Мудрый Экономист

Электронные услуги: централизация

"Бюджет", 2011, N 7

В 2011 г. на муниципальном уровне требуют неотложного решения вопросы реализации Закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) и Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов. Одновременно продолжается поиск эффективных механизмов наполнения местных бюджетов. Процесс решения указанных вопросов должен основываться на создании централизованных информационных ресурсов с обязательной предварительной оценкой ожидаемой результативности от произведенных затрат. О подходах к реализации региональных проектов по информатизации муниципальных образований рассказывает заместитель генерального директора компании "Кейсистемс" Сергей Николаевич Сергеев.

Электронные государственные (муниципальные) услуги

С 1 июля 2011 г. заработали важнейшие положения Закона N 210-ФЗ: государственные или муниципальные органы власти более не смогут требовать от гражданина подтверждения сведений, находящихся в распоряжении других ведомств. Основа реализации Закона N 210-ФЗ - Постановление Правительства РФ N 697, описывающее требования к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), объединяющей федеральные и региональные органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации. СМЭВ - это инструмент, обеспечивающий полностью электронную форму оказания услуг гражданам, и основа эффективной работы многофункциональных центров (МФЦ).

Наиболее трудным с точки зрения информатизации продолжает оставаться местный уровень: города, муниципальные районы и поселения. А ведь именно местные администрации - основной держатель информации, необходимой для оказания целого ряда услуг гражданам России. Для человека, обращающегося за услугой по месту жительства либо заказывающего требуемую услугу через интернет-портал, не должно быть никакой разницы, где территориально находятся держатели информации, необходимой для оказания услуги. Поэтому все муниципалитеты должны включиться в "информационное общество", наладить взаимодействие в рамках СМЭВ и выполнять положения Закона N 210-ФЗ, обеспечивая информацией все МФЦ своего региона.

Справка. В 2011 г. в рамках подготовки к введению в действие положений Закона N 210-ФЗ в Липецкой области совместно со специалистами ООО "Кейсистемс" была проведена работа по расширению спектра и качества оказываемых многофункциональными центрами региона услуг. Комплекс "Самоуправление-СМАРТ" обеспечил МФЦ области доступом к информации поселенческого уровня. В результате государственные и муниципальные услуги, доступные ранее только в администрациях поселений, сейчас доступны и в районных МФЦ. Кроме того, формирование подобных баз данных позволяет обеспечивать бесперебойную работу межведомственного и межуровневого взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

О чем же говорят Госпрограмма "Информационное общество" и целый ряд принятых сегодня документов, регулирующих информатизацию в различных сферах и отраслях? Информационное развитие общественного сектора на современном этапе идет по пути централизации, и особенно сильно инновации в этой сфере нужны на муниципальном уровне.

Централизация электронных услуг

Централизация информационных ресурсов муниципальных образований на региональном уровне - это наиболее эффективный путь развития, гарантирующий быстрый старт электронных услуг в регионах, реализацию СМЭВ и расширение перечня услуг, предоставляемых на базе МФЦ. "Кейсистемс" строит свои региональные проекты на интернет-платформе "СМАРТ" с применением комплекса "Самоуправление-СМАРТ", который обеспечивает формирование централизованной базы данных региона с автоматическим обновлением клиентских рабочих мест муниципальных образований (см. рис. 1). Один из основных информационных блоков системы основан на данных похозяйственного учета поселений в рамках Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 11 октября 2010 г. N 345. Ведь только власть на местах обладает самой актуальной и свежей информацией, и именно муниципальный уровень является непосредственным участником наполнения и поддержания актуальности информационных ресурсов.

Единая информационная база региона (муниципального района)

            ---------------T--------------------T------------¬
¦ ¦ ¦ Сведения ¦ Сводные
¦ Сведения ¦Сведения о земельных¦о хозяйствах+-> отчеты
¦ об имуществе ¦ участках ¦ (ПХК) ¦ по всему
Поселения ¦ ¦ ¦ ¦ району
района ->+--------------+--------------------+------------+
¦ ¦ Сведения о ¦ ¦ Оперативная
¦ Сведения о ¦сельскохозяйственных¦ Сведения +-> информация
¦животноводстве¦ культурах и посевах¦ о населении¦ о каждом
¦ ¦ ¦ ¦ поселении
L--------------+--------------------+-------------

Рисунок 1

В первую очередь при реализации проектов обеспечивается быстрая централизация имеющихся в муниципалитетах информационных баз данных с учетом единых классификаторов и базовых реестров, обозначенных в распоряжениях Правительства РФ. Однако зачастую локально применяемые информационные системы находятся в довольно запущенном состоянии, поэтому детально обсуждается вопрос как первоначального наполнения, так и непрерывного поддержания актуальности информационных баз.

Важнейший эффект централизации следующий: технически сложные вопросы выносятся на уровень муниципальных районов и выше, на уровень региона. Сюда относятся вопросы ИТ-обслуживания программного обеспечения, вопросы внешнего электронного взаимодействия на базе СМЭВ и вопросы защиты информации и персональных данных граждан. Сложно представить, как, например, сельские поселения смогли бы самостоятельно, без централизации информационных ресурсов, наладить связь с МФЦ и начать оказывать по-настоящему электронные муниципальные услуги, а также участвовать в оказании целого ряда услуг, где требуется справка или иной документ от сельской администрации.

