Мудрый Экономист

Правовой статус старшего по подъезду

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 7

В настоящее время инициатива в части выбора старшего по подъезду широко поддерживается жителями. Это вызвано необходимостью взаимодействия собственников помещений с представителями управляющих и подрядных организаций, местной администрацией. Выбор старшего по подъезду - это наиболее цивилизованное решение для представительства интересов жителей. Понятие "старший по подъезду" встречается в нашей повседневной речи и нормативно-правовых актах достаточно давно. Кто же такой старший по подъезду? Каков его правовой статус? Какими нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность старшего по подъезду? Каковы его права и обязанности?

Старший по подъезду - это не должность, а скорее общественная работа, дополнительная нагрузка. В Жилищном кодексе отсутствует такое понятие, как старший по подъезду. Тем не менее в актах местного самоуправления оно встречается достаточно часто.

Практика в Нижнем Новгороде

Постановлением Городской думы г. Нижнего Новгорода от 24.05.2006 N 41 "О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде" (далее - Положение N 41) регламентируется правовой статус старших по дому, подъезду, улице.

Итак, согласно этому документу старший по подъезду - это дееспособный гражданин старше 16 лет, выбираемый из числа лиц, проживающих в одном подъезде, для реализации задач территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) в соответствии с уставом ТОС.

Как указано в п. 1.1 ст. 1 Положения N 41, ТОС в Нижнем Новгороде - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельной и под свою ответственность реализации инициатив по вопросам местного значения. ТОС является формой осуществления населением местного самоуправления в городе и призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов развития города. Согласно п. 3.1 ст. 3 Положения N 41 ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, квартал, микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.

В уставе ТОС может быть предусмотрено положение о наличии старшего по подъезду при необходимости содействия в решении задач ТОС. В ст. 14 Положения N 41 регламентируется порядок избрания старшего по подъезду, его обязанности и полномочия. Так, руководствуясь п. 14.4 данной статьи, жители подъезда могут наделить старшего по подъезду следующими полномочиями:

Старший по подъезду подотчетен и подконтролен общему собранию жильцов данного подъезда. Решением общего собрания срок его полномочий может быть продлен, а также прекращен досрочно (с учетом, что за досрочное освобождение от обязанностей старшего по подъезду проголосовало не менее двух третей жителей подъезда (п. 14.8 ст. 14 Положения N 41)). Кроме того, как указано в Положении N 41, на собраниях жильцов могут присутствовать представители органов местного самоуправления с правом совещательного голоса. Старший по подъезду представляет интересы жителей подъезда в отношениях с органами ТОС и действует от их имени. Также в рассматриваемом нормативном акте закреплена обязанность органов ТОС, администрации районов способствовать старшему по подъезду в осуществлении его деятельности, в том числе и путем оказания методической помощи.

Общие положения

Если обобщить все, что было сказано выше, можно сформулировать определение понятия старшего по подъезду. Итак, старший по подъезду представляет интересы своих соседей в части содержания и сохранности подъезда, жилого дома и двора в отношениях с районной администрацией, органами ТОС, управляющей компанией, управлением внутренних дел и прочими государственными структурами, являясь неким посредником для бесконфликтного и своевременного решения поставленных задач.

Из п. 14.1 ст. 14 Положения N 41 следует, что выбор старшего по подъезду возможен только при наличии на определенной территории ТОС. Однако ст. 30 Конституции РФ гарантирует право граждан на объединение.

Ниже мы рассмотрим иные случаи, когда может быть выбран старший по подъезду.

Согласно п. 1 ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в данном доме. К компетенции общего собрания относятся не только вопросы владения, пользования и распоряжения общим имуществом многоквартирного дома, но и любые вопросы, связанные с жизнедеятельностью дома. На общем собрании собственников может быть принято решение о выборе старшего по подъезду, определены его полномочия и обязанности. Также можно предусмотреть выплату вознаграждения за выполнение обязанностей старшего по подъезду.

В многоквартирных домах, где выбраны разные способы управления, порядок избрания старшего по подъезду несколько отличается.

