Порядок направления военнослужащих и сотрудников учреждений МЧС в служебные командировки
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, NN 5, 6
В настоящей статье рассмотрен порядок организации направления военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС в служебные командировки, представлены основные задачи и виды командировок, уделено внимание особенностям оформления направления указанных лиц в служебные командировки, продолжительности пребывания в них, а также размерам возмещения расходов.
Порядок организации направления военнослужащих (сотрудников) МЧС в служебные командировки регулируется Инструкцией, утвержденной Приказом N 3 <1> (далее - Инструкция N 3).
<1> Приказ МЧС России от 10.01.2008 N 3 "Об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников Государственной противопожарной службы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".В этом документе дано наиболее уточненное и расширенное определение служебной командировки применительно к военнослужащим (сотрудникам) органов МЧС по сравнению с ее определением, приведенным в ст. 166 ТК РФ. Так, под служебной командировкой указанных лиц следует понимать их поездку по распоряжению правомочного должностного лица на определенный срок для выполнения служебного поручения вне пункта постоянного места военной службы (службы) или места расположения регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ (далее - территориальные органы МЧС), научно-исследовательского, образовательного учреждения (далее - учреждение), организации МЧС и пункта постоянной или временной дислокации соединения, воинской части войск гражданской обороны (далее - воинская часть), в которой военнослужащий (сотрудник) проходит военную службу (службу).
Следует заметить, что положения Инструкции N 3 не распространяются на:
- служебные поездки сотрудников (военнослужащих), служебная деятельность которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер (осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства);
- служебные поездки сотрудников (военнослужащих) при поступлении на учебу по их инициативе в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования РФ, в заочную адъюнктуру, обучение в них;
- служебные поездки сотрудников (военнослужащих) при подготовке и сдаче кандидатских экзаменов, на время сдачи вступительных экзаменов в очную и заочную аспирантуру (адъюнктуру) при научно-исследовательских учреждениях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- служебные поездки сотрудников (военнослужащих), связанные с выполнением диссертационных исследований соискателями, занимающимися повышением научной квалификации вне адъюнктуры, адъюнктами, обучающимися с отрывом от службы (военной службы), докторантами, если их работа не включена в тематический план научно-исследовательских работ, в период межсессионных вызовов для пересдачи экзаменов в случае их неудовлетворительной оценки в период сессии.
Перечень задач, решаемых командируемыми лицами
Согласно п. 3 Инструкции N 3 военнослужащие (сотрудники) МЧС направляются в служебные командировки для решения следующих задач:
- изучение и проверка организации управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;
- проверка вопросов нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров;
- проверка вопросов действий и применения войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны РФ, подготовки войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами действиям в целях обороны РФ;
- проверка специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС;
- проверка вопросов ведения гражданской обороны, экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечения безопасности людей на водных объектах;
- осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию;
- проведение работ по поиску и спасанию людей, подводных работ специального назначения во внутреннем море и территориальном море РФ во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
- обучение личного состава, повышение его квалификации, защита диссертации, практика, стажировка;
- изучение, обобщение и распространение передового опыта, новых форм и методов работы;
- проведение конференций, совещаний, семинаров, сборов и иных мероприятий, непосредственное участие в них;
- проведение научно-практических, аналитических, опытно-конструкторских исследований, методических советов, летно-тактических учений, сборов;
- оказание организационно-методической, практической помощи и организация контроля по вопросам всех видов деятельности в рамках осуществления основных функций МЧС;
- редакционно-издательская деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС;
- проведение мероприятий в составе штатных оркестров;
- выполнение полевых топографических, топогеодезических, аэросъемочных, гидрографических, гидрологических работ и зимних промеров по льду вне района своей базы;
- участие в проведении контртеррористических операций;
- решение иных вопросов деятельности МЧС;
- сопровождение кандидатов на поступление в образовательные учреждения МЧС пожарно-технического профиля представителями комплектующих органов, географически удаленных от месторасположения образовательного учреждения, при наличии более трех кандидатов.
