Мудрый Экономист

Система национальных счетов для сектора домашних хозяйств Российской Федерации

"Международный бухгалтерский учет", 2010, N 13

Статья посвящена исследованию методических подходов к построению системы национальных счетов для отдельного сектора экономики - сектора домашних хозяйств России на базе интеграции в нее показателей статистической отчетности, а также дальнейшему совершенствованию финансовой отчетности для этих целей.

Представлена характеристика сектора домашних хозяйств, его отличительные особенности и структура. Раскрываются основы преобразования действующих форм финансовых отчетов к трем специальным формам, необходимым для составления системы национальных счетов.

На базе финансовой и статистической отчетности за 2009 г. с помощью собственной методики авторами составлена система из десяти национальных счетов для рассматриваемого сектора.

Сектор домашних хозяйств, или главный сектор экономики, состоит из всех резидентных домашних хозяйств. Домашние хозяйства - как институциональные единицы - включают некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам в виде их неотъемлемой части. Домашние хозяйства могут быть сформированы в подсекторы экономики в зависимости от основного источника дохода. Для этой цели следует различать следующие типы домашних хозяйств:

Домашние хозяйства по подсекторам экономики распределяются в соответствии с тем, какая доля из четырех перечисленных категорий дохода является наибольшей для домашнего хозяйства в целом, даже если она составляет менее половины общего дохода домашнего хозяйства.

Подсекторы домашних хозяйств можно назвать следующим образом:

Подсектор работодателей состоит из групп домашних хозяйств, для которых смешанные доходы работодателей являются наибольшим источником (унитарные частные предприятия, семейные, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, использующие наемных работников, и т.п.). Каждый из трех остальных подсекторов домашних хозяйств определяется подобным образом с использованием категорий дохода, перечисленных ранее. Четвертый подсектор представляет собой разнородную группу, поэтому рекомендуется разделить его по мере возможности на три части: получатели дохода от собственности, получатели пенсий и получатели прочих трансфертных доходов. Пенсионные домашние хозяйства - это домашние хозяйства, чей наибольший доход состоит из пенсий по старости и иных пенсий, включая пенсии от предыдущих работодателей.

Домашние хозяйства как институциональные единицы

Для целей системы национального счетоводства домашнее хозяйство может быть определено следующим образом: это небольшая группа людей, живущих в одном и том же жилище, объединяющих часть или весь свой доход и богатство (имущество) и совместно потребляющих определенные типы продуктов и услуг, главным образом жилищные услуги и продукты питания.

Люди, живущие в учреждениях постоянно или в течение длительного или неопределенного периода времени, рассматриваются как принадлежащие к одной институциональной единице, когда они не пользуются или пользуются малой самостоятельностью действий или решений в экономических вопросах. Далее приводятся некоторые примеры групп людей, принадлежащих к институциональным домашним хозяйствам:

С другой стороны, люди, поступающие в больницы, клиники, реабилитационные центры, религиозные заведения и другие подобные учреждения на короткие сроки, а также заключенные, отбывающие короткие сроки заключения, должны рассматриваться в виде членов индивидуальных домашних хозяйств, к которым они обычно принадлежат.

Производство в секторе домашних хозяйств имеет место на предприятиях, которые непосредственно принадлежат членам домашних хозяйств и контролируются ими индивидуально или в партнерстве с другими. Когда члены домашних хозяйств работают по найму в корпорации, квазикорпорации или государственных учреждениях, то производство, в которое они вкладывают свой труд, имеет место вне сектора домашних хозяйств.

Все производственные единицы в секторе домашних хозяйств являются некорпоративными предприятиями. Основной и материальный оборотный капитал, используемый в некорпоративных предприятиях, принадлежит не предприятиям, а их владельцам. Данные предприятия не могут участвовать в операциях с другими экономическими единицами, они не могут вступать в контрактные взаимоотношения с другими единицами или принимать обязательства за свой счет. Их владельцы отвечают лично без ограничений за любые долги и обязательства, принятые в ходе производства.

Рыночные предприятия домашних хозяйств создаются в целях производства продуктов или услуг для продажи или обмена на рынке. Они могут быть заняты в любом виде производственной деятельности. Например, в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, промышленном производстве, строительстве, розничной торговле или производстве иных услуг (деловые и юридические услуги, транспорт и т.д.).

