Мудрый Экономист

Изменения в налоговом кодексе

"Зарплата", 2010, N 9

В сентябре вступают в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс. Рассмотрим, в чем их суть.

Президент РФ 27 июля 2010 г. подписал Федеральный закон N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ).

В статье мы рассмотрим поправки, которые имеют отношение к расчетам с работниками, касаются общения с налоговой инспекцией и применяются с 2010 г.

С какого момента применять поправки

Большинство положений Закона N 229-ФЗ вступает в силу по истечении месяца после официального опубликования. В "Российской газете" данный документ был обнародован 2 августа 2010 г. Следовательно, большая часть его положений вступит в силу в начале сентября текущего года. Однако некоторые поправки будут применяться с 1 января 2010 г., а часть изменений - с 1 января 2011 г.

С 1 января 2010 года страховые взносы учитываются в составе прочих расходов

Одно из изменений, вступающих в силу с 1 января 2010 г., касается учета страховых взносов, пришедших на смену ЕСН.

Как было раньше. До выхода в свет Закона N 229-ФЗ специалисты Минфина России предлагали учитывать страховые взносы в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Об этом говорилось в п. 2 Письма Минфина России от 23.04.2010 N 03-03-05/85. Данный документ ФНС России довела до всех своих подразделений (Письмо от 05.05.2010 N ШС-37-3/1162@).

Что изменилось. Согласно Закону N 229-ФЗ страховые взносы также необходимо учитывать в составе прочих расходов, но на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопрос учета названных расходов уточнен на законодательном уровне.

Изменение порядка проведения налоговых проверок

Рассмотрим изменения, которые вступают в силу с сентября 2010 г. Одно из них затронуло порядок проведения выездных налоговых проверок.

Уточненная декларация представлена за период, который выходит за рамки разрешенного периода проверки

В ходе выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Об этом говорится в п. 4 ст. 89 НК РФ.

Теперь этот пункт дополнен абзацем следующего содержания. В случае представления уточненной декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Что изменилось по сравнению с прежними правилами? На вопрос редакции ответил Сергей Александрович Тараканов.

Он отметил, что, как и прежде, период выездной налоговой проверки ограничивается тремя годами. Однако до внесения поправок инспекторы не имели права проверить более ранний период, даже если организация представляла уточненную налоговую декларацию. Теперь такое право у них появилось.

Например, в 2010 г. инспекторы могут проверить правильность расчета и уплаты налога на прибыль за 2009, 2008 и 2007 гг. Предположим, что организация в текущем году представила уточненную декларацию по этому налогу за 2006 г. В ней сумма налога указана меньше, чем была заявлена ранее (то есть организация уменьшает сумму налога).

Согласно поправкам в этом случае инспекторы имеют право проверить правильность расчета и уплаты налога на прибыль за 2006 г. Если он уже был проверен, назначается повторная выездная налоговая проверка (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Обратите внимание: проверить более ранний период инспекторы могут, только если организация сдала уточненную декларацию, в которой сумма налога указана меньше, чем была заявлена ранее (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Истребование документов в ходе проверки

Проверяя правильность расчета налогов и сборов, инспекторы вправе истребовать необходимые документы. Для этого они вручают требование. Закон N 229-ФЗ уточнил, что требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации:

Такими же способами организация сможет передать затребованные документы. Порядок направления требования и представления документов в электронном виде будет утвержден ФНС России.

Оформление акта проверки

По результатам проверки инспекторы составляют акт. Законом N 229-ФЗ внесены следующие дополнения.

К акту проверки должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах. Как пояснил С.А. Тараканов, речь идет о протоколах допросов свидетелей, заключениях экспертов, документах контрагентов проверяемой организации и т.д.

Документы, содержащие сведения, которые нельзя разглашать, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде выписок, заверенных налоговым органом.

К акту проверки не прилагаются бумаги, полученные в ходе проверки от проверяемой организации.

Направление решения по итогам проверки

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

Решение должно быть вручено в течение пяти дней после его вынесения и вступает в силу по истечении 10 дней с момента вручения лицу (его представителю).

В Законе N 229-ФЗ сказано, что, если решение невозможно вручить, его направляют по почте заказным письмом. В этом случае решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Отдельный случай

Налоговые проверки, не завершенные до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ, проводятся в прежнем порядке. Их результаты оформляются по старым правилам (п. 11 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

Как изменился порядок направления требования об уплате налога и срок его исполнения

Если предприятие не перечислило вовремя налоги или они были доначислены по результатам проверки, инспекторы направляют в его адрес соответствующее требование, в котором указана сумма задолженности.

Способ направления требования. Теперь требование об уплате налога может быть не только вручено лично или направлено по почте. Законом N 229-ФЗ предусмотрен еще один способ - в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы и порядок направления требования в электронном виде будут установлены налоговой службой.

Срок исполнения требования. До вступления в силу Закона N 229-ФЗ на исполнение требования об уплате налога отводилось 10 календарных дней. В новой редакции п. 4 ст. 69 НК РФ срок установлен продолжительностью восемь дней.

При этом нужно иметь в виду, что согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок исчисляется в рабочих днях, если не указано иное.

Следовательно, требование об уплате налога теперь нужно исполнить в течение восьми рабочих дней. Если организация проигнорирует документ, инспекторы вправе будут применить принудительные меры для взыскания задолженности.

