Мудрый Экономист

Закон о микрофинансировании - нормативная модель поддержки предпринимательства

"Законодательство и экономика", 2010, N 9

Микрокредитование и нормативная база: история вопроса

Значение предпринимательства в условиях рыночной экономики трудно переоценить. Малый и средний бизнес позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Одним из приоритетов социально-экономической политики России должно стать развитие малого и среднего бизнеса, а также институтов микрофинансирования. Для этого требуется максимальная диверсификация банковского обслуживания и доступность кредитных ресурсов (как по их цене, так и по территориям и отраслям) <1>.

<1> См.: Расширение кредитования - важнейший фактор экономического роста России // Банковский ритейл. 2008. N 2.

По данным аналитиков, доля кредитования малых предприятий в общем объеме банковского кредитования незначительна и составляет всего 5 - 10% <2>. Объективной причиной отсутствия доступа малого и среднего бизнеса к банковским кредитным ресурсам выступает малая экономическая эффективность осуществлений операций на микрофинансовых рынках официальными институтами банковского сектора. Осложняют положение дел высокие удельные операционные расходы, значительный уровень риска коммерческих банков при работе с мелкими заемщиками.

<2> См.: Емелин А.В., Иванов О.М., Мамута М.В., Маркварт Э. Предоставление и рефинансирование кредитов для малого и среднего бизнеса: текущее состояние, проблемы и пути решения. Аналитический доклад // Кредитование малого бизнеса в России и Германии: Материалы совместного российско-германского проекта. М.: OST-EURO, 2005. С. 14.

Часть финансовых нужд малых предпринимателей покрывают микрофинансовые организации. В 2005 г. рынок микрофинансирования составил около 30 млрд руб. Спрос на услуги микрофинансовых организаций оценивается в 240 млрд руб. В Российской Федерации средний размер микрокредита в настоящее время составляет 1500 долл. США <3>.

<3> См.: Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. 2009. N 1.

Таким образом, в настоящий период можно наблюдать весьма обширную практику кредитования малого бизнеса через существующие формы поддержки в самых различных отраслях, альтернативные банковскому сектору. Причем небанковские кредитные организации в этой части занимают далеко не самые лидирующие позиции.

Микрофинансирование как способ обеспечения финансовой поддержки предпринимателей уже знакомо через деятельность ряда организаций, действующих в том числе на международном уровне, территориально охватывая значительную часть регионов Российской Федерации.

Международной организацией развития сельскохозяйственных кооперативов (Волонтеры помощи зарубежным кооперативам) создан Сахалинский фонд поддержки малого предпринимательства, представляющий собой форму (метод) группового кредитования, причем не только создаваемых, но и уже существующих микропредприятий, не имеющих возможности получить внешнее финансирование из других источников.

Под эгидой Сибирской международной ассоциации микрофинансирования (некоммерческая организация, зарегистрирована в США) микрофинансовые институты получили активное развитие в Иркутске, Новосибирске, Якутии и Горно-Алтайске.

В рамках Фонда помощи международному сообществу (ФИНКА) реализуется программа микрокредитования в Самарской области с финансовой помощью со стороны AMP США.

Развитие сети микрофинансовых структур является первоочередной задачей. Только в столичном регионе до конца 2008 г. планировалось создать десять центров микрофинансирования - по одному в каждом административном округе, наряду с функционирующими на тот момент несколькими организациями <4>.

<4> Микрокредиты: панацея для малого бизнеса? // Современный предприниматель. 2008. N 7.

Развитие микрофинансирования как альтернативы традиционному банковскому кредитованию является одним из перспективных направлений усиления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Сегодня в России действуют более 2500 различных микрофинансовых организаций. В среднем рост рынка микрофинансирования составляет более 160% в год <5>.

<5> О новых тенденциях в кредитовании малого и среднего бизнеса // Финансы. 2009. N 2.

В свою очередь, крупнейшая в России небанковская микрофинансовая организация - Фонд поддержки малого предпринимательства "ФОРА" - обслуживает более 15 тыс. предпринимателей в 18 регионах России и распоряжается портфелем займов примерно в 20 млн долл.

