Мудрый Экономист

Учетная политика бюджетных учреждений

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2011, N 11

Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" утвержден Единый план счетов и Инструкция по его применению (далее - Инструкция N 157н). Согласно этому нормативному документу бюджетные учреждения обязаны формировать и ежегодно утверждать учетную политику. Рассмотрим нормативно-правовое регулирование учетной политики бюджетного учреждения и общие принципы ее формирования.

В п. 6 Инструкции N 157н сказано, что учреждения (казенные, бюджетные и автономные) для организации ведения бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, а также Инструкцией N 157н, формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

Поскольку отсутствует нормативный документ, который бы содержал подробную информацию об особенностях составления учетной политики для бюджетных учреждений, то следует руководствоваться требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" от 28.09.2010 N 243-ФЗ), устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, Инструкцией N 157н, определяющей учетную политику посредством Единого плана счетов и общих требований к организации бюджетного учета соответственно типу учреждения.

На основе Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции N 157н сформированы отдельные Планы счетов и Инструкции для каждой организационно-правовой формы бюджетных учреждений:

Согласно официальному определению учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Однако на практике учетная политика должна содержать ряд дополнительной информации, для того чтобы она могла служить полноценным инструментом финансовой деятельности организации, позволяющим избежать претензий со стороны контролирующих органов.

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер и утверждает своим приказом руководитель учреждения, но не позднее 31 декабря года, предшествующего году, на который распространяются положения утверждаемой учетной политики. Эта процедура повторяется ежегодно, однако изначально данный документ разрабатывается исходя из предположения, что большинство его положений будут применяться последовательно из года в год. Изменения же, вносимые в учетную политику, могут быть обусловлены как изменениями в законодательстве, так и существенными изменениями условий деятельности организации, к числу которых можно отнести, например, образование филиала или обособленного подразделения. При этом принятая учреждением учетная политика едина для всех обособленных подразделений.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета, а также для верного исчисления налогооблагаемой базы по налогам изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Названные нормативные документы содержат ряд обязательных положений, необходимых для включения в учетную политику. Исходя из этих требований и учитывая практический опыт, учетной политике целесообразно придать следующую структуру.

  1. Общие положения: перечень положений, подлежащих раскрытию в учетной политике.
  2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета.

2.1. Организационная часть:

2.2. Методический раздел:

2.3. Технические аспекты бухгалтерского учета: технология обработки учетной информации, характеристики используемого программного продукта, правила вывода информации на печать и др.

  1. Учетная политика для целей налогообложения.

3.1. Организационные и технические аспекты налогового учета.

3.2. Организация и система налогового учета.

3.3. Методические аспекты налогового учета.

  1. Дополнительные положения.

Приложения:

Можно несколько упростить структуру учетной политики и представить ее в следующем виде:

  1. Общие положения.
  2. Организация ведения бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета.
  3. Методические аспекты бухгалтерского (бюджетного) учета.
  4. Методические аспекты налогового учета.
  5. Технические аспекты бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета.
  6. Дополнительные положения.

Приложения (аналогично первому варианту).

Все необходимые положения должны быть включены в полную и упрощенную структуру учетной политики.

Рассмотрим некоторые разделы учетной политики.

Так, организационный раздел учетной политики должен включать ссылки на нормативные документы, которыми пользуется бухгалтерская служба в своей деятельности, положения законодательства о правовой ответственности главного бухгалтера, круг вопросов, решаемых бухгалтерской службой, ее структуру. По мнению многих аудиторов, в качестве приложения к учетной политике целесообразно приводить должностные инструкции работников бухгалтерской службы.

Обязанности, права и ответственность главного бухгалтера бюджетного учреждения устанавливаются согласно следующим положениям. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) главный бухгалтер обязан обеспечивать соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ и контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Кроме того, главный бухгалтер обязан:

Согласно Инструкции по бюджетному учету подпись главного бухгалтера должна обязательно присутствовать:

Главный бухгалтер вправе:

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики учреждения, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).

Структура бюджетной бухгалтерии, обязанности бухгалтерских служб определяются следующим образом. В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 129-ФЗ бухгалтерский учет в учреждении может вести бухгалтерия как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Если организация небольшая, то бывает достаточно одного штатного бухгалтера. Учреждение может и не иметь в своем штатном расписании ставки бухгалтеров. В этом случае оплата услуг по ведению бухгалтерского учета производится на основе договора гражданско-правового характера. Руководитель организации может также вести бухгалтерский учет лично.

