Мудрый Экономист

Корпоративная культура в компании, или правила для всех

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2010, N 10

В компании, большой или маленькой, всегда складывается внутренняя культура, независимо от того, управляет ли кто-то ее формированием или нет. Однако если менеджмент компании стремится создать корпоративное пространство, разделяемое всеми сотрудниками, то необходимо целенаправленно работать для формирования устойчивой положительной культуры. Одним из основных документов в фундаменте корпоративной культуры является кодекс деловой этики, в котором формулируются правила поведения сотрудников, общения с клиентами и многие другие вопросы внутрикорпоративной жизни.

Любая компания - сложный организм, основой которого является корпоративная культура. В литературе корпоративная культура трактуется как "коллективные базовые представления, обретаемые группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции" <1>. Корпоративная культура возникает в любой структурированной группе людей. Причем она становится тем сильнее, чем дольше существует данная группа.

<1> Шейн Э. Организационная культура и лидерство. - Санкт-Петербург, 2002. С. 31 - 32.

Корпоративная культура, ее принципы и задачи тесно связаны со стратегией и целями компании. Базовым моментом, дающим начало становлению корпоративной культуры, являются четкое определение правил игры, формализация и регламентация отношений. Одним из таких документов - фундаментов корпоративной культуры - является кодекс деловой этики (делового поведения) сотрудников компании, введение которого позволяет решить следующие задачи:

Разработка кодекса

Для разработки кодекса целесообразно создать рабочую группу, в состав которой войдут сотрудники всех ключевых подразделений компании. На стадии разработки полезно вынести проект кодекса на обсуждение, организовав для этого специальные семинары, совещания, круглые столы с участием рядовых сотрудников компании. Кодекс утверждается руководителем организации.

Как правило, кодекс очень подробно описывает корпоративные нормы и ценности компании, а также правила деловой этики (см. таблицу). При разработке кодекса необходимо уделить особое внимание четкому и понятному формулированию его положений, чтобы сотрудники однозначно понимали нормы и ценности, принятые в компании.

Таблица

Структура кодекса деловой этики

     Раздел     
                       Содержание                       
Введение        
В разделе формулируются деловая философия компании,     
основные ценности компании и принципы взаимоотношений
с персоналом, клиентами, партнерами и т.д.
Назначение      
В разделе определяется цель документа, например описание
принципов, правил и норм поведения, способствующих
эффективному развитию компании
Взаимоотношения 
сотрудников
В разделе формулируются основные принципы               
взаимоотношений компании с сотрудниками, а также
сотрудников между собой. Например, соблюдение трудовой
дисциплины, запрет любых форм дискриминации и т.д.
Конфликт        
интересов
Конфликт интересов возникает в такой ситуации, когда    
сотрудник компании имеет личную заинтересованность,
которая противоречит интересам компании.
В разделе описываются возможные ситуации, которые могут
привести к конфликту интересов, например получение
личной материальной выгоды, деятельность членов семьи
и т.д., и правила поведения в таких ситуациях
Взаимодействие  
с контрагентами
(клиентами)
В разделе формулируются правила общения с контрагентами,
партнерами, клиентами компании, в том числе по телефону
Рабочее время   
сотрудников
В разделе формулируется отношение компании к опозданиям,
работе во внеурочное время и т.д.
Внешний вид     
сотрудников
В разделе определяются принципы и правила дресс-кода    
компании
Рабочее место   
В разделе определяется отношение компании к приему пищи,
употреблению алкоголя, курению, игре на компьютере
на рабочем месте, а также использованию сотрудниками
Интернета, офисной техники, служебного телефона
и другого оборудования в личных интересах
Конфиденциальная
информация
В разделе формулируются правила работы                  
с конфиденциальной информацией

Единого стандарта того, каким должен быть кодекс делового поведения сотрудников, не существует, так как этот документ очень специфичен и его содержание зависит от особенностей каждой конкретной компании (см. пример).

Пример.

Введение

ОАО "Звезда" (далее - Общество) объединяет в качестве акционеров российских и иностранных юридических и физических лиц.

Общество создает благоприятные условия труда для своих сотрудников, является крупным налогоплательщиком, поддерживает и развивает социальные программы.

Общество - это сплоченный коллектив единомышленников-профессионалов, имеющих общие цели, собственные традиции и внутреннюю культуру. Ориентирами деятельности Общества и поведения его сотрудников являются следующие ценности:

В своей деятельности Общество соблюдает следующие принципы:

Назначение документа

Цель введения в действие настоящего кодекса состоит в описании и внедрении в повседневную практику сотрудников Общества принципов, правил и норм поведения, способствующих эффективному развитию Общества, консолидации усилий сотрудников в обеспечении высокого потенциала Общества и повышению качества профессиональной деятельности его сотрудников.

Принципы, правила и нормы, приведенные в настоящем кодексе, отвечают стандартам и этическим нормам делового поведения, принятым в деловом сообществе.

Взаимоотношения

В стабильности развития бизнеса, в стремлении к постоянному совершенствованию Общество ориентировано на долгосрочное сотрудничество с каждым человеком, принятым в коллектив.

Отношения между Обществом и его сотрудниками регулируются действующим российским законодательством, отраслевыми нормативными актами, коллективным договором и трудовыми договорами, действующими в Обществе.

Общество приветствует доброжелательные отношения между сотрудниками и способствует сохранению благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Общество ожидает от своих сотрудников взаимного уважения и поддержания в коллективе атмосферы свободного выражения мнений, доверия и честности. Работа в команде и усилия всех сотрудников являются условиями достижения успеха.

