Мудрый Экономист

Государственно-правовое регулирование обращения банковских карт в Российской Федерации

"Право и экономика", 2010, N 11

На современном этапе развития российского общества пластиковые карты в сфере денежного обращения представляют собой один из наиболее оптимальных инструментов организации безналичных расчетов на ближайшую перспективу и особый механизм оказания электронных банковских услуг.

Основными предпосылками развития российского рынка банковских карт являются:

интеграция в мировую систему безналичных платежных систем;

стремление кредитной организации выйти на международный рынок и, как следствие, возрастание его престижа и привлекательности для клиента;

организация оперативных и удобных для клиентов форм расчетов;

уменьшение объема наличных средств, вследствие этого снижение стоимости осуществляемых операций.

Обращение банковских карт в России регулируется:

Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утв. ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. N 266-П;

Письмом Государственного таможенного комитета РФ от 30 декабря 2002 г. N 01-37/517-41 "О применении микропроцессорных банковских карт Сбербанка России (сберкарт)";

Положением ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации";

Положением ЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации";

Письмом Банка России от 10 июня 2005 г. N 85-Т "О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт";

Письмом Банка России от 10 июня 2005 г. N 86-Т "О составлении и предоставлении отчетности кредитных организаций" и другими актами.

Согласно п. 1.4 Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утв. ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. N 266-П, банковская карта признается видом платежной карты и служит инструментом безналичных расчетов, предназначенным для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом.

С точки зрения Ю.В. Всяких, "банковская карта является сложным банковским продуктом, являющимся одновременно техническим средством доступа и титулом закрепленного за ней банковского счета, а также пакетом банковских услуг, предназначенных для осуществления безналичных операций" [1].

А.С. Жульев определяет платежную карту как средство для составления держателем карты платежных документов, оформляющих распоряжение его счетом в кредитной организации [2].

Т.В. Занин под платежной картой понимает техническое идентификационное средство с особым видом информации, содержащейся на нем, с помощью которого возможен безналичный перевод денежных средств [3].

В литературе встречаются и всеобъемлющие определения пластиковой карты. Так, О.И. Лаврушин считает, что "пластиковая карта - обобщающий термин, который обозначает все виды карт, разных по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, а также по техническим возможностям и организациям, их выпускающим" [4].

А.В. Кузнецова утверждает, что банковская пластиковая карта - сложный банковский продукт, который является и техническим средством, и банковским расчетным счетом, и набором банковских услуг и своим предназначением имеет осуществление безналичных расчетов [5].

Проанализировав точки зрения на определение банковской карты, можно отметить, что в нормативных правовых актах, научной литературе, материалах периодических изданий в рамках изучения вопроса о банковских картах можно встретить такие понятия, как "платежная карта", "пластиковая карта". Представляется целесообразным изучить эти категории и на основе сравнительно-правового анализа соотнести их с понятием "банковская карта".

Сегодня на территории мирового пространства существует большое количество платежных карт, которые обращаются не в банковской сфере, следовательно, не подпадают под определение "банковская платежная карта". К ним относятся транспортные, таксофонные карты, карты постоянного покупателя, эмитируемые организациями торговли, предприятиями общественного питания, гостиницами, авиакомпаниями, социальными, медицинскими учреждениями и т.д. для своих (необязательно коммерческих) целей.

Одним из примеров платежной карты является используемая для уплаты таможенных платежей карта "Зеленый коридор", выпущенная банком "Возрождение", который является абсолютным лидером по объему таможенных платежей.

Основные преимущества подобной карты состоят в следующем:

возможность уплачивать таможенные платежи круглосуточно в безналичной форме в режиме онлайн;

оперативность расчетов;

отсутствие авансов;

эффективность внутреннего учета;

отсутствие рисков при работе с картой.

Более того, В.Ю. Иванов указывает на необходимость разграничения расчетов посредством банковских карт от расчетов предоплаченным финансовым продуктом (ПФП), реализованным в виде карты со встроенным микропроцессором, поскольку Положение N 266-П рассматривает ПФП как вид банковской карты. Ученый утверждает, "что в соответствии с Положением N 266-П использование предоплаченной карты не предусматривает использование банковского счета. Необходимо также заметить, что понятие "предоплаченная карта" в отличие от понятия ПФП не охватывает всех существующих технологий этого продукта, в частности так называемых электронных кошельков, размещенных на жестком диске персонального компьютера" [6].

Наименование "пластиковая карта" произошло, прежде всего, от наименования материала, из которого изготовлено преимущественное количество банковских карт. Зачастую держатели карты, имея в виду банковский продукт, называют его "пластиковой картой". Более того, в научных работах, посвященных банковским картам, употребляется подобный термин.

Подобное наименование видится не совсем верным, поскольку в современном мире банковская карта всегда есть карта пластиковая, но пластиковая карта не всегда карта банковская, не всегда эмитирована кредитной организацией и дает ее держателю определенные права. Можно предположить, что с развитием технических возможностей банковские карты могут быть изготовлены из другого материала, тогда применение к ним данного термина станет невозможным.

На основании изложенного можно сделать вывод: в буквальном смысле понятия "банковская карта", "платежная карта", "предоплаченный финансовый продукт" и "пластиковая карта" - это разные понятия, по крайней мере обладающие собственными характеристиками, специфическими признаками, позволяющими сделать вывод о их самостоятельности в понятийном аппарате.

В процессе использования и обращения рассматриваемых понятий они трансформируются, соединяются в зависимости от конкретного продукта, находящегося в руках у его держателя.

Для научного изучения поставленной проблематики следует четко определить, что именно безналичные расчеты осуществляются в большей части банковскими картами, которые, в свою очередь, могут быть пластиковыми. Но при определении научного понятия акцент ставится именно на прилагательное "банковская".