Основная задача, по мнению экспертов, состоит в развитии на местах небанковских институтов микрофинансирования: кредитных кооперативов, частных коммерческих микрофинансовых организаций, специальных областных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства <6>. При этом становление микрофинансового рынка возможно в условиях развития агентских отношений между банками и микрофинансовыми организациями. В немалой степени на эти процессы влияют профессиональная подготовка кадров и повышение финансовой грамотности населения.

<6> Сытова Е.В. Стимулирование малого и среднего бизнеса в условиях кризиса // Налоги (газета). 2009. N 26.

Со стороны Внешэкономбанка в 2008 - 2009 гг. проводилась Программа финансирования небанковской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая кредитные кооперативы и микрофинансовые организации, лизинговые и факторинговые компании, работающие с субъектами малого предпринимательства <7>.

<7> Ручкина Г.Ф. Проблемы банковского кредитования малого и среднего предпринимательства в новых экономических условиях // Юридический мир. 2009. N 7. С. 48 - 52.

Помимо прямого финансирования предусматривается косвенное, представляющее собой опосредованную передачу денежных средств, через определенные операции (лизинг, франчайзинг, гарантии и т.д.).

Сравнительно непродолжительный период деятельности микрофинансовых институтов показывает наличие в их работе передовых западных инструментов, позволяющих максимально ограничить кредитные риски (методы группового и индивидуального кредитования, формы обеспечения займов, подходы к оценке заемщиков и др.) <8>.

<8> См. подробнее: Механизмы развития малого предпринимательства в России. М., 2002. С. 186 - 198.

Институты микрофинансирования заняли вполне достойное место среди легальных инструментов кредитования. По статистике рынок микрокредитов на 2005 г. составлял порядка 350 млн долл. и поддерживался кредитными кооперативами за счет компенсации государством процентных ставок.

Под кредитными кооперативами понимаются организации с коллективным членством, создаваемые с целью оказания финансовых услуг своим членам, полностью или частично финансируемые за счет долевого участия или сбережений своих членов <9>.

<9> Цыганов А.Г. Роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике // Правовое регулирование малого предпринимательства: Состояние и перспективы. М., 2000. С. 14.

Именно кредитные кооперативы являются распространенной формой микрофинансовых организаций в России, поскольку кредитная кооперация является главным способом обеспечения доступности кредитов <10>.

<10> Обзор актуальных новостей // Налоги. 2010. N 6. С. 3 - 6.

В качестве некоторой перспективы кредитные кооперативы могут выступать за счет государственного участия в качестве крупных розничных банков на рынке микрокредитования <11>.

<11> Экономика и жизнь. 2005. 9 марта.

Активно действовали на рынке микрокредитов фонды поддержки малого предпринимательства, которых по состоянию на январь 2004 г. насчитывалось 75 региональных и более 200 муниципальных, в общей доле государственных фондов микрофинансовых услуг - 24% <12>.

<12> Анализ развития микрофинансирования в России. Ч. II: Оценка предложения небанковских микрофинансовых организаций: Резюме. М.: Финка Интернэшнл; ЛЛС; Фонд "Российский микрофинансовый центр"; НКО "Ресурсный центр малого предпринимательства", 2004. С. 5.

Однако нередко организации микрофинансового сектора сталкивались с трудностями организационного характера, значительно усложняло их деятельность отсутствие налогового стимулирования. Причем неблагоприятный налоговый режим создает трудности не только микрофинансовым организациям, но и их клиентам <13>.

<13> См.: Иоост де ла Рив Бокс. Микрофинансирование в России // Расширение доступа малого бизнеса к финансированию в России. С. 379.

Другой проблемой выступает низкий уровень собственных активов субъектов микрофинансирования. Обязательные квоты сбережений не без оснований рассматриваются в качестве сдерживающего фактора в обеспечении доступности микрофинансовых услуг <14>.