Рыночные предприятия могут быть разными по масштабу, начиная от отдельных людей, работающих уличными торговцами или чистильщиками обуви практически без всякого капитала и собственных помещений, и кончая крупными промышленными, строительными предприятиями или предприятиями сферы услуг с большим количеством наемных работников.

Рыночные предприятия домашних хозяйств также включают некорпоративные товарищества, занятые в производстве товаров или услуг для продажи или обмена на рынке, при этом партнеры могут принадлежать к разным домашним хозяйствам. Ответственность партнеров за долги компаний должна быть неограниченной для товариществ, чтобы они рассматривались некорпоративными предприятиями. Однако некорпоративные товарищества с большим числом партнеров (некоторые большие юридические, бухгалтерские или архитектурные фирмы) имеют склонность вести дела как корпорации, поэтому должны рассматриваться как квазикорпорации, при условии, что для таких товариществ имеются полные наборы счетов. Товарищества, партнеры которых пользуются ограниченной ответственностью, являются по существу отдельными юридическими лицами и должны рассматриваться как корпорации.

Нерыночные предприятия домашних хозяйств создаются в целях производства товаров или услуг для своего собственного конечного потребления или валового накопления основного капитала.

Некорпоративные предприятия домашних хозяйств, занятые производством товаров для собственного использования, могут включать:

Такие предприятия могут продавать какую-то продукцию, превышающую их собственную потребность, но если они регулярно продают большую часть своей продукции, они рассматриваются в виде рыночных предприятий.

Источники данных для составления системы национальных счетов по сектору домашних хозяйств

Слабая разработанность проблемы интеграции первичной отчетности в системе национальных счетов (СНС) по секторам экономики требует углубленного исследования существующих форм и методов составления первичной отчетности в целях использования ее показателей для СНС. Эта проблема приобретает особую актуальность для сектора домашних хозяйств, который является ведущим звеном в СНС.

В силу ряда причин объективного и исторического характера вопросы исследования домашних хозяйств рассматривались в СССР не в полной мере и носили в основном закрытую для печати форму. Господство в экономической теории концепции материального производства и производительного труда ограничивало возможности изучения всех трех функций домашних хозяйств (предпринимательской, потребительской и сберегательной), определения их вклада в создание валового внутреннего продукта и национального дохода.

Внедрение СНС по сектору домашних хозяйств дает возможность получить наиболее полную и объективную картину повышения уровня жизни населения за отчетный период времени, проанализировать весь спектр финансовых, налоговых и других материальных взаимосвязей населения в условиях становления рыночной экономики.

Для информационного обеспечения конкретных расчетов и досчетов макроэкономических показателей СНС в секторе домашних хозяйств могут быть использованы следующие источники данных:

1. Материалы бюджетных обследований населения. Микроэкономические показатели семейных бюджетов представляют собой наиболее полную картину активов и пассивов семьи, состава имущества, всего разнообразия доходов и расходов, сбережения во всех формах. Если бы наблюдения за бюджетами семей охватывали бы большую совокупность, чем это практикуется в настоящее время (во всех регионах России обследуется около 50 тыс. бюджетов семей), а обобщение материалов данных обследований было бы более оперативным, свод показателей бюджетов семей и распространение его на всю совокупность семей Российской Федерации дали бы самый идеальный вариант составления СНС по сектору "Домашние хозяйства".

2. Показатели баланса денежных доходов и расходов населения. Этот источник данных наиболее полон с точки зрения репрезентативности. Он может служить надежным методическим источником получения объема доходов по сектору домашних хозяйств, определения валового располагаемого дохода, трансфертов полученных и уплаченных, расходов на конечное потребление и валовые сбережения. Однако данные о валовом выпуске товаров и услуг, промежуточном потреблении и валовой добавленной стоимости в этом источнике не содержатся. Кроме того, расходы на потребление (расходы на покупку товаров, оплату услуг) представлены по территории страны в целом, включая резидентов и нерезидентов. Это приводит к некоторому искажению как расходов на потребление, так и валового сбережения. Тем не менее баланс денежных доходов и расходов населения является надежным источником информационного обеспечения СНС по сектору домашних хозяйств.

3. Отчет об исполнении федерального, региональных и местных бюджетов. Этот источник содержит данные о финансировании нерыночных услуг для населения, которые предоставляются на безвозмездной основе. В нем отражены налоги и сборы с населения, трансферты, выплачиваемые населению, оплата труда работников бюджетных организаций и многие другие показатели для составления национальных счетов по сектору домашних хозяйств. Однако данный источник не содержит полного круга показателей для составления национальных счетов по сектору домашних хозяйств, хотя его использование для этой цели необходимо.