Основными организационными формами решения вышеперечисленных задач являются (п. 4 Инструкции N 3):
- инспектирование, контрольные (итоговые) и специальные проверки;
- комплексные выезды - совместные командировки военнослужащих (сотрудников) структурных подразделений центрального аппарата МЧС, территориальных органов МЧС, учреждений, организаций МЧС и воинских частей (далее - организация) в нижестоящую организацию с целью участия в реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, проверки, оказания организационно-методической и практической помощи в решении возникших проблем;
- целевые (самостоятельные) выезды - командировки военнослужащих (сотрудников) одной организации (одного структурного подразделения центрального аппарата МЧС) по отдельным направлениям или конкретным вопросам повседневной, финансово-хозяйственной, надзорной и иной деятельности, правового обеспечения;
- ревизии и проверки отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности.
Планирование командировок осуществляется на основании комплексного плана основных мероприятий МЧС на год, планов мероприятий на квартал, планов основных мероприятий территориальных органов МЧС на год и на месяц, утвержденных в установленном порядке соответствующими правомочными должностными лицами.
На подразделения, производящие планирование основных мероприятий в системе МЧС, возложены также функции по планированию командировочных расходов и осуществлению контроля за эффективностью их использования.
Обратите внимание! Отмена запланированных командировок, изменение времени их проведения осуществляются по решению правомочного должностного лица, разрешившего служебную командировку, либо лица, его замещающего, в установленном порядке, по мотивированным рапортам руководителей заинтересованных организаций с указанием причин отмены или переноса командировок (п. 7 Инструкции N 3).
Порядок разрешения выездов в командировку и документальное ее оформление
Как уже было отмечено выше, направление в командировки производится в соответствии с планом. В зависимости от категории лиц, направляемых в плановые командировки, разрешение на их выезд оформляется (п. 8 Инструкции N 3):
а) министром МЧС - при выезде его заместителей, главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору, главного военного эксперта (далее - заместители министра), директоров департаментов, начальников управлений центрального аппарата МЧС;
б) заместителями министра - при выезде групп для проведения инспектирования, контрольных и специальных проверок, ревизий и проверок отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, при целевых выездах подчиненных военнослужащих (сотрудников) в нижестоящие организации, а также вопросов, связанных с выполнением задач и функций, определенных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами МЧС;
в) начальниками региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - для проведения итоговых и специальных проверок, ревизий, оказания организационно-методической и практической помощи органам, специально уполномоченным на решение задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ (далее - главное управление МЧС по субъекту РФ) и воинским частям;
г) начальниками главных управлений МЧС России по субъектам РФ - для выполнения задач и функций, возложенных на главное управление МЧС по субъекту РФ законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами МЧС;
д) начальниками (руководителями) учреждений и организаций МЧС - в случаях целевых выездов подчиненных военнослужащих (сотрудников) в нижестоящие в порядке подчиненности структурные подразделения или связанных с выполнением задач и функций, определенных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами МЧС;
е) командирами воинских частей - в пределах районов дислокации вверенных воинских частей.
Военнослужащие (сотрудники), помимо направления их в командировки в соответствии с утвержденным планом, могут быть задействованы и во внеплановых командировках. В этом случае разрешение на выезд в командировку осуществляется по решению уполномоченных должностных лиц, указанных в п. п. "а", "б", "в". Основанием для направления во внеплановые командировки в этом случае является мотивированный рапорт руководителя структурного подразделения при наличии финансовых средств на командировочные расходы.
Командирование военнослужащих (сотрудников) в вышестоящую в порядке подчиненности организацию осуществляется на основании письменного вызова руководителя вышестоящей организации или его заместителя.
Военнослужащие (сотрудники) нижестоящих организаций направляются в центральный аппарат МЧС по письменному вызову заместителей министра, руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС.
Принятое решение о направлении военнослужащего (сотрудника) в командировку оформляется приказом (распоряжением) уполномоченного должностного лица либо лица, его заменяющего, на основании которого военнослужащему (сотруднику) выдается командировочное удостоверение. В нем в обязательном порядке должны быть указаны реквизиты этого приказа (распоряжения).
Если командированное лицо направляется в командировку по разрешению или вызову соответствующих руководителей вышестоящих организаций, в командировочном удостоверении в обязательном порядке указывается: кем разрешена командировка или сделан вызов, номер и дата документа о разрешении или вызове, а в случае плановых выездов - пункт плана.
Командировочные удостоверения должны быть подписаны уполномоченными должностными лицами, которым в порядке, установленном Инструкцией N 3, предоставлено право разрешения командировок, либо лицами, их замещающими.