<14> См.: Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Многие специалисты относят сбережения к разряду лицензируемой банковской деятельности, считая неправомерным привлечение сбережений микрофинансовыми институтами. В результате микрофинансовые организации, не обладая статусом кредитных, выпадают из общей массы субъектов кредитования.

Однако данную ситуацию не стоит рассматривать как главную, основную проблему, обратной стороной которой является в целом позитивный эффект капитализации и расширение кредитного фонда. На фоне периодически возникающих экономических спадов неслучайным и вполне логичным выглядит предложение об обязательном наличии у микрофинансовых организаций банковской лицензии <15>.

<15> См: Беляева О.А., Вишневский А.А., Ефимова Л.Г. и др. Кредитные организации в России: правовой аспект / Под ред. Е.А. Павлодского. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Хотя дополнительные административные барьеры вряд ли смогут способствовать надлежащей защите как вкладчиков, так и заемщиков в условиях финансовых кризисов, вызванных объективными причинами. Более того, такие меры приведут к еще большему ограничению доступных кредитов.

Между тем обозначенные выше проблемы и отсутствие необходимой правовой базы создают трудности для развития альтернативных источников кредитования в виде микрофинансовых организаций, деятельность которых в сложившихся нестабильных для большинства предприятий условиях широко востребована.

Законодательные инициативы универсального характера долгое время определяются политической волей, на формирование которой в немалой степени влияло существующее нормативное поле, ограниченное в основном законами о кооперативах.

Инфраструктурные проекты в сфере микрофинансирования предусматривались в рамках деятельности уполномоченных органов исполнительной власти по поддержке и малых, и средних предприятий.

Так, в Положении о Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства <16> в числе основных задач комиссии названы рассмотрение и подготовка предложений по вопросам развития института микрофинансирования.

<16> Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. N 178 "О Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства" // СЗ РФ. 2008. N 12. Ст. 1138.

В свою очередь, в рамках программного управления социально-экономическим развитием Правительством РФ в 2006 - 2008 гг. <17> предусматривались меры, направленные на формирование институтов микрофинансирования и развитие микропредпринимательства. Для формирования организаций микрофинансирования предлагалось:

<17> Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р "О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)" // СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 589.

В рамках координационной стратегии программы действий Приказом Минэкономразвития России от 20 апреля 2006 г. N 103 <18> образован Совет по развитию кредитования малого предпринимательства и микрофинансирования при Минэкономразвития России. Совет является совещательным органом, основными задачами которого являются содействие в формировании единой согласованной политики в сферах развития микрофинансирования и кредитования малого предпринимательства, совершенствование правовой среды указанных сфер.

<18> Официально не опубликовано.

Законодательное регулирование микрофинансовой деятельности в связи с этим являлось одним из приоритетных направлений по реализации мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса.

Ассоциация юристов России также считала важным и необходимым условием для становления в стране микрофинансовых рынков принятие специального законодательства, регулирующего эту сферу <19>.

<19> См.: Сергеев В.В. О заседании Комиссии по законодательству в сфере деятельности кредитных организаций и финансовых рынков Ассоциации юристов России // Банковское право. 2008. N 6.

При этом в некоторых случаях звучали призывы о принятии целого блока законов, касающихся микрофинансирования и кредитной кооперации, в том числе кооперации граждан. В качестве аргументов принятия указанных законов указывается на потребность в четком механизме финансово-кредитных услуг, который может быть выстроен за счет многоуровневой системы взаимодействия банков и небанковских институтов микрофинансирования <20>.

<20> Правовые проблемы финансового рынка и пути их решения // Банковское кредитование. 2008. N 6. Важность скорейшего принятия Законов "О микрофинансовой деятельности" и "О кредитной кооперации" определялась также потребностью установления статуса микрофинансовых организаций и единых стандартов их деятельности.

Такие предложения поддержаны на уровне руководства страны. Еще в 2008 г. на заседании Президиума Госсовета России, прошедшего 27 марта в Тобольске, Президент РФ, высоко оценивая деятельность кредитных потребительских кооперативов граждан и важность их развития, предложил подготовить в установленном порядке проекты Федеральных законов о микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации.

