Мудрый Экономист

Особенности налогового планирования в Российских компаниях

"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2010, N 11

Экономическая сущность налогового планирования

В современной российской экономической литературе понятие "налоговое планирование" или "оптимизация налогообложения" употребляется аналогично понятию "избежание налогов" (англ. tax evasion). Надо отметить, что в английском языке различаются понятия "уклонение от налогов" (англ. tax avoidance) и "избежание налогов" (англ. tax evasion). Основным отличием указанных понятий является степень законности уменьшения налоговых выплат налогоплательщиками. Так, при оптимизации налогоплательщик использует всю налоговую информацию для уменьшения своих выплат в бюджет законным способом, а при уклонении он сознательно нарушает налоговое законодательство, как правило, путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы заведомо ложной информации. Таким образом, первый путь в отличие от второго позволяет законно уйти от судебного преследования, поскольку с точки зрения закона он не является преступлением.

Налоговое планирование представляет собой одну из форм избежания налогов и в отличие от уклонения от их уплаты считается законным способом рационализации денежных потоков и максимизации стоимости бизнеса. Следует отметить, что избежание уплаты налогов представляет собой любые действия субъектов хозяйствования, направленные на минимизацию налоговых обязательств всеми законными способами. Это может быть: использование налоговых льгот, в том числе изменение налогового режима в зависимости от выбора места ведения хозяйственной деятельности и регистрации налогоплательщика; различные организационно-правовые формы ведения бизнеса и формы сделок; выбор рациональной учетной политики; наиболее выгодное с налоговой точки зрения размещение прибыли и активов; использование пробелов в законодательстве и даже прекращение легальной предпринимательской деятельности, перевод ее в сферу неформальной экономической активности, так называемой теневой экономики. Причем право налогоплательщика на действия в защиту своих интересов и права собственности обосновано как основными юридическими принципами (такими как неприкосновенность частной собственности), так и экономической политикой демократических государств.

Налоговое планирование не ставит целью скрыть заработанные денежные средства или материальные ресурсы от налогообложения. Во всем мире сокрытие доходов считается криминальным преступлением, преследуемым по закону. Однако добросовестная уплата налогов не означает, что она должна быть бездумной или максимальной. Поэтому для современных российских предприятий целесообразно постоянно работать в направлении снижения налогового бремени в рамках действующих законов. В условиях жесткой фискальной политики научно обоснованное налоговое планирование особенно актуально, поскольку оно помогает предприятиям минимизировать финансовые риски и обеспечивать расширенное воспроизводство. Уплата же налогов по максимальной ставке является достаточно редким явлением и, как правило, свидетельствует о низкой квалификации финансового менеджера и плохой организации финансового учета на предприятии.

Следует отметить, что в современной российской экономической литературе термин "налоговое планирование" отождествляется с термином "налоговая оптимизация", что не вполне корректно, так как планирование представляет собой лишь организационно-подготовительную стадию какого-либо процесса, а оптимизация - это активные действия, направленные на уменьшение налоговых выплат. В таком случае налоговое планирование - это подготовка к налоговым платежам, деятельность по управлению налоговыми выплатами, а под оптимизацией налогообложения следует понимать налоговое планирование, акцентированное на уменьшении налоговых обязательств.

В начале становления рыночной системы хозяйствования российские предприятия зачастую понимали налоговое планирование как использование несовершенного налогового законодательства для ухода от налогов. Целью такого планирования являлся поиск противоречий и так называемых белых пятен в налоговом законодательстве, которые позволяли бы фактически не платить налоги или минимизировать их сумму.

Однако со временем налоговое законодательство становится более совершенным, практически ежегодно в Налоговый кодекс РФ вносятся поправки, изменения и дополнения, которые приводят законодательную налоговую базу в соответствие с реальной экономической действительностью. Кроме того, большое число российских предприятий, особенно тех, которые работают с зарубежными партнерами, в том числе крупные предприятия-экспортеры, для укрепления своих позиций на международном рынке вынуждены вести прозрачный финансовый учет, а значит, использовать только законные способы минимизации налогов. В итоге на сегодняшний день налоговое планирование является одним из направлений финансового планирования в рамках финансового менеджмента предприятий, который, в свою очередь, преследует цель не просто минимизации налоговых платежей хозяйствующего субъекта, но рассматривает любые финансовые решения в совокупности.