Особенность передачи (полностью или частично) функций по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях заключается в том, что происходит это, как правило, на основании решения собственника имущества - соответствующего главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств.

Централизация бюджетного учета (т.е. функционирование централизованных бухгалтерий) может осуществляться на основании конкретного нормативного распорядительного документа, принятого соответствующим органом государственной власти (министерством, ведомством, органом государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления), если это не противоречит текущему законодательству.

Рассмотрим обязанности основных членов бухгалтерской группы бюджетного учреждения.

Заместитель главного бухгалтера по начислению заработной платы выполняет работы по начислению в установленном порядке всех видов заработной платы, осуществляет ввод данных для начисления заработной платы работникам предприятия в компьютерные системы (оклады, премии, приработки, материальная помощь, социальные льготы), выдачу справок работникам предприятия по вопросам начисления заработной платы, других выплат и удержания из них, обработку первичной документации по соответствующим участкам учета (приказы, листки о временной нетрудоспособности, премии, выплаты за сверхурочную работу, отпуска, распоряжения), начисление налоговых платежей в бюджеты различных уровней, отчисления во внебюджетные фонды, производит сверку по платежам с налоговыми органами, пенсионным фондам, фондом социального страхования, фондом обязательного медицинского страхования, а также осуществляет контроль за сохранностью бухгалтерских документов, подготовку данных для составления отчетности и оформление их для передачи в архив.

Заместитель главного бухгалтера по материальной части осуществляет учет основных средств, заполняет карточки с характеристикой на каждый объект основных средств, начисляет амортизацию, ведет учет материальных ценностей, принимает отчеты о расходе материалов, ведет оборотные ведомости и мемориальные ордера, заполняет договоры о материальной ответственности с подотчетными лицами, осуществляет контроль за проведением инвентаризаций товарно-материальных ценностей.

Вместо главного бухгалтера он может присутствовать при нанесении инвентарных номеров на объекты основных средств, а также при маркировке специальными штампами предметов мягкого инвентаря.

Заместитель главного бухгалтера по материальной части вправе требовать от подотчетных лиц надлежащего хранения и учета материальных ценностей, проводить ревизии, вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с выполнением обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.

Заместитель главного бухгалтера финансовой группы ведет работу по обеспечению строгого соблюдения финансовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерского баланса дебиторской задолженности и других потерь, осуществляет подготовку платежных поручений и контроль за своевременной оплатой по ним, оформление первичной документации (обработка и оплата счетов, счетов-фактур поставщиков), выставление счетов, счетов-фактур, актов клиентам, контроль оплаты клиентами счетов (ежедневно), контроль возврата актов выполненных услуг от клиентов, участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления экономии бюджетных средств.

Бухгалтер-кассир осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность, оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства в банке по чекам организации, осуществляет выдачу из кассы наличных денег и бланков строгой отчетности работникам предприятия, сдает в соответствии с установленным порядком денежные средства в банк, получает в банке выписки по расчетному счету, обеспечивает бесперебойную работу касс предприятия, контролирует правила торговли в работе касс, составляет кассовую отчетность, принимает меры для обеспечения сохранности вверенных ему денежных средств и денежных документов, предотвращения ущерба.

Бухгалтер-кассир несет ответственность:

Ведущий бухгалтер выполняет следующие функциональные обязанности:

Кассир осуществляет контроль за исправностью и правильной эксплуатацией контрольно-кассовых машин, записывает показания счетчиков, получает от покупателей деньги за товары, осуществляет продажу входных билетов и талонов на оказание услуг, готовит денежную выручку по окончании рабочего дня, составляет кассовый отчет и сдает выручку бухгалтеру-кассиру вместе с кассовым отчетом. Кассиру категорически запрещено разглашать сведения об операциях по хранению ценностей, их отправке, перевозке, охране, сигнализации, а также служебных поручениях по кассе.

Кассир имеет право вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными должностной инструкцией обязанностями, требовать от руководства учреждения содействия в исполнении должностных обязанностей и прав.

В качестве примера приведем две должностные инструкции: главного бухгалтера и бухгалтера-кассира.

Должностная инструкция главного бухгалтера 1. Общие положения

1.1. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения - директора (должность указана для примера).

1.2. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно директору учреждения.

1.3. Главному бухгалтеру подчиняются все работники бухгалтерии (в этом подпункте целесообразно перечислить всех подчиненных главного бухгалтера: заместитель главного бухгалтера, бухгалтеры, кассир и т.п.).

