Мудрый Экономист

Налоговая безопасность бизнеса

"Финансовая газета", 2010, N 21

В настоящее время, когда компании начали выходить из кризиса, важно не забывать о такой важнейшей составляющей любого бизнеса, как налоговая безопасность. Необоснованные налоговые претензии могут не только повлечь значительные финансовые потери, создать препятствия для осуществления хозяйственной деятельности, но и привести к банкротству компании вплоть до ее полной ликвидации.

Следовательно, о налоговой безопасности нужно заботиться всегда и везде. Для этого необходимо, чтобы налоговые платежи компании были своевременно уплачены, обоснованны и правильно исчислены, заключенные сделки были законны, а контрагенты "реальны".

Оптимизация налоговых платежей путем законного налогового планирования

С появлением налогов сразу же появились и соответствующие всевозможные схемы ухода от них. Разработанные и прописанные схемы уклонения от налогов находят даже в виде берестяных грамот Древней Руси. Это не кажется чем-то неординарным, поскольку ни один человек по своей природе не является альтруистом и самовольно не желает отдавать "кровно заработанные деньги". Главная проблема заключается в том, что людям неясно, куда и на что пойдут эти средства. Однако стопроцентной прозрачности государственных расходов не будет никогда, а значит, и стопроцентной уплаты налогов.

Но времена меняются, вводятся в действие новые налоги и сборы, совершенствуется налоговое администрирование, поэтому те механизмы сокрытия денежных средств, которые удавалось применить раньше, использовать сейчас уже вряд ли удастся.

Одним из самых опасных моментов для налоговой безопасности бизнеса является применение так называемых черных или серых схем. Почти все из них уже знакомы работникам налоговых органов, поэтому если компании нужно обезопасить свой бизнес, то не стоит пользоваться такими схемами. Не следует верить всевозможным компаниям, которые обещают безопасный уход от налогов, готовые "липовые" фирмы, печати, подписи и т.д. Такие понятия, как "уход от налогов" и "безопасность", никак не могут существовать рядом. В СМИ сейчас существует большое количество всевозможных статей, а также выпускаются различные книжные издания с привлекательными названиями типа "Схемы ухода от налогов", где четко прописаны схемы ухода от налогов. Такие материалы, если и можно прочитать и запомнить, то только для того, чтобы никогда в жизни их не использовать, поскольку если эту книгу, журнал прочитали вы, значит, она так же доступна и известна работникам налоговых органов, которые завтра придут проверять вашу компанию.

Конечно, платить налоги в полном объеме тяжело, а некоторым компаниям даже непосильно. В скором будущем ситуация может еще больше осложниться, когда ставка страховых взносов с 2011 г. вырастет до 34%. Однако не нужно забывать, что помимо "черных" схем существуют и "белые", т.е. весьма законные и безопасные. Их называют налоговой оптимизацией. Для этого нужно разработать грамотную налоговую политику компании, причем лучше, если она будет составлена на относительно долгосрочный период (1 - 3 года). При такой разработке необходимо учитывать все нюансы деятельности компании: ее структуру, состав, производственный процесс и т.д. Причем в налоговой политике следует оптимизировать весь производственный, кадровый, управленческий процесс, затронуть все стороны бизнеса. Принимая какое-либо решение об оптимизации, надо тщательно проанализировать сделку, для того чтобы она не вызывала интереса работников налоговых органов.

Так, допустим, приняв решение, что имущество будет браться в аренду у компаний, находящихся в "низконалоговых" регионах, необходимо не забывать, что эти компании не должны быть взаимозависимыми или аффилированными.

Проверка контрагентов на "добросовестность"

Второй проблемой российского бизнеса являются недобросовестные контрагенты. В 70% случаях, сотрудничая с "однодневками", компании знают, на что идут, однако в 30% - компании даже не подозревают о скрытой опасности, поскольку в настоящее время почти в 90% случаях при рассмотрении споров по НДС и налогу на прибыль выигрывают налоговые органы, ссылаясь на то, что контрагент "недобросовестный", не осуществляет деятельность и его подпись недействительная и т.д. Для выигрыша в суде им нужно лишь вызвать директора контрагента на встречу и допросить его по поводу достоверности подписи.

Следовательно, заключая новые контракты и договоры, на первоначальном этапе необходимо себя максимально обезопасить. Этот процесс довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но "игра стоит свеч". Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде, а на это уйдет гораздо больше времени и средств, чем на проверку на первоначальном этапе. Выясним, что в данном случае следует предпринять налогоплательщику.

Для начала весь процесс проверки добросовестности контрагентов лучше всего разработать и утвердить соответствующим положением или приказом, назначить ответственных лиц, установить критерии, при наличии которых контрагент подлежит проверке.

Широко известные компании, давно существующие на российском рынке и имеющие положительную репутацию, проверять на "реальность существования" смысла нет, поэтому критерий "известность" нужно закрепить одним из первых в положении и проверке.

Критериями отбора могут также служить сумма контракта и периодичность сделок с контрагентом.

Следующим и самым важным этапом проверки контрагента является непосредственный сбор информации о нем, при этом чем такой информации больше, тем лучше.

