Мудрый Экономист

Программы повышения качества оказания госуслуг

"Руководитель автономного учреждения", 2011, N 4

Чтобы объединить усилия органов государственной власти и госучреждений, ориентировать их на повышение качества и эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг, был сформирован самостоятельный инструмент бюджетного планирования и бюджетирования по результатам - государственные программы. Одним из их видов являются программы повышения качества оказания государственных (муниципальных) услуг, которые сочетают меры нормативного правового и экономического регулирования конкретных отраслей, направленные на повышение качества и доступности госуслуг, и проекты государственных заданий.

Требования к структуре, составу госпрограмм, а также Порядок их разработки, утверждения и оценки их эффективности определен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 588. Сам же Перечень госпрограмм утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р и включает в себя 41 наименование, в том числе программы "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Социальная поддержка граждан". Их основными исполнителями выступают соответствующие министерства и ведомства, а к реализации мероприятий привлекаются государственные и муниципальные учреждения, непосредственно предоставляющие услуги. В частности, госпрограммой "Развитие образования" предусмотрено повышение доступности и качества дошкольного, общего и профессионального образования, которое будут обеспечивать детские сады, школы и вузы. А развитие эффективной системы социального обслуживания (одно из направлений реализации программы "Социальная поддержка граждан") будет невозможно без участия домов-интернатов, центров реабилитации и др.

Цели госпрограмм и предусмотренные мероприятия

Согласно сложившейся практике целью подобных программ является повышение качества и доступности оказываемых государственных услуг в определенной сфере. В госпрограммах объединяются меры правового регулирования, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов программ, а также при возможности налоговые, таможенные, тарифные и кредитные инструменты.

Важнейшими типовыми отраслевыми мероприятиями, предусмотренными в государственных программах, являются:

  V   разработка  и  мониторинг  исполнения   административных  регламентов
исполнения государственных функций (предоставления государственных
услуг);
---------------------------------------------------------------------
V совершенствование нормативной правовой базы с целью повышения
качества оказания государственных услуг (разработка соответствующих
нормативных правовых актов);
---------------------------------------------------------------------
V формирование, утверждение и контроль выполнения учреждениями
государственных заданий на оказание услуг;
---------------------------------------------------------------------
V оптимизация деятельности и расходов на содержание подведомственных
государственных учреждений, оказывающих услуги;
---------------------------------------------------------------------
V расширение использования программных принципов в деятельности органов
исполнительной власти и государственных учреждений;
---------------------------------------------------------------------
V техническое оснащение сети государственных учреждений, которые
участвуют в программе повышения качества оказания государственных
услуг;
---------------------------------------------------------------------
V создание единой информационно-аналитической системы разработки,
исполнения и мониторинга государственных программ;
---------------------------------------------------------------------
V организация системы подготовки и повышения квалификации персонала с
целью повышения качества и доступности оказания госуслуг.

Подходы к постановке целей, задач и формулированию показателей государственных программ закреплены в Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 22.12.2010 N 670 (далее - Методические указания). Используемые показатели (индикаторы) госпрограмм должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:

Прогноз сводных показателей госзаданий

Как отмечалось выше, составной частью госпрограмм являются государственные задания на оказание услуг, выдаваемые учреждениям. Поэтому в число используемых показателей госпрограмм должны включаться данные, характеризующие уровень удовлетворенности потребителей объемом и качеством услуг. Кроме того, в ряде случаев необходимы дополнительные разделы по государственной программе - требуется Прогноз сводных показателей государственных заданий (показатели объема, качества оказания госуслуг и норматив затрат на их оказание) по этапам реализации госпрограммы.

Красноярский край: многофункциональные центры

Рассмотрим особенности взаимодействия органа власти и государственных учреждений на примере программы "Повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в Красноярском крае в среднесрочный период". Ее цель - улучшение качества и доступности государственных и муниципальных услуг на базе государственных учреждений (в данном случае многофункциональных центров <1>) на территории муниципальных образований Красноярского края. Достижение указанной цели определяется по следующим показателям:

<1> Планируется внести в Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" поправку, разрешающую многофункциональным центрам переходить в форму автономных учреждений.

Качество оказания государственных и муниципальных услуг оценивается по следующим показателям:

Значимость принятия данной программы состоит в том, что невозможно улучшить предоставление отдельно взятой услуги только в рамках государственных учреждений и конкретного ведомства без оптимизации работы других ведомств, включенных в предоставление таких услуг. В связи с этим оптимизацию необходимо проводить по следующим направлениям:

  1. оптимизация межведомственного взаимодействия (в том числе электронного), сокращение времени документооборота, объединение информационных ресурсов ведомств и государственных учреждений;
  2. обеспечение возможности получения гражданами одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг в рамках отдельно взятой межведомственной услуги в режиме "единого окна".

Согласно исследованию, проведенному администрацией Красноярска, около 90% поступивших обращений граждан приходятся на 41 услугу, то есть перечень наиболее востребованных услуг определен и ограничен. Таким образом, при четкой организации деятельности все наиболее востребованные услуги можно оказывать в одном месте, а контроль качества оказанных государственными и муниципальными учреждениями услуг производить по единым параметрам.

