Мудрый Экономист

Электронная подпись: изучаем порядок применения

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2011, N 8

На современном этапе развития российского общества в процессы повседневной деятельности активно внедряются новые высокопроизводительные информационно-телекоммуникационные технологии. Процесс обмена электронными документами значительно отличается от обмена документами на бумажных носителях, так как существует проблема подтверждения подлинности содержащейся в них информации и ее соответствия смыслу волеизъявления человека, которая решается с помощью использования электронной подписи. Электронная подпись достаточно широко применяется в деятельности государственных (муниципальных) учреждений как при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, взаимодействии с органами Федерального казначейства, представлении отчетности, так и в ряде других случаев.

С 08.04.2011 вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ), регулирующий отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, выполнении государственных и муниципальных функций, совершении иных юридически значимых действий. В связи с его изданием с 01.07.2012 перестанет действовать Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Федеральный закон N 1-ФЗ).

Каковы причины принятия нового Закона?

Федеральный закон N 1-ФЗ имеет концептуальные и юридическо-технические недостатки, которые не позволили обеспечить правовые условия для широкого применения электронной цифровой подписи в РФ, в частности:

Данные недостатки не позволяют широко использовать положения Федерального закона N 1-ФЗ в правоприменительной практике. Принятый Федеральный закон N 63-ФЗ направлен на устранение указанных выше недостатков, расширение сферы использования и допустимых видов электронных подписей. В то же время он сохраняет имеющуюся практику использования электронной цифровой подписи.

Какие существуют виды электронной подписи?

Согласно ст. 2 Федерального закона N 63-ФЗ электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом с ней связана и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Для справки. Статья 3 Федерального закона N 1-ФЗ характеризует электронную подпись как реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ электронная подпись может быть двух видов: простая и усиленная. В свою очередь, усиленная электронная подпись может быть неквалифицированной или квалифицированной. Необходимо отметить, что Федеральный закон N 1-ФЗ не предусматривает аналогичного разделения, о чем мы упоминали выше.

Простая электронная подпись. Простая электронная подпись - это электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом (п. 2 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ).

Электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении одного из следующих условий (п. 1 ст. 9 Федерального закона N 63-ФЗ):

Для использования простой электронной подписи, а также в целях признания электронных документов равнозначными документам на бумажных носителях соглашения между участниками электронного взаимодействия (нормативные правовые акты) в обязательном порядке должны предусматривать:

Напомним, что электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронно-вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Обратите внимание! Не допускается использование простой электронной подписи для подписания электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну (п. 4 ст. 9 Федерального закона N 63-ФЗ).

Усиленная электронная подпись. В отличие от простой, усиленная электронная подпись применяется в случаях, когда в соответствии с действующим законодательством или обычаями делового оборота документ должен быть не только подписан руководителем государственного (муниципального) учреждения (лицом, им уполномоченным), но и заверен печатью (п. 3 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ).

Как уже было отмечено, усиленная электронная подпись бывает неквалифицированной и квалифицированной.

       Неквалифицированная подпись       
   Квалифицированная подпись   
Получена в результате криптографического 
преобразования информации с
использованием ключа электронной подписи
Соответствует всем признакам   
неквалифицированной электронной
подписи
Позволяет определить лицо, подписавшее   
электронный документ
Ключ ее проверки указан в      
квалифицированном сертификате
Позволяет обнаружить факт внесения       
изменений в электронный документ после
его подписания и создается с
использованием средств электронной
подписи
Для ее создания и проверки     
используются средства,
получившие подтверждение
соответствия требованиям,
установленным согласно
Федеральному закону N 63-ФЗ

В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 63-ФЗ при использовании усиленных электронных подписей необходимо:

Признаются ли электронные документы равнозначными документам на бумажном носителе?

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, за исключением случаев, когда законодательством установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Кроме того, нормативными актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.

