Мудрый Экономист

Изменения в законодательстве об организации страхового дела в России

"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 3

27 апреля 2010 г. в "Российской газете" был опубликован Федеральный закон от 22.04.2010 N 65-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 65-ФЗ). Начало действия документа (за исключением отдельных положений) - 27.07.2010. Что нового несет данный Закон страховым организациям?

Федеральный закон N 65-ФЗ вносит изменения в ряд законов:

Мы остановимся на новшествах, которые непосредственно затрагивают интересы страховщиков.

Изменения в Законе N 4015-1

Сохранность документов. Статья 6 "Страховщики" Закона РФ N 4015-1 дополнена п. 2.1 следующего содержания: страховщики должны создать условия для обеспечения сохранности документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (далее - орган страхового регулирования).

Размер уставного капитала. С 1 января 2012 г. вступает в силу поправка к ст. 25 "Условия обеспечения финансовой устойчивости страховщика" Закона РФ N 4015-1, согласно которой минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование как в форме добровольного, так и обязательного страхования, устанавливается в сумме 30 млн руб., а минимальный размер уставного капитала иного страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 млн руб. И плюс коэффициенты, которые были и ранее.

Таким образом, на сегодняшнем уровне в 30 млн руб. остается минимальное требование к уставному капиталу страховщиков, занимающихся только обязательным или добровольным медицинским страхованием. А для всех остальных страховщиков базовый минимальный размер уставного капитала вырастает в четыре раза с 2012 г. Эти меры приведут к укрупнению компаний, и, по всей видимости, данное повышение заставит уйти с рынка ряд страховых компаний.

Кроме этого, статья дополняется п. 3.1, в соответствии с которым перечень документов, подтверждающих выполнение установленных Законом РФ N 4015-1 требований к уставному капиталу страховщика, устанавливается органом страхового регулирования.

Назначение временной администрации. Согласно внесенным изменениям к полномочиям органа страхового надзора относится принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом N 127-ФЗ (пп. 6 п. 4 ст. 30 Закона РФ N 4015-1).

Лицензирование страховой деятельности. Существенные изменения внесены в ст. 32 "Лицензирование деятельности субъектов страхового дела" Закона РФ N 4015-1. Она дополнена положением, согласно которому для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора, помимо прежних документов, еще и документы (согласно перечню, установленному нормативно-правовыми актами органа страхового регулирования), подтверждающие источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал. Конечно, это новая проблема для учредителей - физических лиц, но многие уже легализовали свои доходы и преодолеют и эти трудности.

В соответствии с действующей редакцией ст. 32 "Лицензирование деятельности субъектов страхового дела" Закона РФ N 4015-1 принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. Согласно внесенным изменениям этот срок увеличен в два раза и теперь составляет 120 дней с даты получения всех необходимых документов. Но, как и ранее, принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на осуществление дополнительного вида добровольного и (или) обязательного страхования, предусмотренного классификацией видов страхования, а также на осуществление перестрахования осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех предусмотренных документов.

Расширены полномочия органа страхового надзора в случае ограничения или приостановления действия лицензии, изменения внесены в ст. 32.6 Закона РФ N 4015-1. Теперь в период ограничения или приостановления действия лицензии изменение наименования (фирменного наименования), места нахождения и почтового адреса субъекта страхового дела, а также реорганизация субъекта страхового дела возможны только с предварительного разрешения органа страхового надзора. Отказ органа страхового надзора в выдаче предварительного разрешения должен быть мотивированным.

Согласно внесенным изменениям одновременно с приостановлением действия лицензии (за исключением случаев, если временная администрация назначена ранее или на дату принятия решения о приостановлении действия лицензии в отношении страховой организации введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве) орган страхового надзора назначает временную администрацию страховой организации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом N 127-ФЗ.

Кроме этого, в период ограничения или приостановления действия лицензии субъекты страхового дела не вправе открывать представительства и филиалы без предварительного разрешения органа страхового надзора.

Что касается прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидации в связи с отзывом лицензии, внесены изменения в ст. 32.8 Закона РФ N 4015-1. Согласно новшествам одновременно с отзывом лицензии (за исключением случая, предусмотренного настоящей статьей, и случаев, если временная администрация назначена ранее или на дату принятия решения об отзыве лицензии в отношении страховой организации введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве) орган страхового надзора назначает временную администрацию страховой организации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом N 127-ФЗ.