Основными преимуществами использования банковских карт при осуществлении платежей традиционно называют:

повышение конкурентоспособности торговых организаций за счет предоставления клиентам более широкого выбора вариантов платежа;

увеличение торгового оборота за счет привлечения клиентов - держателей карт и увеличения суммы совершаемых покупок (поскольку владельцы карт владеют полной суммой денег, в силу чего совершают необдуманные, зачастую "ненужные" покупки);

уменьшение рисков, связанных с приемом наличных денег;

снижение расходов на инкассирование денежной выручки и перерасчет мелочи в кассах;

оптимизация учета и контроля продаж товаров и услуг;

улучшение имиджа предприятия и качества обслуживания клиентов [7].

В современной российской действительности обращение банковских карт находится на непозволительно низком для экономически развитого государства уровне. Видится несколько причин этого: "Важным сдерживающим фактором в перспективах более широкого применения банковских карт для безналичных расчетов является недостаточная финансовая грамотность населения, в том числе недостаток конкретной и доступной информации об удобстве и выгоде их использования. Банк России в настоящее время уделяет достаточное внимание этому вопросу и планирует в ближайшее время организацию программ в области финансовой грамотности, в частности в сфере розничных платежей. Развернутая и простая для понимания информация о том, как пользоваться картой в торгово-сервисной сети, преодоление негативных стереотипов, мешающих оплачивать картой товары и услуги, будут способствовать изменению характера платежных карт" [8].

Несмотря на имеющуюся теоретическую базу, разработки ученых-экономистов и правоведов в области обращения банковских карт, законодательство, регулирующее данную сферу отношений, сильно отстает. Это выражается, прежде всего, в отсутствии нормативного правового акта уровня закона, устанавливающего правила осуществления безналичных расчетов, опосредованных банковскими картами. При этом даже применяемое сейчас Положение N 266-П содержит ряд противоречий и проблем, которые требуют изучения и разрешения в целях совершенствования процесса обращения банковских карт.

Хотелось бы отметить, что сегодня развитие рынка пластиковых карт зависит от ряда следующих факторов:

наличие полностью сформированной научно обоснованной и практически подтвержденной правовой базы;

экономико-организационная деятельность банков, имеющих в своем арсенале услуг банковские карты, а также увеличение предложений со стороны банков в данной сфере;

уровень развития сети терминалов в организациях торговли и услуг и расширение инфраструктуры обслуживания карт;

рост степени доверия со стороны населения к банковским картам посредством повышения финансовой грамотности населения.

Следует заметить, что потребность в принятии самостоятельного нормативного правового акта на уровне закона, который регулировал бы обращение банковских карт на территории Российской Федерации, назрела давно.

Среди основных целей принятия подобного акта ученые выделяют "обеспечение защиты прав потребителей электронных банковских услуг, в том числе и с использованием банковских карт, а также определение пределов и размеров ответственности участников данных правоотношений за различные нарушения гражданского (банковского), административного и налогового законодательства" [9].

Некоторые ученые указывают на необходимость не только правового закрепления всех существенных элементов процесса обращения банковских карт, но и отражения рассматриваемых моментов в договоре между клиентом и банком. "Представляется вероятным, что прогрессивные способы безналичных расчетов пользовались бы большим доверием у потребителей, если бы основные права и принципы распределения ответственности всех субъектов расчетных правоотношений на основании указаний Центробанка РФ в обязательном порядке закреплялись бы не только во внутрибанковских правилах, но и в соответствующих договорах. Так как для новых форм расчетов на основе современных ИТ основным правовым источником в большинстве случаев является именно договор, то закрепленный в нем понятный баланс интересов и ответственности между банком и клиентом играет в настоящее время большую роль в развитии того или иного вида банковских расчетных услуг" [5].

Все изложенное подтверждает тот факт, что линейка банковских услуг в сфере обращения банковских карт должна находиться в постоянной динамике, чтобы удовлетворять потребности клиентов. Именно это позволит развивать банковский бизнес в целом. Подобная положительная динамика возможна лишь при условии достаточной правовой базы, которая должна стать верным ориентиром в процессе совершенствования обращения банковских карт на территории Российской Федерации, что будет способствовать развитию всей экономики российского государства.

Список литературы

  1. Всяких Ю.В. Пластиковые карты как инструмент наличного и безналичного оборота денег: Дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2009. С. 8.
  2. Жульев А.С. Расчеты с использованием банковских карт как самостоятельная форма безналичных расчетов: гражданско-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
  3. Занин Т.В. О правовой природе расчетов с использованием платежных карт // Вестник ТГТУ. 2008. Т. 14. N 1. С. 193.
  4. Банковское дело: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2005. С. 604.
  5. Кузнецова А.В. Развитие системы обращения банковских пластиковых карт в России: Дис. ... канд. экон. наук. Ульяновск, 2006. С. 19.
  6. Иванов В.Ю. Проблема классификации форм безналичных расчетов в условиях развития новых информационных технологий // Банковское право. 2005. N 4; http://www.lawmix.ru/comm/520/.
  7. Мельникова Ю.А. Аптека принимает к оплате пластиковые карты: документальное оформление операций // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. N 3.
  8. Буздалина Е., Колоскова Л. Предоставление услуг с использованием банковских карт в Московском регионе // Банки и деловой мир. 2009. N N 1 - 2.
  9. Ерохина М.Г. Банковские карты и операции, совершаемые с их использованием // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 9. 2009. С. 70.

С.В.Ищенко

Аспирант

кафедры публичного права

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

"Саратовский государственный

социально-экономический университет"