Мудрый Экономист

Заполнение ТСЖ листа 07 декларации по налогу на прибыль

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 6

Какие показатели и в каком порядке включаются товариществом собственников жилья в лист 07 декларации по налогу на прибыль? Следует ли отдельно указывать каждое из поступлений от членов ТСЖ или допускается их группировать? Каким методом отражается расходование целевых поступлений (в момент фактического перечисления денежных средств или в момент подписания ТСЖ акта сдачи-приемки выполненных ремонтных работ)?

В соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Минфином (см. лист 07 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н).

Исходя из ст. 251 НК РФ, ТСЖ может получать два вида целевых средств:

Следует учитывать, что в Письме ФНС России от 18.11.2009 N 3-2-13/225, направленном Письмом ФНС России от 18.11.2009 N ШС-17-3/207@, изложена позиция, согласованная с Минфином (Письмо от 03.11.2009 N 03-03-05/198): средства финансовой поддержки, выделяемые в виде бюджетных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", не подлежат включению в лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций. Это объясняется особыми механизмами контроля целевого использования бюджетных средств, установленными в названном Федеральном законе.

Таким образом, ТСЖ должно указать в листе 07, заполняемом по итогам года, лишь целевые поступления, определенные в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Руководствуясь п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации, утвержденного Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н, в графу 1 листа 07 нужно вписать код поступления 141 (см. Приложение 3 к Порядку заполнения налоговой декларации).

В графе 2 указывается дата поступления средств на счета или в кассу организации, а графа 5 предназначена для отражения срока использования полученных целевых средств (до какой даты они должны быть использованы). В п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации отмечено, что графы 2 и 5 заполняют некоммерческие организации при получении целевых поступлений, предоставленных передающей стороной с указанием срока использования. Поэтому если в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует конкретный срок проведения ремонта, стоимость которого будет оплачена за счет резерва, то ТСЖ в листе 07 налоговой декларации не заполняет ни графу 2 (дата поступления), ни графу 5 (срок использования).

Вместе с тем в ст. 324 НК РФ указано, что размер отчислений в резерв на ремонт определяется в том числе исходя из периодичности его проведения. При этом согласно жилищному законодательству принятие решения о проведении ремонта общего имущества и порядке его финансирования путем создания резерва подразумевает планирование общей стоимости ремонта и сроков его проведения (пп. 4, 5, 8 п. 2 ст. 145, п. 2 ст. 158 ЖК РФ). Таким образом, собранием членов ТСЖ, решением которого устанавливается размер отчислений в ремонтный резерв, должен быть предусмотрен и срок проведения ремонта, который одновременно выступает сроком использования целевых поступлений для налогового учета. В этой ситуации графа 2 должна быть заполнена. Однако многие члены ТСЖ могут производить отчисления в ремонтный резерв в разные дни различными суммами и т.п. В рассматриваемом случае детализация целевых поступлений в разрезе членов ТСЖ, конкретных дат внесения платежей нецелесообразна, она неоправданно "раздует" лист 07. В связи с этим ТСЖ вправе указать в качестве даты поступления целевых средств условную дату. Например, если в налоговом периоде отчисления лишь аккумулируются в ремонтный резерв, а их использование запланировано на следующий год, допускается в графе 2 указать последнее число налогового периода (31.12). В том году, когда осуществляется использование целевых поступлений, в графе 2 можно отразить дату последнего платежа в пополнение ремонтного фонда.

При этом следует учитывать, что в графу 4 "Сумма средств, использованных по назначению в течение установленного срока" вписывается стоимость ремонтных работ, результаты которых фактически приняты от подрядчиков (документальное подтверждение - акты приемки-сдачи работ), но в пределах полученных целевых поступлений. Иначе говоря, ТСЖ не вправе показывать в листе 07 налоговой декларации расходование средств в суммах, превышающих фактическое их поступление. Дело в том, что согласно п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Следовательно, суммы, еще не поступившие налогоплательщику (например, просроченная задолженность отдельных членов ТСЖ по отчислениям на формирование ремонтного резерва), не могут быть признаны целевыми поступлениями для налогообложения прибыли.

В ситуации, когда расходы уже понесены (акт сдачи-приемки результатов ремонтных работ подписан, сформирована задолженность ТСЖ перед подрядчиком), а целевые поступления еще не получены, расходы не отражаются в листе 07. В дальнейшем, при фактическом внесении членами платежей на формирование резерва, ТСЖ впишет в лист 07 эти поступления и укажет на их использование по назначению.

С.Н.Козырева

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"