Мудрый Экономист

Отмена решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке

"Налоги и налогообложение", 2010, N 11

Два года назад российский законодатель встал на путь защиты прав налогоплательщиков-организаций, в отношении которых налоговая инспекция задерживает разблокировку счетов. На основании Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2010 г. в соответствии с введенным п. 9.2 ст. 76 НК РФ государство должно платить за свои ошибки, и в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока. Указанное положение, ввиду отсутствия каких-либо специальных оговорок действует с 1 января 2010 г. <1>. Однако практическая реализация законодательного нововведения остается неясной.

<1> Брызгалин А.В., Федорова О.С., Короткова Д.В., Щербакова Е.С., Байгозин К.И., Головкин А.Н., Королева М.В., Гребенева О.Н., Чудиновских М.В., Яковлева М.А., Дорофеев Б.Ю. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая (по состоянию на 1 февраля 2010 г.) // Налоги и финансовое право. 2010. N 1. С. 31.

Действовавшая до 26 ноября 2008 г. редакция Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливала ответственности для налоговых органов за нарушение сроков отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, а также нарушение сроков направления в банк решения об отмене указанной обеспечительной меры.

Данный законодательный пробел вызывал немало трудностей в деятельности налогоплательщиков-организаций <2>, поскольку налоговые органы отменяли и направляли в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в "удобные" для них сроки <3>. В это время организации, в отношении которых уже были осуществлены взыскания соответствующих налогов, пеней или штрафов, не имели возможности проведения расчетов в ходе реализации своей хозяйственной деятельности с контрагентами, используя счет в банке.

<2> Разблокировка счета: время = деньги // Рэм Консалтинг: [сайт]. URL: http://www.rem-consult.ru/services/tax_consulting/international_aspects/ (дата обращения: 01.11.2010).
<3> Баранова Л.Г., Федорова В.С. Блокирование расчетных счетов: отмена решения // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. 2010. N 2. С. 49 - 55.

В 2008 г. налоговое законодательство в данной области было усовершенствовано - введена ответственность налоговых органов за вышеуказанные нарушения. В связи с этим Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 12 марта 2010 г. N 03-03-06/1/128 разъяснило, что ввиду того, что пп. 12 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения доходов налогоплательщика в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями ст. 76 НК РФ, указанные проценты подлежат включению в состав внереализационных доходов. Указанные доходы учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций на момент их фактического получения.

Ранее налогоплательщики могли отстаивать свои права и имущественные интересы, обращаясь в суд в порядке гражданского производства <4>. Законодатель ввел новую норму об ответственности налоговых органов за нарушение срока отмены или направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Однако процедура начисления указанных выше процентов в Налоговом кодексе Российской Федерации не регламентирована, следовательно, возникает вопрос, необходимо ли налогоплательщику инициировать такую процедуру, или налоговый орган должен самостоятельно начислять определенные суммы в случае нарушения им срока отмены или направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке? По собственной инициативе налоговый орган, скорее всего, не выплатит налогоплательщику причитающиеся ему суммы <5>.

<4> Кудряшов С.Н. Тонкости и секреты режима заморозки // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2009. N 11. С. 28 - 40.
<5> Семенихин В.В. ИФНС придется заплатить за опоздание с разблокировкой счета // Семинар для бухгалтера. О налогах и учете из первых уст: [сайт]. URL: http://www.buhseminar.ru/article/10506 (дата обращения: 01.11.2010).

В этой связи согласимся с существующим мнением, что налогоплательщику следует осуществить определенные действия <6>, а именно:

1. Проконтролировать срок разблокировки счета. Инспекторы обязаны отменить решение о приостановлении операций не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, когда исполнены их требования: сдана декларация или получены документы, подтверждающие взыскание долга (п. п. 3, 8 ст. 76 НК РФ). В течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, инспекторы обязаны направить его в банк (п. 4 ст. 76 НК РФ). Если срок нарушен, то можно начислять проценты. Но для этого необходим документ, подтверждающий, что решение в банк направлено с опозданием <7> (письмо из банка с указанием даты направления; можно сделать запрос в саму инспекцию).