Таким образом, роль налогового планирования как одного из важных инструментов повышения эффективности хозяйственной деятельности обусловила внимание ученых к исследованию его сущности. Анализ взглядов экспертов в области финансового и налогового менеджмента на определение сущности налогового планирования позволяет выделить два концептуальных подхода к его определению.

В соответствии с первым подходом налоговое планирование рассматривается как процесс определения ожидаемых сумм налоговых платежей хозяйствующего субъекта в предстоящем плановом периоде, а именно: налогов и сборов, включаемых в цену реализуемой продукции (НДС, акцизный сбор, таможенные пошлины); налогов, сборов и обязательных платежей, относимых на себестоимость продукции, работ, услуг (отчисления в общегосударственные фонды целевого назначения); налогов, уплачиваемых за счет прибыли (налог на прибыль и др.); расчет общей плановой суммы налогов, уплачиваемых предприятием в процессе осуществления операционной деятельности в течение планового периода, и налогового бремени.

Второй подход рассматривает налоговое планирование как выбор между альтернативными вариантами использования ограниченных ресурсов при условии достижения возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В его основе лежит единая стратегия развития предприятия, предполагающая в том числе максимально полное и правильное использование субъектами предпринимательской деятельности всех установленных законом льгот, учет позиции налоговых органов, основных направлений налоговой, бюджетной, инвестиционной политики и т.п.

Различия между этими двумя точками зрения существенны: при первом подходе речь идет об оптимизации плановых сумм налоговых платежей как таковой, в то время как второй лучше отражает экономическую сущность налогового планирования как одного из способов повышения эффективности управления предприятием.

Таким образом, планирование налоговых платежей является последовательностью действий, направленных на исчисление сумм отдельных налогов и общей суммы обязательных платежей на плановый период. Целью же налогового планирования является максимизации прибыли (или точнее - достижение ее приемлемого уровня с учетом фактора риска) посредством оптимизации налогового портфеля хозяйствующего субъекта. Причем такая налоговая оптимизация не имеет ничего общего с узкопрактической направленностью на снижение налоговых поступлений, ибо минимизация налогов сама по себе не всегда отвечает стратегическим целям деятельности хозяйствующего субъекта. Кроме того, основной целью налогоплательщика является не противодействие фискальной системе государства, а высвобождение собственных активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности, которая в перспективе приведет к увеличению суммы прибыли. Это, в свою очередь, приведет к увеличению поступлений денежных средств в бюджет. Таким образом, налоговое планирование выгодно как отдельным экономическим субъектам, так и государству в целом.

Необходимость налогового планирования на предприятии обусловлена действующим законодательством, которое предусматривает различные налоговые режимы, в зависимости от статуса плательщика налогов, места его регистрации и организационной структуры, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности и т.п.

Принципы налогового планирования

Исходя из экономической сущности налогового планирования и объективных основ, на которых базируется данная экономическая категория, можно выделить следующие принципы налогового планирования:

  1. Принцип целевой направленности. Данный принцип может рассматриваться в качестве одного из исходных положений в системе налогового планирования на предприятии. Совокупность целевых ориентиров предприятия в сфере налогового планирования является неотъемлемой частью общего дерева его стратегических целей, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных. Построение системы налогового планирования, как правило, начинается с определения общих стратегических целей и задач предприятия. И только на последующих этапах, исходя из общей идеологии развития, формируется организационно-экономическая структура налогового менеджмента, в том числе и основной его составляющей - налогового планирования. Данный принцип предполагает, что, с одной стороны, цели и задачи налогового планирования должны быть подчинены общим целям и задачам предприятия, а с другой - что любое управленческое решение должно быть рассмотрено с точки зрения вероятных налоговых последствий. Поскольку главным мотивационным фактором экономической деятельности предприятия является увеличение благосостояния его собственников, то основным приоритетом налогового планирования должна быть максимизация рыночной стоимости предприятия посредством оптимизации его налогового портфеля.
  2. Принцип легитимности. Неуплата налогов является преступлением (общественно опасным деянием) против государства, а неиспользование или неэффективное использование всех законных возможностей для уменьшения налогообложения является ущемлением экономических интересов собственного предприятия.