1.4. Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера оформляются актом приема-передачи дел после инвентаризации имущества и обязательств.

1.5. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) права и обязанности главного бухгалтера временно возлагаются на замещающее его лицо (на директора, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера и т.п.), о чем объявляется приказом по учреждению.

2. Квалификационные требования

2.1. На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-хозяйственной работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет.

2.2. Главный бухгалтер должен знать:

3. Функциональные обязанности

3.1. Главный бухгалтер формирует учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

3.2. Руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление информации внутренним и внешним пользователям.

3.3. Организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных организаций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации.

3.4. Обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств.

3.5. Обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов.

3.6. Организует информационное обеспечение управленческого учета, учет затрат на производство, составление калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), учет по центрам ответственности и сегментам деятельности, формирование внутренней управленческой отчетности.

3.7. Возглавляет работу:

3.8. В соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ обеспечивает своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам.

3.9. Обеспечивает контроль за расходованием средств фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников.

3.10. Обеспечивает соблюдение финансовой и кассовой дисциплины.

3.11. Организует работу с налоговой инспекцией, Пенсионным фондом РФ, Фондами социального страхования РФ, обязательного медицинского страхования и т.д.

3.12. Участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

3.13. Обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке.

3.14. Обеспечивает сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в архив в установленном порядке.

3.15. Оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

3.16. Руководит работниками бухгалтерии, организует работу по повышению их квалификации.

3.17. Принимает участие в проведении финансового анализа и формирования налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, в организации внутреннего аудита, готовит предложения по улучшению деятельности организации, устранении потерь и непроизводственных затрат.

4. Права

4.1. Главный бухгалтер имеет право устанавливать обязательные для всех подразделений и служб организации порядок и сроки документального оформления операций, представления в бухгалтерию необходимых документов, сведений (списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов, которым предоставляется право их подписи, согласовываются с главным бухгалтером).

4.2. Требует от руководителей отделов, в необходимых случаях и от генерального директора, принятия мер к усилению сохранности собственности организации, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля.

4.3. Распределяет обязанности между сотрудниками бухгалтерии, составляет их должностные инструкции, контролирует их исполнение.

4.4. Готовит предложения о поощрении работников бухгалтерии, отличившихся в решении вопросов, входящих в их компетенцию.

4.5. Готовит предложения о наказании работников бухгалтерии за неисполнение и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, повлекшее упущения в учете или убытки.

5. Ответственность

5.1. Главный бухгалтер отвечает за:

5.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, главный бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

5.3. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, главный бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция бухгалтера-кассира 1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность бухгалтера-кассира.

1.2. Бухгалтер-кассир относится к категории специалистов, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения - директора, по представлению главного бухгалтера.

1.3. Бухгалтер-кассир подчиняется непосредственно главному бухгалтеру.

1.4. В период временного отсутствия бухгалтера-кассира его обязанности возлагаются на заместителя главного бухгалтера приказом директора.

2. Квалификационные требования

2.1. На должность бухгалтера-кассира назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (экономическое) образование с опытом работы по специальности от года или высшее профильное образование с опытом работы по специальности от полугода.

2.2. Бухгалтер-кассир должен знать:

2.2.1. Законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации и учету кассовых операций и составлению отчетности по кассе.

2.2.2. Оформление кассовых операций и форм первичной учетной документации.

2.2.3. Организацию документооборота по учету кассовых операций.

2.2.4. Порядок приема, выдачи и хранения наличных денег, правила определения платежеспособности банковских билетов и монет Банка России.

2.2.5. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

2.2.6. Экономику, организацию труда и управления.

2.2.7. Законодательство о труде.

3. Должностные обязанности бухгалтера-кассира

Бухгалтер-кассир:

3.1. Выполняет работу по организации и учету кассовых операций.

3.2. Соблюдет законодательные и нормативные акты, выполняет работу по приему, выдаче и хранению наличных денег.

3.3. Ведет первичную документацию по приему и выдаче наличных денег.

3.4. Ведет на основе ведомостей выплату зарплаты работникам учреждения.

3.5. Осуществляет контроль за первичной документацией по кассовым операциям и готовит их к счетной обработке.

3.6. Перед открытием помещения кассы и металлических шкафов (сейфов) осуществляет проверку сохранности замков, дверей, оконных решеток и печатей, исправности охранной сигнализации.

3.7. Ведет прием наличных денег по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением директора.