<6> Астахова М. Решили взыскать с ИФНС проценты за задержку с разблокировкой счета // Учет. Налоги. Право: [сайт]. URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/172669/ (дата обращения: 01.11.2010).
<7> Разблокировка счета // Lex Consult: [сайт]. URL: http://www.llex.ru/contacts (дата обращения: 01.11.2010).

2. Подать заявление на уплату процентов. Чтобы получить положенные проценты, в инспекцию подают заявление в произвольной форме <8>. В нем стоит назвать причины приостановления операций, каким образом инспекция нарушила сроки разблокировки счета, указать реквизиты счета организации для перечисления <9>. Особенно важно привести подробный расчет процентов, которые начисляют за каждый календарный день нарушения срока по ставке рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в дни нарушения срока, на заблокированную на счете сумму <10>.

<8> Налоговая плачет. Проценты за несвоевременность снятия ареста со счета // ООО "Юрбизнесгрупп": [сайт]. URL: http://www.kazanregistr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=132&Itemid=1 (дата обращения: 01.11.2010).
<9> Тарасова Е.Н. Если инспекция затянула с разблокировкой счета // Публикации: [сайт]. URL: http://saldo.ru/article.ru.html?pub_id=8471 (дата обращения: 01.11.2010).
<10> Оперативно разблокировать замороженные счета компании: алгоритм действий // Помощь бизнесу: [сайт]. URL: http://www.bishelp.ru/uprbiz/platez/operativno_razblokirovat.php (дата обращения: 01.11.2010).

3. Проконтролировать перечисление процентов. В данном случае действующее налоговое законодательство не регулирует действия банка по перечислению процентов, которые выплачивает налоговый орган налогоплательщику-организации. Понятно, что банк по соответствующему поручению налогового органа обязан перечислить проценты на счет налогоплательщика. Здесь возникает вопрос о сроке перечисления банком указанных денежных сумм, а также о возможных действиях налогоплательщика-организации в случае неперечисления ему процентов по вине банка. Эти вопросы остаются вне поля зрения законодателя.

Представляется необходимым установить ответственность банка за неисполнение последним обязанности по перечислению процентов налогоплательщику-организации, которые начислил ему налоговый орган, допустивший нарушение срока отмены или направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам в банке. В качестве меры ответственности возможно предусмотреть штраф, который может складываться из суммы неперечисленных банком процентов, а также суммы убытков, понесенных налогоплательщиком в связи с бездействием банка (неперечислением процентов). Полагаем, что подобного рода ответственность необходимо установить именно в налоговом, а не в банковском законодательстве, поскольку бездействием в отношении перечисления рассматриваемых процентов банк нарушает законодательство о налогах и сборах.

Возникает также и другой вопрос: обращаются ли налогоплательщики-организации в налоговые органы с соответствующими заявлениями (требуют ли они уплаты процентов за нарушение налоговыми инспекциями срока отмены решения о приостановлении операций по счетам в банке либо срока направления в банк данного решения)? Если допустить ситуацию, что налогоплательщики предпринимают определенные действия с целью получения процентов от налогового органа, то каким способом осуществляется взыскание таких сумм: в судебном порядке или же налоговые органы выплачивают проценты согласно заявлениям налогоплательщиков без обращения последних в судебные инстанции? Ответить на данный вопрос достаточно сложно ввиду ряда причин.

Так, отсутствует судебная практика по применению анализируемой нормы Налогового кодекса РФ налоговыми органами и налогоплательщиками. Следовательно, можно сделать вывод о том, что:

  1. налогоплательщики-организации, в отношении которых налоговый орган допустил нарушение срока вынесения или направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам в банке, не обращаются с исковыми заявлениями в арбитражные суды о взыскании с налогового органа положенных им процентов.

Однако в средствах массовой информации, а также в глобальной сети Интернет отсутствует и информация о добровольной выплате данных процентов налоговыми органами, допустившими соответствующие нарушения;

  1. налоговые органы принимают и направляют в банк решение об отмене приостановления операций по счетам в банке в установленный законом срок;
  2. налоговые органы, допустившие указанные выше нарушения, выплачивают установленные суммы налогоплательщикам-организациям без обращения последних в арбитражный суд.