4. Показатели по исполнению смет доходов и расходов централизованных и децентрализованных внебюджетных фондов, в том числе социального страхования, пенсионного фонда, фонда занятости, обязательного медицинского страхования и фондов страхования населения страховых организаций. Эти данные служат как в качестве основных, так и в качестве дополнительных источников данных. Их также целесообразно использовать в целях производства необходимых досчетов.

5. Декларации о совокупном годовом доходе физических лиц, представляемые в налоговые органы населением. Они состоят из нескольких разделов, которые содержат весь необходимый комплекс показателей для составления национальных счетов по сектору "Домашние хозяйства". Проблема состоит лишь в своде отдельных показателей из указанных деклараций. Такие своды целесообразны не только для внедрения СНС, но и для многих других сторон анализа показателей статистики уровня жизни населения.

Совершенствование финансовой отчетности по сектору домашних хозяйств Российской Федерации для интеграции ее в системе национальных счетов

Для расчета макроэкономических показателей и составления СНС по сектору домашних хозяйств Российской Федерации сводную финансовую отчетность информационных единиц целесообразнее всего представить в виде табл. 1, 2 и 3.

Таблица 1

Сводный баланс резидентных домашних хозяйств Российской Федерации за 2009 г., млн руб.

                   Актив                  
  Код 
строки
  На  
начало
года
  На 
конец
года
Отклонения
за год
1. Долгосрочные активы                    
  190 
   -  
  -  
   884 417
1.1. Нефинансовые активы                  
  100 
   -  
  -  
   540 816
1.2. Финансовые активы                    
  140 
   -  
  -  
   322 801
1.3. Неосязаемые активы                   
  110 
   -  
  -  
    20 800
2. Ценности                               
  160 
   -  
  -  
     -    
2.1. Драгоценные металлы и камни          
  161 
   -  
  -  
     -    
2.2. Антикварные изделия и другие предметы
искусства
  162 
     -    
2.3. Прочие ценности                      
  163 
   -  
  -  
     -    
3. Текущие активы                         
  290 
   -  
  -  
 1 077 903
3.1. Материальные запасы и затраты        
  210 
   -  
  -  
   478 414
3.2. Краткосрочные финансовые активы      
  250 
   -  
  -  
   599 489
Баланс                                    
  300 
   -  
  -  
 1 962 320
Пассив                                    
   2  
   3  
  4  
         5
4. Источники собственных средств          
  490 
   -  
  -  
 1 634 180
5. Долгосрочные финансовые обязательства  
  590 
   -  
  -  
    16 407
6. Краткосрочные финансовые обязательства 
  690 
   -  
  -  
   311 733
Баланс                                    
  700 
   -  
  -  
 1 962 320

Таблица 2

Сводный отчет о доходах и расходах информационных единиц Российской Федерации, входящих в сектор домашних хозяйств за 2009 г., млн руб.

---------------------------------------------------------T------T---------¬
¦ Показатель ¦ Код ¦ Сумма ¦
¦ ¦строки¦ ¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Выручка (брутто) от реализации продукции (товаров, работ¦ 000 ¦8 188 704¦
¦и услуг) ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Выручка (нетто) от реализации (за минусом НДС, акцизов ¦ 010 ¦6 714 737¦
¦и аналогичных обязательных платежей) ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг¦ 020 ¦3 461 539¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Коммерческие расходы ¦ 030 ¦ 11 315¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Управленческие расходы ¦ 040 ¦ 28 612¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Доход (убыток) от продаж (строки 010 - 020 - 030 - 040) ¦ 050 ¦3 213 271¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Проценты к получению ¦ 060 ¦ 2 361¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Проценты к уплате ¦ 070 ¦ 776¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Доходы от участия в других организациях ¦ 080 ¦ 2 415¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Прочие операционные доходы ¦ 090 ¦ 36 420¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Прочие операционные расходы ¦ 100 ¦ 15 370¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Прочие внереализационные доходы ¦ 120 ¦ 3 417¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Прочие внереализационные расходы ¦ 130 ¦ 170¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Смешанный доход до налогообложения (строки 050 + 060 - ¦ 140 ¦3 241 568¦
¦070 + 080 + 090 - 100 + 120 - 130) ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Налог на доходы и иные аналогичные обязательные платежи ¦ 150 ¦ 388 988¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Доход (убыток) от обычной деятельности ¦ 160 ¦2 852 580¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Чрезвычайные доходы ¦ 170 ¦ - ¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Чрезвычайные расходы ¦ 180 ¦ - ¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Чистый смешанный доход отчетного периода (строки 160 + ¦ 190 ¦2 852 580¦
¦170 - 180) ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------+------+---------+
¦Косвенные налоги в составе добавленной стоимости ¦ 270 ¦1 473 967¦
¦(строки 000 - 010) ¦ ¦ ¦
¦В том числе: ¦ ¦ ¦
¦- налоги на добавленную стоимость; ¦ 271 ¦1 473 967¦
¦- налоги из дохода в составе добавленной стоимости ¦ 272 ¦ - ¦
L--------------------------------------------------------+------+----------

