Мудрый Экономист

Налоговые проверки банков - крупнейших налогоплательщиков

"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2010, N 6

Главными темами семинара, проведенного в рамках VII Налоговой конференции РСПП в мае 2010 г., были новшества в планировании выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков и спорные вопросы определения рыночных цен и налоговой нагрузки. Также на семинаре была затронута важная тема об особенностях налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков, в частности банков, относящихся к числу таковых.

Особенности налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков

Т.Ш. Камалиев, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, старший преподаватель кафедры налогообложения Российского университета кооперации, к. э. н., а в прошлом - начальник отдела выездных проверок Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, рассказал на семинаре об особенностях администрирования и проверок крупнейших налогоплательщиков

Предпосылки для налоговых споров

По статистике, приведенной в одном из интервью с председателем 11-го судебного состава Арбитражного суда г. Москвы А.А. Гречишкиным, 70 - 80% судебных споров с налоговыми органами выигрывают налогоплательщики. Анализ проблем, связанных с уровнем этого показателя и эффективностью налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, показывает, что уменьшение доначислений по результатам выездных налоговых проверок в основном обусловлено сложившейся арбитражной практикой. И это происходит не потому, что судьи предвзято относятся к представителям налоговых органов. Дело обстоит куда проще: инспекции ФНС России, как правило, выносят решения, которые не основаны на нормах налогового права. Несколько иначе, но также не блестяще складывается ситуация в межрегиональных инспекциях.

Что же касается налогоплательщиков, то крупные компании, в том числе банки, ежегодно на законных основаниях осуществляют расходы на устранение возможных налоговых ошибок и их последствий. В холдинговых структурах организована система внутреннего контроля и аудита за деятельностью дочерних и зависимых компаний, что позволяет исключить и (или) минимизировать налоговые риски. Кроме того, при подготовке консолидированной отчетности о финансово-хозяйственной деятельности холдинга ежегодно осуществляется независимый аудит компаний, входящих в него. Все это дает налогоплательщикам большое преимущество перед налоговыми органами.

Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщика

Учитывая такой серьезный подход крупных компаний к минимизации налоговых рисков, ФНС России в последние годы обращает особое внимание своих территориальных органов на необходимость проведения тщательного предпроверочного анализа и предварительных тематических выездных налоговых проверок. Содержание и методика предпроверочного анализа включают:

Точность оценки налогового потенциала крупнейшего налогоплательщика зависит от информированности налоговой администрации уже на предпроверочной стадии о характере производственных и финансово-экономических отношений внутри интегрированного формирования (холдинга). Налоговые органы определяют как вид интегрированного формирования с учетом внутренних связей, так и возможные к применению внутри холдинга схемы и методы минимизации налоговых платежей.

К возможным методам и схемам минимизации налоговых платежей по налогу на прибыль организаций и НДС могут быть отнесены:

В процессе аналитической работы должна использоваться также информация о ранее проведенных мероприятиях налогового контроля в отношении организации, выявленных правонарушениях, результатах предыдущих выездных и камеральных проверок. Анализируется динамика показателей налоговых деклараций по основным налогам.

На основе предпроверочного анализа делаются выводы, включающие оценку обнаруженных ошибок и искажений с точки зрения их существенного влияния на финансовые результаты. По результатам предпроверочного анализа составляется программа проверки организации.

Вместе с тем в ходе предпроверочных мероприятий может отсутствовать необходимость в проведении отдельных этапов по некоторым налогам. Таким образом, предварительное планирование проверок сэкономит временные и трудозатраты налоговых органов.

Рекомендации для налогоплательщиков

Приказом от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ ФНС России утвердила Концепцию планирования выездных налоговых проверок. Приложением N 2 к указанному Приказу ФНС России является очень важный документ - "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок". В момент выхода Приказа критериев было одиннадцать, а в октябре 2008 г. был добавлен двенадцатый критерий. Познакомиться с содержанием этого документа можно на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Налоговый контроль".

Примечание. При разработке "12 критериев" ФНС России были учтены акты налоговых проверок, наработки, полученные в ходе досудебного урегулирования споров, и сложившаяся арбитражная практика, в первую очередь Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (о необоснованной налоговой выгоде).

Не все двенадцать критериев одинаково актуальны для всех организаций. Поэтому рассмотрим только те из них, которые наиболее важны для крупнейших налогоплательщиков и которые им следует "примерять на себя" при налоговом планировании и внутреннем налоговом контроле.

"Налоговая нагрузка". Как правило, крупнейшие налогоплательщики администрируются одной инспекцией федерального значения. В связи с этим проверяющие могут проанализировать уровень налоговой нагрузки у одного налогоплательщика и сопоставить его с другими организациями в этой же отрасли (в нашем случае - с другими банками).