Необходимость учета требований законодательных и нормативных актов обусловлена, в частности, наличием в законодательной базе нормативных актов, посвященных уклонению от налогов, отмыванию денежных средств и имущества, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству и т.д., а также таких понятий, как "притворная сделка", "мнимая сделка", "недействительная сделка" и т.п., установленной действующим налоговым законодательством ответственностью плательщиков налогов и сборов за нарушение налоговых законов. "Налоговое планирование, не нарушающее закон, - обычная практика бизнеса по всему миру. Кредо налогового планирования - ориентация на логику, а не на временные дыры в законодательстве" <1>.

<1> Пеппер Дж. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М.: ИНФРА-М, 1999.

Реализация данного принципа может способствовать улучшению по Парето <2>: экономический субъект, использующий налоговое планирование, может улучшить свое положение без ухудшения положения других. Поэтому принцип Парето-оптимальности может быть одновременно и требованием, предъявляемым к налоговому планированию.

<2> Ричард Кох. Закон Парето или Принцип "80/20". Элитариум - дистанционное образование // www.elitarium.ru.
  1. Принцип организационной иерархичности. Данный принцип означает необходимость иерархического построения механизма налогового планирования как одной из важных подсистем управления на предприятии. Организационная структура налогового планирования, как и в целом всего процесса планирования на предприятии, должна обеспечивать интеграционную взаимосвязь иерархических уровней управления - оперативного, тактического и стратегического - и согласованность задач, решаемых в ходе принятия управленческих решений на каждом из уровней.
  2. Принцип непрерывности. Поскольку построение системы налогового планирования на предприятии начинается с определения его стратегических целей в области налоговой политики, то оно должно обеспечить соблюдение требования, при котором текущие действия предпринимаются с учетом долгосрочных планов. Для достижения такого положения налоговое планирование должно обеспечить не только предусмотренную принципом организационной иерархичности интеграцию действий по оптимизации налогообложения на различных уровнях управления и в различные периоды времени, но и взаимосвязь между стратегическими, среднесрочными и краткосрочными налоговыми мероприятиями. Непрерывность процесса планирования налоговых платежей позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и коррекцию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды.
  3. Принцип гибкости. Процесс налогового планирования на предприятии охватывает длительный период его будущей деятельности. Причем в связи с непостоянностью окружающей среды мероприятия налогового планирования должны постоянно корректироваться. Поэтому нельзя ожидать, что они будут реализованы в своем первоначальном виде. Развитие налоговой стратегии предприятия должно происходить на основе принципа гибкости, т.е. с учетом той степени, в которой эта стратегия может быть применена к непредвиденным обстоятельствам. Каждый ожидаемый результат влияния налогового планирования на объемы и направления денежных потоков базируется на определенном предположении (прогнозе) о состоянии объекта в будущем. И чем более неопределенным будет это предположение, тем больше вероятность риска того, что эта стратегия может оказаться неприменимой на практике и будет иметь отрицательный эффект (оказывать негативное воздействие на денежные потоки). Если же предприятие в состоянии быстро модифицировать или хотя бы отменить ошибочную стратегию с минимальными потерями, то этот риск может быть сведен к минимуму. Поэтому принцип гибкости налогового планирования предполагает возможность своевременно корректировать планы, адаптируя их к изменяющимся условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности.
  4. Принцип альтернативности. Данный принцип состоит в том, что подбор и разработка схем оптимизации налоговых платежей предприятия должны быть основаны на возможности выбора между альтернативными вариантами оформления хозяйственной операции. В области налогового планирования это обусловлено возможностью использования тех или иных схем налогообложения посредством формирования множества альтернатив и выбора в области компромиссов варианта с оптимальными показателями.
  5. Принцип эффективности. Он исходит из методологического принципа "бережливости" или закона "экономии", вошедшего в историю науки под названием "бритвы Оккама" <3>: "сущности не следует умножать сверх необходимости", или "бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего". В отношении налогового планирования подразумевается умение управлять капиталом для получения максимальной экономической выгоды с минимальными налоговыми затратами: "Если существует более дешевый способ производства какого-то товара, чем тот, который используется сегодня, предприниматель, обнаруживающий этот более дешевый метод, сможет обойти конкурирующие фирмы и получить прибыль. Для фирмы погоня за прибылью - фактически поиск более эффективных способов производства...". Поэтому "...бороться надо не против налогов как таковых, а за прибыль как конечную цель любой предпринимательской деятельности". Реализация данного принципа означает, что минимизация суммы налоговых платежей не является самоцелью такую минимизацию легко обеспечить путем сокращения операционной деятельности. Поскольку стратегической целью управления предприятием является максимизация его рыночной стоимости, процедура налогового планирования должна основываться на этом положении, учитывая соотношение между выгодами и затратами на его проведение. Налоги нельзя просто "механически" минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку: сокращение одних налоговых платежей может привести к увеличению других; минимизация налогов путем отнесения расходов на себестоимость уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса; механическое сокращение налогов может привести в конечном итоге к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.
<3> Кэррол Роберт Т. Бритва Оккама // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. М.: Диалектика, 2005. С. 78 - 82.

