Мудрый Экономист

Об открытости и общедоступности сведений егрип

"Налоговая политика и практика", 2010, N 12

В ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ [1]) определены основные принципы предпринимательской деятельности гражданина. Так, согласно п. 1 вышеуказанной статьи гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, там же [1, п. 3 ст. 23] устанавливается правило: к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

С учетом вышеупомянутых положений ГК РФ в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ) в 2003 г. были внесены изменения и дополнения [2], касающиеся процедуры государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. В частности, порядок государственной регистрации юридических лиц, а также отказ в государственной регистрации и ответственность за нарушения порядка государственной регистрации юридических лиц стали распространяться и на физических лиц, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей. Кроме того, ведение Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей должно было осуществляться на одних и тех же принципах и методах, что и формирование Единого государственного реестра юридических лиц. Также устанавливались единый порядок предоставления сведений из указанных государственных реестров, необходимость обеспечения принципов открытости и общедоступности находящихся в них сведений.

В связи с принятием вышеуказанных изменений и дополнений в Закон N 129-ФЗ [3] с 1 января 2004 г. на налоговые органы были возложены функции государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в упомянутом реестре сведений.

Согласно п. 2 ст. 6 Закона N 129-ФЗ сведения и документы о конкретном индивидуальном предпринимателе из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) предоставляются в виде:

Форма и порядок предоставления содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов установлены Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 [4].

Однако вопреки требованиям российского законодательства правоприменительная практика предоставления сведений из ЕГРИП не в полной мере обеспечивает открытость и общедоступность данных указанного реестра в отличие от практики предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Так, открытость и общедоступность сведений ЕГРЮЛ обеспечиваются их публикацией (в составе сведений, определенных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 [5]) и дальнейшим размещением на интернет-сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), что позволяет неограниченному кругу лиц оперативно узнавать и отслеживать интересующую их информацию <*>. Не вызывает сомнений, что публичность информации о юридических лицах благотворно сказывается на инвестиционном климате страны и способствует стабильности гражданского оборота.

<*> Ежедневно фиксируется свыше 300 тыс. обращений к базе данных ЕГРЮЛ на сайте ФНС России.

В настоящее время деятельность индивидуальных предпринимателей затрагивает интересы широкого круга лиц, приобретающих товары, заказывающих работы или услуги у индивидуального предпринимателя. Действующий же порядок предоставления сведений из ЕГРИП значительно ограничивает доступ этих лиц к информации об индивидуальных предпринимателях, что нарушает закрепленное ст. 29 Конституции Российской Федерации право каждого свободно искать, получать, информацию любым законным способом, а также право на защиту своих интересов в случае приобретения некачественного товара или оказанных работ и услуг у индивидуального предпринимателя.

Кроме того, отсутствие публичности и общедоступности сведений ЕГРИП негативно сказывается на деятельности самих индивидуальных предпринимателей, подпадающих под понятие "субъекты малого предпринимательства". Проводимые органами государственного и муниципального контроля (надзора) проверки зачастую связаны с уточнением сведений об их государственной регистрации, наличием тех или иных разрешений или лицензий. В связи с этим организация публичного доступа к сведениям ЕГРИП путем обращения к интернет-ресурсу - на сайт Федеральной налоговой службы - позволит контролирующим (регулирующим, надзорным) органам оперативно получать необходимую им и достоверную информацию об индивидуальном предпринимателе. Следовательно, снизится административное давление на индивидуальных предпринимателей при проведении контрольных мероприятий, что в полной мере соответствует государственной политике, направленной на защиту прав и интересов субъектов малого предпринимательства.

Следует также отметить, что действующая в настоящее время практика раскрытия сведений ЕГРИП затрагивает права и интересы граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Например, органы социальной защиты, занятости, иные муниципальные органы при принятии решения о предоставлении социальных гарантий, в частности субсидий на оплату коммунальных услуг, требуют предоставления доказательств того, что обратившийся за социальной помощью гражданин не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (соответствующую справку из регистрирующего (налогового) органа). Организация публичного доступа к сведениям ЕГРИП будет способствовать существенному снижению временных и трудовых затрат не только социально незащищенных граждан России, но и специалистов налоговых и муниципальных органов.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

  1. Существующая практика предоставления сведений из ЕГРИП нарушает права и интересы граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, негативно влияет на стабильность гражданского оборота в стране, препятствует рациональному использованию трудовых ресурсов в регистрирующих (налоговых) и иных контролирующих органах.
  2. Действующее гражданское законодательство (в том числе Закон N 129-ФЗ) уравнивает деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, с предпринимательской деятельностью граждан, осуществляемой без образования юридического лица; определяет единый порядок их государственной регистрации, единые принципы ведения государственных реестров и предоставления сведений из них. Вместе с тем существует различное толкование принципов открытости и доступности Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которое требуется устранить, как и пробел в правоприменительной практике предоставления сведений из ЕГРИП.

Важно отметить, что публикация и размещение в открытом доступе персональных данных физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, не будут противоречить положениям Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" [6], поскольку его действие не распространяется на отношения, возникающие при обработке (в том числе распространении) подлежащих включению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя [6, пп. 3 п. 2 ст. 1].

Для организации публичного раскрытия сведений Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей необходимо проведение ряда мероприятий.

  1. Определение минимально достаточного перечня сведений, позволяющих однозначно идентифицировать физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Например, фамилия, имя, отчество, ОГРНИП, ИНН, административно-территориальная единица адреса места жительства, дата государственной регистрации, дата государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, наименование регистрирующего (налогового) органа. Кроме того, целесообразно включить в указанный перечень наиболее востребованные сведения - о видах экономической деятельности (по кодам ОКВЭД), выданных лицензиях.
  2. Подготовка и внесение изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630, возлагающих на Федеральную налоговую службу подготовку к публикации и издание определенного перечня сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (аналогично положению п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438).
  3. Организация публикации сведений ЕГРИП и размещение их в интернет-ресурсе - на сайте Федеральной налоговой службы - в порядке, аналогичном порядку публикации и размещения сведений о юридических лицах. Конечно же, публикация и размещение сведений должны осуществляться без взимания платы с физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

И еще, достижение публичности сведений Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей будет способствовать реализации государственной программы "Электронное правительство", а также расширению IT-услуг налоговых органов по информированию налогоплательщиков.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изм. и доп.).
  2. Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" // Российская газета. 2003. 25 июня (N 122).
  3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп.).
  4. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" (с изм. и доп.).
  5. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (с изм. и доп.).
  6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (с изм. и доп.).

С.С.Дуканов

К. ю. н.,

руководитель

УФНС по Воронежской области