Мудрый Экономист

Ударим глонассом по бездорожью и разгильдяйству!

"Руководитель строительной организации", 2010, N 5

Пока строительные предприятия не испытывали проблем с денежными потоками, вопрос снижения издержек и оптимизации бизнес-процессов был далеко не первоопределяющим. Как только обороты и прибыли строителей упали, руководители компаний обратились к поиску путей экономии и сокращения расходов. Фактически кризис для многих отраслей явился причиной роста востребованности систем спутникового мониторинга - спрос на системы вырос в несколько раз.

Высоко сижу, далеко гляжу

Системы спутникового мониторинга позволяют отслеживать движение автомобилей и специальной техники, решать многие оперативные задачи строительного бизнеса и в конечном счете повышать его эффективность. Первое, что заставляет руководителей задуматься об установке систем спутникового мониторинга, - это проблемы нецелевого использования транспорта и слишком высокий расход топлива. "Ни для кого не секрет, что на многих российских предприятиях водители могут использовать автотранспорт в личных интересах, а также осуществлять различные махинации с топливом - заправку автотранспорта на не рекомендуемых предприятием АЗС, сливы топлива, подделку чеков за топливо. При эксплуатации бетономешалок и самосвалов возникают проблемы разгрузки материалов за пределами объекта, - рассказывает коммерческий директор ЗАО "Современные технологии мониторинга" Юрий Висневский. - Кроме решения этих первоочередных проблем, руководители ставят задачу повышения эффективности использования существующего транспорта. Это контроль работы механизмов и реальной загруженности спецтехники, контроль времени простоя на объекте в ожидании разгрузки, после разгрузки. В процессе решения этих проблем данные должны предоставляться в удобном для анализа виде и по возможности интегрироваться в системы учета предприятия".

К сведению. GPS (Global Positioning System, или Глобальная система позиционирования) и ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) - американская и российская спутниковые системы навигации, использующие аналогичные принципы действия. Спутники непрерывно излучают навигационные сигналы, позволяющие определять координаты движущихся объектов, их скорость и точное время.

Бензин сливают, спутник считает

Современные технологии планирования маршрутов и мониторинга работы строительной техники, использующие возможности GPS/ГЛОНАСС, позволяют решать многие важные задачи бизнеса и реально способствовать повышению его эффективности.

Контроль работы сотрудников (водителей, машинистов и др.) позволяет пресечь нецелевое использование строительной техники и транспортных средств, в результате чего расходуются "казенные" ГСМ, а техника подвергается дополнительному износу. Системы планирования маршрутов перемещения и нахождения с дальнейшим контролем фактического использования техники позволяют полностью пресечь "левые" рейсы и заказы.

Соблюдение водителями (машинистами) правил эксплуатации техники. В интересах любой организации - продление срока службы дорогостоящих транспортных средств и техники. При несоблюдении правил эксплуатации механизмы изнашиваются быстрее. "Через подключение к автомобильному компьютеру можно контролировать в режиме on-line несколько десятков параметров работы транспортного средства, в том числе, например, количество оборотов двигателя, - рассказывает Андрей Кучеров, директор по маркетингу и региональному развитию ООО "АНТОР БИЗНЕС РЕШЕНИЯ". - Эксплуатация двигателя на повышенных оборотах на 20 - 30% увеличивает расход топлива и ускоряет износ".

Андрей Кучеров объясняет: "Неровная" манера вождения - частые чередования циклов торможения и ускорения - также неблагоприятно влияет на состояние транспортного средства: страдают тормозная система, коробка передач, сцепление, подвеска и т.д. И опять же, это влияет на расход топлива. Резкие торможения приводят к быстрому износу покрышек, а только одна покрышка на грузовик стоит более 17 000 руб. Если водитель недисциплинирован и постоянно нарушает Правила дорожного движения (тот же скоростной режим), он с большей вероятностью попадет в аварию или будет иметь проблемы с инспектором ГИБДД. А кому нужен водитель, лишенный прав?".

Система мониторинга позволяет контролировать десятки показателей эксплуатации техники, а также отдельных машин и механизмов: моменты переключения скорости, количество оборотов двигателя, периоды стационарной (холостой) работы двигателя, расход топлива холостого хода, факты завышенного числа оборотов двигателя, применение принудительного включения низшей передачи, общий и актуальный расход топлива, крутящий момент двигателя, анализ торможения (количество торможений, длительность торможения и замедления, торможение двигателем). Контроль данных показателей позволяет существенно снизить износ техники, а значит, снизить затраты владельцев на ее техобслуживание.

Контроль груза, мест разгрузки (погрузки). Возможность контролировать нагрузку на оси транспортных средств позволяет четко отслеживать количество (вес) перевозимых грузов и мест разгрузки (погрузки). Данная функция позволяет пресечь хищения строительных материалов и возможные перегрузы (из-за желания сократить количество рейсов), приводящие к поломке техники. Кроме того, в строительстве достаточно актуальна проблема утилизации строительного мусора, который должен вывозиться на специальные полигоны. Нередко недобросовестные водители вываливают мусор в неположенных местах, что, во-первых, неблагоприятно влияет на экологическую обстановку, а во-вторых, может стать причиной достаточно большого штрафа для организации. Также для контроля перевозки грузов могут быть использованы датчики открытия кузова, позволяющие отследить факты (и места) открытия кузова. Контроль уровней топлива и перевозимых жидких грузов позволяет предупредить хищения топлива, бетона, строительных растворов и смесей, точно устанавливая факты и места злоупотреблений.

Контроль пробега - исключение приписок в путевых листах. В системах спутникового мониторинга четко фиксируется реальный пробег транспортных средств и техники. Водители лишаются возможности "подкрутить" спидометр и как-либо повлиять на показания оборудования.