Обратите внимание! Если выдача разрешений на командировки произведена неуполномоченным должностным лицом, вышестоящей организацией принимается решение о его привлечении к дисциплинарной ответственности в установленном порядке (п. 30 Инструкции N 3).
Пунктом 27 Инструкции N 3 предусмотрено, что в исключительных случаях, связанных с осуществлением внеплановых выездов, когда произвести оформление служебной командировки в установленном порядке не представляется возможным, допускается выезд без издания приказа (распоряжения) и выдачи командировочного удостоверения. Последующее издание приказа (распоряжения) о командировании военнослужащего (сотрудника) осуществляется в течение следующего рабочего дня.
Обязанности по подготовке и учету приказов (распоряжений) о направлении военнослужащих (сотрудников) в командировку, оформлению, выдаче и регистрации командировочных удостоверений, ведению учета лиц, выезжающих и приезжающих в командировку, и производство отметок в командировочных удостоверениях возлагаются приказом по организации на специально выделенных военнослужащих (сотрудников) организаций, а в случае их отсутствия - на военнослужащих (сотрудников), осуществляющих анализ эффективности командирований, с отражением этой функции в их должностных инструкциях (п. 34 Инструкции N 3).
Продолжительность пребывания в командировке
В командировочном удостоверении проставляется продолжительность нахождения военнослужащего (сотрудника) в командировке. Причем при ее определении учитывается время не только выполнения им командировочного задания, но и нахождения в пути.
При определении продолжительности командировки следует учитывать некоторые особенности. Так, срок пребывания командированного военнослужащего (сотрудника) в центральном аппарате МЧС и вышестоящих в порядке подчиненности организациях не должен превышать пяти суток, не считая времени нахождения в пути к месту командирования и обратно.
В исключительных случаях (например, связанных с временной нетрудоспособностью), а также в случае командирования в несколько пунктов срок командировки может быть продлен, но не более чем на пять суток, с письменного разрешения руководителя вышестоящей в порядке подчиненности организации, вызвавшего военнослужащего (сотрудника).
В указанный срок не включаются дни временной нетрудоспособности командируемого и время нахождения военнослужащего (сотрудника) в пути к месту командирования и обратно. Факт временной нетрудоспособности должен быть удостоверен в установленном порядке медицинскими учреждениями, в которых проходил лечение командированный сотрудник (военнослужащий).
Если командированный военнослужащий (сотрудник) задержался в пути по не зависящим от него причинам, срок командировки автоматически продлевается. Причем факт его задержки в пути следования должен быть удостоверен должностными лицами органов внутренних дел на транспорте или военными комендантами гарнизонов, начальниками вокзалов, аэропортов, пристаней, иных организаций общественного транспорта.
Согласно п. 15 Инструкции N 3 максимальный срок пребывания в командировке не должен превышать 40 суток, а для защиты диссертации - 10 суток, не включая время нахождения в пути к месту командирования и обратно.