Общество ожидает, что все споры и разногласия сотрудников будут разрешаться в досудебном порядке.

Руководство Общества поощряет обращение сотрудников с идеями, отзывами и любыми предложениями и проблемами.

В своей трудовой деятельности сотрудники Общества должны руководствоваться следующими принципами:

Любые формы дискриминации (по религиозным, политическим убеждениям, полу, возрасту, национальной принадлежности) в коллективе Общества недопустимы.

Работа и частная жизнь

Общество ни в коей мере не ограничивает личную свободу сотрудников и не регламентирует их частную жизнь. Каждый сотрудник имеет право вести тот образ жизни, какой ему нравится. Общество уважает и ценит своих сотрудников. Каждый сотрудник может рассчитывать на объективную оценку своих способностей и результатов труда.

Каждый сотрудник должен понимать, что деловая репутация Общества складывается в том числе из репутации каждого его сотрудника.

Конфликт интересов

Конфликт интересов возникает в такой ситуации, когда сотрудник Общества имеет личную заинтересованность, которая противоречит интересам Общества. Сотрудникам Общества не следует допускать, чтобы какие-либо личные интересы влияли на их способность действовать в интересах Общества и мешали эффективному и беспристрастному исполнению ими своих служебных обязанностей.

Ситуации, которые приводят к возникновению конфликта интересов:

Продвижение услуг Общества, а также приобретение продукции для производственных нужд не должны использоваться в личных целях и не должны преследовать получение подарков, услуг или денежных вознаграждений от контрагентов Общества.

Подарки и услуги должны:

Охрана окружающей среды и здоровья, техника безопасности

Общество осуществляет свою деятельность таким образом, чтобы не наносить вреда окружающей среде и здоровью работников. Политика Общества в области охраны окружающей среды предусматривает соблюдение действующего законодательства по охране окружающей среды.

В своей деятельности сотрудники Общества должны соблюдать все меры, предусматриваемые законодательством и правилами по охране труда и технике безопасности.

Общество хочет видеть своих сотрудников здоровыми и создает для этого необходимые условия. Забота сотрудников о своем здоровье также рассматривается как важная составляющая успеха Общества.

Взаимодействие с контрагентами

Взаимодействие с контрагентами - важнейшая задача Общества, поэтому Общество ожидает, что сотрудники будут относиться к контрагентам доброжелательно и вежливо.

Задача Общества не только привлечь контрагента, но и создать все условия для долгосрочного сотрудничества с ним.

Создание наиболее благоприятных условий для контрагента и предупредительное отношение к нему являются залогом длительных партнерских отношений.

Внешний вид сотрудников

Общество ожидает, что внешний вид каждого сотрудника будет аккуратным и опрятным, а стиль одежды - деловой (классический). Не приветствуется нахождение на рабочем месте сотрудников в спортивной или вызывающей одежде.

Рабочее место

Порядок, чистота, аккуратность офиса и рабочего места создают благоприятное впечатление об Обществе.

Общество ожидает, что на рабочем месте сотрудники не будут играть в компьютерные и иные игры и заниматься посторонними делами, не связанными со служебными вопросами, а также принимать пищу, употреблять алкогольные напитки и курить. Курение допустимо вне стен офиса в специально отведенных местах.

Документы, составляющие коммерческую тайну Общества, а также иные вещи, документы, предметы и материалы, использование или разглашение которых сторонними лицами может привести к ущербу для Общества, желательно не держать в доступных для посторонних людей местах.

Не приветствуется нахождение на рабочем месте:

Использование офисной техники и пользование Интернетом в личных целях не приветствуется.

Общество ожидает, что сотрудники будут бережно относиться к имуществу компании.

Конфиденциальность

Информация является важнейшим достоянием Общества. Общество заботится о защите конфиденциальной информации, перечень которой определен внутренними документами Общества.

Несанкционированное разглашение конфиденциальной информации, использование ее в личных целях, для деятельности за пределами Общества или для передачи другим лицам запрещается.

Каждый сотрудник, имеющий дело с конфиденциальной информацией, должен соблюдать правила хранения документов, обеспечивать доступ к документации только тем сотрудникам, которые имеют на это право, пресекать все попытки несанкционированного получения информации сторонними лицами.

Разглашение конфиденциальной информации является нарушением условий трудового договора с сотрудником со стороны последнего и влечет ответственность в соответствии с локальными нормативными актами Общества и действующим законодательством.

В случае распространения сотрудником Общества информации, порочащей деловую репутацию Общества и затрагивающей честь и достоинство его сотрудников, Общество оставляет за собой право всеми законными способами защищать собственные нарушенные права и права своих сотрудников.

Соблюдение законов

Общество является организацией, которая придерживается принципа строгого соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации и ожидает от своих сотрудников аналогичного отношения.

Кодекс может быть дополнен такими разделами, как:

При подготовке к внедрению кодекса в организационную практику нужно планировать и формировать коммуникативные потоки, грамотно выстраивать внутренний PR. Опыт показывает, что на стадии внедрения кодекса в практику компании большую роль играет разъяснительная работа. В противном случае положения кодекса не будут приняты сотрудниками и останутся существовать лишь на бумаге. Исполнение положений кодекса обязательно для всех сотрудников компании независимо от статуса и занимаемого положения в организационной иерархии. В противном случае в компании сформируются "двойные" стандарты, а кодекс превратится в декларативный документ, играющий незначительную роль в жизнедеятельности компании.

Г.Погодина

Директор по персоналу

Iveco в России