Мудрый Экономист

Правовые аспекты внешнего обучения персонала

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 5

В статье рассматриваются юридические требования к построению системы внешнего обучения персонала. Работодатель может проводить профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям. Систематизация видов профессиональных программ позволит организации разработать конкурентоспособный порядок внешнего обучения сотрудников.

Виды обучения

Основные права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров определены в ст. 196 ТК. В сегодняшних экономических условиях работодателю предоставлено право для собственных нужд самостоятельно определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Работодатель может организовать следующие виды обучения работников:

Данное обучение может производиться как в самой организации (внутреннее обучение), так и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (внешнее обучение).

Условия и порядок обучения персонала должны быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работодатель, исходя из рыночной ситуации, миссии организации, целей и задач производства, в локальных нормативных актах, например, приказах, самостоятельно определяет:

При этом при наличии представительного органа работников работодатель должен принимать соответствующие акты с учетом его мнения в порядке, установленном ст. 372 ТК.

Реализуемое право или пустая декларация?

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель за свой счет обязан периодически проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В ст. 197 ТК РФ законодатель продублировал право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям, закрепленное в ст. 21 ТК РФ.

Указанное право, за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами предусмотрена обязанность работодателя проводить повышение квалификации работников, как правило, носит декларативный характер и реализуется в правоприменительной практике путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Подобного взгляда придерживаются и ученые, отмечающие неясность в трактовке данного права то ли как возможности работника, то ли как притязания. Вывод, что речь в данном случае идет все-таки о возможности, а не о притязании работника, подтверждается тем, что законодатель предусматривает реализацию этого права через дополнительный договор, который всегда предполагает обоюдное добровольное согласие сторон [1; 2, с. 300].

При этом следует поддержать точку зрения, что поскольку работнику принадлежит право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, то он может проявить инициативу в постановке перед работодателем вопроса о заключении подобного договора [3, с. 484].

Планируя обучение персонала, работодателю необходимо различать договоры (соглашения) об обучении, регулируемые трудовым правом, и договоры о внешнем обучении, например, когда работодатель направляет работника на обучение в образовательное учреждение начального, среднего, высшего или дополнительного профессионального образования. В подобных случаях с работником в соответствии с ч. 2 ст. 197 ТК РФ также должен заключаться специальный договор, однако его содержание законодателем не регламентировано [4, с. 458; 5] и носит гражданско-правовой характер [5, с. 410].

Заключая соответствующий гражданско-правовой договор, работодатель может одновременно оформить с работником соглашение об изменении условий трудового договора, внеся в трудовой договор обязанность работника отработать после обучения определенный срок, так как обучение проводится за счет средств работодателя. Подобная возможность прямо предусмотрена законодателем в ч. 4 ст. 57 ТК РФ.

При разработке корпоративной системы обучения персонала также необходимо различать профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, реализуемые как виды дополнительных профессиональных образовательных программ в соответствующих образовательных учреждениях, от подготовки, переподготовки (переобучения), обучения вторым (смежным) профессиям, повышения квалификации рабочих как видов обучения рабочих на производстве, то есть видов профессиональной подготовки, не сопровождающихся повышением образовательного уровня обучающегося.

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 17.12.2009) устанавливает, что в Российской Федерации реализуются два вида профессиональных программ:

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К основным профессиональным относятся программы:

  1. начального профессионального образования;
  2. среднего профессионального образования;
  3. высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
  4. послевузовского профессионального образования.

Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

С учетом потребностей и возможностей личности профессиональные образовательные программы могут быть освоены в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстернат.

К образовательным учреждениям, реализующим профессиональные образовательные программы, относятся следующие типы учреждений:

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Виды профессиональных образовательных программ Профессиональная подготовка

Особое место в системе профессиональных программ занимает профессиональная подготовка, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. При этом профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка может быть получена:

Начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование

Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) "магистр" - на базе бакалавриата.

Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

Послевузовское профессиональное образование

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.

Дополнительное профессиональное образование

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Специальные Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утвержденные Приказом Минобразования России от 18.06.1997 N 1221 "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ", разработаны в целях осуществления единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, направленной на удовлетворение профессиональных потребностей специалистов в интересах развития их личности и творческих способностей.