Так, в многоквартирных домах, где не создано ТСЖ, но выбрана управляющая компания, вопрос избрания старшего по подъезду должен решаться на общем собрании собственников помещений (ст. 44 ЖК РФ). Поскольку заключен договор управления с управляющей организацией, в него нужно будет внести соответствующие изменения, касающиеся назначения ответственного лица, а также его полномочий по представлению интересов жителей подъезда в отношениях с управляющей компанией, при необходимости включить условия об оплате труда.

В домах, где создано ТСЖ, высшим органом управления является общее собрание членов ТСЖ, на котором могут быть приняты решения о необходимости введения старшего по подъезду, определены его права, обязанности, ответственность.

Все решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также членов ТСЖ оформляются протоколом (см. ст. ст. 46 и 146 ЖК РФ соответственно).

Вознаграждение старшего по подъезду

Из анализа полномочий, которыми как полностью, так и частично может быть наделен старший по подъезду, следует вывод, что данная деятельность охватывает достаточно широкий спектр жизни жителей одного подъезда и позволяет улучшить ее качество по многим направлениям. Исходя из этого, можно предположить, что такая работа должна быть оплачиваемой. Однако Положением N 41 оплата работы старшего по подъезду не предусмотрена. Подразумевается, что она выполняется на общественных началах.

Ни законодательством Нижегородской области, ни актами г. Нижнего Новгорода не предусмотрено вознаграждение за работу старшего по подъезду, в отличие, например, от других регионов. Так, за работу старшего по подъезду столичное правительство освобождает его от оплаты жилищных услуг (плата за наем, оплата жилья по договору найма, оплата услуг технического обслуживания) и платы за вывоз мусора в пределах ставок, установленных Правительством Москвы на одно жилое помещение, и социальной нормы площади жилья, а также от оплаты обслуживания запирающего устройства и услуг дежурного по подъезду (см. п. 5.5 Постановления Правительства Москвы от 13.04.1999 N 328).

Также в качестве примера организации оплаты труда старшего по дому, но не по подъезду, можно привести ситуацию, рассмотренную в Постановлении ФАС ПО от 24.05.2010 по делу N А65-25539/2009. Так, управляющая компания заключала со старшими по домам договоры по работе с собственниками и нанимателями жилых помещений за счет старших по домам. Вознаграждение предусматривалось в размере 0,8% от собранных платежей за жилищно-коммунальные услуги. Данные затраты были заложены в тариф на все коммунальные услуги. Старшие по домам избирались на собраниях жильцов дома в соответствии с положением о старших по домам, утвержденным администрацией муниципального района.

Варианты вознаграждения могут быть разными, в том числе в виде предоставления компенсации в части оплаты содержания и ремонта общего имущества.

Поскольку решение данных вопросов отнесено к компетенции общего собрания собственников, следует учесть, что расходы, связанные с оплатой работы старшего по подъезду, будут ложиться на плечи самих собственников помещений пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество дома.

* * *

Работа старшего по подъезду на первый взгляд кажется незаметной и несколько рутинной. Казалось бы, зачем нужен еще один человек, если собственники и так могут решать свои вопросы напрямую с председателем правления, если в доме создано ТСЖ, либо с управляющей компанией, если в доме выбран этот способ управления. Однако, как мы знаем, в ситуации, когда нет ответственного лица, парламентера, представителя интересов группы лиц, проблемы решать достаточно трудно, особенно это касается управления таким сложным организмом, как многоквартирный дом. Мало кто желает нести бремя ответственности за всех, да и каждый знает, что инициатива наказуема. К сожалению, трудноискоренимая позиция "лучше не высовываться" препятствует проявлению собственниками активности в решении многих общих проблем. Исходя из такой постановки вопроса, граждане, изъявившие желание принять на себя большую ответственность за решение коллективных проблем, заслуживают уважения и поддержки, в том числе и материальной. Хорошо мотивированный собственник сможет решать вопросы более продуктивно, нежели лицо, исполняющее свои обязанности, как тяжкое бремя.

Е.В.Фомичева

Юрисконсульт

Фонда жилищного просвещения

"Ассоциация ТСЖ г. Нижнего Новгорода"