Примечание. НК РФ не содержит понятие "налоговая нагрузка" и порядок ее расчета, однако налоговые органы оперируют этим понятием в ходе проверок и включили его в "12 критериев" первым, а также самостоятельно утвердили расчет налоговой нагрузки в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

"Расходы растут быстрее доходов". Крупнейшим налогоплательщикам не стоит игнорировать это обстоятельство, в противном случае проверяющие будут уделять пристальное внимание качественному составу расходов. Темп роста расходов, опережающий рост доходов, даже если он составляет несколько процентов, желательно объяснить в сопроводительном письме к годовой отчетности.

"Наличие длинной цепочки контрагентов", то есть построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с посредниками и создание цепочек таких посредников при отсутствии разумных экономических или иных причин (разумной деловой цели). Не стоит рассчитывать на поспешность и непрофессионализм проверяющих. Если команда налоговых сотрудников сконцентрируется на этой "точке контроля", то приложит максимум усилий и соберет необходимую доказательную базу, и тогда помимо налогов придется платить еще и пени, и штрафы. Арбитражные суды в настоящее время поддерживают налоговые органы в таких вопросах.

Очень важен двенадцатый критерий - "ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском". ФНС России даже планирует публикацию наиболее распространенных "схем" (способов) ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды были обозначены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее - Постановление N 53). Ориентируясь на эти рекомендации, налогоплательщик может самостоятельно выявить самые уязвимые с точки зрения налоговых рисков участки учета и принять необходимые меры по их снижению. Однако пока еще на сайте ФНС России не опубликовано ни одной схемы с высоким налоговым риском, и крупнейшим налогоплательщикам, чтобы быть готовыми отстаивать свои права в ходе досудебного разбирательства, а затем и в арбитражном суде, приходится по своему усмотрению выбирать из всех своих финансово-хозяйственных операций те, на которые проверяющие могут обратить внимание в ходе налогового контроля. Пока нужно опираться на формулировки Постановления N 53, поскольку именно им руководствуются арбитражные суды при рассмотрении налоговых споров.

Особенности налогового контроля банков

А.И. Андреев, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, к. ю. н., рассказал на семинаре об особенностях проверок крупнейших налогоплательщиков в некоторых сегментах рынка, в том числе в банковском секторе

Система мониторинга и проверок банков

Контроль за тем, как кредитные организации проводят платежи в бюджет - свои и своих клиентов, - одна из задач налоговых органов. Для сбора и обобщения такой информации они используют электронную систему проведения мониторинга, по результатам которого выбираются кредитные организации, где будут проводиться налоговые проверки. Формируются планы-графики плановых проверок, но при выявлении многочисленных нарушений для банка могут быть назначены внеплановые мероприятия налогового контроля. Органы ФНС России собирают и анализируют всю информацию - и ту, что имеется в информационных ресурсах налоговых органов, и полученную из Банка России, Федерального казначейства и других внешних источников. Банк России регулярно направляет в органы ФНС России сведения о состоянии российских банков, в том числе о приостановлении операций по перечислению платежей в бюджет и возникновении картотеки неоплаченных бюджетных платежей. Информация собирается также в ходе проводимой налоговыми органами контрольной работы. Источниками информации о проблемах банка зачастую служат другие министерства и ведомства и даже публикации в СМИ.

Методы получения и обобщения подобной информации постоянно совершенствуются. Для выявления банков, которые перечислили суммы налогов с нарушением установленного срока, активно используется информация, поступающая из органов Федерального казначейства. Обмен такой информацией с Банком России в электронном виде позволил сократить сроки ее предоставления.

Органы ФНС России реагируют на любой факт, тем или иным образом связанный с ситуацией в отдельном банке или в банковской сфере. На основании полученных сведений проводятся проверки, запрашиваются необходимые документы, устанавливаются суммы обязательных платежей, которые банк не перечислил в бюджет - как своих, так и по поручениям клиентов, органы ФНС России контролируют банки, чтобы не допустить увеличения этих сумм. По итогам контрольных мероприятий банку, по вине которого произошла неуплата или несвоевременная уплата налога или сбора, начисляются пени и штрафы в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Вся информация о выявленных в ходе контрольной работы серьезных нарушениях законодательства о налогах и сборах, валютного и банковского законодательства оперативно передается в Банк России. В соответствии с п. 4.1 ст. 60 НК РФ налоговые органы могут направить в Банк России ходатайство об аннулировании лицензии банка, неоднократно в течение одного календарного года допускавшего нарушения установленного порядка исполнения расчетных документов на перечисление налогов и сборов в бюджет. Направление соответствующих ходатайств и их рассмотрение в Банке России осуществляются в рамках двустороннего регламента. Важно понимать, что отзыв лицензии у банков-нарушителей не является целью налоговых органов. Документы о выявленных в банке нарушениях становятся предметом проверок, проводимых Банком России.