Можно сказать, что "цель минимизации налогов - не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Если минимизация налогов произведена некорректно, то штрафы многократно превысят планируемый эффект от минимизации. Минимизация налогов - это только часть более крупной главной задачи, стоящей перед финансовым менеджментом. Главная задача финансового менеджмента - финансовая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия". Таким образом, "бороться надо не против налогов как таковых, а за прибыль как конечную цель любой предпринимательской деятельности" <4>.

<4> Галимзянов Р.Ф. Управление налогами на предприятии. М.: Эксперт, 2004.

Кроме того, для российских предприятий можно сформулировать ряд дополнительных принципов, которые необходимо соблюдать при проведении налоговой оптимизации.

<5> Паркинсон С.Н. Закон и доходы. М.: ПКК "Интерконтакт", 1992.

Этапы налогового планирования

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика.

Налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется на трех основных подходах к минимизации налоговых платежей:

  1. Использование льгот по уплате налогов. Снижение налогового бремени связано в первую очередь с полноценным использованием всей совокупности налоговых льгот, предоставляемых российским законодательством. Например, только по НДС перечень освобождаемых от налогообложения товаров (работ, услуг) насчитывает несколько десятков позиций.
  2. Разработка учетной политики для целей налогообложения. Определение и грамотное применение элементов учетной политики для целей налогообложения - одно из направлений эффективного налогового планирования. Принятая хозяйствующим субъектом учетная политика применяется последовательно из года в год и существенно влияет на финансовые результаты работы предприятия.
  3. Контроль за сроками уплаты налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Поэтому в налоговом учете следует использовать налоговый календарь. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка, обслуживающего налогоплательщика.

