Мудрый Экономист

Расходы на выпуск корпоративной газеты

"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2010, N 5

Сегодня во многих крупных и средних компаниях издают корпоративную газету. Бухгалтера в этом случае волнует вопрос отнесения на расходы для целей исчисления налога на прибыль затрат, связанных с ее выпуском, ведь конкретной нормы, где прямо говорилось бы о "газетных" затратах, НК РФ не содержит. Полагаем, что в данном случае как нельзя лучше подходит пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ, в котором речь идет о расходах на управление организацией.

Итак, если организация занимается выпуском "своей" газеты и хочет уменьшить облагаемую базу на сумму произведенных затрат, то ей следует тщательно продумать, какие аргументы она сможет представить налоговым инспекторам в качестве обоснования этих затрат. Например, корпоративная газета выполняет следующие задачи (было бы неплохо отразить их в локальном нормативном акте):

Как свидетельствует арбитражная практика, налоговики не всегда соглашаются с отнесением на расходы, уменьшающие облагаемую базу по налогу на прибыль, затрат на издание корпоративной газеты. Но, как правило, судьи встают на сторону налогоплательщиков.

Так, ФАС ЦО в Постановлении от 22.06.2009 N А68-АП-207/14-05 принял во внимание то обстоятельство, что спорная газета является корпоративным изданием. Его цели - распространение среди работников информации о кадровой, социальной и экономической политике общества, публикация внутренних нормативных актов, иной производственной информации. Учитывая, что спорные расходы на печать газеты признаны судом затратами на управление предприятием, обусловлены целями получения дохода и документально подтверждены, суд сделал вывод о необоснованности доначисления обществу налога на прибыль.

ФАС МО в Постановлении от 18.11.2009 N КА-А40/12012-09, отклоняя довод инспекции, обоснованно исходил из того, что затраты общества на издание корпоративной газеты и на радио не содержали рекламной информации, учитываются в составе управленческих расходов и не противоречат п. 1 ст. 252, пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Аналогичный вывод был сделан и арбитрами ФАС ЗСО в Постановлении от 15.01.2007 N Ф04-8741/2006(29775-А27-26) <1>: общество отнесло на расходы затраты по выпуску газеты, которые являются обоснованными и производственно необходимыми, поскольку названная газета является источником информации о показателях работы всего коллектива, его участков, планов работы, иной производственной информации. Газета распространяется на территории общества. Налоговым органом не представлены доказательства в подтверждение довода о том, что газета носит общий информационный характер и не влияет на деятельность общества.

<1> Определением ВАС РФ от 21.06.2007 N 5133/07 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Обратите внимание! Корпоративные газеты (журналы), затраты на выпуск которых учитываются как расходы на управление организацией, распространяются только среди сотрудников компании и не содержат рекламной информации.

Если же организация выпускает печатное издание, которое носит рекламный характер, распространяет его бесплатно и размещает в общедоступных местах для посетителей офиса или покупателей в магазине, то расходы на такие газеты или журналы должны учитываться как рекламные.

О.А.Воронкова

Эксперт журнала

"Налог на прибыль:

учет доходов и расходов"