При принятии страховой организацией решения об отказе от осуществления страховой деятельности временная администрация страховой организации в связи с отзывом лицензии не назначается в случаях, если страховая организация до уведомления органа страхового надзора об отказе от осуществления страховой деятельности:

Изменения в Законе об ОСАГО

Согласно ст. 1 Федерального закона N 40-ФЗ страховщик - это страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством РФ порядке. Страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего на основании настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 21 Федерального закона N 40-ФЗ).

Федеральный закон N 65-ФЗ вносит изменения в п. 1 ст. 25 "Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков", этот пункт представлен в новой редакции, принципиально в новой формулировке дан пп. "г" п. 1 ст. 25 Федерального закона N 40-ФЗ и добавлен новый пп. "д". Профессиональное объединение страховщиков:

г) компенсирует недостающую часть активов при передаче страхового портфеля за счет средств, предназначенных для осуществления компенсационных выплат, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

д) осуществляет иные функции, предусмотренные учредительными документами профессионального объединения в соответствии с его целями и задачами.

Внесены изменения и в ст. 26 "Правила профессиональной деятельности" Федерального закона N 40-ФЗ. Профессиональным объединением страховщиков устанавливаются правила, обязательные для профессионального объединения и его членов и содержащие требования в отношении в том числе действий членов профессионального объединения страховщиков и оформления ими документов при передаче страхового портфеля, а также дополнительных условий и особенностей передачи страхового портфеля, в том числе выбора страховщика, которому передается страховой портфель, при применении мер по предупреждению банкротства страховщика и в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве страховщика, порядка определения размера и выплаты страховщику, которому передан страховой портфель, соответствующего вознаграждения. Также добавлен новый пп. "с", касающийся установки порядка ведения и предоставления журналов учета заключенных договоров обязательного страхования, договоров сострахования, журналов учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования, договоров сострахования.

В целом внесенные поправки усиливают позиции профессиональных объединений страховщиков - саморегулируемых организаций (СРО). Даже в состав временной администрации теперь вправе входить представители саморегулируемой организации или саморегулируемых организаций, членом которых является финансовая организация, по представлению соответствующей саморегулируемой организации (ст. 183.6 Федерального закона N 127-ФЗ).

Изменения в Федеральном законе N 127-ФЗ

Самые большие по объему изменения внесены в Федеральный закон N 127-ФЗ. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту Федерального закона N 65-ФЗ, в настоящее время (до внесения изменений) особенностям правового регулирования банкротства финансовых организаций посвящены ст. ст. 180 - 189 Федерального закона N 127-ФЗ. Однако они имеют общий характер, не учитывают специфику деятельности каждого вида финансовых организаций и не дают четкого определения понятия "финансовые организации" для целей законодательства о банкротстве. Действующим законодательством не закреплены механизмы, способствующие защите материальных прав граждан, вступающих в правовые отношения с финансовыми организациями, в случае банкротства последних. Согласно внесенным изменениям для целей Федерального закона N 127-ФЗ под финансовыми организациями понимаются:

  1. кредитные организации;
  2. страховые организации;
  3. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  4. негосударственные пенсионные фонды;
  5. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (ст. 180 Федерального закона N 127-ФЗ).

То есть внесенные изменения уточнили перечень видов организаций, к которым должны применяться особенности, предусмотренные данным Законом. В отношении финансовых организаций Законом устанавливаются основания применения мер по предупреждению банкротства, а также перечень мероприятий в рамках мер по предупреждению банкротства.

Признана утратившей силу ст. 183 "Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации", вместо нее Федеральный закон N 127-ФЗ дополнен новыми статьями:

Мы перечислили новые статьи, чтобы показать, насколько подробно законодатель попытался прописать особенности банкротства финансовых организаций, установление порядка и условий осуществления мер по предупреждению их несостоятельности (банкротства). Эти статьи устанавливают общие основания применения мер по предупреждению банкротства, а также перечень мероприятий в рамках мер по предупреждению банкротства, такие как разработка и реализация плана восстановления платежеспособности, введение временной администрации. Законом определены задачи и функции временной администрации, последствия ее назначения, срок деятельности временной администрации, основания прекращения деятельности временной администрации.

Особое внимание хотелось бы уделить основаниям для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации. Согласно внесенным изменениям такими основаниями являются:

  1. неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. При этом под таким отказом понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение десяти рабочих дней со дня возникновения обязанности удовлетворения таких требований, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  2. неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше десяти рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;
  3. недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил.

При этом в случае возникновения оснований, указанных выше, финансовая организация в течение 15 дней с даты их возникновения обязана направить в контрольный орган уведомление об этом с приложением плана восстановления ее платежеспособности, если при этом отсутствуют признаки банкротства финансовой организации (ст. 183.2 Федерального закона N 127-ФЗ).

