Мудрый Экономист

Обзор решений арбитражных судов Российской Федерации, содержащих толкования по вопросам исполнения обязанности по уплате налога или сбора (статья 45 налогового кодекса РФ)

"Налоги и налогообложение", 2010, N 11

Исходя из положений ст. ст. 23 и 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, а также владеть информацией о том, какие суммы налогов уплачены им своевременно, а какие налоговые обязательства не исполнены или исполнены несвоевременно.

(Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 по делу N А81-1551/2010)

Налогоплательщик самостоятельно решает, какие налоги и в какой очередности платить. При наличии волеизъявления налогоплательщика на уплату конкретного налога за конкретный период, выраженного в платежном поручении на его уплату, тем более при наличии налоговой декларации, налоговый орган не вправе изменить назначение платежа и направить перечисленные налогоплательщиком суммы на погашение имеющихся у него недоимок. Следовательно, Инспекция не вправе перераспределять уплаченные налогоплательщиком суммы, относительно которых у последнего возникла обязанность по перечислению их в бюджет.

(Постановление ФАС Центрального округа от 03.02.2010 по делу N А23-2480/2009А-14-46, Определением ВАС РФ от 26.05.2010 N ВАС-5919/10 в передаче данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора Решения Арбитражного суда Калужской области от 05.08.2009, Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 и данного Постановления отказано)

...положения ст. 45 НК РФ не связывают признание обязанности по уплате налога исполненной с поступлением денежных средств в конкретный бюджет в рамках бюджетной системы РФ.

(Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 по делу N А56-41798/2009)

Подпунктом 1 п. 4 ст. 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. Иными словами, в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах налогоплательщик вправе отозвать платежное поручение, предъявленное в банк на перечисление суммы налога в бюджет, и оплатить обязательные платежи через другие расчетные счета, открытые в иных банках.

(Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по делу N А75-7912/2009, Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2010 данное Постановление и Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.11.2009 по данному делу оставлены без изменения)

По смыслу закона обязанность по составлению платежных документов, необходимых для уплаты налога, возлагается на налогоплательщика и приравненных к нему лиц, в частности налоговых агентов.

(Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2010 N 09АП-28156/2009-АК по делу N А40-76797/09-143-509, Постановлением ФАС Московского округа от 28.04.2010 N КА-А40/3953-10 данное Постановление оставлено без изменения)

...налогоплательщик вправе уточнить назначение соответствующего платежа в случае допущенных опечаток в платежном документе. Налоговым кодексом не предусмотрены сроки для осуществления налогоплательщиком данного права.

(Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу N А56-52563/2009)

Подача заявления об уточнении платежей возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом не имеет значения, был ли в результате ошибки налог зачислен в тот бюджет или нет, поскольку при правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступит в бюджетную систему.

(Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.07.2010 по делу N А56-41798/2009, от 10.12.2009 по делу N А56-52017/2008; Западно-Сибирского округа от 09.04.2010 по делу N А27-25035/2009, от 08.10.2009 по делу N А45-8082/2009, от 21.01.2009 N Ф04-356/2009(20056-А67-37) по делу N А67-2320/2008; Дальневосточного округа от 30.03.2009 N Ф03-1121/2009 по делу N А73-7902/2008, от 18.07.2008 N Ф03-А51/08-2/2631 по делу N А51-2361/200839-38; Московского округа от 03.07.2008 N К-А40/5715-08 по делу N А40-55184/07-139-337; Центрального округа от 06.08.2009 по делу N А54-5560/2008-С2)

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлено только два вида ошибок, которые при заполнении платежного поручения приводят к возникновению недоимки: неправильное указание номера счета Федерального казначейства; наименования банка получателя.

Для всех остальных ошибок, которые не привели к неперечислению налога в бюджетную систему на соответствующий счет, в п. 7 ст. 45 НК РФ предусмотрен механизм их исправления путем подачи заявления об уточнении платежа.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2010 по делу N А27-25035/2009)

В соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Указанной нормой определен исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых налог считается неуплаченным. Перечисление в бюджет налога с ошибочным указанием КБК в данном перечне не поименовано.

(Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 по делу N А56-33869/2009. Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 11.05.2010 N А56-33869/2009 данное Постановление оставлено без изменения)

Исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания КБК в платежных документах. Налоговое законодательство устанавливает, что налог должен быть перечислен в бюджет, а не на соответствующий КБК. Код бюджетной классификации - это цифровое обозначение группы доходов (расходов) бюджета; конкретному виду дохода, в том числе налогу, соответствует свой КБК. Следовательно, правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств между бюджетами.

(Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.07.2010 по делу N А56-41798/2009, от 10.12.2009 по делу N А56-52017/2008)

...для признания обязанности по уплате налога исполненной необходимо его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом в Кодексе не содержится обязательного условия об указании КБК.

(Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 N 09АП-986/2010-АК по делу N А40-115519/09-99-819)

...право налогоплательщика на уточнение платежа, в соответствии с п. 7 ст. 45 Кодекса, не ставится в зависимость от указания КБК и перечисления его в различные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

(Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 N 09АП-986/2010-АК по делу N А40-115519/09-99-819)

...неправильное указание в платежном поручении КБК не является основанием для признания неисполненной обязанности по уплате налога и не влечет начисления пеней за просрочку уплаты налога.

(Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.07.2010 по делу N А56-41798/2009, от 10.12.2009 по делу N А56-52017/2008)

Если в результате ошибки в номере КБК сумма налога поступила в бюджет другого уровня, налогоплательщик вправе подать заявление об уточнении платежа на основании п. 7 ст. 45 Кодекса, и обязанность по уплате налога в этом случае признается исполненной.

(Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 N 09АП-986/2010-АК по делу N А40-115519/09-99-819)

Исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания ОКАТО в платежных документах (п. 4 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации). При правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступает в бюджетную систему.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2010 по делу N А27-14315/2009)

Перечень случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, приведен в п. 4 ст. 45 НК РФ.

Отсутствие денежных средств на корреспондентском счете банка к таким случаям не отнесено.

(Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.10.2010 по делу N А21-14560/2009, от 29.06.2010 по делу N А21-11248/2009, от 23.03.2010 по делу N А21-7279/2009, от 27.01.2010 по делу N А56-15488/2009, от 18.01.2010 по делу N А21-2739/2009, от 11.01.2010 по делу N А21-4191/2009, от 10.12.2009 по делу N А21-3906/2009, от 14.10.2009 по делу N А21-1728/2009; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 N 09АП-21637/2010-АК по делу N А40-82929/09-76-490)

...исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога не может быть поставлено в зависимость от недостатка денежных средств на корреспондентском счете банка, что имеет место в данном случае.

(Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.10.2009 по делу N А21-1544/2009; Северо-Кавказского округа от 22.07.2010 по делу N А32-34381/2009)

...выставление требования об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить задолженность является первоначальным этапом взыскания налога, но при этом не является мерой принудительного взыскания, предусмотренной ст. ст. 46 и 47 НК РФ.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.01.2010 N Ф03-7651/2009 по делу N А51-331/2009)

В силу ст. ст. 45, 69 и 75 НК РФ налоговый орган обязан подтвердить надлежащими доказательствами обоснованность каждой суммы недоимки и пеней, предъявленных налогоплательщику к уплате, предварительно, посредством направления надлежащим образом оформленного требования, предоставив налогоплательщику возможность уяснить, какие суммы налогов и пеней и по каким основаниям ему предложено уплатить.

(Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2010 по делу N А21-1469/2009, от 11.01.2009 по делу N А56-54361/2007, от 10.09.2008 по делу N А56-47554/2007)

Из анализа названной нормы (пп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ) следует, что в случае, когда доначисление налога обусловлено изменением налоговым органом юридической квалификации совершенных налогоплательщиком сделок, юридической квалификации статуса или характера деятельности налогоплательщика, взыскание с налогоплательщика доначисленных сумм может быть произведено только в судебном порядке.

(Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по делу N А68-1013/10)

...из буквального толкования положений ст. 45 НК РФ не следует, что обязанность по взысканию с налогоплательщика задолженности в судебном порядке возникает у инспекции лишь в случае признания налоговым органом сделок налогоплательщика недействительными.

(Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по делу N А81-5136/2009)

Возможность обращения с заявлением об установлении требований в деле о банкротстве не изменяет установленного судебного порядка взыскания налога с организации в порядке ст. 45 НК РФ вне рамок дела о банкротстве.

(Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 N 15АП-2691/2010 по делу N А32-20190/2009)

...указанное в ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на досрочное исполнение обязанности по уплате налога имеет в виду уплату налога при наличии соответствующей обязанности, но до наступления установленного законом срока.

(Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2010 по делу N А75-7912/2009; Московского округа от 09.04.2010 N КА-А40/3010-10 по делу N А40-47145/09-116-258)

...перечисление в бюджет налога в произвольном размере без соотнесения его с конкретной суммой по налоговой декларации (расчету) досрочно (до срока уплаты налога за прошедший период) с фактической уплатой этого же налога в сумме, соответствующей размеру налога, отраженному в налоговой декларации, не может в силу ст. 45 НК РФ расцениваться как исполнение обязанности по уплате налога за определенный период досрочно.

(Постановление ФАС Московского округа от 14.10.2010 N КА-А40/11878-10 по делу N А40-74313/09-107-496)

Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 45, 78) взаимная сверка расчетов по налогам рассматривается как инструмент возможного урегулирования вопросов, связанных с переплатой налогов, и акт сверки как двусторонний документ в случае неподписания его одной из сторон не имеет юридических последствий.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2010 N Ф03-4959/2010 по делу N А04-581/2010)

Обзор подготовлен

экспертами

аналитической группы "Foros"