Однако п. 16 Инструкции N 3 определены случаи, когда командировка может быть оформлена на более длительный срок, но не более чем на один год. Такие командировки могут быть продлены министром или его заместителями, начальниками территориальных органов МЧС, начальниками (руководителями) учреждений и организаций МЧС, командирами воинских частей в случаях:
- командирования военнослужащих (сотрудников) для выполнения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и для выполнения иных задач в составе созданных в установленном порядке временных оперативных подразделений МЧС;
- направления на практику и стажировку слушателей и курсантов (из числа военнослужащих (сотрудников) либо для подготовки ими дипломных проектов, а также военнослужащих (сотрудников) постоянного состава учреждений МЧС (в том числе командиров учебных подразделений) для руководства практикой и стажировкой слушателей и курсантов;
- командирования научных работников и профессорско-преподавательского состава учреждений МЧС для прохождения стажировки и практики;
- направления слушателей и курсантов учреждений МЧС, а также военнослужащих (сотрудников), обучающихся по направлениям соответствующей правомочной организации, в учреждениях других федеральных органов исполнительной власти, на практику и стажировку (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву);
- направления военнослужащих (сотрудников) с сохранением должностей по месту постоянной военной службы (службы) на обучение, курсы (в центры) системы дополнительного профессионального обучения системы МЧС вне места нахождения организации, пункта постоянной или временной дислокации воинской части;
- направления офицеров на учебные сборы по подготовке прибывшего пополнения;
- командирования военнослужащих (сотрудников) - слушателей заочных факультетов и отделений учреждений МЧС (иных федеральных органов исполнительной власти) <2>, а также курсантов и слушателей учреждений МЧС на учебные сборы, в том числе связанные с подготовкой и защитой дипломных проектов (работ), установочными и лабораторно-экзаменационными сессиями, государственными экзаменами, а также для участия военнослужащих (сотрудников) в учебном процессе в период указанных сборов;
- направления военнослужащих (сотрудников) учреждений МЧС для проведения научно-исследовательских работ, а также на полигоны для проведения квалификационных испытаний нового вооружения, специальных и технических средств, участия в монтажных и пусконаладочных работах при внедрении созданных средств в организациях заказчиков;
- направления военнослужащих (сотрудников) для выполнения аварийно-спасательных и восстановительных работ, а также для участия в организации борьбы с особо опасными инфекциями, эпидемиями, эпизоотиями, осуществления постоянного дежурства по экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации;
- направления военнослужащих (сотрудников) на профессиональную подготовку (профессиональную переподготовку, повышение квалификации);
- направления военнослужащих (сотрудников) для поступления на учебу в образовательные и научно-исследовательские учреждения МЧС (иных федеральных органов исполнительной власти) в соответствии с планом комплектования в образовательные учреждения МЧС, утверждаемым приказом МЧС.
При невозможности возвращения военнослужащего (сотрудника) из командировки в установленные сроки вследствие непреодолимой силы или иных не зависящих от него обстоятельств командировка может быть продлена в установленном порядке.
Факт наличия данных обстоятельств должен быть подтвержден проведенной служебной проверкой (разбирательством), по результатам которой в установленном порядке выносится соответствующее заключение.
Продолжительность командировки исчисляется по фактическому количеству дней пребывания в служебной командировке со дня убытия из организации, но не более указанных дней в командировочном удостоверении, и по день возвращения (включительно) обратно после выполнения служебного задания, включая выходные и нерабочие праздничные дни.
При этом днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места расположения организации или пункта постоянной дислокации воинской части, в которой проходит военную службу (службу) военнослужащий (сотрудник), направляемый в командировку, а днем приезда из командировки - день прибытия транспортного средства в место расположения организации или пункта постоянной дислокации воинской части, в которой проходит военную службу (службу) военнослужащий (сотрудник).
День выезда в командировку (день приезда из служебной командировки) определяется по местному времени отправления (прибытия) транспортного средства (по месту постоянной военной службы (службы)) в соответствии с расписанием его движения. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем выезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее - последующие сутки. Аналогично определяется день прибытия военнослужащего (сотрудника) в пункт постоянного места военной службы (службы).
В случае отправления (прибытия) транспортного средства во время, отличное от расписания, фактическое время отправления (прибытия) подтверждается соответствующими справками или заверенными отметками на проездных билетах.
Если железнодорожная станция, автовокзал, пристань или аэродром находятся за чертой населенного пункта, при определении дня отправления (прибытия) учитывается время, необходимое для проезда до железнодорожной станции, автовокзала, пристани, аэродрома и обратно.
Согласно п. 22 Инструкции N 3 командировка может быть прекращена досрочно по решению уполномоченного должностного лица, направившего военнослужащего (сотрудника) в командировку, либо руководителя группы командированных с уведомлением руководства организации, направившего военнослужащего (сотрудника) в командировку, в случаях:
- выполнения служебного задания в полном объеме;
- болезни командированного военнослужащего (сотрудника), наличия у командированного военнослужащего (сотрудника) чрезвычайных семейных и иных обстоятельств, требующих его присутствия по месту постоянного проживания;
- наличия служебной необходимости;
- нарушения военнослужащим (сотрудником) воинской (служебной) дисциплины в период нахождения в командировке.
Факт убытия в командировку и нахождения в пунктах командировки должен быть подтвержден:
а) командировочным удостоверением с отметками, заверенными должностным лицом и печатями:
- организации, выдавшей командировочное удостоверение, об убытии в командировку и возвращении из командировки к месту военной службы (службы);
- организации, в которую направлен командируемый, о прибытии в пункт командировки и убытии из него.