Таблица 3

Основные макроэкономические показатели, рассчитанные по сектору домашних хозяйств на базе данных федеральной службы государственной статистики за 2009 г., млн руб.

----T----------------------------------------------------------T----------¬
¦ N ¦ Показатель ¦ Сумма ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 1 ¦Валовой выпуск продукции (товаров, работ и нефинансовых ¦ 8 271 418¦
¦ ¦услуг) (ВВ) ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 2 ¦Промежуточное потребление (ПП) ¦ 4 135 709¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 3 ¦Валовая добавленная стоимость (ВДС) ¦ 4 135 709¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 4 ¦Налоги на производство и импорт (НПИ) ¦ 516 964¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 5 ¦Оплата труда наемных работников (ОТНР) ¦ - ¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 6 ¦Валовой смешанный доход (ВСД) ¦ 3 241 568¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 7 ¦Субсидии на производство и импорт ¦ - ¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 8 ¦Доходы от собственности полученные (ДСП) ¦ 511 918¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 9 ¦Доходы от собственности, переданные другим секторам ¦ 115¦
¦ ¦экономики (ДСВ) ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 10¦Сальдо первичных доходов (СПД) ¦ 4 270 335¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 11¦Смешанный доход до налогообложения (БСД) ¦ 3 241 568¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 12¦Амортизация основных средств и нематериальных активов ¦ 377 177¦
¦ ¦(АОС) ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 13¦Текущие трансферты, полученные от других секторов ¦ - ¦
¦ ¦и "остального мира" (ТТП) ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 14¦Текущие трансферты, переданные другим секторам ¦ 307 036¦
¦ ¦и "остальному миру" (ТТВ) ¦ ¦
¦ ¦В том числе: ¦ ¦
¦ ¦- в бюджет ¦ 307 036¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 15¦Валовой располагаемый доход (ВРД) ¦ 3 963 299¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 16¦Социальные трансферты в натуральной форме полученные ¦ 1 509 455¦
¦ ¦(СТНФП) ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 17¦Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные ¦ - ¦
¦ ¦(СТНФВ) ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦17а¦Получено от других секторов экономики в виде оплаты труда ¦13 444 102¦
¦ ¦наемных работников ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 18¦Скорректированный располагаемый доход (СРД) ¦ 5 472 754¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 19¦Капитальные трансферты полученные (КТП) ¦ 111 125¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 20¦Капитальные трансферты выплаченные (КТВ) ¦ 23 175¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 21¦Расходы на фактическое конечное потребление, переданные ¦17 291 469¦
¦ ¦другим секторам экономики ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 22¦Валовые сбережения (ВСб) ¦ 1 625 387¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 23¦Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) ¦ 1 040 030¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 24¦Чистое кредитование (ЧКр) ¦ 673 307¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 25¦Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) ¦ 922 290¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 26¦Статистическое расхождение при составлении финансового ¦ 79 157¦
¦ ¦счета (СРФС) ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 27¦Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО) ¦ 328 140¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 28¦Фактическое конечное потребление (ФКП) ¦17 291 469¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 29¦Изменение источников собственных средств (ИИСС) ¦ 1 634 180¦
+---+----------------------------------------------------------+----------+
¦ 30¦Изменение в балансе активов и пассивов (ИБАП) ¦ 1 962 320¦
L---+----------------------------------------------------------+-----------

Построение данных в табл. 2 позволяет проверить корректность расчета валового выпуска (ВВ), промежуточного потребления (ПП), валовой добавленной стоимости (ВДС), оплаты труда наемных работников (ОТНР), налогов на производство и импорт (НПИ), валового смешанного дохода (ВСД), чистого смешанного дохода (ЧСД), амортизации основных средств и нематериальных активов (АОС).

