Мудрый Экономист

Налоговая проверка: что изменилось?

"Советник бухгалтера", 2010, N 9

Поправки, внесенные в часть первую Налогового кодекса Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, затронули и положения, связанные с проведением налоговых проверок и оформлением результатов налоговых проверок.

Проверяемый период при выездной налоговой проверке

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Законом N 229-ФЗ п. 4 ст. 89 НК РФ дополнен положением, согласно которому в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках выездной налоговой проверки налоговики будут проверять тот период, за который представлена уточненная декларация.

Истребование документов

При проведении налоговой проверки налоговики вправе истребовать у налогоплательщика документы, необходимые для проведения проверки. Если раньше требование о представлении документов составлялось на бумажных носителях, то теперь налоговики могут передать требование налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если таким способом передать требование невозможно, то налоговики будут направлять его по почте заказным письмом. В этом случае требование считается полученным по истечении 6 рабочих дней с даты направления заказного письма. Указанные выше поправки внесены в п. 1 ст. 93 НК РФ.

В таком же порядке налоговики будут запрашивать и документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика или конкретных сделок. Об этом говорится в новой редакции п. 4 ст. 93.1 НК РФ.

В свою очередь налогоплательщики могут представить документы, которые затребовали налоговики, следующими способами:

Это установлено новой редакцией п. 2 ст. 93 НК РФ.

В ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе требовать у проверяемого лица документы, которые ранее были представлены в налоговые органы при проведении камеральных или выездных проверок данного лица (п. 5 ст. 93 НК РФ). Теперь налоговые органы повторно не вправе требовать документы и при проведении иных мероприятий налогового контроля. Такие поправки внесены в п. 5 ст. 93 НК РФ.

Лица, которые получили требование о представлении документов или информации, должны исполнить его в течение 5 рабочих дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что не располагают такими документами (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

С 1 января 2010 г. истребуемые документы должны представляться с учетом положений п. п. 2 и 5 ст. 93 НК РФ (п. 8 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

Оформление результатов налоговой проверки

По результатам выездной налоговой проверки налоговики составляют акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Согласно пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ ныне действующей редакции в акте налоговой проверки излагаются только факты нарушений, допущенных налогоплательщиком, и ссылки на документы, содержание которых налогоплательщику не известно.

Законодатели изменили этот порядок. Теперь к акту налоговой проверки налоговый орган должен прилагать документы, которые подтверждают факт нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки. Исключением являются те документы, которые получены от проверяемого лица. Эти документы к акту налоговой проверки прилагать не следует.

Если же документы содержат сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, то они прилагаются к акту налоговой проверки в виде выписок, заверенных налоговым органом. Это установлено п. 3.1, которым дополнена ст. 100 НК РФ.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Для принятия решения по результатам налоговой проверки руководитель налогового органа, ее проводившего, должен рассмотреть акт и другие материалы налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Согласно поправкам, внесенным в п. 1 указанной статьи, теперь руководитель налогового органа обязан принимать во внимание и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

О времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа должен известить лицо, в отношении которого она проводилась. Проверяемое лицо имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через своего представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Согласно новой редакции п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе до вынесения решения руководителем налогового органа знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и других мероприятий налогового контроля руководитель налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения лицу, в отношении которого проводилась проверка. При этом решение должно быть вручено в течение 5 рабочих дней после его вынесения. Это установлено п. 9 ст. 101 НК РФ. В п. 13 ст. 101 НК РФ была установлена обязанность налоговых органов вручать налогоплательщику копию решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение или решения об отказе в привлечении к ответственности. Такое дублирование норм законодатели посчитали излишним. Поэтому исключили из п. 13 ст. 101 НК РФ положение о необходимости вручения налогоплательщику копии решения.

В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 рабочих дней с даты направления заказного письма. Такие дополнения внесены в п. 9 ст. 101 НК РФ.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа вправе принять меры, направленные на обеспечение возможности исполнения этого решения. Обеспечительными мерами могут быть:

Подобные меры применяются в том случае, если есть достаточные основания полагать, что без этих мер налоговый орган не сможет взыскать с правонарушителя недоимку, пени и штрафы, указанные в решении. Руководитель налогового органа вправе отменить обеспечительные меры (п. 10 ст. 101 НК РФ). Для этого ему необходимо принять соответствующее решение об их отмене, которое будет вступать в силу со дня его вынесения. Такие поправки внесены в п. 10 ст. 101 НК РФ.

Законодатели установили срок, в течение которого налоговики обязаны передать копию решения о принятии обеспечительных мер и копию решения об отмене обеспечительных мер налогоплательщику, - в течение 5 рабочих дней после вынесения соответствующего решения. Такие поправки внесены в п. 13 ст. 101 НК РФ.

Копию решений можно передать налогоплательщику или его представителю под расписку или иным способом. Законодатели дополнили п. 13 ст. 101 НК РФ положением, согласно которому в случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении 6 рабочих дней с даты его направления.

Если налогоплательщик не впустит проверяющих

Федеральным законом N 229-ФЗ внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

В частности, КоАП РФ дополнен новой ст. 19.7.6, согласно которой установлена административная ответственность в виде штрафа за незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка (ст. 6 Закона N 229-ФЗ).

К ответственности будут привлекаться должностные лица организации. Сумма штрафа составляет 10 000 руб.

Должностные лица будут оштрафованы и в случае незаконного воспрепятствования доступа должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.7.6, будут рассматриваться налоговыми органами. Такие поправки внесены в п. 1 ст. 23.5 КоАП РФ.

Ответственность проверяющих

Федеральным законом от 27.07.2010 N 239-ФЗ, который вступил в силу 13 августа 2010 г., КоАП РФ дополнен новой ст. 19.6.1.

Согласно этим поправкам административная ответственность предусмотрена для налоговиков, которые осуществляют налоговые проверки. В частности, к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа теперь привлекаются должностные лица органов государственного контроля за несоблюдение требований законодательства.

Подобные нарушения могут выражаться:

Сумма штрафа, налагаемого на должностных лиц, составляет от 3 до 5 тыс. руб., а при повторном нарушении - от 5 до 10 тыс. руб. (п. п. 1 и 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ).

Дела о подобных административных правонарушениях возбуждаются прокурором. Такие поправки внесены в п. 1 ст. 28.4 КоАП РФ.

О.А.Курбангалеева

Генеральный директор

ООО "Консалтинг Успешного Бизнеса"