Мудрый Экономист

Баланс интересов государства и предпринимателей

"Финансовая газета", 2010, N 26

В настоящее время доля экологических затрат на предприятиях Евросоюза в десятки раз выше, чем на российских. Это является доказательством так называемой экологической культуры европейских стран и их заботы о благополучии будущих поколений. По-видимому, вес экологического налога в общей системе налогообложения Российской Федерации необходимо увеличивать, при этом не сокращая налоги на капитал и труд.

Несмотря на то что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается фактически с начала 90-х г. XX в., проблема введения и законодательного регулирования экологического налога в России была и по сей день является предметом острых дискуссий. В течение долгого периода отсутствовала определенность в вопросах о конкретной правовой форме экологического платежа и в том месте, которое он должен занимать в системе законодательства Российской Федерации: либо в отдельной главе НК РФ, либо в качестве обособленного законодательного акта.

Сегодня при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду у специалистов не возникает трудностей. Форма расчета, разработанная Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, проста в использовании и доступна любому налогоплательщику.

Однако существующая система природоресурсных платежей в нашей стране в силу своей хаотичности и противоречивости не способствует созданию эффективного механизма регулирования отношений в области природопользования. Прежде всего необходимо усовершенствовать нормативные документы, регламентирующие систему взимания экологических налогов. Причем делать это следует постепенно, на основе принципа обязательного компенсационного характера природоресурсных платежей, направленного на возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

Важно, чтобы часть экологического налога, заплаченного организацией, не оседала в федеральном или региональном бюджете, а возвращалась обратно предприятию. Эти средства можно направить на ремонт, приобретение необходимого оборудования, строительство очистных сооружений, внедрение новых технологий.

В январе 2006 г. в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации уже имелись концепция и структура будущего Экологического кодекса. Планировалось существенно увеличить штрафы за нарушение природоохранного законодательства, в том числе за представление предприятиями недостоверных деклараций о воздействии на окружающую среду. К сожалению, до сих пор эти вопросы не решены.

В России сейчас законодательно установлены плата за негативное воздействие на окружающую среду, административные штрафы за нарушение требований природоохранного законодательства и возмещение вреда, причиненного вследствие указанных нарушений. Несмотря на это, правовые нормы, касающиеся льготного налогообложения, для природопользователей не имеют необходимых механизмов реализации. При этом используемые экономические механизмы носят сугубо фискальный характер и отличаются низкой эффективностью своего воздействия.

В концепции Экологического кодекса очень верно предлагается ввести специальным (налоговым и таможенным) законодательством целый комплекс экономических механизмов регулирования негативного воздействия на окружающую среду: экологические, "зеленые" налоги, включая региональные, например на выпуск нежелательной в экологическом отношении продукции или потребление отдельных видов топлива; специальные таможенные пошлины на ввоз в страну экологически нежелательной продукции или сырья. Кроме того, предусматривается право на введение отдельных экономических механизмов субъектами Российской Федерации.

Для стимулирования природоохранной деятельности предусматривается возможность установления налоговым и бюджетным законодательством: временных налоговых льгот (в конкретных случаях хозяйственной деятельности, например при строительстве очистных сооружений для жилищно-коммунального сектора, переработке отвалов и рециклинге отдельных видов отходов, рекультивации территорий и др.); залоговой стоимости на некоторые виды отходов потребления (упаковка, автомобильные шины, аккумуляторы и т.п.); экологических фондов (для ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет, государственных кредитов и государственных заказов на выполнение работ, направленных на охрану окружающей среды, и др.).

Безусловно, в процессе законотворческой деятельности следует учитывать опыт зарубежных стран. Целесообразность правового закрепления конкретных механизмов экономического регулирования в области охраны природных ресурсов будет подтверждаться результатами тщательной оценки социально-экономических последствий. Экологический кодекс Российской Федерации будет определять возможные виды экономических механизмов, а непосредственное введение тех или иных экономических инструментов должно регулироваться специальным законодательством, например, устанавливаться в Федеральном законе "О федеральном бюджете".

Таким образом, если предлагаемые в концепции Экологического кодекса меры будут полностью реализованы, то в этом случае возможно ожидать сбалансированного сочетания интересов государства и хозяйствующих субъектов.

Экологический налог действительно стимулирует рациональное использование природных ресурсов, поскольку получаемые при этом средства могут направляться на охрану природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов, расчистку старых свалок и т.п. Недаром разработаны поощрительные выплаты посредством установления плановых целей по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, которые производятся из средств федеральных и местных бюджетов. Эти выплаты устанавливаются за снижение выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду по сравнению с действующими нормативами.

Не стоит забывать о том, что при налогообложении прибыли предприятий предусматриваются налоговые льготы благодаря экологичности хозяйственной деятельности, которая, в свою очередь, значительно стимулирует природоохранную работу.

Нелишним будет привести пример из профессиональной практики: недавно был реализован проект по реконструкции очистных сооружений одного из предприятий в Республике Мордовия. Это позволило в значительной мере уменьшить негативное воздействие на окружающую среду: снизилась концентрация загрязняющих веществ, таких как аммоний солевой - на 100%, взвешенных веществ - на 100%, нефтепродуктов - на 100%, железа - на 95%, нитритов - на 95%, фосфатов - на 100%. Одновременно реализация мероприятий по реконструкции очистных сооружений положительно сказалась и на исчислении экологического налога.

Что такое экологический налог и для чего он нужен, должны знать не только те, кто его платит, а каждый человек. К тому же плательщиками экологического налога наряду с организациями являются и индивидуальные предприниматели, поэтому любой, кто хочет открыть свое дело, так или иначе столкнется с проблемой платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

А.Федин

Заместитель генерального директора

ЗАО "Агроводоканал" холдинга "Талина"