Направления налогового контроля банков

Налоговый контроль банка осуществляется по двум основным направлениям:

При этом НК РФ и иные нормативные акты законодательства о налогах и сборах не предусматривают права налоговых органов на включение в содержание выездной налоговой проверки кредитной организации вопросов о соблюдении ст. ст. 60, 76, 86 НК РФ (связанных с исполнением обязанностей банка в отношении своих клиентов), поскольку в силу ст. ст. 87 - 89 НК РФ налоговые проверки проводятся только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 N 1176/07, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2007 N Ф08-7822/07-2931А). Реализация полномочий налогового контроля, предоставленных налоговым органам пп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ, осуществляется не в форме налоговой проверки, а в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ, путем истребования у банка документов, подтверждающих исполнение указанных обязанностей банка. Поэтому мероприятия по проверке исполнения банками обязанностей в отношении клиентских счетов и платежей признаются не налоговой проверкой, а мероприятием налогового контроля (Постановление КС РФ от 12.10.1998 N 24-П, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009 N А68-8665/2009). В пределах, необходимых для проведения такого контроля, налоговые органы могут получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну (п. 15 ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Примечание. Суды высказывают мнение, что, поскольку разработанные ФНС России Методические рекомендации от 22.08.2003 N ШС-14-24/90 дсп @# и Методические рекомендации от 2005 г., посвященные проверкам банков, не согласованы с Банком России и не прошли регистрацию в Минюсте России, они не имеют силы нормативных правовых актов.

Практика налоговых проверок банков

Регулирование налоговых проверок банков, то есть контроля банка как плательщика налогов и сборов, производится теми же статьями НК РФ, которые регламентируют налоговые проверки организаций. Поэтому к такому контролю применима сложившаяся правоприменительная и судебная практика в отношении проверок организаций. Контроль за ходом проведения выездных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в отношении крупнейших налогоплательщиков, ведется Управлением налогового контроля ФНС России, а реализуется в отношении банков, признаваемых крупнейшими налогоплательщиками, межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в отношении остальных банков - районными и межрайонными инспекциями ФНС России.

Примечание. Незаконное воспрепятствование банком осуществлению мероприятий налогового контроля (налоговой проверки) в виде непредставления необходимых сведений влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 15.6 КоАП РФ.

При организации налоговых проверок сегодня большое внимание уделяется предпроверочному анализу деятельности налогоплательщика и планированию мероприятий налогового контроля с учетом мониторинга деятельности данного налогоплательщика и отрасли в целом (в данном случае, банковского сегмента). Одним из источников такого анализа является мониторинг актов проведенных налоговых проверок. Обобщение результатов проверок за 2007 - 2009 гг. свидетельствует о том, что наиболее проблемными для банков могут считаться следующие аспекты налогообложения:

И так как эти участки налогового учета являются самыми уязвимыми при проверках, учетную политику для целей налогообложения в отношении перечисленных операций рекомендуется привести в соответствие с разъяснениями Минфина России и ФНС России.

Что касается учетной политики для целей налогообложения банка в целом, то банкам необходимо отойти от любой практики минимизации налогов с использованием незаконных схем и применять возможности оптимизации налогообложения и снижения налоговой нагрузки только в рамках НК РФ. При этом нужно выстроить прозрачную систему налогового учета, основанную на учетной политике для целей налогообложения, а также разработать систему налогового планирования, включающую три уровня:

  1. глобальное (стратегическое) налоговое планирование (построение прозрачной системы взаимодействия связанной коммерческими отношениями группы компаний (холдингов), выработка модели ведения бизнеса, включающей экономическое, управленческое и налогово-правовое обоснование такой модели и ее развития, что устранит претензии об экономической целесообразности тех или иных расходов, произведенных банком на перспективу или в пользу своих подразделений и юридических лиц, входящих в холдинг);
  2. локальное налоговое планирование (в рамках конкретной сделки, проекта, отдельных налогов);
  3. система документооборота, внутреннего контроля (аудита) и отчетности, прозрачная и понятная для всех задействованных подразделений, закрепление обязанностей и ответственности конкретных исполнителей, особенно наделенных правом подписи документов, имеющих налоговые последствия.

Материал подготовил

М.Еремин

Учет операций по изменению валюты кредита
 
Отбор персонала: делаем ставку на безопасность