Мудрый Экономист

Аттестация рабочих мест: практические советы

"Руководитель автономного учреждения", 2010, N 5

Аттестация рабочих мест по условиям труда - процесс сложный, особенно в тех случаях, когда он проводится впервые. Многие руководители и сотрудники учреждений совершают ошибки уже в самом начале этой процедуры, а большинство даже не знает, с чего начинать. Какой должна быть правильная последовательность действий при аттестации? Как избежать типичных ошибок?

Аттестация рабочих мест (АРМ) - это качественный и количественный анализ профессионального риска, оценка условий труда на конкретном рабочем месте с последующей проработкой мероприятий по устранению опасных и вредных производственных факторов, а также по предупреждению производственного травматизма, профзаболеваний.

Государственные нормативы, определяющие необходимость проведения аттестации, прописаны в ст. 212 ТК РФ, Приказе Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", а также в Методические указания ОТ РМ 02-99 "Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей аттестации по условиям труда" <1>.

<1> Утверждены Департаментом условий и охраны труда Минтруда России 30.07.1999.

В соответствии с действующим законодательством проводить АРМ следует раз в пять лет на всех рабочих местах, а в случае, если за этот период образовались новые, - сразу же после ввода их в эксплуатацию. Обязательно следует переаттестовать (то есть со всех позиций заново оценить) рабочее место, на котором было заменено оборудование, поменялся технологический процесс или произошли другие существенные новации.

Начнем с приказа

АРМ начинается с издания приказа, которым утверждается аттестационная комиссия, а также определяются сроки и графики проведения процедуры. Комиссия должна состоять из сотрудников, прошедших подготовку по общим вопросам АРМ в специализированных обучающих центрах, уполномоченных проводить такое обучение федеральным органом исполнительной власти. В комиссию рекомендуется включать руководителей структурных подразделений, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, представителей профсоюзных организаций (или иных представителей работников), других сотрудников, имеющих отношение к организации работ по охране труда. Если аттестация проводится специализированной организацией (в основном так и бывает), ее представителей включают в комиссию на паритетной основе.

Как выбирать специализированную компанию? Основным критерием здесь должна быть не цена (дешевле не значит лучше), а опыт и надежность организации и работающих в ней специалистов. Кроме того, будет лучше (а впоследствии и проще), если для АРМ учреждение выберет организацию, аккредитованную в системе сертификации работ по охране труда (аккредитованную лабораторию). Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан проводить аттестации с последующей сертификацией организации работ по охране труда, а аккредитованная лаборатория может провести и первое, и второе без дополнительных проверок результатов АРМ.

Как избежать ошибок?

Первым важным этапом подготовки к аттестации является формирование перечня рабочих мест, ведь от того, насколько правильно составлен данный документ, будет зависеть дальнейший результат. Казалось бы, разве сложно определить рабочие места? Но именно на этом этапе совершается ряд грубейших ошибок.

Одна из самых распространенных - приравнивание количества рабочих мест к списочной численности работников, в то время как при определении количества мест необходимо учитывать воздействие на работника целого комплекса факторов. Предположим, если специалисты одной профессии и одного подразделения работают на одном и том же оборудовании (например, в три смены), производственные факторы, подлежащие оценке, одинаковы, поэтому рабочее место будет рассматриваться как одно. Если каждый из этих специалистов трудится на разных участках или в разные смены (например, два работают только днем, а два - только ночью), считается, что они трудятся на разных рабочих местах.

Следующей распространенной ошибкой является подмена понятий "рабочее место" и "рабочая зона". В течение смены специалист может выполнять свои трудовые обязанности, попеременно работая на различном оборудовании, находясь в разных помещениях. При определении количества рабочих мест такое "комбинированное" место должно рассматриваться как одно, на котором время смены распределено по рабочим зонам. Так, воспитатель в детском саду, как правило, находится в группе 40% рабочей смены, в спальной - 10%, в игровой - 30%, на улице - 20%.