Повышение эффективности бюджетных расходов

В проектах, основанных на комплексе "Самоуправление-СМАРТ", предусматривается системное решение задачи роста и оптимизации доходной части местных бюджетов, а также хороший потенциал реализации механизмов заинтересованности муниципальных образований в вопросах повышения эффективности расходов. Предпринимаемые в регионах меры по привлечению дополнительных доходов в местные бюджеты приносят свои плоды. Так, по результатам мониторинга местных бюджетов общий объем поступивших в местные бюджеты доходов в 2010 г. превышает уровень 2009 г. на 8,9%. В местных бюджетах 65 субъектов Федерации отмечен рост собственных доходов, снижение - в 18 субъектах Федерации. Причем следует отметить, что в общем объеме поступивших в 2010 г. собственных доходов местных бюджетов налоговые доходы в среднем составляют 40,9%.

Тот факт, что объем поступившего в 2010 г. в местные бюджеты земельного налога превышает уровень 2009 г. на 16%, говорит о значительном потенциале роста этого источника доходов. Централизация информации о налоговой базе (земля, имущество) в "Самоуправлении-СМАРТ" позволяет системно выстроить процессы расширения налоговой базы за счет инвентаризации объектов налогообложения, выявления объектов, не охваченных налогообложением (не зарегистрированные в установленном порядке, не введенные в эксплуатацию при наличии признаков проживания и др.), и непосредственно работу с должниками (см. рис. 2). Результат виден сразу в централизованной региональной базе в разрезе муниципальных образований по видам местных налогов, а не только по факту поступления платежей, когда ситуацию уже не изменишь.

Актуализация налогооблагаемой базы муниципальных образования

---------------¬      -----------------¬       ------------¬      --------¬
¦Информационная¦ ¦Оценка и прогноз¦ ¦ Налог ¦ ¦Местный¦
¦ система ¦ ---> ¦ доходного ¦ ----> ¦ на землю ¦ ---> ¦ бюджет¦
¦ МСУ-СМАРТ ¦ ¦ потенциала ¦ ¦и имущество¦ ¦ ¦
L--------------- L----------------- L------------ L--------

Рисунок 2

Успешному решению данного вопроса способствуют применяемые в комплексе сервисы автоматизированного взаимодействия муниципальной власти с налоговыми органами. Кроме того, в комплексе заложены функции по оценке (планированию) налогового потенциала в части земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Справка. В полном соответствии с правительственной Программой по повышению эффективности бюджетных расходов проекты "Кейсистемс" ориентированы на решение следующих задач:

Оценка качества и результативности работы муниципалитетов

Несомненным достоинством применения программного комплекса "Самоуправление-СМАРТ" является возможность оценки качества и эффективности работы администраций органов местного самоуправления. Использование общей информационной системы на уровне региона (муниципального района) позволяет внедрить единый подход к такой оценке. К примеру, в качестве индикаторов применяются количество внесенной и обновленной информации об объектах налогообложения, количество обращений граждан и решенных вопросов, число выданных документов, сравнительная оценка количества бесхозных земельных участков за разные периоды и другие показатели.

Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" определяет Перечень показателей для оценки эффективности деятельности муниципалитетов в Российской Федерации. Многие из критериев, включенных в данный Перечень, являются социально значимыми показателями и основываются на статистической информации, которой располагают соответствующие органы местного самоуправления. Комплекс "Самоуправление-СМАРТ" позволяет получать многие показатели на основе информации сводного хранилища системы и использовать их в оперативной работе или при формировании доклада о достигнутых показателях за отчетный период.

Постоянный информационный обмен между региональной властью и муниципальными районами (поселениями) также требует оперативности и достоверности. Ведь многие государственные целевые программы или проекты, финансируемые из бюджетов субъектов РФ, рассчитаны на конкретную категорию граждан или конкретные хозяйства. И здесь региональной власти как никогда нужна достоверная и оперативная информация с районного или поселенческого уровня в целях принятия конкретных решений и обоснования объемов финансирования таких программ.

Таким образом, применение программного комплекса напрямую реализует механизм заинтересованности муниципальных образований в получении конкретных результатов и стимулирует их к более качественной работе, одновременно обеспечивая наполнение информационного хранилища самой актуальной и достоверной информацией и вводя рейтинговую оценку по результатам работы органов местного самоуправления.

Заключение

Компания "Кейсистемс" имеет значительный положительный опыт внедрения более 100 крупных проектов регионального масштаба для органов исполнительной власти субъектов РФ. В области автоматизации местного самоуправления получен положительный опыт в Липецкой, Курганской областях, Чувашской Республике, Республике Саха (Якутия) и других регионах. В этом году уже запланированы работы по реализации проектов еще в нескольких субъектах Федерации.

С.Н.Сергеев

Заместитель генерального директора

компании "Кейсистемс"