Макроэкономические показатели в табл. 3 охватывают полный комплекс данных системы национальных счетов для сектора домашних хозяйств Российской Федерации за отчетный год. Необходимые макроэкономические показатели получены на основе данных статистических органов или перенесены в нее из табл. 1 и 2.

Составление системы национальных счетов по сектору домашних хозяйств Российской Федерации за 2009 г.

Систему национальных счетов по сектору домашних хозяйств Российской Федерации за 2009 г. представим в виде табл. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Таблица 4

Счет производства за 2009 г., млн руб.

--------------------------T----------T-------------------------T----------¬
¦ Использование ¦ Сумма ¦ Ресурсы ¦ Сумма ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦2. Промежуточное ¦ 4 135 709¦1. Валовой выпуск ¦ 8 271 418¦
¦потребление (ПП) ¦ ¦продукции (товаров, работ¦ ¦
¦3. Валовая добавленная ¦ 4 135 709¦и нефинансовых услуг) ¦ ¦
¦стоимость (ВДС) ¦ ¦(ВВ) ¦ ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦Баланс ¦ 8 271 418¦Баланс ¦ 8 271 418¦
L-------------------------+----------+-------------------------+-----------

Таблица 5

Счет образования доходов за 2009 г., млн руб.

--------------------------T----------T-------------------------T----------¬
¦ Использование ¦ Сумма ¦ Ресурсы ¦ Сумма ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦2. Оплата труда наемных ¦ 0¦1. Валовая добавленная ¦ 4 135 709¦
¦работников (ОТНР) ¦ ¦стоимость (ВДС) ¦ ¦
¦3. Налоги на производство¦ 516 964¦ ¦ ¦
¦и импорт (НПИ) ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Валовой смешанный ¦ 3 241 568¦ ¦ ¦
¦доход (ВСД) ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Амортизация основных ¦ 377 177¦ ¦ ¦
¦средств и нематериальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦активов ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦Баланс ¦ 4 135 709¦Баланс ¦ 4 135 709¦
L-------------------------+----------+-------------------------+-----------

Таблица 6

Счет распределения первичных доходов за 2009 г., млн руб.

--------------------------T----------T-------------------------T----------¬
¦ Использование ¦ Сумма ¦ Ресурсы ¦ Сумма ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦6. Доходы от ¦ 115¦1. Валовой смеш. доход ¦ 3 241 568¦
¦собственности, переданные¦ ¦2. Оплата труда наемных ¦ 0¦
¦другим секторам экономики¦ ¦работников (ОТНР) ¦ ¦
¦и "остальному миру" (ДСВ)¦ ¦3. Налоги на производство¦ 516 964¦
¦7. Сальдо первичных ¦ 4 270 335¦и импорт (НПИ) ¦ ¦
¦доходов на валовой основе¦ ¦4. Субсидии ¦ 0¦
¦(СПД) ¦ ¦на производство и импорт ¦ ¦
¦ ¦ ¦5. Доходы от ¦ 511 918¦
¦ ¦ ¦собственности, полученные¦ ¦
¦ ¦ ¦от др. секторов экономики¦ ¦
¦ ¦ ¦и "остального мира" ¦ ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦Баланс ¦ 4 270 450¦Баланс ¦ 4 270 450¦
L-------------------------+----------+-------------------------+-----------

Таблица 7

Счет распределения первичных доходов, составленный сразу после счета производства за 2009 г., млн руб.

--------------------------T----------T-------------------------T----------¬
¦ Использование ¦ Сумма ¦ Ресурсы ¦ Сумма ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦2. Оплата труда наемных ¦ 0¦1. Валовая добавленная ¦ 4 135 709¦
¦работников (ОТНР) ¦ ¦стоимость (ВДС) ¦ ¦
¦3. Налог на производство ¦ 516 964¦ ¦ ¦
¦и импорт (НПИ) ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Смешанный доход ¦ 3 241 568¦ ¦ ¦
¦до налогообложения (ВСД) ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Амортизация основных ¦ 377 177¦ ¦ ¦
¦средств и нематериальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦активов (АОС) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦Баланс ¦ 4 135 709¦Баланс ¦ 4 135 709¦
L-------------------------+----------+-------------------------+-----------

Таблица 8

Счет вторичного распределения доходов за 2009 г., млн руб.