Если компания желает сверить расчеты

Как было раньше. Если налоговая инспекция или сама организация обнаружила переплату, то по предложению одной из сторон могла быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (п. 3 ст. 78 прежней редакции НК РФ).

Как теперь. Налоговая инспекция обязана провести сверку расчетов, если организация обратилась с соответствующим заявлением. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Инспекция должна передать его одним из способов: лично, заказным письмом по почте, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форма и формат передачи электронного акта будут утверждены ФНС России. Об этом говорится в новой редакции пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, в которой описываются обязанности налоговых органов.

Размер штрафов увеличился

С момента вступления поправок в силу будут применяться новые размеры штрафов. Правда, в п. 12 ст. 10 Закона N 229-ФЗ есть оговорка - штрафы за нарушение налогового законодательства, по которым решение было вынесено до дня вступления в силу Закона, взимаются в прежнем порядке.

В таблице приведены прежние и новые размеры штрафов. Как вы видите, наказание за некоторые виды нарушений ужесточилось. Более того, введены штрафы за те проступки, которые раньше нарушениями не считались. Такие изменения заставляют внимательнее относиться к требованиям налогового законодательства.

Таблица. Сравнение размеров санкций до и после вступления в силу Закона N 229-ФЗ

-------------------T-------------------------T----------------------------¬
¦ Положение ¦ Прежний размер штрафа ¦ Новый размер штрафа ¦
+------------------+-------------------------+----------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------+-------------------------+----------------------------+
¦Непредставление ¦Зависел от количества ¦5% от неуплаченной суммы ¦
¦налоговой ¦дней просрочки (менее ¦налога на основании ¦
¦декларации ¦или более 180 дней) ¦декларации за каждый полный ¦
¦(ст. 119 НК РФ) ¦ ¦или неполный месяц просрочки¦
¦ ¦ ¦ее представления, ¦
¦ ¦ ¦но не более 30% и не менее ¦
¦ ¦ ¦1000 руб. ¦
+------------------+-------------------------+----------------------------+
¦Нарушение ¦Отсутствует ¦200 руб. ¦
¦установленного ¦ ¦ ¦
¦способа ¦ ¦ ¦
¦представления ¦ ¦ ¦
¦налоговой ¦ ¦ ¦
¦декларации или ¦ ¦ ¦
¦расчета (ст. 119.1¦ ¦ ¦
¦НК РФ) ¦ ¦ ¦
+------------------+-------------------------+----------------------------+
¦Грубое нарушение ¦Минимальный штраф - ¦Минимальный штраф - ¦
¦правил учета ¦5000 руб. ¦10 000 руб. ¦
¦доходов, расходов ¦Если в результате ¦Если занижена налоговая ¦
¦и объектов ¦нарушений занижена ¦база, штраф - 20% ¦
¦налогообложения ¦налоговая база, ¦неуплаченного налога, ¦
¦(ст. 120 НК РФ) ¦штраф - 10% неуплаченного¦но не менее 40 000 руб. ¦
¦ ¦налога, но не менее ¦Отсутствие регистров ¦
¦ ¦15 000 руб. ¦налогового учета или ¦
¦ ¦ ¦неправильное отражение в них¦
¦ ¦ ¦сведений подпадает ¦
¦ ¦ ¦под ст. 120 НК РФ ¦
+------------------+-------------------------+----------------------------+
¦Невыполнение ¦Нет ответственности ¦Штраф за неудержание налога ¦
¦налоговым агентом ¦за неудержание налога ¦и несвоевременное ¦
¦обязанности ¦и несвоевременное ¦перечисление - 20% недоимки ¦
¦по удержанию ¦перечисление. ¦ ¦
¦и (или) ¦Штраф только ¦ ¦
¦перечислению ¦за неперечисление - 20% ¦ ¦
¦налогов (ст. 123 ¦недоимки ¦ ¦
¦НК РФ) ¦ ¦ ¦
+------------------+-------------------------+----------------------------+
¦Непредставление ¦50 руб. за каждый ¦200 руб. за каждый ¦
¦сведений (ст. 126 ¦непредставленный ¦непредставленный документ. ¦
¦НК РФ) ¦документ. ¦ ¦
¦ ¦5000 руб. - за отказ ¦10 000 руб. - за отказ ¦
¦ ¦представить документы ¦представить документы ¦
+------------------+-------------------------+----------------------------+
¦Неправомерное ¦1000 руб. ¦5000 руб. ¦
¦несообщение ¦Если нарушение совершено ¦Если нарушение совершено ¦
¦сведений ¦повторно в течение ¦повторно в течение ¦
¦(ст. 129.1 НК РФ) ¦календарного года - ¦календарного года - ¦
¦ ¦5000 руб. ¦20 000 руб. ¦
L------------------+-------------------------+-----------------------------

Что изменится в следующем году

Мы рассмотрели поправки, которые применяются в 2010 г. Однако перечень изменений, внесенных Законом N 229-ФЗ, гораздо шире. Некоторые поправки, касающиеся взаимоотношений работника и работодателя, вступят в силу 1 января 2011 г. О них вы прочитаете в ближайших номерах журнала и успеете подготовиться к новым условиям работы.

Т.А.Аверина

Главный редактор

журнала "Зарплата"