В соответствии с новшествами финансовая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:

  1. сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам к финансовой организации в совокупности составляет не менее чем 100 000 руб., и эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения;
  2. не исполненное в течение 14 дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
  3. стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  4. платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации (ст. 183.16 Федерального закона N 127-ФЗ).

В новой редакции Федерального закона N 127-ФЗ четко прописано, что при рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации предусмотренные Федеральным законом N 127-ФЗ финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются. Кроме этого, в случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации в связи с установленной временной администрацией невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации предусмотренное настоящим Законом наблюдение не применяется (ст. 183.17 Федерального закона N 127-ФЗ).

Согласно внесенным изменениям признана утратившей силу ст. 184 "Продажа имущественного комплекса страховой организации" Федерального закона N 127-ФЗ, вместо нее внесены следующие статьи:

Таким образом, новые статьи предусматривают дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации, особенности определения признаков банкротства, удовлетворения требований кредиторов страховой организации и утверждения мирового соглашения.

Признаны утратившими силу ст. ст. 185 "Право требования страхователей в случае банкротства страховых организаций" и 186 "Удовлетворение требований кредиторов третьей очереди" Федерального закона N 127-ФЗ.

Особого внимания заслуживают изменения, внесенные ст. 184.10 "Особенности удовлетворения требований кредиторов страховой организации" Федерального закона N 127-ФЗ, в порядок очередности удовлетворения требований кредиторов третьей очереди при процедуре банкротства страховой организации. В составе требований кредиторов первой очереди удовлетворяются требования застрахованных лиц, в отношении которых наступила обязанность страховой организации по выплате страхового возмещения по договорам страхования жизни, предусматривающим дожитие застрахованных лиц до определенного возраста или срока.

Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

  1. в первую очередь - требования страхователей, застрахованных лиц или выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, а также требования, связанные с возмещением сумм компенсационных выплат;
  2. во вторую очередь - требования застрахованных лиц или выгодоприобретателей, страхователей по договорам страхования жизни и иным видам личного страхования;
  3. в третью очередь - требования выгодоприобретателей и страхователей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью;
  4. в четвертую очередь - требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и по договорам страхования имущества;
  5. в пятую очередь - требования иных кредиторов, в том числе требования, связанные с возмещением расходов в связи с осуществлением компенсационных выплат по договорам обязательного страхования.

Также существенным нововведением является установление порядка процедуры передачи страхового портфеля страховой организации в рамках реализации мер по предупреждению банкротства страховой организации или в ходе процедур банкротства.

Изменения в Федеральном законе N 294-ФЗ

Внесены изменения в ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ, которая определяет сферу применения настоящего Закона. Согласно внесенным изменениям положения Федерального закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении страхового надзора (ст. 7 Федерального закона N 65-ФЗ).

Согласно внесенным изменениям на порядок организации и проведения проверок при осуществлении страхового надзора положения Федерального закона N 294-ФЗ не распространяются.

Вступление в силу положений Федерального закона N 65-ФЗ

Федеральный закон N 65-ФЗ вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением пп. "а" п. 3 ст. 1 настоящего Закона. Закон опубликован 27 апреля 2010 г., соответственно, вступает в силу с 27 июля 2010 г.

Подпункт "а" п. 3 ст. 1 Федерального закона N 65-ФЗ, касающийся базового минимального размера уставного капитала страховых организаций, вступает в силу с 1 января 2012 г.

Положения вышеприведенных Федеральных законов (в ред. Федерального закона N 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Федерального закона N 65-ФЗ.

Отдельные положения по применению внесенных изменений приведены в ст. 9 Федерального закона N 65-ФЗ.

В заключение

По мнению законодателей, внесение в российское законодательство, регулирующее вопросы банкротства финансовых организаций, данных изменений будет способствовать повышению эффективности мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) финансовых организаций, в том числе и страховых, и проведению процедур банкротства финансовых организаций как механизма пропорционального удовлетворения требований кредиторов.

В целом вступление в силу Федерального закона N 65-ФЗ позволит упорядочить и более четко регламентировать процедуры банкротства финансовых организаций, повысить прозрачность и управляемость этого процесса, защищенность прав граждан, клиентов финансовых организаций.

Е.П.Зобова

Главный редактор журнала

"Страховые организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Оптимизация тарифов страхования гражданской ответственности туроператоров на основе дифференциации рисков
 
Исчисление пособия по беременности и родам