--------------------------T----------T-------------------------T----------¬
¦ Использование ¦ Сумма ¦ Ресурсы ¦ Сумма ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦3. Текущие трансферты, ¦ 307 036¦1. Сальдо первичных ¦ 4 270 335¦
¦переданные другим ¦ ¦доходов на валовой основе¦ ¦
¦секторам экономики ¦ ¦(СПД) ¦ ¦
¦и "остальному миру" ¦ ¦2. Текущие трансферты, ¦ 0¦
¦В том числе: ¦ ¦полученные от др. ¦ ¦
¦- в бюджет ¦ 3 963 299¦секторов экономики ¦ ¦
¦4. Валовой располагаемый ¦ 4 270 335¦и "остального мира" ¦ ¦
¦доход (ВРД) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦Баланс ¦ ¦Баланс ¦ 4 270 335¦
L-------------------------+----------+-------------------------+-----------

Таблица 9

Счет перераспределения доходов в натуральной форме за 2009 г., млн руб.

--------------------------T----------T-------------------------T----------¬
¦ Использование ¦ Сумма ¦ Ресурсы ¦ Сумма ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦3. Социальные трансферты ¦ - ¦1. Валовой располагаемый ¦ 3 963 299¦
¦в натуральной форме ¦ ¦доход (ВРД) ¦ ¦
¦выплаченные (СТНФВ) ¦ ¦2. Социальные трансферты ¦ 1 509 455¦
¦4. Скорректированный ¦ 5 472 754¦в натуральной форме ¦ ¦
¦располагаемый доход (СРД)¦ ¦полученные (СТНФП) ¦ ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦Баланс ¦ 5 472 754¦Баланс ¦ 5 472 754¦
L-------------------------+----------+-------------------------+-----------

Таблица 10

Счет использования скорректированного располагаемого дохода за 2009 г., млн руб.

--------------------------T----------T-------------------------T----------¬
¦ Использование ¦ Сумма ¦ Ресурсы ¦ Сумма ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦3. Фактическое конечное ¦17 291 469¦1. Скорректированный ¦ 5 472 754¦
¦потребление (ФКП) ¦ ¦располагаемый доход (СРД)¦ ¦
¦4. Валовое сбережение ¦ 1 625 387¦2. Получено от других ¦13 444 102¦
¦(ВСб) ¦ ¦секторов экономики ¦ ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦Баланс ¦18 916 856¦Баланс ¦18 916 856¦
L-------------------------+----------+-------------------------+-----------

Таблица 11

Счет операций с капиталом за 2009 г., млн руб.

--------------------------T----------T-------------------------T----------¬
¦ Использование ¦ Сумма ¦ Ресурсы ¦ Сумма ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦3. Капитальные трансферты¦ 23 175¦1. Валовое сбережение ¦ 1 625 387¦
¦выплаченные (КТВ) ¦ ¦(ВСб) ¦ ¦
¦4. Суммарное изменение ¦ 1 040 030¦2. Капитальные трансферты¦ 111 125¦
¦нефинансовых активов ¦ ¦полученные (КТП) ¦ ¦
¦(СИНФА) ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Чистое кредитование ¦ 673 307¦- ¦ - ¦
¦(ЧКр) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦Баланс ¦ 1 736 512¦Баланс ¦ 1 736 512¦
L-------------------------+----------+-------------------------+-----------

Таблица 12

Финансовый счет за 2009 г., млн руб.

--------------------------T----------T-------------------------T----------¬
¦ Использование ¦ Сумма ¦ Ресурсы ¦ Сумма ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦3. Суммарное изменение ¦ 922 290¦1. Чистое кредитование ¦ 673 307¦
¦финансовых активов (СИФА)¦ ¦(ЧКр) ¦ ¦
¦4. Балансирующая статья ¦ 79 157¦2. Суммарное изменение ¦ 328 140¦
¦финансового счета: ¦ ¦финансовых обязательств ¦ ¦
¦4.1. Статистическое ¦ ¦(СИФО): ¦ ¦
¦расхождение со счетом ¦ ¦- долгосрочных финансовых¦ 16 407¦
¦операций с капиталом при ¦ ¦обязательств; ¦ ¦
¦составлении финансового ¦ ¦- краткосрочных ¦ 311 733¦
¦счета (СРФС) ¦ ¦финансовых обязательств ¦ ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦Баланс ¦ 1 001 447¦Баланс ¦ 1 001 447¦
L-------------------------+----------+-------------------------+-----------

Таблица 13

Счет изменений в балансе активов и пассивов за 2009 г., млн руб.