3.8. Производит выдачу наличных денег из касс по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям, расчетно-платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны директором, главным бухгалтером учреждения или лицами, на это уполномоченными.

3.9. Производит записи в кассовую книгу сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.

3.10. Ежедневно в конце рабочего дня подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

3.11. Принимает участие в проведении инвентаризаций.

3.12. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением.

3.13. Является материально ответственным лицом и, после издания приказа о приеме его на работу, обязан под расписку ознакомиться с Порядком ведения кассовых операций в РФ и заключить договор о полной материальной ответственности.

3.14. Не имеет права передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам, кроме случаев временной нетрудоспособности или отпуска по распоряжению руководства.

3.15. Следит за сохранностью первичных документов по кассовым операциям.

3.16. Обеспечивает сохранность денежных средств, находящихся в кассе, ККМ и прочих материальных ценностей.

3.17. Систематически повышает свою квалификацию на курсах и семинарах по бухгалтерскому учету.

4. Права

Бухгалтер-кассир имеет право:

4.1. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4.2. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

4.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности бухгалтера-кассира.

5. Ответственность

5.1. Бухгалтер-кассир, в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих, несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный учреждению в результате умышленных действий и небрежного или недобросовестного отношения к своим функциональным обязанностям, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

5.2. Бухгалтер-кассир также несет ответственность в пределах, установленных действующим трудовым законодательством РФ за:

5.2.1. Недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения.

5.2.2. Невыполнение приказов, распоряжений директора учреждения, поручений и заданий от главного бухгалтера.

5.2.3. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в учреждении.

Если бухгалтерская служба учреждения имеет сложную структуру, например такую как представлена на рисунке, то ее можно представить в виде схемы в качестве отдельного приложения.

Организационная структура бухгалтерии бюджетного учреждения (пример учреждения - музей)

                            --------------------¬
¦ Главный бухгалтер ¦
L---------T----------
------------------T-----------+------------T-----------------¬
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
-------+-----¬ --------+------¬ --------+------¬ ------+----¬
¦ Расчетная ¦ ¦ Финансовая ¦ ¦ Материальная ¦ ¦ Касса ¦
¦ группа ¦ ¦ группа ¦ ¦ группа ¦ ¦ ¦
L------T------ L-------T------- L-------T------- L-----------
------+-----¬ -------+-----¬ ------+------¬ -----------¬
¦Заместитель¦ ¦ Заместитель¦ ¦ Заместитель¦ ¦Бухгалтер-¦
--+ главного ¦ -+ главного ¦ -+ главного ¦ ¦ кассир ¦
¦ ¦ бухгалтера¦ ¦¦ бухгалтера ¦ ¦¦ бухгалтера ¦ L-----T-----
¦ L------------ ¦L------------- ¦L------------- ¦
¦ -----------¬ ¦ -----------¬ ¦ -----------¬ ¦
+->¦Ведущий ¦ +->¦Ведущий ¦ +->¦Ведущий ¦ ¦
¦ ¦бухгалтер ¦ ¦ ¦бухгалтер ¦ ¦ ¦бухгалтер ¦ ¦
¦ L----------- ¦ L----------- ¦ L----------- ¦
¦ -----------¬ ¦ -----------¬ ¦ -----------¬ ¦
L->¦Бухгалтер ¦ +> ¦Ведущий ¦ +->¦Ведущий ¦ ¦
L----------- ¦ ¦бухгалтер ¦ ¦ ¦бухгалтер ¦ ¦
¦ L----------- ¦ L----------- ¦
¦ -----------¬ ¦ -----------¬ ¦
¦ ¦Ведущий ¦ ¦ ¦Ведущий ¦ ¦
L->¦бухгалтер ¦ +->¦бухгалтер ¦ ¦
L----------- ¦ L----------- ¦
¦ -----------¬ ¦
L->¦Ведущий ¦ ¦
¦экономист ¦ ¦
L----------- ¦
------------------T----------------T------------------+
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
-------+-------¬ --------+------¬ --------+------¬ ----------+----¬
¦Старший кассир¦ ¦Старший кассир¦ ¦Старший кассир¦ ¦Старший кассир¦
L------T-------- L-------T------- L-------T------- L---------T-----
---+---¬ -----+---¬ -----+--¬ ¦
¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/
----+--¬---+---¬ ---+---¬----+--¬ ---+---¬---+---¬ ---+---¬
¦Кассир¦¦Кассир¦ ¦Кассир¦¦Кассир¦ ¦Кассир¦¦Кассир¦ ¦Кассир¦
L-------L------- L-------L------- L-------L------- L-------

Следующий аспект учетной политики - перечень лиц, имеющих право подписи документов. Он должен утверждаться отдельным приказом, а в учетной политике лучше указывать только должности без поименного списка, чтобы не вносить потом изменения в учетную политику.

