Мудрый Экономист

Никогда не поздно учиться

"Управление персоналом", 2010, N 21

Наш бизнес

Наша компания является лидером системной интеграции в областях телерадиовещания, телекоммуникаций, аудиовизуальных технологий, кино, многофункциональных объектов. Комбинация наших компетенций является уникальной. Мы создаем сложнейшие технические комплексы, такие как телецентры, медиацентры, телекоммуникационные системы цифровой передачи телевизионных сигналов. Оснащаем концертные, конгресс- и кинозалы, торгово-развлекательные комплексы. И основная часть нашего бизнеса сосредоточена в этом. В то же время у нас есть дилерская сеть по продаже профессионального оборудования по всей стране. То есть наша группа компаний представляет собой диверсифицированный бизнес с различными рыночными направлениями и с различными каналами продаж.

Реальные трудности

Трудности при управлении такого рода бизнесом обусловлены, с одной стороны, его характером. Скоординированно управлять, по сути, несколькими компаниями, работающими в смежных рынках, и конкурировать на каждом из них со специализированными компаниями достаточно сложно.

Компании такого рода, как правило, относительно маленькие, несколько десятков человек, и управляются соответствующим способом. В нашей же компании сотрудников на порядок больше, для такого бизнеса это большой размер, соответственно, возникают реальные сложности с управлением.

С другой стороны, маркетинговая стратегия, тактика и политика требуют от управления таким многообразием бизнес-направлений особенно выверенной методики. В этом смысле мы переживали реальные трудности на определенном этапе развития, решая вопросы: каким образом сформировать оптимальную маркетинговую стратегию и построить эффективную маркетинговую систему компании?

И последнее, что хотелось бы отметить... Когда компания задействована в трех-четырех-пяти - десяти проектах в год - это одна ситуация. В прошлом году мы сделали больше ста проектов. Организация системы управления проектами в такой компании - процесс непростой, и здесь мы тоже прошли через определенные трудности роста, "детские болезни" и т.п.

Поскольку я в преподавании акцентирован на двух курсах - "Коммуникации маркетинга", или "Маркетинг не для маркетологов", и "Управление проектами", то я как раз использовал как опыт построения маркетинговой системы в нашей компании, так и построение системы управления проектами в своих кейс-стади, в своих курсах.

Что дает практика преподавания

Практика преподавания дает мне две основные вещи.

Удовлетворение от того, что наработанный опыт может быть передан другим людям. Используя этот опыт и полученные после прослушивания моих курсов знания, эти люди улучшают свои личные достижения и результаты деятельности своих компаний. Соответственно, есть внутреннее удовлетворение от того, что какие-то процессы в нашей стране стали более интересными и эффективными. Безусловно, это греет душу.

Что касается профессиональной пользы, то, готовясь к такого рода курсам, волей-неволей более четко, объемно и внимательно воспринимаешь то, что делается, в том числе и в своей компании, и выявляются нюансы, которые раньше не были видны. Таким образом, как обратная связь от подготовленного курса происходит уточнение и внедрение полученных знаний в собственный бизнес. Другая сторона медали - общение с руководителями других компаний, других бизнесов создает более многогранную картину понимания бизнес-процессов в целом. Такая обратная связь от слушателей позволяет быть успешным и в своем бизнесе тоже.

Учить и переучивать

Парадокс заключается в том, что практически все материалы, которые преподаются, сейчас можно найти либо в печатном виде, либо в Интернете. И любой грамотный, умный, толковый человек, умеющий читать и искать информацию, фактически не выходя из дома, может с ними ознакомиться. Получается, люди приходят в учебные заведения, такие как MBA, прежде всего не просто для ознакомления с материалом, а чтобы получить концентрированный сплав методически выверенной теории, в добавление к этому навыки, необходимые для применения теории на практике, и, что особенно важно, реального опыта людей, которые использовали эти знания на практике, набили шишки или, наоборот, достигли потрясающих успехов. С моей точки зрения, именно такой сплав трех основных факторов - теории, навыков и практического опыта, переданного в той или иной форме, - создает тот самый кумулятивный эффект, когда образование дает реальную пользу уже в практической деятельности.

Если говорить о том, стоит ли слушателей чему-то переучивать, то в российском бизнес-образовании, пожалуй, такой проблемы нет. Я много раз проводил опрос среди слушателей - в девяти случаях из десяти у них нет профессионального менеджерского образования. Нас учили чему угодно, только не управлению людьми, продажами, маркетингом, проектами и всему, чем нужно владеть, будучи реальным бизнесменом.