Поиск решения обозначенных выше проблем микрофинансирования в известной степени нашел отражение в принятом 2 июля 2010 г. Федеральном законе N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ) <21>, определяющем правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, статус микрофинансовой организации, порядок и условия предоставления микрозаймов.

<21> Официально не опубликовано.

Кроме того, совместно с этим Законом действует Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон 153-ФЗ), дополняющий правовую базу регламентацией некоторых технических вопросов реализации норм Закона N 151-ФЗ. Данные нормативные акты дополняют законодательный пакет регулирования <22> финансовой поддержки малых и средних предпринимателей, а также граждан-потребителей.

<22> Федеральный закон N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" был принят 18 июля 2009 г. Одновременно прекратил свое действие Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3420.

Статус микрофинансовой организации

Микрофинансирование как практика заемно-кредитных отношений воспринято в деятельности различных организаций.

Категоризация юридических лиц, подпадающих под статус "микрофинансовых", имеет практическую ценность в силу потребности легализации их статуса. Статус таких организаций и в первую очередь их организационно-правовые формы получили различное представление среди специалистов.

Частные микрофинансовые организации на практике создаются в разных организационно-правовых формах. В большинстве случаев они были созданы как некоммерческие <23>.

<23> Ефимова Л.Г. Некоторые проблемы совершенствования категории "банковская операция" в российском праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 10.

Все подобные организации условно разделяют на следующие группы в зависимости от типа:

<24> См.: Кредитные организации в России: правовой аспект.

В другом случае специалистами предлагается несколько иная градация микрофинансовых организаций (МФО):

<25> См.: Ибадова Л.Т. Указ. соч.

В научных публикациях делались вполне определенные выводы о наличии среди микрофинансовых самостоятельных групп коммерческих организаций, прежде всего хозяйственных обществ, с вполне конкретными целями деятельности предоставления займов населению. При этом роль большинства из них помимо денежных дополнялась вещевыми кредитами, например передачей во временное пользование товаров народного потребления на условиях договора аренды с правом последующего выкупа <26>.

<26> См.: Кредитные организации в России: правовой аспект.

Тем не менее в системе институтов микрофинансирования сформировалась группа организаций, для которых важнейшей проблемой является поиск источников средств для расширения кредитной деятельности <27>.

<27> Тарасенко О.А. Небанковские кредитные организации: современное состояние и перспективы развития // Предпринимательское право. 2007. N 3.

Нормативное представление о микрофинансовой деятельности и перечне микрофинансовых организаций в Законе N 151-ФЗ несколько отличается от их видов, сформировавшихся на практике. Кроме того, законодатель использует расширительный подход в составе организаций, осуществляющих микрофинансирование.

Согласно ст. 2 Закона N 151-ФЗ микрофинансовая деятельность представляет собой деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

Под иными юридическими лицами, перечень которых остается открытым, понимаются, в частности, кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и т.п. (п. 3 ст. 3 Закона N 151-ФЗ).

Как следует из содержания обозначенных норм, указанные организации могут не иметь статус микрофинансовых, что не лишает их права заниматься этой деятельностью, которая регулируется специальным законодательством, в частности Федеральными законами от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <28>, от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" <29>, от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах" <30>, от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" <31>, иными нормативными актами.

<28> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
<29> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3627.
<30> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 3992.
<31> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 41.

Закон N 151-ФЗ дает понятие микрофинансовой организации - это юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном законом. Предложенное законодателем определение закрепляет возможность вести микрофинансирование как некоммерческим, так и коммерческим организациям.

Кроме того, из указанного определения следует, что статус микрофинансовой организации юридическое лицо одной из указанных организационно-правовых форм может получить только после внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций (ст. 5 Закона N 151-ФЗ).

В отличие от Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРП) реестр микрофинансовых организаций носит самостоятельный характер.

Статус юридического лица является первичным по отношению к статусу микрофинансовой организации, поскольку внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица (ст. 5 Закона N 151-ФЗ).