График документооборота представляет собой правила составления, представления и обработки первичной информации в установленные сроки и лиц, ответственных за ведение документооборота. Он составляется по типовой форме, представленной в таблице, по подразделениям.

График документооборота по подразделениям

Наименование
документа
                       Создание документа                       
                  Проверка документа                  
 Обработка документа
 Передача в архив 
 Количество
экземпляров
Ответственный
за выписку
Ответственный
за оформление
Ответственный
за исполнение
   Срок   
исполнения
Ответственный
за проверку
     Кто    
представляет
   Порядок   
представления
     Срок    
представления
   Кто   
исполняет
   Срок   
исполнения
   Кто   
исполняет
  Срок  
передачи

Следующим важным моментом является то, что учреждения бюджетной сферы в своей учетной политике утверждают только самостоятельно разработанные формы учетных документов, все основные Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета утверждены Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

Неунифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные учреждением, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

Что касается вопросов инвентаризации, то в учетной политике учреждения необходимо определить, в какой период времени будет проводиться инвентаризация (ежегодно, раз в два года и т.д.) основных средств и библиотечных фондов. Кроме того, в данном разделе необходимо сделать ссылку: "Оценка имущества, обязательств и порядок начисления амортизации осуществляются в соответствии с требованиями Инструкции N 157н".

Чтобы в течение года не было необходимости отдельными приказами утверждать составы предусмотренных законодательством комиссий, целесообразно их перечислить в организационном разделе учетной политики. Так, в данном разделе следует закрепить состав следующих комиссий:

Возможно создание других видов комиссий. В учетной политике пример данного положения может выглядеть следующим образом:

Создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов в следующем составе:

Возложить на комиссию следующие обязанности:

При утверждении состава комиссий следует указывать только должности, без указания фамилий лиц, которые занимают их в настоящее время.

В методологическом разделе учетной политики бюджетное учреждение отражает те элементы учета, в части которых Инструкция N 157н, регулирующая ведение бюджетного учета, предоставляет учреждению возможность выбора одного из нескольких вариантов учета или не содержит конкретный порядок учета хозяйственных операций.

Если в нормативно-правовых документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета по какому-либо конкретному вопросу, то при формировании учетной политики учреждением осуществляется самостоятельная разработка соответствующего способа исходя из положений действующих нормативных актов по бюджетному учету. Возможно также применение норм Международных стандартов финансовой отчетности, так как проводимая в настоящее время бюджетная реформа направлена на сближение требований национальных российских и международных стандартов.

В связи с тем что бюджетные и автономные учреждения вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными в рамках деятельности, приносящей доходы, они должны соблюдать общий порядок налогообложения доходов. Это обстоятельство было учтено нормами Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Поэтому в учетной политике учреждения бюджетной сферы выделяется раздел "Учетная политика для целей налогообложения", посвященный нормам налогового учета, применяемым учреждением. В данной части должны также присутствовать организационный раздел и методологический раздел, в котором бюджетное учреждение должно закрепить используемые правила исчисления налогов.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в налоговой базе учреждения по налогу на прибыль не учитываются средства целевого финансирования, которые поступают в виде субсидий. При этом у бюджетного учреждения, получающего средства целевого финансирования возникает обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, что необходимо отметить в учетной политике, указав методику раздельного учета.

В организационном разделе следует также отметить, применяет ли учреждение дополнительные собственные регистры налогового учета.

В методическом разделе целесообразно представить информацию по следующим аспектам налогового учета: списание сырья и материалов, учет покупных товаров, амортизация, пониженные и повышенные нормы амортизации, расходы на капитальные вложения, проценты, перечень прямых расходов, обоснование отнесения расходов к косвенным, метод признания доходов (расходов), распределение доходов по периодам, распределение налога на прибыль.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
  2. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
  4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
  5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково": Федеральный закон от 28.09.2010 N 243-ФЗ.
  6. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
  7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
  8. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению: Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
  9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.

С.А.Бескоровайная

К. э. н.,

доцент

кафедры бухгалтерского учета

и анализа хозяйственной деятельности

Московский государственный

университет печати им. Ивана Федорова