Мудрый Экономист

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 6

Ежегодно Минздравсоцразвития издает правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры). Не стал исключением и 2011 г. Такие Правила на текущий год утверждены Приказом от 11.02.2011 N 101н <1> (далее - Правила N 101н). В статье ознакомимся с основными мероприятиями, направленными на предупреждение травматизма и заболеваний, оплату которых можно будет произвести за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев, а также рассмотрим, по каким правилам будет осуществляться финансовое обеспечение этих мероприятий в 2011 г.

<1> Документ вступил в силу 10.04.2011.

Финансирование предупредительных мер производится страхователем за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих уплате в ФСС. Однако объем этих средств не может превышать 20% суммы указанных взносов, начисленной работодателем за предыдущий календарный год и уменьшенной на сумму выплаченного работникам обеспечения по страхованию от несчастных случаев и в связи с профессиональным заболеванием (п. 3 Правил N 101н). Рассмотрим, какие расходы подлежат финансовому обеспечению, каков порядок его получения и какую отчетность об использовании сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер нужно будет представить учреждению здравоохранения.

Расходы, подлежащие финансовому обеспечению

В соответствии с п. 2 Правил N 101н финансовому обеспечению в 2011 г. за счет страховых взносов, в частности, подлежат расходы учреждений здравоохранения на:

а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

б) реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

в) обучение по охране труда следующих категорий работников:

г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ (далее - типовые нормы <2>) и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом Минздравсоцразвития России N 83 <3>. В него, в частности, включены:

<2> На сегодняшний день применяются Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок, утв. Постановлением Минтруда России от 29.12.1997 N 68.
<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)".

Пример. Городская клиническая больница N 24 в 2010 г. начислила и уплатила в бюджет ФСС взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в сумме 20 000 руб. В 2010 г. учреждением не производилось выплат страхового обеспечения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Учреждение может получить в 2011 г. финансовое обеспечение затрат на профилактику производственного травматизма в размере 4000 руб. (20 000 руб. x 20%).

Порядок предоставления финансового обеспечения

Согласно п. 4 Правил N 101н учреждению здравоохранения для получения финансового обеспечения предупредительных мер нужно обратиться с заявлением в территориальное отделение ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2011 г. К заявлению необходимо приложить:

а) план финансового обеспечения в 2011 г. предупредительных мер (далее - план финансового обеспечения), разработанный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), плана мероприятий по улучшению условий труда в учреждении с указанием суммы финансирования, который представляется по форме, приведенной в Приложении к Правилам N 101н;

б) копию плана мероприятий по улучшению условий труда в учреждении, составленного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

в) документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. Следует обратить внимание на то, что конкретный перечень этих документов-обоснований зависит от вида расходов, которые учреждение предполагает возместить за счет страховых взносов. Рассмотрим эти перечни.

Для обоснования расходов по аттестации рабочих мест по условиям труда в территориальное отделение ФСС вместе с заявлением представляются копии:

  1. приказа учреждения о создании аттестационной комиссии для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. О формировании аттестационной комиссии и о ее функциях можно узнать из Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 (далее - Порядок N 569);
  2. договора с аккредитованной организацией, осуществляющей функции по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестующая организация), о проведении работ по аттестации рабочих мест по условиям труда с приложением калькуляции стоимости проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;
  3. уведомления о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

При включении в план финансового обеспечения расходов на осуществление мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда вместе с заявлением необходимо представить копии таких документов, как:

  1. ведомость рабочих мест подразделения учреждения и результатов их аттестации по условиям труда;
  2. протоколы измерений и оценки параметров вредных и (или) опасных производственных факторов, оформленные по каждому фактору на отдельное рабочее место, подтверждающие превышение на рабочих местах работников предельно допустимых уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений, установленных в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда, являющиеся неотъемлемой частью карты аттестации рабочего места по условиям труда, а также протоколов, оформленных по результатам повторных замеров после реализации соответствующих мероприятий, согласно Приложениям к Порядку N 569;
  3. документов, подтверждающих приобретение учреждением соответствующего оборудования и проведение работ с целью приведения уровней запыленности, загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

При включении в план финансового обеспечения расходов на обучение по охране труда к заявлению прикладываются следующие документы:

  1. копия приказа о направлении работников на обучение по охране труда с отрывом от работы;
  2. список работников, направляемых на обучение по охране труда. Одновременно с ним, в зависимости от направляемого на обучение контингента, страхователь представляет в территориальное отделение ФСС:
  1. копию договора с аккредитованной организацией, осуществляющей функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда (далее - обучающая организация);
  2. копию уведомления о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  3. копию программы обучения, утвержденной в установленном порядке.

Для обоснования расходов на приобретение работникам СИЗ к заявлению должны быть приложены:

  1. перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм их выдачи со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также их количества и стоимости;
  2. перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда со ссылкой на соответствующий протокол оценки обеспеченности СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм их выдачи, а также их количества и стоимости;
  3. копии соответствующих протоколов оценки обеспеченности работников СИЗ, оформленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
  4. копии сертификатов соответствия - для СИЗ, подлежащих обязательной сертификации.

В случае включения в план финансового обеспечения расходов на санаторно-курортное лечение работников их можно обосновать путем представления в территориальное отделение ФСС следующих документов:

  1. заключительного акта медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров (обследований) работников (далее - заключительный акт);
  2. списков работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;
  3. копии лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории РФ;
  4. копий договоров (счетов) на приобретение путевок;
  5. калькуляции стоимости путевок.