В случаях, когда военнослужащий (сотрудник) командируется не в один, а в несколько пунктов, он должен иметь на командировочном удостоверении отметки о прибытии и убытии по каждому пункту командировки, в котором находился;
б) при отсутствии командировочного удостоверения - заверенными печатями справками организации из каждого пункта командирования, в котором командируемый находился, с указанием даты прибытия и убытия.
Все отметки в командировочных удостоверениях о времени убытия в командировки, прибытия в пункты назначения, убытия из них и возвращения к месту службы военнослужащих (сотрудников) производятся в подразделениях, осуществляющих оформление и учет командировок.
Командировочные расходы
Финансирование командировочных расходов производится в строгом соответствии с утвержденными планами в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.
При необходимости обеспечения финансирования внеплановых командировок уполномоченные должностные лица в установленном порядке вносят изменения в ранее запланированные расходы.
Командировочные расходы связаны с выплатой командируемым лицам суточных, расходов на наем жилого помещения и проезд к месту командирования и обратно.
Выплата суточных. За время нахождения в командировке, в том числе в пути к месту командировки и обратно, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту (сотруднику), выплачиваются суточные за каждый день нахождения в командировке в размерах, устанавливаемых законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, действующими на момент командирования военнослужащего (сотрудника).
При этом время нахождения в пути, за которое выплачиваются суточные при служебных командировках, определяется по существующему расписанию движения железнодорожного, водного, воздушного транспорта, включая время на пересадки, а также время задержки командированного в пути по не зависящим от него причинам, удостоверенное в вышеуказанном порядке.
Если командируемый следует к месту командировки автомобильным транспортом, суточные на проезд к месту командировки и обратно выплачиваются за время фактического нахождения в пути.
Суточные выплачиваются за время болезни военнослужащего (сотрудника), находящегося в командировке, в течение всего периода, пока он не имеет возможности приступить к выполнению возложенного на него служебного поручения или вернуться к постоянному месту военной службы (службы), но не свыше двух месяцев.
Выплата суточных производится также и в том случае, если заболевший находился на лечении в стационарном лечебном учреждении (госпитале, больнице), на основании приказа (распоряжения) о продлении срока командировки в установленном порядке.
Однако п. 40 Инструкции N 3 <1> определены случаи, когда суточные не выплачиваются:
- при командировании в такую местность, откуда военнослужащий (сотрудник) по условиям транспортного сообщения и характеру работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту жительства. При этом вопрос о возможности ежедневного возвращения военнослужащего (сотрудника) из места командировки к месту службы или жительства в каждом конкретном случае решается уполномоченным должностным лицом, принявшим решение на командирование военнослужащего (сотрудника) по месту службы или жительства командированного, с учетом дальности расстояния, условий транспортного сообщения, характера выполняемого задания, а также необходимости создания ему условий для отдыха;
- при выездах, связанных с выполнением договорных обязательств, когда выплата суточных осуществляется за счет средств, предусмотренных договором;
- при поездках по делам общественных и спортивных организаций, когда суточные выплачиваются этими организациями.
Решение о возможности ежедневного возвращения военнослужащего (сотрудника) к месту жительства отражается в тексте приказа (распоряжения) о командировании, а также путем проставления соответствующей отметки в командировочном удостоверении: "С возможностью ежедневного возвращения к месту жительства" либо "Без ежедневного возвращения, с проживанием".
В силу п. 1 Постановления Правительства N 729 <2> выплата суточных производится в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
<2> Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".Однако согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2011 N 43 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета" руководители федеральных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета, в которых проходят военную службу (службу), в частности, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС, вправе определять порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, военнослужащим и сотрудникам в пределах, не превышающих 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
Расходы на наем жилых помещений. Военнослужащим (сотрудникам), направленным в командировки, возмещаются фактические расходы на наем жилого помещения, в том числе в случае заключения ими с учетом требований гражданского законодательства и ЖК РФ договоров коммерческого найма, подтвержденных соответствующими документами, в размере, установленном Правительством РФ.
Согласно п. 1 Постановления Правительства N 729 расходы на наем жилого помещения возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки.