Образовательное учреждение для проведения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам должно иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности. Аккредитованные образовательные учреждения выдают слушателям после успешного окончания обучения документы государственного образца о повышении квалификации, профессиональной переподготовке, присвоении дополнительной квалификации.

Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:

Соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы.

Преемственность дополнительных профессиональных образовательных программ по отношению к государственным образовательным стандартам обеспечивается учетом в дополнительных профессиональных образовательных программах требований профессиональной части стандартов.

Ориентация на современные образовательные технологии реализуется путем отражения в программах новаций:

Обеспечение совместимости программ различных видов дополнительного профессионального образования реализуется путем соотнесения целей и содержания программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки.

В зависимости от целей и сроков обучения в программах может варьироваться соотношение между теоретической подготовкой и практическим обучением решению профессиональных задач.

Повышение квалификации

Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в пять лет.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают соответствующий документ:

удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;

свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.

Профессиональная переподготовка

Профессиональная переподготовка проводится как длительное обучение по учебным программам, необходимым специалисту для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Одна из ключевых задач профессиональной переподготовки - расширение квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов утверждено Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571 "Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов".

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов:

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, по решению аттестационной комиссии получают соответствующий документ:

Программы MBA как особый вид профессиональной переподготовки

Особое значение в подготовке менеджеров высшей квалификации имеет введение в Российской Федерации специального вида профессиональной переподготовки, завершающейся получением дополнительной квалификации "Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)".

Целью программы MBA являются формирование профессиональных управляющих на основе усиления и развития предыдущего опыта работы в бизнесе и менеджменте, приобретение на продвинутом уровне новых знаний об организациях, действующих в современной деловой среде, выработке компетенций по их применению в различных деловых ситуациях, формированию способности к управлению в условиях перманентных изменений и неопределенности.

Программа MBA предусматривает подготовку слушателей к ролям лидеров и реформаторов в организациях; развитие у них стратегического мышления, предпринимательских навыков, способностей к инновациям; умение применять знания в области бизнеса и менеджмента к комплексным деловым проблемам в разных ситуациях; приобретение и развитие межличностных навыков работы в группах; способность к самоменеджменту, непрерывному обучению и личностному развитию.

Новая редакция государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)" введена в действие с 1 марта 2008 г. Приказом Минобрнауки России от 08.02.2008 N 40.

На программу MBA принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (по любой специальности или направлению подготовки), подтвержденное документом государственного образца, и стаж практической работы не менее 2 лет.

Обучение по программе MBA осуществляется с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от работы. Обучение, проводимое с отрывом от работы, должно продолжаться не менее 1,5 года, обучение, проводимое без отрыва или с частичным отрывом от работы, - не менее 2 лет.

Стажировка

Основной целью стажировки являются формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.

Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать:

Стажировка специалистов может проводиться как в России, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти.

Организация стажировки регулируется работодателем (периодичность, продолжительность, содержание). Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации или учреждения, где она проводится, а по результатам стажеру выдается документ о краткосрочном или длительном повышении квалификации в зависимости от сроков обучения.

Особенности для государственных служащих

Особые правила освоения программ дополнительного профессионального образования предусмотрены для государственных гражданских служащих.

Так, во исполнение Указа Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" (ред. от 04.12.2009) Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" с 1 января 2009 г. введены в действие специальные Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих.

Дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Библиография

  1. Смирнов О.В. [и др.] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). Новая редакция / Отв. ред. М.О. Буянова, И.А. Костян. 6-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008. С. 467.
  2. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право: Курс лекций. М.: Норма, 2007. 432 с.
  3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби", Изд-во "Проспект", 2007.
  4. Комментарий к Трудовому кодексу РФ: Постатейный, науч.-практ. / Ананьева К.Я. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Омега-Л, 2007. С. 458.
  5. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. 2-е изд., доп. М.: Городец, 2007.
  6. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право: Курс лекций. М.: Норма, 2007.

Д.Кузнецов

К. ю. н.,

доцент

кафедры трудового права

ГУ - ВШЭ при Правительстве РФ,

зав. кафедрой

развития систем

корпоративного обучения

и тренинг-менеджмента

Государственного института

новых форм обучения,

директор

Высшей школы управления

человеческими ресурсами

Центрального института

непрерывного образования

Общества "Знание" России