Мудрый Экономист

Порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг

"Право и экономика", 2010, N 7

Одним из элементов пруденциального надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг является установление государственными органами, регулирующими фондовый рынок, требования по представлению отчетности. С 6 февраля 2010 г. вступил в силу нормативный правовой акт ФСФР России, определивший новый порядок и сроки представления профессиональными участниками рынка ценных бумаг отчетности. В статье подробно рассмотрены нормы этого документа.

Финансовые органы регулирования и надзора, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, нередко решают сложные задачи экономического развития. В этом контексте они призваны не только искать пути решения, но и выводить неокрепшие финансовые системы своих стран на правильный путь развития. Следовательно, усилия правительств, направленные на устранение или ослабление угрозы системной нестабильности в экономике, подкрепляются введением пруденциального (от англ. prudential - благоразумный) надзора.

Регулирование и надзор как системные экономические понятия подразумевают деятельность по минимизации рисков и обеспечению стабильности экономического развития.

Пруденциальный надзор - это интенсивный процесс, при помощи которого контролирующий орган следит за соблюдением правил пруденциального регулирования, а в случае опасности банкротства финансового института пытается принять меры по исправлению ситуации.

Несмотря на то что нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены отдельные пруденциальные нормы и показатели для профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - профучастники), целостная система пруденциального надзора на рынке ценных бумаг в России сегодня отсутствует. С учетом уровня рисков, присущих этому виду деятельности, создание такой системы является в настоящее время одной из приоритетных задач.

Пруденциальный надзор за профучастниками - это система нормативов к их деятельности, а также предъявление современных требований к отчетности, поступающей от профучастников, которая позволяет оценивать и управлять рисками, возникающими в результате деятельности инвестиционного института, что предусматривает систему мер, позволяющих обеспечить соблюдение таких нормативов и требований. В то же время пруденциальное регулирование не имеет целью защиту платежеспособности регулируемых институтов, а может преследовать много различных целей, из которых одной из наиболее общих и важных является обеспечение прозрачности и доступности информации о деятельности финансовых организаций для регулирующих органов и общественности.

Основы пруденциального надзора за профучастниками в России заложены в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". При этом, как следует из ч. 20 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг", порядок и сроки представления отчетности профучастниками, а также ее состав определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг - Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России).

Сегодня состав отчетности профучастников определяет Положение об отчетности профучастников, утв. совместным Постановлением ФКЦБ России и Минфина России от 11 декабря 2001 г. N 33/109н. Ранее этот же нормативно-правовой акт определял также сроки и порядок представления профучастниками отчетности. Однако совместный Приказ ФСФР России N 09-37/пз-н и Минфина России N 118н от 16 ноября 2009 г., вступивший в силу с 6 февраля 2010 г., отменил нормы Положения об отчетности профучастников, регламентирующие сроки и порядок представления отчетности профучастниками. При этом с 6 февраля 2010 г. вступил в силу Приказ ФСФР России от 19 ноября 2009 г. N 09-49/пз-н, который теперь определяет сроки и порядок представления профучастниками отчетности в ФСФР России.

Требования ФСФР России к порядку и срокам представления отчетности профучастниками

Отметим, что п. 2.1 Приказа ФСФР России от 19 ноября 2009 г. N 09-49/пз-н определяет, что профучастники обязаны представлять отчетность, состав которой определен Положением об отчетности профучастников. В Приложении 2 к указанному нормативному правовому акту установлено 11 форм отчетности профучастника. Все они представляются в сроки, определенные Приказом ФСФР России от 19 ноября 2009 г. N 09-49/пз-н.

Обобщение форм отчетности профучастников и сроков их представления представлено в таблице 1.