Микрофинансовая организация подтверждает свой статус свидетельством о внесении сведений о юридическом лице в соответствующий государственный реестр.

В порядке ведения реестра микрофинансовых организаций Законом N 151-ФЗ восприняты принципы организации Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Реестр обеспечивает открытость и доступность содержащихся в нем сведений (ст. 4 Закона N 151-ФЗ).

Пока непонятно, каким образом будет обеспечиваться доступность сведений реестра.

Законом N 151-ФЗ четко предусмотрено взимание госпошлины за внесение сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 4).

Доступ к информации о юридических лицах в ЕГРЮЛ, как правило, осуществляется на возмездной основе, т.е. платно. В свою очередь, в Законе не предусмотрен механизм (или хотя бы порядок его определения) доступа к сведениям из реестра микрофинансовых организаций, что, скорее всего, следует обозначить на уровне подзаконной нормативной базы.

Статус микрофинансовой организации подтверждается не только наличием сведений о юридическом лице в соответствующем реестре, но и возможностью использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая организация", что является исключительным правом такого юридического лица (ст. 5 Закона N 151-ФЗ).

Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляется уполномоченным органом по следующим основаниям:

Микрозаем: существенные условия и договорная конструкция

Кредит (от лат. creditum - долг, ссуда) - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование ссудой <32>.

<32> Современный экономический словарь. М., 1997. С. 166.

Микрокредит - наиболее приемлемая форма финансирования на пополнение оборотных средств для малых предприятий и частных предпринимателей, не имеющих возможности их получить по традиционной банковской процедуре.

Кредитные обязательства отражают элемент предпринимательской деятельности банков, а микрофинансирование как деятельность по предоставлению микрозаймов имеет некоторые сходства с кредитованием. Последнее обстоятельство является, пожалуй, основным, если не главным, спорным противоречием, преодолеть которое пытались и на уровне высших судебных инстанций, а также в порядке концептуальных предложений совершенствования законодательства.

Отдельные предложения в решении проблемы развития микрофинансирования нашли отражение в проекте концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках <33>. При этом в п. 1.4 Концепции также отмечаются противоречия между назначением гражданско-правового института займа и его практическим использованием. Несмотря на бытовые цели, широкое применение договор займа получил между юридическими лицами. Изменение сферы договора займа и фактическая дифференциация по субъектному составу (либо цели) займа не нашли отражения в нормах Гражданского кодекса РФ, что справедливо отмечается как дефект законодательства.

<33> Концепция развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках (проект) // Вестник гражданского права. 2009. N 2.

Кроме того, разработчики Концепции (п. 1.5.2) признают острую потребность в консенсуальной модели договора займа, в частности при оформлении заемных отношений с участием микрофинансовых организаций (кредитные кооперативы и т.п.), учитывая вещный характер заемных отношений для физических лиц (ст. 822 ГК РФ). Следует констатировать, что пожелания разработчиков концепции при принятии Закона N 151-ФЗ были учтены не в полном объеме.

В необходимость разработки специальных условий договора займа в рамках принятия законодательства о микрофинансировании внесла свои аргументы кредитно-заемная практика, которая имела весьма неоднозначные взгляды на финансовые сделки небанковского сектора со стороны контролирующих структур и судебных органов. На указанные коллизии обращалось внимание и в литературе <34>.

<34> Ефимова Л.Г. Указ. соч.

Основная проблема заключалась не в запрете деятельности небанковских организаций по кредитованию (предоставлению) займов, а в критерии систематичности такой деятельности, а также в статусе договора займа и кредита, между которыми в законодательстве весьма тонкая грань, учитывая однородную экономическую природу обоих договоров.

Еще в 1994 г. Высший Арбитражный Суд РФ в п. 4 Информационного письма от 10 августа 1994 г. N С1-7/ОП-555 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" <35> разграничил кредитный договор и договор займа в качестве самостоятельных видов обязательств. При этом ВАС РФ признал лишь право заимодавца передавать заемщику свои свободные денежные средства, исключая систематический характер такой деятельности.

