Мудрый Экономист

Земельный и транспортный налог: проблемы начисления и уплаты

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2010, N 15

Некоммерческая организация признается плательщиком транспортного налога в случае, если на нее зарегистрировано транспортное средство, в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Если некоммерческой организации принадлежит земельный участок на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования, то на основании гл. 31 НК РФ такая организация признается плательщиком земельного налога. При этом к плательщикам земельного налога не относятся организации, земельные участки которых находятся у них на праве безвозмездного срочного пользования, или которые были переданы им по договору аренды. Кроме того, в ст. 395 НК РФ приведен перечень организаций, освобожденных от налогообложения. От обложения земельным налогом освобождаются следующие некоммерческие организации:

Порядок уплаты земельного налога описан в ст. 397 НК РФ, для некоммерческих организаций срок уплаты налога не может быть ранее 1 февраля следующего за отчетным года. Если нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное, то за каждый квартал вносятся авансовые платежи. Размер авансового платежа равен одной четвертой от суммы налога, рассчитанной за год, которая получается умножением кадастровой стоимости участка на ставку налога. Если участок приобретен или продан в течение налогового периода, сумма налога корректируется на число месяцев, в которых владелец обладал правом собственности на объект. При этом, если переход прав произошел до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав, если позже - то месяц прекращения прав.

Порядок уплаты транспортного налога аналогично земельному налогу устанавливается региональными нормативными правовыми актами в части обязательности уплаты авансовых платежей. Сумма транспортного налога в целом за год должна быть внесена в бюджет в срок, установленный региональным законодательством. При этом налог не может быть уплачен ранее 1 февраля следующего за отчетным года. Сумма налога рассчитывается как произведение единицы мощности транспортного средства на ставку налога. Если транспортное средство в течение года было снято или поставлено на учет в ГИБДД, то сумма налога корректируется на число месяцев, в течение которых объект учитывался у данной организации. В отличие от земельного налога, полным месяцем считается месяц регистрации или снятия с учета независимо от числа. Если регистрация и снятие происходят в течение одного месяца, то по п. 3 ст. 362 НК РФ этот месяц считается как один полный месяц.

Глава 28 НК РФ не устанавливает льгот по транспортному налогу, в том числе и в отношении некоммерческих организаций. В то же время закон субъекта РФ может устанавливать или не устанавливать налоговые льготы. Льготы по транспортному налогу могут предоставляться бюджетным организациям, органам социальной защиты населения, учреждениям здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, и др.

Налоговые льготы по этим налогам могут устанавливаться не только НК РФ, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ. Таким образом, некоммерческие организации могут получить освобождение от уплаты налога или льготу по нему на основании решения органов местного самоуправления.

Например, в Законе Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", на основании пп. 3 п. 3 ст. 10 предусмотрено освобождение некоммерческих организаций от уплаты транспортного налога. При этом льготы предоставляются только тем некоммерческим организациям, уставными целями которых являются содействие развитию здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, науки, культуры, искусства, просвещения, физической культуры и спорта, защита и охрана окружающей среды и др.

Кроме того, такие организации должны ежегодно расходовать на благотворительную деятельность на территории Московской области не менее 75%, полученных от пожертвований, добровольных взносов или доходов от собственной деятельности. В этом Законе также предусмотрен еще целый ряд специальных требований к организациям, имеющим льготы по некоторым налогам, в том числе по транспортному налогу. По вопросам предоставления дополнительных льгот по уплате земельного и транспортного налогов необходимо обращаться в представительные органы муниципального образования по месту нахождения земельного участка.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах от 0,3 до 1,5% в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка. Вводя транспортный налог на своей территории, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, при этом в соответствии с п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки могут быть уменьшены или увеличены не более чем в 10 раз, а также дифференцированы с учетом года выпуска транспортного средства и класса его экологической безопасности.

Если земельный участок или его часть (в виде доли в общей собственности) используется некоммерческой организацией исключительно для осуществления предпринимательской деятельности, то сумму земельного налога (соответствующую часть) некоммерческая организация учитывает в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль по пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, аналогично ведению учета в коммерческих организациях. Для некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов", уплата земельного и транспортного налогов также будет уменьшать базу по единому налогу на основании пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Если некоммерческая организация использует землю (или транспортное средство) в уставной некоммерческой и в предпринимательской деятельности, то согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Следовательно, расходы, произведенные за счет полученных целевых средств, не могут быть отнесены в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Налоговая служба придерживается мнения, что налог следует уплачивать за счет целевых средств, поскольку распределение его суммы между некоммерческой и коммерческой деятельностью налоговым законодательством не предусмотрено.

Среди специалистов многие склоняются к тому, чтобы по общим правилам ведения бухгалтерского учета в такой ситуации сумму земельного или транспортного налога учитывать в составе общехозяйственных расходов и распределить ее пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех ее доходов, включая целевые поступления. Свою позицию при этом обосновывают п. 1 ст. 272 НК РФ. В соответствии с этой статьей расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех его доходов.

Если некоммерческая организация применяет УСН, то она по п. 2 ст. 346.11 НК РФ освобождается от обязанности уплачивать налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций. Земельный и транспортный налоги все равно придется платить. Но с 01.01.2009 некоммерческим организациям, которые применяют УСН, не нужно подавать расчеты по авансовым платежам по транспортному и земельному налогам за отчетные периоды (кварталы). Это правило действует в отношении транспортного средства, земельного участка, используемых исключительно для ведения предпринимательской деятельности, по которой применяется УСН. Это следует из Писем Минфина России от 29.04.2009 N 03-05-05-04/03 и от 06.04.2009 N 03-11-09/123. При этом от уплаты авансовых платежей по данным налогам некоммерческие организации, применяющие УСН, не освобождаются.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
  2. О льготном налогообложении в Московской области: Закон Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ.
  3. Письмо Минфина России от 29.04.2009 N 03-05-05-04/03.
  4. Письмо Минфина России от 06.04.2009 N 03-11-09/123.

Д.С.Липатов

Юрист

юридической компании "Налоговик"