Мудрый Экономист

Мероприятия по сокращению производственного травматизма

"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 5

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 334-ФЗ <1> по решению Фонда социального страхования страхователь вправе направить на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году. По каким правилам осуществляется финансовое обеспечение указанных мероприятий в 2011 г., рассмотрим в данной статье.

<1> Федеральный закон от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

Полномочия по разработке и утверждению правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, возложены на Минздравсоцразвития (Постановление Правительства РФ N 1232 <2>). Указанное министерство обязано также давать разъяснения по применению утвержденных правил.

<2> Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 N 1232 "О порядке финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".

Во исполнение своих полномочий Минздравсоцразвития России Приказом от 11.02.2011 N 101н утвердило Правила финансового обеспечения в 2011 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила N 101н). Поскольку такие правила разрабатываются на каждый год новые, с принятием названного Приказа утрачивают силу Правила N 64н <3>, действующие в 2010 г.

<3> Правила финансового обеспечения в 2010 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 N 64н.

Предупредительные меры

Согласно п. 2 Правил N 101н под предупредительными мерами по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, понимается возможность страхователя оплатить за счет сумм страховых взносов по страхованию от несчастных случаев, уплачиваемых ежемесячно в ФСС, следующие расходы на:

<4> Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам высших учебных заведений, утв. Постановлением Минтруда России от 25.12.1997 N 66; Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н.
<5> Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)".

Условия предоставления финансового обеспечения предупредительных мер

Для получения финансового обеспечения предупредительных мер страхователь обращается с соответствующим заявлением в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2011 г. Помимо заявления страхователь представляет:

а) план финансового обеспечения в 2011 г. предупредительных мер (далее - план финансового обеспечения), разработанный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, с указанием суммы финансирования. Форма плана финансового обеспечения приведена в Приложении к Правилам N 101н;

б) копию плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, составленного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

в) документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. Их перечень приведем в таблице.