Много ошибок при составлении перечня возникает и из-за отнесения рабочих мест к аналогичным. На аналогичных рабочих местах сотрудники выполняют одни и те же профессиональные обязанности в однотипном технологическом процессе и режиме работы, используют однотипное производственное оборудование и, соответственно, имеют одинаковый набор вредных и опасных производственных факторов.

Однако бывают случаи, когда рабочие места не могут считаться аналогичными. Типичный пример - места операторов или бухгалтеров, оборудованные персональными компьютерами (ПЭВМ) с видеодисплейными терминалами (ВДТ, мониторами). Основным производственным фактором здесь будут неионизирующие (электромагнитные) излучения от блоков ПЭВМ и мониторов. Значение показателей этого фактора зависит от различных составляющих: типа, марки и модели монитора, компоновки самого рабочего места (эти данные не могут быть аналогичными). Дополнительное воздействие оказывают расположение блоков ПЭВМ и периферийного оборудования, планировка рабочего помещения и расположение рабочих мест относительно друг друга, наличие или отсутствие правильно выполненного заземления, расположение мониторов относительно трасс силовой разводки. Даже ориентация вилки питающего кабеля в розетке способна повлиять на интенсивность электромагнитного излучения, воздействующего на работников.

Вторым важным этапом является подготовка к замерам АРМ. Очень часто встречаются ситуации, когда в рабочем кабинете вышли из строя осветительные установки, и это сильно отражается на результатах замеров. Поэтому перед замерами производственных факторов сотрудникам учреждения целесообразно проверить все рабочие места (осветительные установки, заземление электроустановок и оборудования), привести журналы по охране труда в соответствие требованиям законодательства, проверить вентиляцию и т.д. Эти мероприятия, практически не требующие капиталовложений, необходимо периодически повторять. Подобная профилактика улучшит результаты АРМ, а значит, в дальнейшем не придется заново переаттестовывать рабочее место, что позволит сэкономить время и деньги.

Допустимо или вредно?

Далее начинается непосредственно аттестация - проведение замеров вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, определенных в перечне. Замеры эти следует делать во время работы, в течение всего производственного процесса. Потом необходимо оценить результаты: основным документом, на который опираются аттестующие организации, здесь является Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда. Р 2.2.2006-05 <2> (далее - Руководство Р 2.2.2006-05). Итоговые результаты должны быть отражены в протоколах (по каждому фактору в отдельности).

<2> Утверждено Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005.

Оценка значений измеряемых факторов происходит на основе гигиенических нормативов предельно допустимых концентраций веществ (ПДК) и предельно допустимых уровней загрязнений (ПДУ). В нормативах определены уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе (но не более 40 часов в неделю), на протяжении всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или иных отклонений в состоянии здоровья. По степени отклонений от гигиенических нормативов условия труда условно подразделяют на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Если замеры и оценка производственных факторов на рабочем месте показали, что фактические значения соответствуют ПДК и ПДУ, а требования травмобезопасности рабочего места и обеспеченности средствами индивидуальной защиты выполнены, то считается, что условия труда на рабочем месте оптимальные (первый класс) или допустимые (второй класс). То есть условия отвечают гигиеническим требованиям безопасности - здоровье и работоспособность сотрудников сохраняются.

Если на рабочем месте фактические значения производственных факторов не соответствуют нормам и требованиям, условия труда признаются вредными (третий класс). Причем чем значительнее превышение фактических данных, тем выше степень вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4). Такие условия оказывают неблагоприятное действие на организм работающего.

В опасных условиях труда (четвертый класс) создаются угроза для жизни сотрудников и высокий риск развития у них острых профессиональных поражений. Как правило, такие рабочие места подлежат ликвидации.

Результаты, полученные в протоколах, объединяются в карты АРМ - документ, отражающий условия труда на конкретном рабочем месте. Работника в обязательном порядке следует ознакомить с данной картой - это одно из требований по охране труда.

Полученные результаты АРМ, фиксирующие недостатки каждого рабочего места, позволяют аттестационной комиссии составить перечень мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. В большинстве случаев после выполнения рекомендуемых мероприятий условия могут улучшиться до допустимых (второй класс), но, чтобы документально доказать этот факт, рабочее место придется переаттестовывать.

