Мудрый Экономист

Добровольное страхование автомобиля

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 3

На сегодняшний день автострахование - преимущество для владельцев автотранспортных средств (ТС), которое мало у кого вызывает сомнения. Кем бы ни являлся страхователь: простым гражданином или большим таксомоторным парком, истина одна - страхование автомобиля избавляет от множества неприятностей и сводит к минимуму финансовые риски. В статье мы рассмотрим вопросы учета и налогообложения, связанные с добровольным имущественным страхованием автомобилей.

Что собой представляет КАСКО?

В Российской Федерации вопросы по автострахованию регулируются рядом законодательных актов. Во-первых, страхованию уделяется внимание в гл. 48 ГК РФ. Во-вторых, в Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Данный документ регламентирует правовые, организационные и экономические вопросы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев авто.

Договоры автострахования бывают двух видов: договор страхования имущества (ст. 930 ГК РФ) и договор страхования гражданской ответственности (ст. 931 ГК РФ). В рамках статьи нас интересует первый из двух вариантов, где объектом страхования является авто и риск угона транспортного средства (ТС). Речь идет о КАСКО, которое не включает страхование пассажиров, перевозимого ими имущества и ответственности перед третьими лицами.

Несколько слов о выборе страховой компании

На рынке страховых услуг в настоящее время существует множество страховых компаний. Мы не преследуем цель анализировать предлагаемые ими услуги - остановимся лишь на основных моментах при выборе страховщика.

Во-первых, желательно изучить процедуру выплат страхового возмещения конкретной страховой компании, то есть изучить историю, условия страховых выплат, поведение страховщика при страховом случае. Владельцу ТС следует поинтересоваться такими вопросами: приезжает ли представитель страховщика на место ДТП; оказывается ли помощь в сборе необходимых документов в ГИБДД; насколько оперативно возмещается причиненный ущерб. Если страхователь выбирает натуральную форму возмещения ущерба (неденежную), полезно узнать, можно ли в случае чего заменить более подходящим сервисный центр, предлагаемый страховой компанией.

Во-вторых, нужно определиться, какая программа страхования наиболее подходит и может ли страховщик предложить альтернативные варианты.

В-третьих, нужно ознакомиться с текстом договора перед его заключением. Существенным условием договора имущественного страхования является информация (ст. 942 ГК РФ): об имуществе (ином имущественном интересе), являющемся объектом страхования; о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование; о размере страховой суммы.

У юридических лиц есть возможность застраховать несколько ТС в рамках одного договора страхования. Могут быть застрахованы легковые и грузовые автомобили, автобусы и микроавтобусы, спецтехника и т.п., принадлежащие юридическим лицам на праве собственности. ТС, предоставленные в аренду или лизинг, не исключение, они также могут быть поименованы в качестве застрахованного имущества.

Одно из важнейших условий договора, на которое нужно обратить внимание, - перечисление страховых рисков. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого заключается договор страхования. Договором КАСКО может быть предусмотрена страховая защита застрахованного ТС от следующих рисков: ДТП, пожар, повреждение отскочившим или упавшим предметом, стихийное бедствие, злоумышленное действие (противоправные действия третьих лиц), угон. При этом страхование КАСКО может быть полным либо частичным. В случае полного пакета КАСКО возмещаются все риски физического ущерба, а также риск хищения (угона) автомобиля. В случае частичного страхования КАСКО в число страховых рисков не включается угон автомобиля, покрываются только риски ущерба застрахованного автомобиля.

Страховые компании могут предложить также программы страхования автомобиля вместе с установленным на нем дополнительным оборудованием (ДО), под которым понимаются механизмы, приборы, иное оборудование, снаряжение и принадлежности, стационарно установленные на ТС, не входящие в комплект заводской поставки автомобиля (в соответствии с документацией завода-изготовителя). Перечень оборудования, относимого страховыми компаниями к ДО, в разных компаниях различается. К нему могут относиться: автомобильная теле-, радио- и аудиоаппаратура; оборудование салона, кузова; приборы различного назначения; колеса в сборе, не входящие в комплектацию завода-изготовителя; световое, сигнальное и иное оборудование, установленное на ТС. Перечисленное ДО принимается на страхование только вместе с ТС и считается застрахованным по тем же рискам, что и само ТС. При этом страховая сумма по ДО, как правило, определяется на основании ценообразующих документов (например, счет-фактура, кассовый чек).