Пестрая картина слушателей

Я б не сказал, что она слишком пестрая, по крайней мере, в тех MBA-программах, в которых я принимал участие. Как правило, туда приходят люди с интеллектуальным уровнем явно выше среднего, с успешными предыдущими карьерами. Примерно в восьми случаях из десяти это люди, заинтересованные в реальных знаниях, которые могли бы помочь им быть более успешными. Пестрота заключается в сферах и масштабах бизнеса. За одним учебным столом могут сидеть руководитель компании с оборотом в сто миллионов долларов, а рядом - владелец парикмахерской на два кресла с соответствующим оборотом и масштабом. И в этом состоит сложность, потому что усредненная проблематика может быть интересна одним людям и совершенно неинтересна другим. Возможно, стоит делать некие адаптационные изменения для бизнесов определенных масштабов или отличающихся определенными общими характеристиками.

Есть особенность, проходящая по линии "собственник - наемный". Потому что психология отношения к бизнесу собственника практически всегда кардинально отличается от психологии наемного менеджера. И если собственник выполняет функции управляющего или генерального директора, что бывает сплошь и рядом в небольших бизнесах, это, как правило, создает у него особенное раздвоение личности. Потому что как собственник он желает одного, как управляющий - другого, и ему нужно найти в себе некую гармонию. Заинтересованность этих людей в обучении, как правило, выше, потому что они изначально поставлены в условия сложного баланса между такого рода интересами и им необходимо понять, каким образом все это организовать. Наемные менеджеры находятся уже в другой категории и различаются тем, какого рода амбиции у них имеются, какого рода карьерного роста они ожидают. И в этом плане дело не столько в возрасте, сколько в типе личности. Я встречал чрезвычайно амбициозных людей, которым было под пятьдесят, стремящихся к совершенно новым горизонтам, хотя эти люди уже многого достигли в жизни, и довольно пассивных молодых людей, которые такой энергетикой вызова не обладали.

Пробелы в знаниях

С точки зрения маркетинга существует парадоксальная ситуация. Есть просто горы литературы, посвященной маркетинговым исследованиям, сегментации, позиционированию и прочим, прочим классическим маркетинговым инструментам. Но существуют просто единицы изданий, книжек и журналов, где руководитель может ознакомиться с теорией, тактикой, организацией маркетинга в своей компании, каким должен быть руководитель, что это вообще такое - маркетинговая система, как она должна работать, как не должна и почему. Когда я столкнулся с таким диссонансом, возникла идея моего курса - "Маркетинг не для маркетологов" - как руководителей бизнеса напитать практическими навыками, знаниями, опытом построения маркетинговых систем своих компаний. Эта тема практически не раскрыта сегодня у нас ни в бизнесе, ни в образовании.

Что касается управления проектами, то тут несколько другая история. Существуют проработанные многостраничные методические пособия по управлению проектами, классические, международного уровня. Но во многих компаниях, особенно небольших, с этими пособиями совершенно не знакомы. С другой стороны, они настолько объемны, что быстро изучить их, когда голова занята текущей работой, особенно руководителю, очень сложно. И в этом смысле необходима предметная адаптация к масштабам и размерам своей компании, чтобы управление проектами было эффективным.

Кроме того, с опытом стала очевидна простая, но удивительная вещь. Прочитав любую методическую литературу, из одного и того же текста разные люди делают разные выводы. Потому что у людей разные способы обработки информации, разные способности, разный опыт и т.д. Это похоже на музыку, когда "Лунную сонату" Бетховена может сыграть любой выпускник музыкальной школы, но тысяча человек играет так, что слушать невозможно, десять - более-менее, и только один - так, что плакать хочется. В управлении проектами ситуация очень похожая, можно прочитать, можно наизусть выучить все методические указания, но если нет понимания того, какого рода нужны способности, навыки и, если угодно, талант, то успехов в управлении проектами не будет. Как только слушатели это усвоят, у них создается более объемное понимание сути проблемы. Нужно знать и уметь нанимать людей, которые к этому предрасположены, тогда и будет успех.

Востребованность диплома

Я не вижу ничего страшного в том, что некоторые люди тратят свое время и немалые средства, для того чтобы получить так называемую корочку. Если она потом этим людям помогает - значит, они правильно "вложились". А если не помогает - значит, неправильно, это штука индивидуальная. В последние несколько лет число таких людей существенно сократилось, потому что в конечном счете успех в бизнесе определяется не резюме, не наличием дипломов, а реальной продуктивной работой. И руководители компаний стараются нанимать людей, особенно в условиях кризиса и прочих внешних сложностей, которые для них создают позитивный результат. В конце концов резюме просматривается двумя-тремя людьми пятнадцать минут, а результат виден сотням и тысячам, и часто - на "полжизни".

Я думаю, практика все ставит на свои места. И если авторитет бизнес-образования находится на должном уровне и работодатели понимают, что из такой-то бизнес-школы люди выходят успешными и востребованными на рынке, значит, есть основания полагать, что и тот выпускник, который пришел наниматься, тоже получил адекватные знания.

