Учет покупных товаров в государственных (муниципальных) учреждениях
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 7
Одной из новаций бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях с 2011 г. является выделение покупных товаров, их торговой наценки и издержек обращения в отдельные объекты учета. Поэтому вопросы учета поступления товаров и их реализации относятся к недостаточно изученным участкам бухгалтерской работы в государственных (муниципальных) учреждениях. В данной статье мы рассмотрим эти вопросы применительно к казенным, бюджетным и автономным учреждениям, поскольку для всех трех типов учреждений общие правила бухгалтерского учета установлены одним документом - Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). Особенности учета для каждого типа учреждений, установленные соответствующими отдельными инструкциями, также будут освещены в данном материале.
Учет поступления товаров и их торговой наценки
Товары - это материальные ценности, приобретенные учреждением для перепродажи, то есть с целью получения прибыли.
Известно, что деятельность, в результате которой государственные (муниципальные) учреждения получают прибыль, называется деятельностью, приносящей доход. Все операции по получению и реализации покупных товаров отражаются в учете учреждений по коду вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).
Объекты учета - товары и их торговая наценка - относятся к материальным запасам, то есть учитываются на счете 105 00 "Материальные запасы", содержащем коды вида синтетического счета (23-й разряд номера счета) соответственно:
- 8 "Товары";
- 9 "Торговая наценка".
В силу п. 44 Инструкции N 174н <1> (применяется бюджетными учреждениями - получателями субсидий) и п. 44 Инструкции N 183н <2> (применяется автономными учреждениями) учет товаров и торговой наценки на них ведется в составе групп счетов:
- 0 105 20 000 "Материальные запасы - особо ценное движимое имущество учреждения";
- 0 105 30 000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения".
<2> Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
Однако счета 0 105 28 000 "Товары - особо ценное движимое имущество учреждения", 0 105 29 000 "Наценка на товары - особо ценное движимое имущество учреждения" присутствуют только в Плане счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденном Инструкцией N 183н, при этом п. 30 указанной Инструкции, в котором приводится перечень счетов учета материальных запасов, счетов 0 105 28 000, 0 105 29 000 не содержит. Автор предполагает, что в данном случае имеет место техническая ошибка, то есть счета 0 105 28 000, 0 105 29 000 автономными учреждениями применяться могут.
А вот в отношении бюджетных учреждений - получателей субсидий автор не берет на себя ответственность заявить подобное. Для него остается загадкой, почему в Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденном Инструкцией N 174н, отсутствуют счета 0 105 28 000, 0 105 29 000, ведь в соответствии с п. 30 указанной Инструкции для формирования в денежном выражении информации о наличии материальных запасов и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются оба группировочных счета: 0 105 20 000 и 0 105 30 000.
В Инструкции N 162н <3> (применяется казенными учреждениями и в переходный период бюджетными учреждениями - получателями бюджетных средств) нет заявки на группировочные счета 0 105 28 000, 0 105 29 000, поскольку для учета операций с материальными запасами в соответствии с п. 21 Инструкции N 162н группировочный счет 0 105 20 000 не применяется.
<3> Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".В целях наглядности представим сказанное в табличной форме.
Номер счета | Название счета | "+" - применение | |||||
счетов | |||||||
N 162н | N 174н | N 183н | |||||
0 105 28 000 | Товары - особо ценное движимое | - | - | + | |||
0 105 29 000 | Наценка на товары - особо ценное | - | - | + | |||
0 105 38 000 | Товары - иное движимое имущество | + | + | + | |||
0 105 38 340 | Увеличение стоимости товаров - | + | + | - | |||
0 105 38 440 | Уменьшение стоимости товаров - | + | + | - | |||
0 105 39 000 | Наценка на товары - иное движимое | + | + | + | |||
0 105 39 440 | Изменение за счет наценки | + | + | - | |||
К бухгалтерскому учету товары принимаются по фактической стоимости. Поскольку товары учитываются в составе материальных запасов, при формировании их фактической стоимости следует учитывать положения п. 102 Инструкции N 157н. Согласно указанному пункту фактической стоимостью товаров признаются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
- таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением товаров;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары, в соответствии с условиями договора;
- суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку товаров до места их использования, включая страхование доставки. Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований товаров, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования товаров в их общей стоимости;
- суммы, уплачиваемые за доведение товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных товаров, не связанных с их использованием);
- иные платежи, непосредственно связанные с приобретением товаров.