Ключевая функция многофункционального центра, где в одном месте оказываются все услуги, - это организация приема получателей услуг, первичная обработка документов, оказание заявителю государственной (муниципальной) услуги, консультирование граждан и юридических лиц по вопросам предоставления госуслуг. Взаимодействие ведомств различных уровней власти и непосредственно государственных учреждений при предоставлении государственных (муниципальных) услуг осуществляется на основе заключенных соглашений и государственных заданий.

Программа направлена на обеспечение высокого качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг (не менее 50 наименований) гражданам и юридическим лицам в следующих сферах:

Хабаровск: учреждения социального обслуживания

В других субъектах РФ и муниципальных образованиях реализуются схожие программы. В частности, в Хабаровске в рамках программы повышения качества оказания социальных услуг, ответственным исполнителем которой является управление социальной защиты населения администрации города, принимают участие основные муниципальные учреждения сферы социальной защиты, в том числе центры по работе с населением, дома ветеранов, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Финансирование муниципальных учреждений производится за счет бюджетов различных уровней в соответствии с действующим законодательством. Учитывая ограниченные возможности бюджета города, муниципальные учреждения проводят работу по привлечению внебюджетных средств и оказанию дополнительных платных услуг населению. Самостоятельность учреждений проявляется в праве выбора способа привлечения спонсорских средств.

Перед управлением социальной защиты населения администрации Хабаровска поставлены задачи повышения доступности социальных услуг, качества и эффективности предоставления их населению. В рамках данной задачи предполагается определение стоимости муниципальных услуг и распределение бюджетных средств по учреждениям в соответствии с нормативами и объемами оказания муниципальных услуг.

Муниципальная система учреждений, подведомственных управлению социальной защиты населения администрации Хабаровска, предоставляет гражданам пожилого возраста, проживающим на территории города (мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет), услуги в социальной сфере. При принятии решения о предоставлении клиенту конкретного набора услуг учитываются специфика жизненной ситуации, в которой находится гражданин, его потребности и возможности, личный выбор тех или иных форм получения услуг и другие объективные факторы.

Одним из аспектов оценки эффективности деятельности учреждений социальной защиты по организации досуга пожилых людей является учет мнений потребителей государственных (социальных) услуг. Для решения этой задачи используется такой механизм, как регулярное проведение социологических исследований (мониторинга) по проблемам качества и уровня культурного обслуживания посетителей. Внедрение системы мониторинга социальных потребностей людей пожилого возраста обеспечит установление постоянной обратной связи между учреждениями социальной защиты и их посетителями. Это позволит повысить эффективность и адресность предоставляемых услуг.

Государственные услуги, оказываемые социальными учреждениями Хабаровска по вопросам решения семейных проблем, делятся на следующие виды:

Сводные показатели муниципальных заданий для бюджетных и автономных учреждений социальной сферы представлены в нижеследующей таблице.

Сводные показатели государственных заданий для учреждений социальной сферы, участвующих в государственной программе

              Показатель             
  2010 год 
  2011 год 
  2012 год 
             Количество            
Семей
Детей
Семей
Детей
Семей
Детей
Состоящие на учете                   
 2002
 2228
 1314
 2184
 1251
 2186
Поставленные на учет                 
  229
  366
  178
  316
  152
  294
Состоящие на патронаже               
  461
  859
  438
  805
  366
  690
Снятые с патронажа по достижении     
положительных результатов
   71
  118
  149
  256
  176
  282
Снятые с патронажа по другим причинам
  165
  287
   95
  176
   46
   88
Снятые с учета по достижении         
положительных результатов
   56
   91
  295
  453
  109
  206
Снятые с учета по другим причинам    
  110
  181
  485
  998
  140
  267

Таким образом, в число показателей качества оказания государственных услуг входят количество семей, снятых с учета по достижении положительного результата, и снижение количества неблагополучных семей, воспитывающих детей.

Для обеспечения гарантий доступности и качества предоставления социальных услуг необходимы укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений, в том числе приобретение новой и современной техники (компьютеров, факсов, копировальных аппаратов, принтеров) и замена устаревшей и вышедшей из строя техники и оборудования, необходимых для оказания государственных услуг.

После реализации программы ожидаются следующие результаты по ключевым ее направлениям:

  1. организация досуга пожилых граждан, в том числе:

а) удовлетворение культурных потребностей пожилых людей Хабаровска;

б) улучшение качества и доступности данных услуг путем увеличения числа обслуживаемых граждан и увеличения числа клубов, кружков, мероприятий;

  1. организация работы с детьми, воспитывающимися в семьях с дисфункциональными нарушениями, в том числе:

а) уменьшение числа семей с дисфункциональными нарушениями;

б) улучшение качества и доступности данных услуг;

в) увеличение количества семей, получивших услуги патронажа;

  1. укрепление материально-технической базы учреждений, в том числе:

а) создание условий для формирования единого информационного пространства отрасли социальной сферы;

б) предотвращение аварийности зданий и помещений;

в) обеспечение учреждений новым оборудованием.

Заключение

Финансирование государственных учреждений по направлениям развития их материально-технической базы, улучшения кадрового и организационного потенциала, внедрения комплекса мер по повышению доступности и качества оказываемых населению услуг осуществляется через государственные программы в форме субсидирования. Таким образом, автономные учреждения, как и государственные учреждения других типов, могут получить дополнительное финансирование на достижение целей государственных программ.

А.Г.Ловидова

К. э. н.,

заместитель начальника

отдела анализа и развития

бюджетной системы

Департамента бюджетной

политики и методологии

Минфина России