--------------------------T----------T-------------------------T----------¬
¦ Использование ¦ Сумма ¦ Ресурсы ¦ Сумма ¦
+-------------------------+----------+-------------------------+----------+
¦Активы ¦ ¦Пассивы ¦ ¦
¦AM. Суммарное изменение ¦ 1 040 030¦B. 90. Изменение ¦ 1 634 180¦
¦нефинансовых активов ¦ ¦источников собственных ¦ ¦
¦(СИНФА) ¦ ¦средств (ИИСС) ¦ ¦
¦AF. Суммарное изменение ¦ 922 290¦AF. Суммарное изменение ¦ 328 140¦
¦финансовых активов (СИФА)¦ ¦финансовых обязательств ¦ ¦
¦Всего изменений активов ¦ 1 962 320¦(СИФО) ¦ ¦
¦за отчетный период ¦ ¦В том числе: ¦ ¦
¦ ¦ ¦- изменение долгосрочных ¦ 16 407¦
¦ ¦ ¦финансовых обязательств; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- изменение краткосрочных¦ 311 733¦
¦ ¦ ¦финансовых обязательств ¦ ¦
¦ ¦ ¦Всего изменений пассивов ¦ 1 962 320¦
¦ ¦ ¦за отчетный период ¦ ¦
L-------------------------+----------+-------------------------+-----------

Выводы и предложения

Порядок составления СНС для сектора домашних хозяйств заключается в следующем.

  1. Особенностью этого сектора является то, что в нем для единиц нет полного набора бухгалтерских счетов, нет самостоятельного баланса, но всегда присутствует самостоятельное распоряжение своими ресурсами. Поэтому субъекты этого сектора считаются институциональными единицами.
  2. Сектор домашних хозяйств состоит в основном из единиц потребительского характера, индивидуальных предпринимателей и мелких некорпоративных предприятий, владельцами которых являются домашние хозяйства (личные фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т.п.). К этому сектору относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают.
  3. Свои издержки институциональные единицы, входящие в сектор домашних хозяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, трансфертов (пенсий, пособий и пр.), а также за счет смешанного дохода, получаемого предпринимателями и некорпоративными предприятиями, входящими в этот сектор.
  4. Материалы бюджетных обследований семей, показатели балансов денежных доходов и расходов населения, отчеты об исполнении федерального, региональных и местных бюджетов, данные по исполнению смет доходов и расходов централизованных и децентрализованных внебюджетных фондов, а также декларации о совокупном годовом доходе физических лиц, представляемые в налоговые органы населением, могли бы выступать источниками для СНС. Однако они не обеспечивают возможности составления сводного баланса активов и пассивов, находящихся в распоряжении домашних хозяйств. Не обеспечивают они и расчет макроэкономических показателей для составления СНС по сектору домашних хозяйств.
  5. Внедрение СНС по сектору домашних хозяйств дает возможность получить наиболее полную и объективную картину повышения уровня жизни населения за отчетный период времени, проанализировать весь спектр финансовых, налоговых, материальных и других взаимосвязей населения.
  6. Анализу и регулированию неформальной экономической деятельности в масштабах регионов и страны в целом могла бы существенно способствовать интеграция в СНС налоговых деклараций о совокупном годовом доходе граждан.
  7. Рекомендуется для сектора домашних хозяйств, в особенности для составления финансового и балансового счетов, использовать банковскую статистику.
  8. Основные макроэкономические показатели сектора домашних хозяйств обеспечили составление системы из десяти национальных счетов.

Список литературы

  1. Рыбакова О.М., Гирбасова Е.М. Методика построения системы национальных счетов Российской Федерации. М.: Изд. РУДН, 2008.
  2. Рыбакова О.М., Гирбасова Е.М. Система национального счетоводства как информационная база управления экономикой Российской Федерации. М.: Изд. РУДН, 2008.

О.М.Рыбакова

Д. э. н.,

профессор

Российский университет дружбы народов

Е.М.Гирбасова

К. э. н.,

доцент

кафедры экономической теории и финансов

Московский государственный институт

электронной техники

(технический университет)