки кондитерские изделия в количестве большем, чем они могут переработать в один день. Изделия, возвращаемые из торговой сети, могут поступать непосредственно в переработку только после заключения производственной лаборатории. В заключении должны быть указаны технологические условия переработки. Оно дается на основании органолептических данных, а где это необходимо, предварительно проводится лабораторное исследование продукта, подлежащего переработке. Кондитерские изделия с кремом могут быть использованы только для выработки выпеченных кондитерских изделий. Остатки кондитерских изделий, не подлежащих переработке, должны собираться в специальную тару и могут быть направлены на корм скоту или птице с разрешения ветеринарного надзора или подлежат уничтожению. Кондитерские изделия, выработанные из возвращенной продукции, должны удовлетворять требованиям действующих стандартов или технических условий. Согласно п. п. 18, 20 Санитарных правил ими должны руководствоваться как сдающие, так и перерабатывающие кондитерские изделия предприятия и ответственность за выполнение положений этого документа лежит на руководителях и тех, и других предприятий.

Ключевой вывод. Кондитерские изделия могут быть возвращены из торговой сети поставщику для переработки, но в ограниченном объеме и при наличии заключения Роспотребнадзора.

Делаем выводы: законодательство допускает возврат кондитерских изделий с истекшими сроками реализации (незагрязненных, не подвергшихся порче, не пораженных вредителями) поставщику для переработки при наличии заключения представителя Роспотребнадзора о возврате в переработку кондитерских изделий из торговой сети и в объеме, ограниченном мощностью производства - не более, чем может быть переработано в один день. Таким образом, торговая сеть может настаивать на включении в договор поставки условия о возврате кондитерских изделий поставщику, но только на перечисленных условиях (в том числе с указанием максимального объема кондитерских изделий, которые могут быть приняты поставщиком для переработки). В этом случае ею не нарушается пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле. Во всех остальных случаях следует, на наш взгляд, говорить о нарушении закона. Это справедливо и в ситуации, когда торговая сеть решила "схитрить" и замаскировать возврат продукции поставщику под поставку товаров с истекшим или истекающим сроком реализации из сети поставщику (Письмо от 14.09.2010 N 03-03-06/1/587). Тот факт, что фактически условия о возврате продукции сформулированы не в договоре поставки, а в отдельном договоре, не имеет значения для признания действий торговой сети "навязыванием" в смысле, придаваемом этому термину пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.

Если срок годности вышел

В течение срока годности при соблюдении условий хранения продовольственные товары сохраняют качество и обладают полной оборотоспособностью. Подобная продукция может быть, например если залежалась на полках, выкуплена поставщиком из торговой сети, это не запрещено. Другой вопрос - захочет ли он так сделать. Если обратный выкуп невыгоден поставщику, а торговая компания настаивает на включении соответствующего условия в текст договора, нужно письменно уведомить последнюю о желании поставщика заключить договор поставки без условия о выкупе со ссылкой на пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.

По истечении срока годности продукция не может находиться в обороте, признается некачественной и (или) опасной и не подлежит реализации, утилизируется или уничтожается (п. 2 ст. 3 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов <11>). То есть продать ее, в том числе первоначальному владельцу, нельзя (абз. 15 ст. 1 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, п. 1 ст. 129, п. 1 ст. 455 ГК РФ). Судьба продукта с истекшим сроком годности решается в соответствии с Законом о качестве и безопасности пищевых продуктов и Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении <12>. Такой продукт изымается владельцем из оборота и направляется на экспертизу с целью определения возможности дальнейшего использования или уничтожения продукта. В зависимости от результатов экспертизы возможны три варианта: использование продукции на корм животным, утилизация (использование не по назначению) и уничтожение. При наличии явных признаков недоброкачественности продукция подлежит утилизации или уничтожению без проведения экспертизы. Возможность использования некачественных и (или) опасных продуктов на корм животным согласовывается с государственной ветеринарной службой. Способ и условия утилизации или уничтожения такой продукции выбирает ее владелец (в соответствии с требованиями нормативных и технических документов) и согласовывает их с органом государственного надзора и контроля, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении пищевых продуктов.

<11> Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ.
<12> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263.

Расходы на экспертизу, хранение, перевозки, утилизацию или уничтожение некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий оплачиваются их владельцем. Все перечисленные расходы, если строго соблюдать требования Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, можно признать в целях налогообложения прибыли (Письма ФНС России от 16.07.2009 N 3-2-09/139, УФНС по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037680). Владелец некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан представить в орган государственного надзора и контроля, вынесший постановление об их утилизации или уничтожении, документ либо его заверенную в установленном порядке копию, подтверждающие факт утилизации или уничтожения таких продуктов, материалов, изделий.

Обращаем внимание читателей на то, что ни Законом о качестве и безопасности пищевых продуктов, ни иными документами не предусмотрен возврат некачественной и (или) опасной продукции поставщику (производителю) с целью их уничтожения. Таким образом, все мероприятия по изъятию продукта с истекшим сроком годности из оборота, проведению экспертизы, утилизации и уничтожения должны быть выполнены последним владельцем товара (изготовителем или продавцом). Торговая сеть не вправе переложить свои обязанности как владельца некачественной и (или) опасной продукции на плечи поставщика (производителя). Вместе с тем торговая компания вправе передать продукцию для утилизации специализированной организации, если этот способ утилизации был одобрен органом государственного надзора и контроля. К примеру, туши или другие продукты убоя, не пригодные в пищу, могут перерабатываться на муку кормовую животного происхождения, клей или использоваться на другие технические цели при соблюдении установленных правил их переработки.

* * *

Подведем итоги. Согласно пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле ни торговая сеть, ни поставщик товаров в торговую сеть не вправе навязывать своим поставщикам условия о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, когда такой возврат предусмотрен законодательно.

В настоящее время санитарными правилами допускается возврат поставщику по истечении установленных сроков реализации определенных видов хлебобулочных изделий и (по заключению Роспотребнадзора) кондитерских изделий. Это связано с технологическими особенностями хлебопекарного и кондитерского производства. Так, черствый хлеб может перерабатываться в мочку, сухарную или хлебную крошку, которые (в допустимых по технологии размерах) добавляются в тесто для хлебобулочных изделий, из карамели с истекшим сроком реализации вырабатывается сироп, используемый для приготовления фруктово-ягодных начинок, пирожные с кремом с истекшим сроком реализации могут использоваться для выработки выпеченных кондитерских изделий и т.д. Таким образом, включение в договор поставки условия о возврате некоторых видов продукции хлебопекарной промышленности и кондитерских изделий не нарушает пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле (при соответствии этого условия положениям санитарных правил).

Изучив санитарные правила для предприятий макаронной промышленности, пивоваренной и безалкогольной промышленности, мясной промышленности, винодельческих предприятий, производства молока и молочных продуктов, мы не нашли в них никаких упоминаний о возможности возврата товаров по истечении определенных сроков из торговой сети поставщику. Условие об обратном выкупе продукции этих отраслей поставщиком признается навязыванием контрагенту невыгодного для него условия, но только в том случае, если контрагент (поставщик) оспаривает данное условие, а торговая организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия его предложений.

Е.В.Шоломова

Редактор журнала

"Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"