Расходы по проведению периодических медицинских осмотров можно обосновать, приложив к заявлению:

  1. список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) в 2011 г., согласованный с территориальным органом Роспотребнадзора;
  2. копию договора с медицинской организацией на проведение периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
  3. копию лицензии медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.

Обратите внимание! Все представляемые копии документов-обоснований должны быть заверены печатью учреждения. Поскольку перечни необходимых документов-обоснований четко ограничены, территориальные органы ФСС не вправе требовать иных документов (п. 5 Правил N 101н).

Срок, в течение которого сотрудники ФСС должны принять решение о выделении финансового обеспечения либо об отказе в его выделении, зависит от суммы страховых взносов, которую учреждение уплатило в предыдущем календарном году:

Территориальное отделение сообщает учреждению окончательное решение о выделении финансового обеспечения (отказе в его выделении) в течение 3 рабочих дней после согласования (п. 7 Правил N 101н).

Решение об отказе может быть принято территориальным отделением ФСС в случае:

Во всех иных случаях такой отказ неправомерен (п. 8 Правил N 101н).

Обратите внимание! Учреждение может обжаловать решение территориального отделения ФСС об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, обратившись в вышестоящий орган ФСС или в суд (п. 9 Правил N 101н).

Отчетность по финансовому обеспечению предупредительных мер

В том случае, когда территориальным отделением ФСС принято решение о финансовом обеспечении расходов учреждения на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, на учреждение возлагается обязанность ежеквартально представлять в территориальное отделение ФСС отчетность об использовании этих средств (п. 10 Правил N 101н).

Следует обратить внимание на тот факт, что Правилами N 101н не утверждена форма такого отчета и не определен срок сдачи отчетности.

В 2010 г. рекомендуемая форма отчета была доведена Письмом ФСС РФ от 30.04.2010 N 02-03-10/07-4138. Данное Письмо было разработано в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России N 64н <4>, который утратил силу 09.04.2011 (то есть с выходом Правил N 101н). Поэтому Письмо также фактически утратило силу.

<4> Правила финансового обеспечения в 2010 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 N 64н.

Полагаем, что с вопросом о том, по какой форме нужно отчитываться за расходы, произведенные в рамках мероприятий по сокращению производственного травматизма, следует обратиться в территориальное отделение ФСС по месту своей регистрации.

Согласно п. 10 Правил N 101н после завершения запланированных мероприятий учреждение должно представить в территориальное отделение ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы. В противном случае данные расходы в счет уплаты страховых взносов зачтены не будут.

Суммы расходов на финансирование предупредительных мер отражаются также по строке 9 таблицы 8 Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС) <5>.

<5> Форма Расчета утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н.

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Государственные (муниципальные) учреждения осуществляют в 2011 г. ведение бухгалтерского (бюджетного) учета в зависимости от их типа:

<6> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<7> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<8> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

В соответствии с положениями всех перечисленных Инструкций в бухгалтерском (бюджетном) учете операции по начислению, использованию и уплате взносов на страхование от несчастных случаев отражаются на счете 303 06 000 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

При этом согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, расходы на обеспечение предупредительных мер (в частности расходы на обучение по охране труда, приобретение спецодежды) в счет начисляемых страховых взносов от несчастных случаев отражаются по подстатье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ.

Следовательно, в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждений операции по начислению взносов на страхование от несчастных случаев и финансовому обеспечению расходов в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма за счет указанных средств будут отражены следующим образом:

--------------------------T-------------------------T--------------------------
Казенное учреждение ¦ Бюджетное учреждение ¦ Автономное учреждение
(Инструкция N 162н) ¦ (Инструкция N 174н) ¦ (Инструкция N 183н)
-------------T------------+------------T------------+------------T-------------
Дебет ¦ Кредит ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Дебет ¦ Кредит
-------------+------------+------------+------------+------------+-------------
Начислены взносы на страхование от несчастных случаев
-------------T------------T------------T------------T------------T-------------
0 401 20 213¦0 303 06 730¦0 401 20 213¦0 303 06 730¦0 401 20 213¦0 303 06 000
¦ ¦0 109 60 213¦ ¦0 109 60 213¦
¦ ¦0 109 70 213¦ ¦0 109 70 213¦
¦ ¦0 109 80 213¦ ¦0 109 80 213¦
¦ ¦0 109 90 213¦ ¦0 109 90 213¦
-------------+------------+------------+------------+------------+-------------
Зачтены в счет уплаты страховых взносов расходы на обучение
по охране труда <*>
-------------T------------T------------T------------T------------T-------------
0 303 06 830¦0 302 13 730¦0 303 06 830¦0 302 13 730¦0 303 06 000¦0 302 13 000
-------------+------------+------------+------------+------------+-------------
Оплачено исполнителям обучение по охране труда работников
-------------T------------T------------T------------T------------T-------------
0 302 13 830¦0 304 05 213¦0 302 13 830¦0 201 11 610¦0 302 13 000¦0 201 11 000
-------------+------------+------------+------------+------------+-------------
Перечислены в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев
-------------T------------T------------T------------T------------T-------------
0 303 06 830¦0 304 05 213¦0 303 06 830¦0 201 11 610¦0 303 06 000¦0 201 11 000
-------------+------------+------------+------------+------------+-------------
<*> В Инструкциях N N 162н, 174н и 183н проводки по отражению расходов, направленных на сокращение производственного травматизма за счет страховых взносов от несчастных случаев, не предусмотрены. Однако, по мнению автора, в данном случае применима проводка для отражения выплат страхового обеспечения по обязательному страхованию от несчастных случаев.

И.Зернова

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"