Таблица 1

 N 
п/п
    Отчетная форма   
 Отчетная дата 
 Дата представления отчетности 
 1 
Форма 010 "Внесение  
изменений в сведения
об организации"
       X       
Не позднее 5 рабочих дней с    
даты изменения любого из
реквизитов организации
 2 
Форма 020 "Сообщения 
о сделках,
совершенных
организацией с
нерезидентами"
       X       
В случае совершения сделки     
через организатора торговли -
не позднее 5 рабочих дней
месяца, следующего за отчетным.
В случае совершения сделки не
через организатора торговли -
не позднее 5 рабочих дней с
даты совершения сделки
 3 
Форма 030 "Сообщение 
об изменении во
владении ценными
бумагами"
       X       
Не позднее 5 рабочих дней с    
даты совершения соответствующей
сделки
 4 
Форма 040 "Сведения о
разовых операциях,
совершенных с 15 и
более процентами
ценных бумаг одного
вида одного эмитента"
1 января       
1 апреля
1 июля
1 октября
Не позднее 5 рабочих дней      
месяца, следующего за отчетным
периодом
 5 
Форма 041 "Сведения  
об операциях,
совершенных за
отчетный квартал со
100 и более
процентами ценных
бумаг одного вида
одного эмитента"
1 января       
1 апреля
1 июля
1 октября
Не позднее 5 рабочих дней      
месяца, следующего за отчетным
периодом
 6 
Форма 050 "Сведения  
об участии в судебных
процессах, ответчиком
в которых выступила
организация" <1>
       X       
Не позднее 5 рабочих дней с    
даты получения определения суда
о назначении дела к судебному
разбирательству
 7 
Форма 060 "Сведения  
об электронных
системах,
используемых
организацией для
доставки поручений
клиентов на
совершение сделок с
ценными бумагами" <2>
       X       
Не позднее 5 рабочих дней с    
даты начала использования
электронных систем
 8 
Форма 1100
"Квартальный отчет
профессионального
участника рынка
ценных бумаг" <3>
31 марта       
30 июня
30 сентября
31 декабря
Не позднее 15 мая текущего года
Не позднее 15 августа текущего
года
Не позднее 15 ноября текущего
года
Не позднее 15 апреля следующего
года
 9 
Форма 2000
"Еженедельный отчет
Группы оперативного
финансового анализа
ФСФР России"
Последний      
календарный
день каждого
месяца
Не позднее 5 рабочих дней      
месяца, следующего за отчетным
 10
Форма 3100
"Ежемесячный отчет
организатора торговли
на рынке ценных
бумаг"
Последний      
календарный
день каждого
месяца
Не позднее 5 рабочих дней      
месяца, следующего за отчетным
 11
Форма 3200
"Ежедневный отчет
организатора торговли
на рынке ценных
бумаг"
Каждый торговый
день
В течение 1 часа после         
окончания торгового дня

Примечание.

<1> Заполняется только профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, в случае участия в судебных процессах, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также в случае получения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству.
<2> Заполняется только профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность и использующими электронные системы для доставки поручений клиентов на совершение сделок с ценными бумагами.
<3> Профессиональные участники, являющиеся кредитными организациями, в составе отчетности за I, II, III и IV кварталы представляют баланс кредитной организации, заполняемый по состоянию соответственно на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года и на 1 января следующего года.

Порядок заполнения форм отчетности, представляемой профучастниками в ФСФР России, определяет Распоряжение ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. N 991/р, утвердившее Методические рекомендации по заполнению форм отчетности профучастников.

Профучастники представляют отчетность в территориальные органы ФСФР России (РО ФСФР России), соответствующие их месту нахождения.

Территориальные органы ФСФР России, созданные сегодня на территории Российской Федерации, приведены в таблице 2.

Таблица 2

 N 
п/п
       Наименование и местонахождение      
территориального органа
  Территории, на которых 
осуществляет деятельность
территориальный орган
 1 
Региональное отделение Федеральной службы  
по финансовым рынкам в Центральном
федеральном округе (РО ФСФР в ЦФО)
Владимирская область     
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Московская область
Рязанская область
Смоленская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
Город Москва
 2 
Региональное отделение Федеральной службы  
по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе
(РО ФСФР в ЮЗР)
Белгородская область     
Брянская область
Воронежская область
Курская область
Липецкая область
Орловская область
Тамбовская область
 3 
Региональное отделение Федеральной службы  
по финансовым рынкам в Северо-Западном
федеральном округе (РО ФСФР в СЗФО)
Республика Карелия       
Республика Коми
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Ленинградская область
Мурманская область
Новгородская область
Псковская область
Ненецкий автономный округ
Город Санкт-Петербург
 4 
Региональное отделение Федеральной службы  
по финансовым рынкам в Южном федеральном
округе (РО ФСФР в ЮФО)
Республика Дагестан      
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия
Кабардино-Балкарская
Республика
Карачаево-Черкесская
Республика
Республика Северная
Осетия - Алания
Чеченская Республика
Ставропольский край
Астраханская область
Волгоградская область
Ростовская область
 5 
Региональное отделение Федеральной службы  
по финансовым рынкам в Приволжском
федеральном округе (РО ФСФР в ПриФО)
Республика Марий Эл      
Республика Мордовия
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область
 6 
Региональное отделение Федеральной службы  
по финансовым рынкам в Юго-Восточном
регионе (РО ФСФР в ЮВР)
Республика Башкортостан  
Оренбургская область
Пензенская область
Самарская область
Саратовская область
Ульяновская область
 7 
Региональное отделение Федеральной службы  
по финансовым рынкам в Волго-Камском
регионе (РО ФСФР в ВКР)
Республика Татарстан     
Удмуртская Республика
Пермский край
 8 
Региональное отделение Федеральной службы  
по финансовым рынкам в Уральском
федеральном округе (РО ФСФР в УрФО)
Курганская область       
Свердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Ханты-Мансийский
автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный
округ
 9 
Региональное отделение Федеральной службы  
по финансовым рынкам в Сибирском
федеральном округе (РО ФСФР в СФО)
Республика Алтай         
Алтайский край
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область
 10
Региональное отделение Федеральной службы  
по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском
регионе (РО ФСФР в ВСР)
Республика Бурятия       
Иркутская область
Забайкальский край
 11
Региональное отделение Федеральной службы  
по финансовым рынкам в Дальневосточном
федеральном округе (РО ФСФР в ДФО)
Республика Саха (Якутия) 
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Камчатский край
Магаданская область
Сахалинская область
Еврейская автономная
область
Чукотский автономный
округ
 12
Региональное отделение Федеральной службы  
по финансовым рынкам в Прикубанском регионе
(РО ФСФР России в ПР)
Краснодарский край       
Республика Адыгея
 13
Региональное отделение Федеральной службы  
по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском
регионе (РО ФСФР России в ЦСР)
Республика Тыва          
Республика Хакасия
Красноярский край

