Мудрый Экономист

Минздравсоцразвития о проведении государственной экспертизы условий труда

"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8

В Информационном сообщении от 09.06.2011 Минздравсоцразвития представило проект положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации (далее - Положение). Предполагается, что данным документом будет установлен порядок проведения в РФ государственной экспертизы условий труда, осуществляемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (далее - органы государственной экспертизы условий труда) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Трудовое законодательство о государственной экспертизе

Государственная экспертиза условий труда является относительно новым институтом трудового права, появившимся в результате внесения изменений в Трудовой кодекс Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ <1>.

<1> Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступил в силу 06.10.2006, действует в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 167-ФЗ.

Статьей 209 ТК РФ государственная экспертиза условий труда определена как оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Следует отметить, что согласно ст. 210 ТК РФ государственная экспертиза труда называется в числе основных направлений государственной политики в области охраны труда.

В соответствии со ст. 216.1 государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.

К сведению. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений установлено ст. 6 ТК РФ. К ведению федеральных органов государственной власти в названной сфере относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям.

Государственной экспертизе условий труда подлежат фактические условия труда, материалы аттестации рабочих мест по условиям труда хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории РФ, проекты строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий.

Кто может обратиться с запросом на проведение экспертизы?

Трудовым законодательством предусмотрено, что для работодателя государственная экспертиза условий труда может быть как принудительной, так и добровольной. В первом случае такая экспертиза осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС, и отказаться от ее проведения работодатель не вправе.

В добровольном порядке работодатель может инициировать государственную экспертизу условий труда в случае, если ему необходимо определить степень тяжести работ по определенной профессии, наличие в работе опасных и (или) вредных условий труда для принятия в дальнейшем решения о возможности предоставления соответствующих компенсаций. Результаты добровольной экспертизы позволяют работодателю воспользоваться нормами ч. 4 ст. 219 ТК РФ. Данной нормой предусмотрено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

Согласно п. 3 Положения государственная экспертиза условий труда в РФ осуществляется по запросам:

Обратите внимание! В ст. 215 ТК РФ содержится требование о необходимости проведения в обязательном порядке государственной экспертизы соответствия проектов государственным нормативным требованиям охраны труда в случае строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий.

Объекты государственной экспертизы условий труда

Пунктом 4 Положения установлено, что предметом государственной экспертизы условий труда является оценка соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда:

К полномочиям органа государственной экспертизы условий труда в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относится организация и проведение государственной экспертизы соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, финансируемых из федерального бюджета.

Кто привлекается к проведению госэкспертизы условий труда?

Государственная экспертиза в целях оценки фактических условий труда на рабочих местах, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве и профзаболеванию, осуществляется одновременно с проведением лабораторных исследований (измерений), выполняемых за счет средств работодателей лабораториями, в установленном порядке прошедшими аккредитацию Минздравсоцразвития (п. 6 Положения).

Обратите внимание! К проведению государственной экспертизы условий труда допускаются эксперты, прошедшие обучение на право проведения государственной экспертизы условий труда и имеющие удостоверение установленного образца.

Подготовка экспертов для проведения государственной экспертизы условий труда и аккредитация лабораторий, участвующих в такой экспертизе, осуществляются научно-методическим центром государственной экспертизы условий труда, в состав которого входят центральная и региональные лаборатории.

Пунктом 9 Положения установлено, что лица (эксперты по условиям труда), осуществляющие государственную экспертизу условий труда в соответствии с полномочиями, предоставленными действующим законодательством, имеют право:

Обязанности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, перечислены в п. 10 Положения. К ним относятся:

Порядок и сроки проведения государственной экспертизы условий труда

Основанием для проведения государственной экспертизы условий труда является обращение заявителей (заказчиков), перечисленных в п. 3 Положения. Заявка установленной формы приведена в приложении к Положению.

Для проведения государственной экспертизы условий труда заявителем (заказчиком) представляются документация и материалы согласно регламентам, разработанным органами государственной экспертизы условий труда по каждому объекту экспертизы.

На основании п. 13 Положения органы государственной экспертизы условий труда имеют право для проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную (сверх оговоренной регламентами) информацию и документацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Документация и материалы, представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда, регистрируются и передаются на исполнение уполномоченными лицами органа государственной экспертизы условий труда.

Руководитель органа, осуществляющего государственную экспертизу условий труда, формирует состав экспертов из числа штатных и внештатных специалистов, обладающих соответствующими знаниями, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения. Порядок и условия привлечения внештатных специалистов к участию в осуществлении государственной экспертизы условий труда определяется Минздравсоцразвития.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяются в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца.

Обратите внимание! В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен приказом руководителя органа, осуществляющего государственную экспертизу условий труда, с обязательным извещением заявителя (заказчика), но не более чем на один месяц.

При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган, осуществляющий государственную экспертизу условий труда, в срок не более 10 рабочих дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган, осуществляющий государственную экспертизу условий труда, в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заказчика сообщает последнему о невозможности проведения экспертизы с мотивированным обоснованием.

В п. 18 Положения перечислены основания для отказа в выдаче заключений государственной экспертизы условий труда:

Оформление экспертного заключения

По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в двух экземплярах), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.

Если исполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан изложить в письменной форме причины своего несогласия для рассмотрения их руководителем экспертизы.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом, осуществляющим государственную экспертизу условий труда, проводившим экспертизу.

Один экземпляр экспертного заключения, документация и материалы, представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда, выдаются на руки заявителю.

По просьбе заявителя экспертное заключение, документация и материалы объекта экспертизы вручаются полномочным представителям заявителя.

Экспертные заключения подлежат хранению органами государственной экспертизы условий труда в течение пяти лет.

Заказчик в случае несогласия с заключением эксперта может обжаловать его у руководителя госэкспертизы или непосредственно в суде.

И.Ю.Колосова

Эксперт журнала

"Оплата труда в бюджетном учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"