При осуществлении торговой деятельности затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, учреждение вправе не включать в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относить их в составе расходов на финансовый результат текущего финансового года. Такое положение должно быть зафиксировано в учетной политике учреждения (п. 103 Инструкции N 157н).
В фактическую стоимость товаров не включается сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (изготовлением) материальных запасов (п. 105 Инструкции N 157н).
Обратите внимание! В фактической стоимости товаров учитывается НДС, предъявленный учреждению поставщиками товаров, если реализация товаров не облагается НДС. В случае если реализация товаров подлежит обложению НДС, сумма налога относится на счет 0 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" и в дальнейшем в соответствии с налоговым законодательством принимается к вычету (п. 23 Инструкции N 157н).
При формировании фактической стоимости товаров возможно использование счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" в случае, если товары приобретаются по нескольким договорам (п. 32 Инструкции N 162н, п. 34 Инструкции N 174н, п. 34 Инструкции N 183н).
Товары принимаются к учету на основании Акта о приемке материалов (ф. 0315004), счета, счета-фактуры.
Учет реализации товаров
Реализация товаров может осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями оптом либо в розницу. При передаче товаров на реализацию учреждения вправе учитывать их по оптовой либо розничной цене с обособленным учетом торговой наценки. Другими словами, при передаче товаров на реализацию их стоимость увеличивается на сумму торговой наценки.
Торговая наценка - это добавленная стоимость к покупной цене товара, предназначенная для возмещения издержек обращения, получения прибыли и уплаты косвенных налогов. Такое понятие торговой наценки можно найти в Большом бухгалтерском словаре <4>. Отсюда следует, что размер торговой наценки должен не только покрывать издержки обращения и приносить учреждению прибыль, но и включать НДС, подлежащий получению от покупателя, если реализация товаров подпадает под обложение данным налогом.
<4> Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1999.Списываются товары при их отпуске заказчику либо при реализации через торговый зал по фактической себестоимости с учетом наценки.
Если товар реализуется заказчику оптом, то в учете формируются дебиторская задолженность заказчика и получение дохода текущего периода в момент возникновения требований к заказчику. Отпуск товаров заказчику производится на основании Требования-накладной (ф. 0315006), Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007).
Реализация товаров в розницу отражается в учете как поступление денежных средств в кассу учреждения и получение дохода текущего периода. Реализация товаров через торговый зал отражается на основании Справки-отчета кассира (ф. 0330106), Приходного кассового ордера (ф. 0310001).
Суммы торговых наценок по товарам, реализованным, отпущенным или списанным с бухгалтерского учета вследствие их естественной убыли, брака, порчи, недостачи, на основании Справки (ф. 0504833) с приложением расчета реализованного наложения отражаются по кредиту счета 0 105 39 440 в уменьшение финансового результата текущего финансового года способом "красное сторно".
Относящиеся к нереализованным товарам суммы надбавок (скидок) могут уточняться по результатам инвентаризации (на основании инвентаризационных описей) путем определения полагающейся согласно установленным учреждением размерам суммы надбавок (скидок) на соответствующие товары.
Если в силу налогового законодательства реализация товаров подлежит обложению НДС, в учете учреждения отражается операция по начислению указанного налога к уплате в бюджете за счет полученного дохода.
Аналитический учет товаров, переданных на реализацию, ведется в разрезе материально ответственных лиц, мест реализации. Порядок ведения аналитического учета устанавливается учреждением в учетной политике.
