Мудрый Экономист

Упрощенная система налогообложения на основе патента

"Финансы", 2010, N 7

Согласно Налоговому кодексу РФ упрощенная система налогообложения (УСН) предполагает 3 варианта применения:

Таким образом, упрощенная система налогообложения на основе патента (УСН на основе патента) - особый вид специального налогового режима, определенного положениями ст. 346.25.1 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ (НК РФ).

В отличие от других режимов, которые были ориентированы на малый бизнес, УСН на основе патента предназначена для применения микробизнесом, т.е. для применения индивидуальными предпринимателями с ограниченным штатом работников.

УСН на основе патента является широко известным в налоговой теории видом налогообложения - это налогообложение потенциального (вмененного, предполагаемого) дохода. В Российской Федерации кроме УСН на основе патента существуют и другие подобные налоги и налоговые режимы - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налог на игорный бизнес. Кроме того, УСН с объектом налогообложения в виде доходов также безусловно относится к данной группе налогов. Всех их объединяет то, что при налогообложении потенциального объекта используются косвенные методы расчета налоговых обязательств в противоположность стандартной системе налогообложения, основанной на данных учета.

С 1 января 2003 г. была введена в действие гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ. К началу 2006 г. специальный налоговый режим "Упрощенная система налогообложения" (УСН или УСНО) показал себя как достаточно эффективный режим налогообложения малого бизнеса, на 1 января 2006 г. данный режим использовали 1059 тыс. организаций (около 28% индивидуальных предпринимателей и малых предприятий).

Главным недостатком этого режима была невозможность использования труда наемных работников. Трудно представить вид деятельности, где индивидуальный предприниматель может выполнять все действия самостоятельно. Даже учитывая, что предприниматель может сам заниматься непосредственно основной деятельностью, с большой долей вероятности ему потребуется бухгалтер для ведения отчетности, охранник для обеспечения безопасности и т.д. Другим недостатком было (и остается в настоящее время) ограничение, согласно которому можно приобрести патент лишь на один вид деятельности.

Эти недостатки привели к тому, что применение УСН на основе патента не завоевало популярности, сравнимой с режимами УСН с объектом налогообложения в виде доходов и УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. На конец 2008 г. всего 0,2% плательщиков УСН и 0,1% индивидуальных предпринимателей использовали УСН на основе патента.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 155-ФЗ разрешил использовать труд наемных работников с 1 января 2009 г., установив ограничение на среднесписочную численность работников (не более 5 чел.), а также расширил список видов деятельности, для которых был предусмотрен патент. Общее количество видов деятельности увеличилось с 58 до 69. В результате к концу 2009 г. количество индивидуальных предпринимателей, купивших патент, выросло в 4 раза.

Тем не менее некоторые вопросы, связанные с УСН на основе патента, остаются нерешенными: индивидуальный предприниматель по-прежнему не имеет права приобрести патент более чем для одного вида деятельности; остается ограничение на действие патента только в рамках одного субъекта РФ, по месту приобретения патента; в некоторых субъектах РФ решение о введении патента вообще не принято. Все это в значительной мере ограничивает возможность применения патента различными группами индивидуальных предпринимателей.

Применение патента, при правильно выбранном потенциальном доходе для каждого вида деятельности, может помочь повысить эффективность сбора налогов с малых предприятий, т.к. будет гарантировать фиксированный доход в региональный бюджет и поможет включить в число налогоплательщиков незарегистрированных предпринимателей, будет стимулировать регистрацию новых индивидуальных предпринимателей. Большинство субъектов РФ ввели на своей территории УСН на основе патента. Несмотря на очевидные преимущества этой формы УСН для субъектов РФ, на 1 марта 2010 г. она до сих пор не действует в 33 субъектах РФ, например в Санкт-Петербурге, в Ленинградской области.

В настоящее время подготовлен проект федерального закона, которым предусматривается внесение ряда изменений и дополнений в гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ. Законопроектом предлагается снять ограничение, в соответствии с которым право на применение УСН на основе патента предоставляется только по одному виду деятельности. Это поможет индивидуальным предпринимателям диверсифицировать производство. Предусматривается также расширение перечня видов предпринимательской деятельности, по которым может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента.

В настоящее время прорабатывается вопрос о зачислении налога, взимаемого в связи с применением УСН на основе патента, в бюджеты муниципальных районов и поселений (в равных пропорциях), а также в бюджеты городских округов. В данном случае логично предположить, что решение о введении, об определении сумм налогов и перечня видов деятельности также должно быть передано на местный уровень власти.

Вместе с тем имеется ряд проблем, связанных с УСН на основе патента, не нашедших отражения в рассматриваемом проекте закона. Тем не менее эти проблемы являются препятствием на пути развития данной формы налогообложения. Кроме того, ряд возможных изменений, прежде всего перенос права принятия решения о введении патентной формы налогообложения с уровня субъекта Федерации на местный уровень, вызывает серьезную озабоченность будущей судьбой патента.

Одним из недостатков патентной формы налогообложения является то, что указанная форма применяется не на всей территории РФ, а в отдельных субъектах Федерации. В случае передачи права введения данной системы налогообложения на местный уровень власти можно ожидать, что не все законодательные (представительные) органы власти смогут принять решение о введении патента. Это может произойти по различным причинам (отсутствие информированности, слабый интерес к малому бизнесу, плохо налаженная процедура принятия законов).

Перечень видов деятельности, который постоянно расширяется, все-таки не в полной мере учитывает специфику деятельности индивидуальных предпринимателей в различных субъектах Российской Федерации. Не получило развития предложение об отмене в отношении налогоплательщиков УСН на основе патента требований Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Целесообразно предусмотреть освобождение данной группы налогоплательщиков от применения дорогостоящих контрольно-кассовых аппаратов, имея в виду, что сумма патента не зависит от результата предпринимательской деятельности, и учитывая, что налогоплательщики, применяющие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, уже получили право на освобождение от ККТ.

Несмотря на имеющиеся ограничения и недостатки, действующий сейчас вариант УСН на основе патента очень привлекателен для микробизнеса. Налогообложение на основе патента может стать одним из важнейших факторов малого бизнеса в России для эффективного развития.

Литература

  1. ФНС России: Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
  2. ФНС России: Сведения о работе по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств по состоянию на 01.01.2009.
  3. НК РФ, гл. 26.2.
  4. БК РФ, ст. 56.
  5. Постановление Совета Федерации от 14.04.2010 N 120-СФ.

М.А.Данилькевич

Аспирант

Академии бюджета и казначейства

Минфина России