В случае проживания в жилом помещении, предоставленном по договору коммерческого найма, документами, подтверждающими расходы командируемого на наем жилого помещения, являются договор о найме жилого помещения, расписка наймодателя в получении денежных средств по данному договору, ксерокопия паспорта наймодателя и др.
Если у командируемого лица отсутствуют документы, подтверждающие расходы на наем жилого помещения, они возмещаются в размере, установленном Правительством РФ, при наличии отметки на командировочном удостоверении соответствующих должностных лиц о невозможности предоставления в пунктах командирования жилого помещения бесплатно. В этом случае оплата расходов на наем жилого помещения производится в размере 12 руб. в сутки.
Расходы на наем жилого помещения возмещаются за каждые сутки нахождения в пункте служебной командировки со дня прибытия командированного в пункт назначения и по день выезда из него.
Обратите внимание! В случае оплаты пользования жилыми помещениями, произведенной по различной стоимости, установленные предельные нормы возмещения расходов применяются к каждым суткам в отдельности (п. 43 Инструкции N 3).
При представлении подтверждающих документов командированному военнослужащему (сотруднику) оплачиваются расходы на бронирование мест в гостиницах, а также на наем жилого помещения во время вынужденной остановки в пути.
Согласно Постановлению Правительства N 467 <3> возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, военнослужащим (сотрудникам) органов Государственной противопожарной службы МЧС на бронирование и наем жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему или сотруднику предоставляется бесплатное жилое помещение) осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, по следующим нормам:
- Военнослужащим и сотрудникам, имеющим соответственно воинские звания высших офицеров или звания высшего начальствующего состава или занимающим должности, подлежащие замещению высшими офицерами (лицами высшего начальствующего состава), а также полковникам (капитанам I ранга), занимающим командные (руководящие) должности, перечни которых утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, - не более стоимости двухкомнатного номера.
Приказом МЧС России от 22.09.2010 N 463 утвержден Перечень командных (руководящих) должностей, занимаемых военнослужащими войск гражданской обороны, сотрудниками федеральной противопожарной службы, имеющими воинское звание полковника (капитана I ранга) или специальное звание полковника внутренней службы, которым возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, связанные со служебными командировками на территории РФ, в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, по норме не более стоимости двухкомнатного номера. Таким правом могут пользоваться:
а) в центральном аппарате МЧС:
- заместитель руководителя аппарата министра;
- заместитель директора департамента;
б) в территориальных органах и учреждениях МЧС:
- заместитель начальника регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- начальник главного управления МЧС по субъекту РФ;
- начальник Воронежского института Государственной противопожарной службы.
- Остальным военнослужащим и сотрудникам - не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
В случае вынужденной остановки в пути командированным военнослужащим (сотрудникам) расходы на наем жилого помещения, подтвержденные соответствующими документами, возмещаются в размерах, указанных выше.
При отсутствии подтверждающих документов (в случае непредоставления места в гостинице) расходы на наем жилого помещения возмещаются в размере 30% установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке.
В случае необходимости проживания военнослужащих (сотрудников) не в гостинице, вызванной условиями выполнения служебного задания, указанные федеральные органы исполнительной власти вправе определять виды документов, подтверждающих размер фактических затрат, исходя из которого возмещаются расходы на бронирование и наем жилых помещений.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, командируемым в пункты, где нет воинских частей (подразделений) войск гражданской обороны, а также сотрудникам, командируемым в пункты, откуда имеется возможность ежедневно возвращаться к месту службы, но по условиям командировки они находились в указанных пунктах безвыездно, оплата расходов на наем жилого помещения осуществляется по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, в пределах установленных норм.
В случае болезни военнослужащего (сотрудника), находящегося на амбулаторном лечении, во время нахождения в командировке ему на общем основании возмещаются расходы на наем жилого помещения в течение всего времени, пока он не имеет возможности по состоянию здоровья приступить к выполнению возложенного на него служебного поручения или вернуться к постоянному месту военной службы (службы), но не свыше двух месяцев.
Обратите внимание! Если командируемое лицо проходило лечение в стационарном лечебном учреждении (госпитале, больнице), расходы на наем жилого помещения (проживание в гостинице и т.п.) за этот период не возмещаются (п. 46 Инструкции N 3).