Кризис и MBA

Конечно, кризис повлиял на бизнес-образование.

Когда человеку становится понятно, что в ближайшие год-два у него нет уверенности в сохранении рабочего места, соответствующего уровня дохода, то инвестиции человека в образование представляются достаточно рискованными. В этом смысле периоды подъема характеризуются большей предсказуемостью, соответственно, большей готовностью людей вкладывать деньги в образование.

С другой стороны, парадоксальная картина, когда люди занимают деньги в кризис для получения образования, чтобы понять, как справляться с трудностями и быть эффективными в экстремальных условиях. Я знаю примеры, когда люди так и поступали. Причем это было и в кризис 1998 г., и в тот, который состоялся недавно.

Такая многофакторная направленность у кризисной ситуации: уменьшается количество слушателей, потому что, как у них будут обстоять дела с наличием денег, предсказать трудно, и наоборот, многие активней идут учиться. Другое дело, что требовательность людей, которые "отняли последнее", чтобы пойти учиться, к качеству образования повышается. Поэтому необходимо создавать мобильные программы, не очень продолжительные, сконцентрированные именно на тех знаниях, которые необходимы. В этом смысле, я думаю, тенденция идет к тому, чтобы наряду с классическим образованием MBA все большее распространение получали компактные многомодульные курсы и слушатель мог набрать из их модулей-блоков ту комбинацию, которая была бы ему интересна.

Российское бизнес-образование низкого качества?

Я бы не был столь категоричным. Мой сын окончил учебное заведение по специализации "маркетинг", и я считаю, что сыну дали абсолютно адекватное образование и после обучения он стал профессиональным маркетологом высокого уровня. Я окончил Executive MBA ИБДА и реально получил больше, чем ожидал. Это пример того, когда российские бизнес-школы выпускают специалистов с совершенно адекватным образованием. Конечно, не все вузы, даже московские, могут похвастаться такого рода качеством. Одна из проблем - преподавательский состав, оставшийся нам с советских времен. В большинстве своем он не "наточен" на реальные бизнес-процессы, он сам не плавал в этом океане, не понимает, как это происходит в жизни. И только небольшая часть преподавательского состава, которая занимается бизнесом, наряду с теоретической подготовкой, способна донести до слушателей практические знания. Просто в нашей новой экономической жизни прошло еще мало времени. Я думаю, через пять - десять лет ситуация кардинально изменится, потому что существенно поменяется преподавательский состав и увеличится количество людей, которые в жизни уже состоялись именно как бизнесмены или менеджеры. И общее качество бизнес-образования существенно улучшится.

Я считаю, если человек предполагает работать в России, в девяти случаях из десяти разумнее выбирать российский MBA (только "правильного" уровня), потому что колоссальное количество особенностей нашей страны при правильном учете дает человеку более эффективную комбинацию знаний и навыков, нежели оторванное от наших реалий классическое западное бизнес-образование.

Импонирующие коллеги

Тигран Арутюнян, Александра Кочеткова, Ашот Сеферян, Александр Чеканский. Их преимущество в сплаве теоретической подготовки, собственного опыта, владении методиками. Ну и обаяние личности никто еще не отменял, для преподавателя я считаю его одним из главных факторов.

Выбирайте осознанно

Выбирая образовательную программу или учреждение, прежде всего стоит серьезно озаботиться тем, какие цели вы ставите перед собой, получая образование, и какие задачи с помощью образования вы хотите решить. Если дать себе труд предметно тщательно задуматься об этом и сформулировать цели и задачи на бумаге, тогда выбор учебного заведения будет происходить осознанно. Понимая, что для вас наиболее важно в предстоящем образовании, легче выбрать место, где этому учат. Если этим не озаботиться, то позже может оказаться, что время и деньги потрачены не так эффективно, как хотелось, и наступает разочарование. С точки зрения образования я считаю это принципиально важным.

И еще очень важно - никогда не поздно учиться, сколько бы вам ни было лет, какой бы пост вы ни занимали. Всегда есть то, что может помочь вам стать более эффективным и успешным, и в этом смысле возраст никакой роли не играет.

В заключение: я думаю, не ошибусь, если скажу, что более 90% бизнес-руководителей в России еще не имеют профессионального образования и не являются профессионалами в прямом смысле этого слова. Первое образование может быть каким угодно. Ясно, что управление бизнесом - это профессия, и как в любой профессии нужно знать и понимать все, что с этой профессией связано. Профессиональное образование, которое получает человек, дает ему понимание того, что он знает и чего не знает. В этом смысле он может по-настоящему называть себя профессионалом.

Г.Свердлов

Вице-президент

"И.С.П.А.-Групп",

генеральный директор

"И.С.П.А.-Инжиниринг",

преподаватель ИБДА

курсы "Коммуникации маркетинга -

маркетинг не для маркетологов"

и "Управление проектами"