В первую очередь необходимо собрать общедоступные данные о контрагенте: изучить средства массовой информации, Интернет (хорошо, если удастся найти сайт контрагента), "пробить" компанию по всем интернет-сайтам судов (вполне возможно, что она находится на стадии банкротства). Информацию о "судебной истории" контрагента можно узнать и с помощью справочно-правовых систем, в которых опубликована большая часть судебных решений. Это не только позволит получить представление о статусе и добросовестности контрагента, но и предоставит возможность узнать, лежит ли на нем клеймо "недобросовестности".

Следует также проверить на сайте ФНС России регистрационные данные контрагента. Здесь можно посмотреть полное наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес регистрации и т.п. Все эти данные необходимо сравнить с данными, предоставленными контрагентом. Адрес компании не должен быть "адресом массовой регистрации" либо местом, где не может находиться организация, - нежилым зданием, строением, церковью и т.д. Всю найденную информацию о контрагенте надо распечатать, сделать вырезки и собрать в отдельное дело.

Собрав всю доступную информацию, необходимо перейти к сбору информации у официальных органов (налоговые органы и органы статистики). В налоговой инспекции можно заказать выписку из ЕГРЮЛ, получив которую, компания удостоверится, что контрагент официально зарегистрирован, а также увидит юридический адрес, который следует сравнить с фактическим местоположением потенциального поставщика. Обычно для судов получения выписки из ЕГРЮЛ достаточно, чтобы признать, что компания проявила должную осмотрительность (Постановления ФАС ПО от 15.07.2008 N А57-579/08, ФАС ЗСО от 30.04.2008 N Ф04-2792/2008(4587-А46-41)). При этом сведения должны быть актуальны на момент заключения сделки, а не после него.

В органах статистики можно получить выписку из отчетности, чтобы оценить финансовое состояние контрагента.

Далее важно получить данные от самого контрагента. У компании нужно запросить:

приказы о праве подписи документов (договоров, счетов-фактур);

копии лицензий, если контрагент занимается лицензируемым видом деятельности;

сведения о наличии ресурсов и возможностей, необходимых для выполнения условий договора (основные средства, штат сотрудников). Такая справка от имени контрагента составляется в произвольной форме и свидетельствует об имеющихся на праве собственности и на праве аренды производственных и торговых мощностях (оборудование, складские и производственные помещения, транспорт и т.д.), а также о численности работников контрагента на момент совершения сделки, в том числе занятых в сферах деятельности, непосредственно связанных с исполнением сделки;

объяснение в случае несоответствия информации, полученной из внешних источников и от самого контрагента;

копии деклараций с отметкой о приеме или хотя бы копии титульного листа;

копию годового бухгалтерского баланса за последний отчетный период с отметкой налогового органа о принятии;

выписку из книги продаж о сделке между компаниями, свидетельствующую о том, в какой сумме сделка отражена в налоговых регистрах. Выписка может быть выдана свободным способом, например как копия книги продаж, но с сортировкой по единственному покупателю;

заверенную копию устава.

Конечно, шанс на получение каких-либо документов от контрагента не очень велик, но попытаться все же стоит, так как даже в случае отказа общение с контрагентом - это дополнительное доказательство его реального существования, наличия отношений с ним и ведения им деятельности. Следовательно, все общение с контрагентами должно происходить в письменной форме и оформляться должным образом (на бланке организации, с ее наименованием, наличием должностей, подписей и т.д.).

Проверка договоров и работы сотрудников бухгалтерии

Бывают ситуации, когда компания не пользуется схемами ухода от налогов, уплачивает все налоги своевременно, проверяет контрагентов на "добросовестность", но в результате налоговой проверки доначисляются налоги и выставляется требование об уплате налогов, штрафов и пеней. Это связано с тем, что изначально договор, заключенный с контрагентом, был составлен со скрытыми налоговыми последствиями, т.е. некорректно, а компания, понадеявшись на "хорошего" поставщика/покупателя, договор не проверила. Поэтому ни в коем случае не следует упускать такие детали. Необходимо быть крайне внимательным к содержанию договоров, проводить их полный и всесторонний анализ со стороны как гражданского, так и налогового законодательства. Помимо этого собственные договоры нужно составлять так, чтобы в дальнейшем ни у компании, ни у ее контрагентов не возникло нежелательных налоговых последствий.

Работу по составлению и анализу договора надо поручить квалифицированным сотрудникам компании (юристам, налоговым консультантам). Если таковых ее штат не содержит, то стоит обратиться в специализированные компании.

Кроме того, пристальное внимание необходимо уделить и работе внутри компании, в частности работе бухгалтерии, в аудите это называется "система внутреннего контроля компании". Зачастую глобальные ошибки происходят именно по вине бухгалтера, причем из-за невнимательности или банальной некомпетентности. В связи с этим нужно установить контроль за деятельностью бухгалтерии, возможно, взять в штат внутреннего аудитора или хотя бы раз в год проводить инициативный аудит, который выявит текущие ошибки и погрешности и даст руководству ясную картину работы бухгалтерии.

В заключение хотелось бы отметить, что налоговая безопасность бизнеса - важнейшее звено работы любой компании, поэтому и забывать о ней никогда нельзя. К вопросу безопасности нужно подходить обдуманно, ответственно, осознавая все возможные последствия.

Е.Чиркова

Налоговый консультант,

специалист

отдела налогов и права

ЗАО "НКГ "2К Аудит -

Деловые консультации"

Когда?.. Или поговорим о моменте применения налогового вычета
 
Начисление дивидендов: налоги в 2010 г.