Таким образом, профучастник, местом нахождения которого является, например, Белгородская область, должен представлять отчетность исключительно в РО ФСФР России в ЮЗР. Напомним, что ранее профучастники были вправе представлять отчетность не только в РО ФСФР России, но и в иные уполномоченные организации, в том числе НАУФОР, ПАРТАД, ИФРУ и др.

Профучастники представляют отчетность в бумажной форме и в электронной форме на магнитных носителях (дискетах, компакт-дисках). В этом случае датой представления отчетности считается дата ее поступления в территориальный орган ФСФР России. Также отчетность может быть представлена в форме электронного документа с электронной цифровой подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через сеть Интернет. В этом случае датой поступления отчетности является дата ее поступления, указанная в электронном документе с электронной цифровой подписью, отправленном в адрес профучастника и подтверждающем ее получение.

Электронная форма отчетности (отчетность в форме электронного документа) заполняется с использованием Программы, размещенной на сайте ФСФР России в сети Интернет (www.fcsm.ru) в свободном доступе (далее - Программа), и на дату представления в территориальный орган ФСФР России соответствует последним версиям шаблонов электронных документов указанной Программы.

К отчетности прилагаются сопроводительное письмо и титульный лист, заполняемые с использованием Программы.

К отчетности профессиональных участников, являющихся кредитными организациями, прилагается баланс кредитной организации <1>, заполняемый с использованием Программы.

<1> В соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, установленными Центральным банком Российской Федерации.

В случае представления отчетности в бумажной форме и в электронной форме на магнитных носителях (дискетах, компакт-дисках) электронная форма отчетности по содержанию должна соответствовать бумажной форме отчетности.

Файлы электронной формы отчетности (электронного документа) могут быть архивированы в формате ZIP или RAR.

Страницы отчетности, представляемой в бумажной форме, нумеруются, отчетность сшивается, скрепляется печатью профессионального участника и подписывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа профессионального участника, и контролером профессионального участника.

Экземпляр бумажной формы отчетности и копии файлов электронной формы отчетности (электронного документа) хранятся у профессионального участника не менее 5 лет.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа профессионального участника, и контролер профессионального участника несут ответственность за достоверность, полноту и сроки представления отчетности независимо от формы ее представления.

В заключение отметим, что непредставление или нарушение профучастником порядка и сроков представления отчетности, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.19 КоАП РФ. Совершение такого рода деяний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Д.А.Вавулин

К. э. н.,

доцент

кафедры государственного

управления и финансов

Института бизнеса

и права ОрелГТУ,

начальник отдела

по организации взаимодействия

с субъектами Российской Федерации

Регионального отделения

Федеральной службы

по финансовым рынкам

в Юго-Западном регионе

(РО ФСФР России в ЮЗР),

специалист

по корпоративному управлению

В.Н.Федотов

К. э. н.,

к. т. н.,

генеральный директор

ОАО "Тульская инвестиционная компания",

специалист

в области управления обновлением

технологического оборудования

на машиностроительных предприятиях,

фондового рынка,

антикризисного управления