Квалифицированная подпись признается действительной вплоть до установления иного судом при выполнении следующих условий (ст. 11 Федерального закона N 63-ФЗ):

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ электронный документ, подписанный простой или неквалифицированной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных законодательством или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Причем указанные соглашения или нормативные акты должны предусматривать порядок проверки электронной подписи, а также соответствовать требованиям, установленным в ст. 9 Федерального закона N 63-ФЗ.

Как получить средства электронной подписи?

Для создания и проверки электронной подписи, создания ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи должны использоваться средства электронной подписи, которые (п. 1 ст. 12 Федерального закона N 63-ФЗ):

Для получения средств электронной подписи и заключения договора на их обслуживание учреждению необходимо обратиться в один из удостоверяющих центров. Напомним, что удостоверяющий центр - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции (ст. 2 Федерального закона N 63-ФЗ). Задачами удостоверяющего центра являются создание и выдача сертификатов на основании соглашения между удостоверяющим центром и заявителем. Кроме того, удостоверяющий центр (п. 1 ст. 13 Федерального закона N 63-ФЗ):

Например, предоставление средств электронной подписи в целях размещения информации о заказах на официальном сайте РФ в Интернете для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется Федеральным казначейством. Порядок предоставления электронной подписи в данном случае регламентируется Приказом Минэкономразвития России N 647, Федерального казначейства N 22н от 14.12.2010 "Об утверждении Порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг" (далее - Порядок). Так, для получения сертификатов ключей необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения учреждения на бумажном носителе (а при наличии технической возможности - в виде электронного документа) в одном экземпляре:

Как используется электронная подпись при работе с органами Федерального казначейства?

Согласно п. 1.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, информационный обмен между государственными (муниципальными) учреждениями и Федеральным казначейством или органами Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств электронной подписи в соответствии с законодательством РФ на основании договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между учреждениями и Федеральным казначейством, и требованиями, установленными законодательством РФ.

При заключении органами Федерального казначейства договоров об обмене электронными документами с главными распорядителями, распорядителями, получателями, администраторами поступлений, финансовыми органами всех уровней бюджетной системы РФ рекомендуется использовать прилагаемый примерный договор об обмене электронными документами (см. Письмо Федерального казначейства от 20.03.2007 N 42-7.1-17/10.1-102 "О примерном договоре об обмене электронными документами").

Органы Федерального казначейства при приеме платежных документов, представленных в электронном виде в соответствии с договором об обмене электронными документами, для сверки подписи лица, подписавшего электронный платежный документ, с ее образцом используют сертификат открытого ключа электронной подписи, выданный в установленном порядке подписывающему электронные платежные документы лицу. При этом электронный платежный документ может быть подписан одновременно несколькими электронными подписями лиц, получивших в установленном порядке сертификат в соответствии с договором.

Можно ли использовать электронную подпись при оказании государственных и муниципальных услуг?

Порядок использования информационно-телекоммуникационных технологий при оказании государственных и муниципальных услуг установлен ст. ст. 21.1, 21.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).

Государственные и муниципальные услуги предоставляются в электронной форме в том случае, если они включены в перечень, установленный Правительством РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте РФ государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта РФ или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме.

Обращение за получением и предоставление государственной или муниципальной услуги могут осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ.

Правила использования простых электронных подписей при оказании государственных и муниципальных услуг, в том числе правила создания и выдачи ключей простых электронных подписей, и перечень органов и организаций, имеющих право на создание и выдачу ключей простых электронных подписей в целях оказания государственных и муниципальных услуг, устанавливаются Правительством РФ и должны предусматривать в том числе (ст. 21.2 Федерального закона N 210-ФЗ):

Согласно п. 2 ст. 21.2 Федерального закона N 210-ФЗ при оказании государственных и муниципальных услуг с использованием простых электронных подписей должны обеспечиваться:

Заметим, что в настоящее время в тестовом порядке работает портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru), на котором можно получить некоторые государственные услуги в электронном виде.

Ю.Васильев

Д. э. н.,

генеральный директор

КГ "Аюдар"