------T--------------------------------------------------------------------
N п/п¦ Наименование документов-обоснований для получения финансового
¦ обеспечения предупредительных мер
------+--------------------------------------------------------------------
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
------T--------------------------------------------------------------------
1. ¦Копия приказа учреждения о создании аттестационной комиссии
¦для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям
¦труда. Напомним, что Порядок проведения аттестации рабочих мест
¦по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России
¦от 31.08.2007 N 569
------+--------------------------------------------------------------------
2. ¦Копия договора с аккредитованной организацией, осуществляющей
¦функции по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
¦(далее - аттестующая организация), о проведении работ по аттестации
¦рабочих мест по условиям труда с приложением калькуляции стоимости
¦проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда
------+--------------------------------------------------------------------
3. ¦Копия уведомления о включении аттестующей организации в реестр
¦организаций, оказывающих услуги в области охраны труда
------+--------------------------------------------------------------------
Мероприятия по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха,
уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах
в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда
------T--------------------------------------------------------------------
1. ¦Копия ведомости рабочих мест подразделения организации
¦и результатов их аттестации по условиям труда, копии протоколов
¦измерений и оценки параметров вредных и (или) опасных
¦производственных факторов, оформленные по каждому фактору
¦на отдельное рабочее место, подтверждающие превышение на рабочих
¦местах работников предельно допустимых уровней запыленности
¦и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней
¦излучений, установленных в ходе аттестации рабочих мест по условиям
¦труда, являющиеся неотъемлемой частью карты аттестации рабочего
¦места по условиям труда, а также копии указанных протоколов,
¦оформленные по результатам повторных замеров после реализации
¦соответствующих мероприятий, согласно Приложениям к Приказу N 569
------+--------------------------------------------------------------------
2. ¦Копии документов, подтверждающих приобретение организацией
¦соответствующего оборудования и проведение работ с целью приведения
¦уровней запыленности, загазованности воздуха, уровней шума
¦и вибрации и уровней излучений в соответствие с государственными
¦нормативными требованиями охраны труда
------+--------------------------------------------------------------------
Обучение по охране труда
------T--------------------------------------------------------------------
1. ¦Копия приказа о направлении работников на обучение по охране труда
¦с отрывом от производства
------+--------------------------------------------------------------------
2. ¦Список работников, направляемых на обучение по охране труда.
¦Одновременно с ним в зависимости от того, кто направляется
¦на обучение, страхователь представляет в ФСС копии приказов:
¦о назначении на должность (приеме на работу) руководителей
¦и должностных лиц бюджетных учреждений, о назначении на должность
¦(приеме на работу) руководителей и специалистов служб охраны труда
¦организаций, об утверждении состава комитета (комиссии) по охране
¦труда. Стоит отметить, что при направлении на обучение по охране
¦труда руководителей и должностных лиц бюджетных учреждений вместо
¦копий приказов о назначении их на должность страхователь вправе
¦представить по ним копии трудовых книжек
------+--------------------------------------------------------------------
3. ¦Копия договора с аккредитованной организацией, осуществляющей
¦функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам
¦охраны труда (далее - обучающая организация)
------+--------------------------------------------------------------------
4. ¦Копия уведомления о включении обучающей организации в реестр
¦организаций, оказывающих услуги в области охраны труда
------+--------------------------------------------------------------------
5. ¦Копия программы обучения, утвержденной в установленном порядке
------+--------------------------------------------------------------------
Приобретение для работников СИЗ
------T--------------------------------------------------------------------
1. ¦Перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей)
¦работников, норм их выдачи со ссылкой на соответствующий пункт
¦типовых норм, а также их количества и стоимости
------+--------------------------------------------------------------------
2. ¦Перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов аттестации рабочих
¦мест по условиям труда со ссылкой на соответствующий протокол
¦оценки обеспеченности СИЗ, с указанием профессий (должностей)
¦работников, норм их выдачи, а также их количества и стоимости
------+--------------------------------------------------------------------
3. ¦Копии соответствующих протоколов оценки обеспеченности работников
¦СИЗ, оформленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям
¦труда
------+--------------------------------------------------------------------
4. ¦Копии сертификатов соответствия - для СИЗ, подлежащих обязательной
¦сертификации
------+--------------------------------------------------------------------
Санаторно-курортное лечение работников
------T--------------------------------------------------------------------
1. ¦Заключительный акт медицинской комиссии по результатам
¦периодических медицинских осмотров (обследований) работников
¦(далее - заключительный акт)
------+--------------------------------------------------------------------
2. ¦Списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение,
¦с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте
------+--------------------------------------------------------------------
3. ¦Копия лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное
¦лечение работников на территории РФ
------+--------------------------------------------------------------------
4. ¦Копии договоров (счетов) на приобретение путевок
------+--------------------------------------------------------------------
5. ¦Калькуляция стоимости путевок
------+--------------------------------------------------------------------
Проведение обязательных периодических медицинских осмотров
------T--------------------------------------------------------------------
1. ¦Список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам
¦(обследованиям) в 2011 г., согласованный с территориальным органом
¦Роспотребнадзора
------+--------------------------------------------------------------------
2. ¦Копия договора с медицинской организацией на проведение
¦периодических медицинских осмотров (обследований) работников
------+--------------------------------------------------------------------
3. ¦Копия лицензии медицинской организации на осуществление работ
¦и оказание услуг, связанных с проведением предварительных
¦и периодических медицинских осмотров (обследований) работников
------+--------------------------------------------------------------------
Обеспечение ЛПП
------T--------------------------------------------------------------------
1. ¦Перечень работников, которым выдается ЛПП, с указанием их профессий
¦(должностей) и норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт
¦Перечня N 46н
------+--------------------------------------------------------------------
2. ¦Номер рациона ЛПП
------+--------------------------------------------------------------------
3. ¦График занятости работников, имеющих право на получение ЛПП
------+--------------------------------------------------------------------
4. ¦Копии документов о фактически отработанном работниками времени
¦в особо вредных условиях труда
------+--------------------------------------------------------------------
5. ¦Копии постатейных смет расходов, запланированных страхователем
¦на обеспечение работников ЛПП, на планируемый период
------+--------------------------------------------------------------------
6. ¦Копии договоров страхователя с организациями общественного питания,
¦если ЛПП выдавалось не в подразделениях страхователя
------+--------------------------------------------------------------------
7. ¦Копии документов, подтверждающих затраты страхователя
¦на обеспечение работников ЛПП
------+--------------------------------------------------------------------

Все представленные копии документов заверяются печатью страхователя. При этом территориальный орган ФСС не вправе требовать иных документов, не указанных в данной таблице.

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер

Такое решение принимается территориальным органом ФСС в случае представления страхователем полного комплекта документов. Сроки принятия решения следующие:

Принятое территориальным органом ФСС решение оформляется приказом и в течение трех дней направляется страхователю. Отказать в финансовом обеспечении территориальный орган ФСС может только в случаях, когда у страхователя имеются недоимки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, не погашенные на день подачи страхователем заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер, либо когда документы, представленные страхователем, содержат недостоверную информацию. При этом страхователь вправе обжаловать решение об отказе в вышестоящем органе фонда или в судебном порядке (п. п. 7 - 9 Правил N 101н).

Отчет об использовании средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер

Согласно п. 10 Правил N 101н страхователь обязан вести учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, а также ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС отчет по форме об использовании таких средств. В 2010 г. форма этого отчета была доведена Письмом ФСС РФ от 30.04.2010 N 02-03-10/07-4138. По мнению автора, ее можно использовать и в 2011 г.

После завершения запланированных мероприятий страхователь должен представить в территориальный орган фонда документы, подтверждающие произведенные расходы. В ином случае данные расходы не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.

Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"