Невозможно однозначно установить, каким образом налогоплательщики получают от налогового органа причитающиеся проценты, и получают ли они их вообще.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: несмотря на то, что законодатель предпринял попытку защитить права, а также капитал налогоплательщиков-организаций, введя норму об ответственности налоговых органов, которые недобросовестно относятся к срокам принятия и направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам в банке, процедура получения налогоплательщиками установленных законом процентов от налогового органа остается неурегулированной.

Следовательно, данная законодательная новелла нуждается в дальнейшей доработке, поскольку согласно действующей редакции анализируемой нормы налогоплательщик-организация, в отношении которой налоговый орган пропускает срок принятия или направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам в банке, не может в полной мере защитить свои права и законные интересы, опираясь на п. 9.2 ст. 76 Налогового кодекса РФ.

Также представляется необходимым установить на законодательном уровне обязанность налоговых органов сообщать информацию о своей деятельности в части исполнения мер, предусмотренных п. 9.2 ст. 76 Налогового кодекса РФ, в общедоступных средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет на сайтах соответствующих налоговых органов. Данное положение, несомненно, окажет влияние на налогоплательщиков-организаций, в отношении которых налоговый орган пропускает срок принятия или направления в банк решения о разблокировке счета, поскольку такие налогоплательщики смогут планировать свои действия в целях получения от налогового органа определенных денежных сумм, они начнут ориентироваться, смогут ли они получить проценты непосредственно от налогового органа или же им придется обратиться в судебные инстанции.

Таким образом, отсутствие практики реализации законодательного положения, закрепленного в п. 9.2 ст. 76 НК РФ, позволяет сделать вывод, что данная норма носит превентивный характер и имеет своей целью исполнение налоговыми органами предусмотренной законом обязанности по своевременной разблокировке счета налогоплательщика-организации.

Библиографический список к статье

  1. Астахова М. Решили взыскать с ИФНС проценты за задержку с разблокировкой счета // Учет. Налоги. Право: [сайт]. URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/172669/ (дата обращения: 01.11.2010).
  2. Баранова Л.Г., Федорова В.С. Блокирование расчетных счетов: отмена решения // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. 2010. N 2.
  3. Брызгалин А.В., Федорова О.С., Короткова Д.В., Щербакова Е.С., Байгозин К.И., Головкин А.Н., Королева М.В., Гребенева О.Н., Чудиновских М.В., Яковлева М.А., Дорофеев Б.Ю. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая (по состоянию на 1 февраля 2010 г.) // Налоги и финансовое право. 2010. N 1.
  4. Кудряшов С.Н. Тонкости и секреты режима заморозки // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2009. N 11.
  5. Налоговая плачет. Проценты за несвоевременность снятия ареста со счета // ООО "Юрбизнесгрупп": [сайт]. URL: http://www.kazanregistr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=132&Itemid=1 (дата обращения: 01.11.2010).
  6. Оперативно разблокировать замороженные счета компании: алгоритм действий // Помощь бизнесу: [сайт]. URL: http://www.bishelp.ru/uprbiz/platez/operativno_razblokirovat.php (дата обращения: 01.11.2010).
  7. Разблокировка счета // Lex Consult: [сайт]. URL: http://www.llex.ru/contacts (дата обращения: 01.11.2010).
  8. Разблокировка счета: время = деньги // Рэм Консалтинг: [сайт]. URL: http://www.rem-consult.ru/services/tax_consulting/international_aspects/ (дата обращения: 01.11.2010).
  9. Семенихин В.В. ИФНС придется заплатить за опоздание с разблокировкой счета // Семинар для бухгалтера. О налогах и учете из первых уст: [сайт]. URL: http://www.buhseminar.ru/article/ 10506 (дата обращения: 01.11.2010).
  10. Тарасова Е.Н. Если инспекция затянула с разблокировкой счета // Публикации: [сайт]. URL: http://saldo.ru/article.ru.html?pub_id=8471 (дата обращения: 01.11.2010).

Т.А.Гусева

Д. ю. н.,

профессор

кафедры "Финансовое

и предпринимательское право"

Юридического института

Орловского государственного

технического университета

Е.Ю.Полотовская

Юрисконсульт

Совершенствование правил исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
 
Международные стандарты аудита: оценка существенности