<35> Вестник ВАС РФ. 1994. N 9.

В Письме от 2 февраля 2005 г. N 06-33-2/482 Банк России по этому вопросу занял противоположную позицию, не признавая деятельность по предоставлению займов банковской деятельностью, которая требует лицензирования, допуская при этом свободный субъектный состав договора займа и систематичность подобного рода услуг.

Следуя логике Центрального банка РФ, деятельность по предоставлению кредитов может осуществляться только на основании лицензии и под контролем Банка России, а деятельность по предоставлению займов таким ограничениям формально не подвергается.

Несмотря на поддержку банковского сообщества, практическая сторона вопроса противоречий в деятельности по микрофинансированию разрешается, как правило, в судебном порядке, на основе и в соответствии с руководящими доводами высших судебных инстанций.

Фактически установленный судебной практикой запрет систематической деятельности по предоставлению займов организациями, не имеющими соответствующей лицензии, парализует механизм микрофинансирования.

Разрешение проблемы правовой идентичности обязательств вполне укладывается в рамки отражения в законодательстве конструкции договора микрозайма с присущими ему характеристиками. В свою очередь, деятельность по предоставлению микрокредитов легализована через обозначенное выше понятие "микрофинансовая деятельность", что в общем исключает возможные споры вокруг природы микрофинансовых услуг.

Согласно нормативному определению микрозаем - заем, предоставляемый заимодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей. Как указано, микрозаем осуществляется на основании соответствующего договора (ст. 2 Закона N 151-ФЗ).

Следует коснуться некоторых аспектов порядка микрозаемной деятельности, а также условий договора микрозайма, которые могут рассматриваться как существенные.

Микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте Российской Федерации. Требования к валюте финансовых обязательств являются императивными и предусматривают только расчеты в рублях. Микрофинансовая организация не вправе выдавать займы в иностранной валюте.

Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в соответствующих правилах, утверждаемых ее органом управления.

Правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:

Договором микрозайма может быть предусмотрена возможность предоставления микрофинансовой организацией целевого микрозайма с одновременным предоставлением ей права осуществления контроля над целевым использованием микрозайма и возложением на заемщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля.

В свою очередь, правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору. В случае установления в правилах предоставления микрозаймов условий, противоречащих условиям договора, заключенного с заемщиком, применяются положения договора микрозайма (ст. 8 Закона N 151-ФЗ).



Часть норм о микрозаемных обязательствах касается правового статуса самого заемщика. Несмотря на открытый перечень прав и обязанностей заемщика (п. 3 ст. 11 Закона N 151-ФЗ), вытекающих из договора микрозайма, определение некоторых из них носит принципиальный характер.

Определяя целевой характер займа, законодатель требует от заемщика распоряжаться полученными денежными средствами только в порядке и на условиях, установленных договором. В общем это правило в некоторой степени корреспондирует обозначенному п. 4 ст. 8 Закона N 151-ФЗ, определяющего возможность предоставления микрофинансовой организацией целевого микрозайма.

Кроме того, заемщик обязан представлять ряд документов и сведений, запрашиваемых микрофинансовой организацией. Речь идет о документах и сведениях, необходимых для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма. Перечень таких документов определяется микрофинансовой организацией самостоятельно в правилах предоставления микрозаймов.

Правовые механизмы финансовых гарантий предпринимателям

Закон N 151-ФЗ - один из немногих нормативных актов, направленных на поддержку предпринимательства, и содержит ряд принципиальных условий, обеспечивающих гарантии такой поддержки. Прежде всего они касаются нормального функционирования самой микрофинансовой организации.

Подтверждает это также внесение Законом N 153-ФЗ соответствующих поправок в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <36>, касающихся включения микрофинансовых организаций в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 15).

<36> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

Для обеспечения финансовой стабильности микрофинансовая организация может формировать целевые фонды, порядок формирования и использования которых определяется внутренними нормативными документами микрофинансовой организации (ст. 13 Закона N 151-ФЗ).