Контроль условий перевозки. Нередко при перевозке бетона и строительных растворов очень важно соблюдать определенные параметры их хранения (перевозки), а именно скорости и направления вращения бака растворовоза.

Планирование работы строительной техники и транспортных средств. Системы планирования - это программные средства, решающие задачи транспортной логистики. Например, нужно спланировать доставку бетона с нескольких бетонно-растворных узлов на большое количество стройплощадок. Программа решает эту задачу, используя геоинформационные технологии. Когда все рейсы спланированы, водители получают указания, по какому маршруту ехать, в каком порядке грузить, чтобы в соответствии с маршрутом было удобно разгружать, и т.п.

Безопасность. Угон дорогостоящей техники со стройплощадки - серьезная проблема. И хотя системы GPS/ГЛОНАСС нельзя признать полноценными противоугонными системами, они все же позволяют отследить перемещения и местоположение транспорта и техники. Также системы мониторинга позволяют организовывать двустороннюю связь "водитель - диспетчер", отправлять тревожные сообщения с помощью "тревожной кнопки".

Нажми на кнопку - получишь результат

На транспортное средство устанавливается система GPS/ГЛОНАСС мониторинга, которая передает данные о местоположении машины. Подключаются дополнительные навесные или штатные датчики для контроля различных механизмов. Данные об автомобиле посредством мобильной или спутниковой связи передаются на сервер. Получая информацию с сервера, диспетчер отслеживает движение транспортных потоков на электронной карте, которую отображает экран компьютера. Например, если есть стройплощадка, на которой заняты несколько машин, диспетчер с помощью компьютерной мышки может очертить границы этой стройплощадки на карте и обозначить границы, в которых должны работать бульдозер и грейдер, и направление, откуда грузовики подвозят гравий. Таким образом, система слежения позволяет видеть всю оперативную картину. То есть диспетчер видит, что конкретный самосвал действительно движется от карьера к заводу, трактор ровняет дорожное полотно, а не трамбует на чьей-то даче площадку под новую баньку.

Обратите внимание! Данные могут поступать в виде отчетов по перемещению и работе автомобилей и строительной техники и загружаться в систему 1С либо другую систему управленческого учета для последующего анализа. Как правило, все стандартные отчеты предоставляются пользователям по умолчанию в нескольких вариантах: в табличной или графической форме (диаграммы, графики и т.д.), а также с использованием картографической основы - для визуализации маршрутов.

Кроме стандартных отчетов, создание которых заложено в систему, ее возможности могут быть доработаны под конкретный заказ. Например, в систему планирования может быть заложена возможность использования штрихкодов на маршрутном листе для ускорения ввода фактических данных и минимизации ошибок. Также в зависимости от пожеланий заказчика автомобильные GPS/ГЛОНАСС-приемники оснащаются дополнительными датчиками: открытия кузова или фургона, топлива и т.п.

Учимся следить

Компании, разрабатывающие системы планирования и слежения GPS/ГЛОНАСС, создают интуитивно понятные интерфейсы программ, чтобы у сотрудников, работающих с техникой, не возникало проблем ни при обучении, ни в процессе эксплуатации. Так, обучение диспетчеров работе с системой слежения "СКАУТ" занимает всего четыре часа. Сложностей при общении с системой у персонала, обладающего базовыми навыками работы на компьютере, не возникает, а при выполнении нестандартных задач пользователи могут обратиться за помощью к разработчику. Обучение пользователей навыкам работы с системами мониторинга ANTOR MonitorMaster и планирования ANTOR LogisticsMaster обычно занимает не более одного дня. Водителей же обучать не нужно вообще - оборудование спутниковой навигации и передачи данных работает абсолютно автономно.

Окупаемость систем мониторинга

Система стоит недешево, но затраты на ее приобретение следует рассматривать как инвестиции, направленные на снижение затрат предприятия и оптимизацию работы транспорта. "Наша система "СКАУТ" - это инструмент, который дает возможности для перехода на новый уровень управления автопарком предприятия, - говорит Юрий Висневский. - Средний срок окупаемости составляет от трех до шести месяцев. Основной эффект достигается за счет снижения среднего пробега автотранспорта на 5 - 12%, сокращения расхода топлива до 30%, повышения эффективности использования техники и качества управления персоналом. Реальный срок окупаемости и эффективность внедрения зависит от качества управленческих решений и готовности руководства к изменениям на предприятии".

Исходя из опыта компании "НИКА-КОМ", внедряющей в том числе системы управления автотранспортом, стоимость решения складывается из затрат на приобретение приборов (12 - 14 тыс. руб. на каждую машину), программного обеспечения (порядка 100 тыс. руб. вне зависимости от количества автомобилей), электронной карты (около 30 тыс. руб.), абонентской платы за обслуживание дата-центра и т.д. "Фактически эти затраты окупаются за несколько месяцев, - говорит генеральный директор "НИКА-КОМ" Сергей Левин. - По данным одного из наших клиентов, автопарк которого составлял порядка 35 единиц с ежедневной загрузкой, экономия составляет около 80 тыс. руб. в месяц".

Аналогичные данные, основанные на практическом опыте внедрений, предоставляет и компания "АНТОР БИЗНЕС РЕШЕНИЯ". Разработанная этой компанией система слежения позволяет сократить фактический пробег техники на 20 - 25%, расходы на топливо - на 20 - 30%, расходы на эксплуатацию транспорта - на 20 - 25%. "Кроме того, факт использования спутниковой системы мониторинга позволяет получать дополнительные скидки при страховании техники - до 5 - 10%", - напоминает Андрей Кучеров.

С.Л.Кукина

Эксперт журнала

"Руководитель

строительной организации"