Корреспонденция счетов по принятию к учету и реализации товаров в государственных (муниципальных) учреждениях
Содержание операции | Отражение операций | Отражение операций | |||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||||
1. Поступление товаров | |||||||
1.1. Принятие к учету | 2 105 38 340 | 2 302 34 730 | 2 105 28 000 | 2 302 34 000 | |||
1.2. Принятие к учету | |||||||
- в части стоимости | 2 105 38 340 | 2 302 34 730 | 2 105 28 000 | 2 302 34 000 | |||
- в части НДС, | 2 210 01 560 | 2 302 34 730 | 2 210 01 000 | 2 302 34 000 | |||
1.3. Принятие НДС к | 2 303 04 830 | 2 210 01 660 | 2 303 04 000 | 2 210 01 000 | |||
2. Реализация товаров | |||||||
2.1. Увеличение | 2 105 38 340 | 2 105 39 440 | 2 105 28 000 | 2 105 29 000 | |||
2.2. Списание товаров | 2 401 10 130 | 2 105 38 340 | 2 401 10 130 | 2 105 28 000 | |||
2.3. Начисление | 2 205 31 660 | 2 401 10 130 | 2 205 30 000 | 2 401 10 130 | |||
2.4. Начисление | 2 201 34 510 | 2 401 10 130 | 2 201 34 000 | 2 401 10 130 | |||
2.5. Начисление НДС к | 2 401 10 130 | 2 303 04 730 | 2 401 10 130 | 2 303 04 000 | |||
2.6. Списание суммы | 2 401 10 130 | 2 105 39 440 | 2 401 10 130 | 2 105 29 000 | |||
Пример. Бюджетное учреждение (спортивный комплекс) является плательщиком ЕНВД в части розничной торговли и в соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ не относится к плательщикам НДС в части розничной торговли покупными товарами. Для продажи через розничную сеть учреждение приобрело товаров на сумму 100 000 руб. (с НДС):
- гель для душа в количестве 1000 шт. по цене 90 руб. за штуку (с НДС);
- мыло туалетное в количестве 500 шт. по цене 20 руб. за штуку.
21 июля 2011 г. товары поступили на склад учреждения (МОЛ Сидорова В.П.).
25 июля в киоск спортивного комплекса (МОЛ Петрова А.К.) был отпущен со склада товар на сумму 11 000 руб. с наценкой 30%, или 3300 руб. Стоимость товара с наценкой составила 14 300 руб., в том числе:
- гель для душа - 100 шт. по цене 117 руб. за штуку;
- мыло туалетное - 100 шт. по цене 26 руб. за штуку.
Выручка за 25 июля согласно справке-отчету кассира составила 12 180 руб. Реализованная наценка согласно Справке (ф. 0504833) составляет 30%, или 2810,77 руб.
В бухгалтерском учете спортивного комплекса указанные операции отражаются следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
21 июля 2011 г. | |||
Отражено поступление товаров на | 2 105 38 340 | 2 302 34 730 | 100 000 |
25 июля 2011 г. | |||
Отражена передача товаров в | 2 105 38 340 | 2 105 38 340 | 14 300 |
Отражена наценка на товары, | 2 105 38 340 | 2 105 39 440 | 3 300 |
Отражена выручка от реализации | 2 201 34 510 | 2 401 10 130 | 12 180 |
Списана стоимость реализованных | 2 401 10 130 | 2 105 38 340 | 12 180 |
Списана реализованная наценка | 2 401 10 130 | 2 105 39 440 | 2 810,77 |
Учет издержек обращения
Издержки обращения - это сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, в том числе в процессе их продвижения. Такое определение содержит п. 136 Инструкции N 157н. Однако, по мнению автора, к издержкам обращения относятся затраты, связанные не только со сбытом товаров, но и с их приобретением, которые не включаются в фактическую стоимость товаров (например, заработная плата работников, которые занимаются закупкой товаров).
В государственных (муниципальных) учреждениях издержки обращения учитываются на счете 0 109 90 000 "Издержки обращения", имеющем аналитические счета, 24 - 26-й разряд которых соответствует кодам статей (подстатей) КОСГУ.