Кроме того, для оказания взаимной помощи и надлежащего контроля, распределения управленческих функций и регулирования своей деятельности микрофинансовые организации вправе создавать саморегулируемые организации, объединяющие своих членов. Уполномоченный орган ведет государственный реестр саморегулируемых организаций микрофинансовых организаций (ст. 14 Закона N 151-ФЗ).



Весьма существенной для малого и среднего бизнеса является стабильность условий предоставления займа в части его оплаты и погашения. На этот счет предусмотрен ряд ограничений для микрофинансовой организации при формулировании условий конкретных обязательств между заимодавцем и заемщиком (ст. 12 Закона N 151-ФЗ).

Во-первых, микрофинансовая организация не вправе в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров.

Во-вторых, такая организация не вправе применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма. Ничтожность отступления от требований закона даже при наличии соответствующих условий в договоре не порождает для заемщика в этой части никаких обязательств.

Отдельной гарантией для предпринимателей является сохранение всех заключенных ранее микрофинансовой организацией договоров микрозайма в случае исключения такого юридического лица из реестра микрофинансовых организаций.

В свою очередь, гарантией от произвольного изменения условий обязательств в рамках договора микрозайма выступает обозначенный выше запрет на установление в правилах условий, определяющих права и обязанности сторон по договору микрозайма. Приоритет имеют условия договора (ст. 8 Закона N 151-ФЗ).

Библиография

Анализ развития микрофинансирования в России. Ч. II: Оценка предложения небанковских микрофинансовых организаций: Резюме. М.: Финка Интернэшнл; ЛЛС; Фонд "Российский микрофинансовый центр"; НКО "Ресурсный центр малого предпринимательства", 2004.

Беляева О.А., Вишневский А.А., Ефимова Л.Г. и др. Кредитные организации в России: правовой аспект / Под ред. Е.А. Павлодского. М.: Волтерс Клувер, 2006.



Емелин А.В., Иванов О.М., Мамута М.В., Маркварт Э. Предоставление и рефинансирование кредитов для малого и среднего бизнеса: текущее состояние, проблемы и пути решения. Аналитический доклад // Кредитование малого бизнеса в России и Германии: Материалы совместного российско-германского проекта. М.: OST-EURO, 2005.

Ефимова Л.Г. Некоторые проблемы совершенствования категории "банковская операция" в российском праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 10.

Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Концепция развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках (проект) // Вестник гражданского права. 2009. N 2.

Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. 2009. N 1.

Механизмы развития малого предпринимательства в России. М., 2002.



Микрокредиты: панацея для малого бизнеса? // Современный предприниматель. 2008. N 7.

О новых тенденциях в кредитовании малого и среднего бизнеса // Финансы. 2009. N 2.

Обзор актуальных новостей // Налоги. 2010. N 6.

Правовые проблемы финансового рынка и пути их решения // Банковское кредитование. 2008. N 6.

Иоост де ла Рив Бокс. Микрофинансирование в России // Расширение доступа малого бизнеса к финансированию в России. "ТАСИС СМЕРУС" 9803 Поддержка малого предпринимательства. М., 2002.

Ручкина Г.Ф. Проблемы банковского кредитования малого и среднего предпринимательства в новых экономических условиях // Юридический мир. 2009. N 7.

Сергеев В.В. О заседании Комиссии по законодательству в сфере деятельности кредитных организаций и финансовых рынков Ассоциации юристов России // Банковское право. 2008. N 6.



Современный экономический словарь. М., 1997.

Сытова Е.В. Стимулирование малого и среднего бизнеса в условиях кризиса // Налоги (газета). 2009. N 26.

Тарасенко О.А. Небанковские кредитные организации: современное состояние и перспективы развития // Предпринимательское право. 2007. N 3.

Цыганов А.Г. Роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике // Правовое регулирование малого предпринимательства: Состояние и перспективы. М., 2000.

А.А.Кирилловых

Юрисконсульт

Вятской государственной

сельскохозяйственной академии,

преподаватель

Санкт-Петербургского института

внешнеэкономических связей,

экономики и права

(Кировский филиал)