Напряженный труд

Учреждения социальной сферы - это, конечно, не производство. Здесь нет цехов, станков и прочих движущих опасных механизмов, которые часто являются причиной травм. Однако практика проведения АРМ показывает, что в подобных учреждениях рабочие места, как правило, признаются в разной степени вредными.

Самый распространенный фактор, зачастую имеющий отклонения от ПДУ, - освещенность рабочих мест. В большинстве случаев данная недоработка возникает из-за халатности обслуживающего персонала (например, из-за несвоевременной замены вышедших из строя осветительных установок). А между тем недостаточная освещенность оказывает большую нагрузку на органы зрения и центральную нервную систему, приводит к нарушению функционального состояния зрительного анализатора.

Не менее часто встречается факт превышения уровня электромагнитных полей, создаваемых ПЭВМ. Безусловно, компьютеризация рабочих мест увеличивает производительность труда, позволяет использовать современные технологии, но при этом все же не стоит забывать о рациональном размещении компьютеров в помещении (не располагать слишком близко принтеры, выдерживать расстояние между соседними мониторами и т.д.) и о заземляющем контуре в вилке розетки. Кстати, последний влияет еще и на результаты оценки травмобезопасности рабочего места, увеличивая или снижая вероятность замыкания электросети.

Играет свою роль и еще один фактор, о котором многие руководители вообще не задумываются, - напряженность трудового процесса (эксперты часто зачисляют ее в классы вредности 3.1, 3.2, 3.3). Этот фактор, отражающий нагрузку на центральную нервную систему и органы чувств работника, невозможно измерить с помощью каких-либо инструментов, но он подлежит обязательной оценке при аттестации: исследуются интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки на сотрудника в процессе его рабочей смены, а также степень монотонности и режим работы.

Из практики видно, что напряженность труда является вредным производственным фактором для большинства работников, занятых интеллектуальным трудом (независимо от сферы деятельности организации). Кстати, до недавнего времени на этот фактор не обращали должного внимания, считая его "изначально не вредным". Но, как оказалось, именно нагрузки на нервную систему работника в итоге приводят к сложнейшим заболеваниям.

Напряженность труда измеряется с помощью субъективных оценок специалистов, и результаты оценки очень часто вызывают споры. Однако в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 вредность условий труда нередко определяется уже самой спецификой профессии (должности) работника. Например, сотрудники научно-исследовательских институтов, директора, управляющие, бухгалтеры несут большую ответственность за конечный результат своей работы, работники образования - за жизнь других людей, поэтому их условия труда, как правило, относят к классу 3.1 или 3.2. Аналогичная оценка дается и рабочему месту водителя, у которого к очень высоким сенсорным нагрузкам добавляются эмоциональные (ответственность за свою жизнь и жизнь других участников дорожного движения), а перерывы часто отсутствуют или попросту невозможны.

За счет проведения определенных мероприятий, таких как сокращение рабочей смены, введение дополнительных регламентированных перерывов, распределение функциональных обязанностей между большим количеством работников (наем дополнительных сотрудников), вредность условий труда можно снизить. Но всегда ли эти меры окажутся экономически целесообразными и эффективными?

Разумеется, нужно стремиться к тому, чтобы как можно большее число рабочих мест имело нормальные условия труда (класс 2.0). Однако если это невозможно, работникам следует устанавливать компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышение оплаты труда согласно Постановлению Правительства РФ от 20.11.2008 N 870. Правда, порядок предоставления компенсаций до сих пор не определен.

Грамотно проведенный процесс АРМ позволяет получить достоверную картину, касающуюся условий труда работников, и по возможности их улучшить. Если же улучшение невозможно, аттестация даст все необходимые сведения для проведения своевременной профилактики профзаболеваний и поможет сохранить здоровье и работоспособность сотрудников организации.

С.И.Гурин

Директор

ООО "Центр социально-

экономических технологий"