Мудрый Экономист

Закон о социально ориентированных некоммерческих организациях

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2010, N 15

Поддержка государством социального служения некоммерческих организаций, по мнению автора, пока не находит достаточного законодательного утверждения. Восполнить указанные законодательные пробелы призван Федеральный закон от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" <1> (далее - Закон N 40-ФЗ), внесенный в Государственную Думу ФС РФ Президентом РФ. Это уже не первая законотворческая инициатива Д.А. Медведева по развитию некоммерческих организаций, участвующих в реализации социально значимых проектов по поддержке и социальному обслуживанию малоимущих и социально незащищенных категорий населения <2>.

<1> Российская газета. 07.04.2010. N 5151.
<2> Об обеспечении в 2009 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества: Распоряжение Президента РФ от 16.03.2009 N 160-рп.

Закон N 40-ФЗ предусматривает следующие меры государственной экономической поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНО) (изменения в ст. 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"):

<3> Российская газета. 28.07.2005. N 3832.

Субъекты РФ вправе оказывать СОНО государственную поддержку в иных формах (информационную, консультационную поддержку, размещение государственных и муниципальных заказов).

Согласно Закону N 40-ФЗ (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" дополняется новой ст. 31.1) к СОНО отнесены некоммерческие организации при условии осуществления ими, в частности, следующих видов деятельности, предусмотренных их учредительными документами (напомним, что у некоммерческих организаций исключительная правоспособность, они могут заниматься только указанными в их учредительных документах видами деятельности):

Закон N 40-ФЗ включил в число СОНО религиозные организации. К числу СОНО Закон N 40-ФЗ не относит государственные корпорации, государственные компании и общественные объединения, являющиеся политическими партиями. Это логично, поскольку законодательство о социальной защите населения, о некоммерческих организация, а также специальное законодательство о свободе совести и о религиозных организациях нигде прямо не исключает религиозные организации из числа социальных служб.

Закон N 40-ФЗ предусматривает оказание поддержки СОНО в следующих формах:

Финансовая поддержка СОНО может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра СОНО - получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов РФ, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Оказание имущественной поддержки СОНО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку СОНО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры СОНО - получателей такой поддержки.

Закон N 40-ФЗ существенно расширил возможности получения некоммерческими организациями различных видов помощи от государства. До принятия Закона N 40-ФЗ оказание такого рода помощи было недостаточно регламентировано, и ряд положений нормативно-правовых актов носил дискуссионный характер.

Закон N 40-ФЗ дал четкое понятие СОНО и видам их деятельности, которые подпадают под указанные программы государственной помощи. Он в значительной мере учел пожелания Русской православной церкви и других традиционных конфессий относительно возможности получения государственной помощи.

В то же время есть некоторые трудности применения Закона N 40-ФЗ. Многие его положения требуют дополнительной регламентации, принятия подзаконных правовых актов, изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и др., что потребует определенного времени и затруднит немедленное открытие финансирования на решение острых социальных проблем.

Благие намерения помощи государства СОНО должны подкрепляться ростом экономики и бюджетных поступлений, что в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса проблематично.

Закон N 40-ФЗ имеет коррупционную составляющую. При его реализации может сложиться непрозрачная практика по включению некоммерческих организаций в реестры льготников. Он открывает возможности для организации недобросовестной конкуренции тем руководителям СОНО, которые не обременены традициями и правилами. Они могут активно включиться в процесс создания СОНО, получить налоговые льготы, финансовую помощь и создать нездоровую конкуренцию с некоммерческими организациями, которые действительно ведут социально значимую деятельность.

Список литературы

  1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: Федеральный закон от 05.04.2010 N 40-ФЗ.
  2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
  3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

К.Б.Ерофеев

К. т. н.,

адвокат

Адвокатской палаты Санкт-Петербурга,

эксперт,

уполномоченный Минюстом России

на проведение экспертизы

на коррупциогенность