Счета бухгалтерского учета, используемые государственными, муниципальными учреждениями для учета издержек обращения
Название счета | Номер счета, применяемый | |||
казенными | бюджетными | |||
Издержки обращения в части заработной платы | 0 109 91 211 | 0 109 90 211 | ||
Издержки обращения в части прочих выплат | 0 109 91 212 | 0 109 90 212 | ||
Издержки обращения в части начислений на | 0 109 91 213 | 0 109 90 213 | ||
Издержки обращения в части услуг связи | 0 109 91 221 | 0 109 90 221 | ||
Издержки обращения в части транспортных | 0 109 91 222 | 0 109 90 222 | ||
Издержки обращения в части коммунальных | 0 109 91 223 | 0 109 90 223 | ||
Издержки обращения в части арендной платы | 0 109 91 224 | 0 109 90 224 | ||
Издержки обращения в части содержания | 0 109 91 225 | 0 109 90 225 | ||
Издержки обращения в части прочих работ, | 0 109 91 226 | 0 109 90 226 | ||
Издержки обращения в части пособия по | - | 0 109 90 262 | ||
Издержки обращения в части выплаты пенсий, | - | 0 109 90 263 | ||
Издержки обращения в части амортизации | 0 109 91 271 | 0 109 90 271 | ||
Издержки обращения в части расходования | 0 109 91 272 | 0 109 90 272 | ||
Издержки обращения в части прочих расходов | 0 109 91 290 | 0 109 90 290 | ||
В соответствии с содержанием хозяйственных операций в дебет указанных выше счетов затраты собираются с кредита счетов аналитического учета, перечень которых представлен ниже:
Номер и название счета | Номер аналитического счета, применяемый | ||||
казенными | бюджетными | автономными | |||
2 302 00 000 "Расчеты по | 2 302 11 730 - | 2 302 11 730 - | 2 302 11 000 - | ||
2 104 00 000 "Амортизация" | 0 104 11 410 - | 0 104 11 410 - | 2 104 11 000 - | ||
2 208 00 000 "Расчеты с | 2 208 21 660 - | 2 208 21 660 - | 2 208 21 000 - | ||
2 303 00 000 "Расчеты по | 2 303 02 730, | 2 303 02 730, | 2 303 02 000, | ||
2 105 00 000 "Материальные | 2 105 31 440 - | 2 105 21 440 - | 2 105 21 000 - | ||
2 101 00 000 "Основные | 2 101 11 410 - | 2 101 21 410 - | 2 101 21 000 - | ||
При отражении расходов, связанных с реализацией и приобретением товаров, на аналитических счетах счета 0 109 90 000 "Издержки обращения" следует помнить о правилах учета НДС в стоимости произведенных затрат, установленных п. 23 Инструкции N 157н и ст. 170 НК РФ. Сумма НДС учитывается в стоимости затрат, если издержки обращения связаны с реализацией товаров, не облагаемых НДС: сумма НДС отражается на счете 0 210 01 000 с последующими принятием к вычету в соответствии с налоговым законодательством.
В казенных учреждениях и бюджетных учреждениях - получателях бюджетных средств издержки обращения по результатам отчетного периода списываются в уменьшение доходов текущего финансового года проводкой:
Дебет счета 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг"
Кредит аналитических счетов счета 2 109 90 000 "Издержки обращения" (2 109 91 211 - 2 109 91 213, 2 109 91 221 - 2 109 91 226, 2 109 91 271, 2 109 91 272, 2 109 91 290).
Автономные учреждения и бюджетные учреждения - получатели субсидий списывают издержки обращения также на уменьшение финансового результата текущего финансового года на дату, определенную в учетной политике учреждения, но не реже чем по результатам месяца, проводкой:
Дебет соответствующих аналитических счетов счета 2 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" (2 401 20 211 - 2 401 20 213, 2 401 20 221 - 2 401 20 226, 2 401 20 271, 2 401 20 272, 2 401 20 290)
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 2 109 90 000 "Издержки обращения" (2 109 90 211 - 2 109 90 213, 2 109 90 221 - 2 109 90 226, 2 109 90 271, 2 109 90 272, 2 109 90 290).
Л.Салина
Эксперт журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"