Расходы на проезд. Согласно п. 1 Постановления Правительства N 729 возмещение расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями) производится в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:
а) железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
б) водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
в) воздушным транспортом - в салоне экономического класса;
г) автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси);
д) при отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, - в размере минимальной стоимости проезда:
- железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
- водным транспортом - в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;
- автомобильным транспортом - в автобусе общего типа.
Сотрудникам МЧС при направлении в командировки возмещаются фактические расходы на проезд к пункту командирования, подтвержденные воинскими перевозочными документами, в порядке и пределах, установленных нормативными правовыми актами МЧС, а в случае их отсутствия - в размере, не превышающем установленных норм, на основании выданных транспортными организациями документов, подтверждающих затраты, связанные с перевозкой. В настоящее время оформление таких документов производится в соответствии с положениями Приказа МЧС России от 06.05.2003 N 236 "Об утверждении Положения о порядке оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МЧС России" (п. 47 Инструкции N 3).
В том случае, когда от постоянного места военной службы (службы) командируемого и до места командирования военнослужащий (сотрудник) может добраться несколькими видами транспорта, вид транспорта, которым ему надлежит воспользоваться, определяет руководитель, принявший решение о командировке, в соответствии с расчетами, указанными в смете.
Обеспечение командируемого лица транспортными средствами, служебным местом, необходимыми материалами и оборудованием, а также всеми видами связи, необходимыми для выполнения служебного задания, возлагается на организацию, в которую он командирован. Если же она не может предоставить командированным военнослужащим (сотрудникам) необходимые для выполнения служебного задания транспортные средства, транспортные расходы на пользование общественным транспортом городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) им оплачиваются согласно представленным проездным документам на основании соответствующей отметки в командировочном удостоверении о невозможности предоставления транспорта, заверенной в установленном порядке.
С разрешения министра, его заместителей, директора административного департамента, начальника (руководителя) организации суммы возмещаемых расходов на проживание и проезд, связанные с командировками, могут быть увеличены в пределах выделенных на командировочные расходы ассигнований.
Кроме перечисленных командировочных расходов военнослужащим (сотрудникам) могут быть оплачены иные расходы, связанные с командировкой, произведенные с ведома должностного лица, правомочного принимать решения о командировании, согласованного с соответствующим финансовым подразделением, при наличии денежных средств на указанные цели.
Сотрудники финансовых органов вправе истребовать из командирующих организаций и у командируемых лиц дополнительные справки, отчеты и иные документы, необходимые для уточнения авансовых выплат либо подтверждения затрат, связанных с командировками.
Отражение в бюджетном учете операций, связанных с командировками военнослужащих (сотрудников)
Согласно Приказу Минфина России от 28.12.2010 N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" командировочные расходы относятся на следующие подстатьи КОСГУ:
- 212 "Прочие выплаты" - расходы на выплату суточных;
- 222 "Транспортные услуги" - расходы на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы;
- 226 "Прочие работы, услуги" - расходы на оплату проживания в жилых помещениях (наем жилого помещения).
Приведем в таблице корреспонденцию счетов по отражению операций, связанных с выдачей военнослужащим (сотрудникам) в подотчет наличных денежных средств при направлении их в служебную командировку, а также с учетом командировочных затрат в расходах учреждения в соответствии с Инструкцией N 162н <4>.
<4> Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".Содержание операции | Дебет | Кредит | |
Списание с лицевого счета денежных | 1 210 03 560 | 1 304 05 212 | |
Получение наличных денежных средств в | 1 201 34 510 | 1 210 03 660 | |
Выданы наличные денежные средства | |||
- суточные | 1 208 12 560 | 1 204 34 610 | |
- на приобретение проездных | 1 208 22 560 | 1 204 34 610 | |
- на наем жилого помещения | 1 208 26 560 | 1 204 34 610 | |
Отражены расходы по командировке в | |||
- суточных | 1 401 20 212 | 1 208 12 660 | |
- расходов на проезд | 1 401 20 222 | 1 208 22 660 | |
- расходов на наем жилого помещения | 1 401 20 226 | 1 208 26 660 | |
Возврат неиспользованных остатков | 1 204 34 510 | 1 208 12 660 | |
Наличные денежные средства сданы для | 1 210 03 560 | 1 204 34 610 | |
Зачисление денежных средств на | 1 304 05 212 | 1 210 03 660 |
И.Зернова
Эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"