В соответствии с изложенными принципами и подходами к процессу налогового планирования можно выделить следующие его этапы:

  1. Формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения, что включает в себя: появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании предоставляемых законодателем налоговых льгот, например, для малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере материального производства.
  2. Решение вопроса о наиболее выгодном месте расположения предприятия и его подразделений, что означает выбор наиболее выгодного в отношении налогов места расположения производства и конторских помещений предприятия, его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.
  3. Выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, подразумевающий выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органично входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

  1. Формирование налогового поля, определение всех предоставленных налоговым законодательством льгот по каждому из налогов - это формирование так называемого налогового поля предприятия. Составляется характеризующая налоговое поле налоговая таблица, в которой каждый налог описывается с помощью определенных показателей (параметров). Далее проводится анализ налоговых льгот. В заключение этапа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.
  2. Анализ всех возможных форм сделок и образование договорного поля, составление журнала типовых хозяйственных операций - это образование (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия и составление журнала хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.
  3. Анализ различных хозяйственных ситуаций с учетом возможных налоговых рисков, решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия. Этот этап начинается с анализа различных налоговых ситуаций, сопоставления полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями. Далее с учетом получения максимальных финансовых результатов осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.
  4. Налоговый менеджмент, включая использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Последний этап непосредственно связан с управлением налогами на предприятиях и в организациях. Налоговый менеджмент включает организацию надежного налогового учета и контроль за правильностью расчетов налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Структуру поэтапного процесса планирования налоговых платежей наглядно можно отобразить следующим образом (рис. 1).

Поэтапный процесс планирования налоговых платежей

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Составление перечня основных налогов, которые предприятие должно ¦
¦ уплачивать в процессе осуществления своей финансово-хозяйственной ¦
¦ деятельности в соответствии с требованиями действующего налогового ¦
¦ законодательства ¦
L-------------------------------------T------------------------------------
¦/
--------------------------------------+-----------------------------------¬
¦ Определение источников уплаты налогов ¦
L-------------------------------------T------------------------------------
¦/
--------------------------------------+-----------------------------------¬
¦Расчет плановых сумм налогов, уплачиваемых за счет различных источников, ¦
¦ путем умножения величины объекта налогообложения по каждому виду ¦
¦ уплачиваемых налогов на ставку налога ¦
L-------------------------------------T------------------------------------
¦/
--------------------------------------+-----------------------------------¬
¦Расчет общей плановой суммы налогов, уплачиваемых в процессе операционной¦
¦ деятельности ¦
L-------------------------------------T------------------------------------
¦/
--------------------------------------+-----------------------------------¬
¦ Распределение налогов по календарным периодам (формирование платежного ¦
¦ календаря предприятия на плановый период) ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Рис. 1

В заключение можно выразить суть современного налогового планирования в условиях российской действительности следующими словами: "платить налоги нужно, но с умом", что означает:

Конечно, каждый предприниматель стремится найти идеальную схему налоговой оптимизации, при которой ничего не надо платить и за это ничего не будет. Однако таких схем не существует. Качественное налоговое планирование - это целая система последовательных действий, основанная на использовании различных инструментов, сочетающая в себе не только оптимизацию отдельных участков налогового бремени, но и постановку налогового и бухгалтерского учета, формирование обновленной налоговой модели и трансформации в соответствии с ней всего бизнеса, целью которой является высвобождение активов за счет налоговой экономии. Таким образом, на современном этапе экономического развития российских предприятий проблема "как не платить налоги" перешла на следующий уровень "как налоги не переплачивать и как не платить штрафы".

Литература

  1. Вылкова Е. Налоговое планирование. М.: Юрайт, 2011.
  2. Галимзянов Р.Ф. Управление налогами на предприятии. М.: Эксперт, 2004.
  3. Джон Пеппер. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М.: ИНФРА-М, 1999.
  4. Паркинсон С.Н. Закон и доходы. М.: ПКК "Интерконтакт", 1992.
  5. Ричард Кох. Закон Парето, или Принцип "80/20". Элитариум - дистанционное образование // www.elitarium.ru.
  6. Роберт Т. Кэррол. Бритва Оккама // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. М.: Диалектика, 2005.
  7. Тихонов Д. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

М.С.Шальнева

К. э. н.,

заместитель начальника

отдела камеральных проверок N 3

Межрегиональной инспекции ФНС России

по крупнейшим налогоплательщикам N 5