Заключая договор страхования, страховщик определяет размер страховой суммы, в пределах которой при наступлении страхового случая он обязуется выплатить страховое возмещение. В терминологии страховщиков выделяются такие понятия, как агрегатная и неагрегатная суммы возмещения. Их различие в том, что агрегатная сумма включает страховое возмещение по всей совокупности страховых случаев, произошедших в период действия договора, то есть с каждым последующим обращением страховая сумма будет уменьшаться на сумму, уже выплаченную ранее. Неагрегатная страховая сумма определяет предел выплаты возмещения страховщиком по каждому страховому случаю независимо от их числа, при этом страховая сумма не уменьшается. Стоимость страховки КАСКО зависит от таких факторов, как марка и модель автомобиля, год выпуска и стоимость автомобиля, количество водителей, допущенных к управлению, их стаж, возраст. Причем, по правилам страхования, если страхователь - юридическое лицо, то он имеет право допустить к управлению ТС несколько водителей.

После этого страховщик определяет размер страховой премии (страхового взноса), которую должен выплатить страхователь. В силу п. 1 ст. 954 ГК РФ под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования. Договором страхования может быть предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку (п. 3 ст. 954 ГК РФ), соглашением сторон также определяются последствия неуплаты в сроки очередных страховых взносов.

Страховая премия по КАСКО исчисляется исходя из величины страховой суммы, срока страхования, базового страхового тарифа и поправочных коэффициентов, учитывающих конкретные условия страхования. На размер поправочного коэффициента могут влиять порядок уплаты страховой премии, порядок страховой выплаты, другие факторы, определяющие степень риска: возраст и стаж лиц, допущенных к управлению; срок эксплуатации ТС; наличие противоугонных средств защиты; агрегатная либо неагрегатная страховая сумма; срок рассрочки платежа и т.д. Таким образом, расчет страховой премии по КАСКО очень индивидуален для каждого случая и у каждой страховой компании свой.

Порядок уплаты страховой премии страховщику

Расходы на добровольное страхование автомобилей, принадлежащих транспортной организации, являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", п. 34 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте <1>). Суммы перечисленных взносов отражаются на счетах учета расчетов, в частности счете 76, субсчет 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию", в корреспонденции со счетами учета денежных средств (50, 51). Далее на основании п. 65 Положения N 34н <2>, Инструкции по применению Плана счетов сумма страхового взноса со счета учета расчетов отражается как расходы будущих периодов (97). С этого счета страховая премия подлежит списанию на счета учета затрат. Выбор счета учета затрат у транспортного предприятия невелик: либо счет 20, если застрахованы ТС, используемые в перевозках при основной деятельности, либо счет 26, если застрахованы автомобили аппарата управления.

<1> Приказ Минтранса России от 24.06.2003 N 153.
<2> Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

В целях бухгалтерского учета организация самостоятельно определяет способ списания страховой премии, учтенной в составе расходов будущих периодов. Забегая вперед, скажем, что целесообразно списывать такие расходы ежемесячно в сумме, пропорциональной числу календарных дней действия договора страхования в текущем месяце, что позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет.

Трудности в списании расходов возникают тогда, когда страховой взнос уплачивается в рассрочку (частями). Страховые платежи включаются в себестоимость услуг после вступления в силу договора страхования. Если этот момент в договоре не указан, договор начинает действовать после уплаты страхового взноса (ст. 957 ГК РФ). Поэтому сначала в учете отражается уплата взноса (Дебет 76-1 Кредит 51) и только затем суммы переносятся на счет учета расходов будущих периодов (Дебет 97 Кредит 76-1). Значит, распределять можно только то, что уплачено страховщику. Однако полис может быть получен и до уплаты страховой премии, что не мешает владельцу застрахованного авто рассчитывать на страховую защиту. Раз так, по мнению автора, в случае уплаты страхового взноса в рассрочку для расчета размера затрат в текущем месяце можно брать всю сумму страхового взноса, предусмотренную договором.

Налог на прибыль

Затраты на обязательное и добровольное страхование имущества для целей налогообложения прибыли учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 5 п. 1 ст. 253 НК РФ). Расходы по добровольным видам страхования (добровольное страхование ТС, в том числе арендованного) включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ).

Порядок признания расходов по страхованию при методе начисления прописан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Расходы признаются в том периоде, когда по условиям договора компанией перечислены (выданы из кассы) денежные средства на уплату страховых взносов. Если по условиям договора страховой взнос уплачивается разовым платежом, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Если по условиям договора страховой взнос уплачивается в рассрочку, то расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально числу календарных дней действия договора в отчетном периоде.

В договоре страхования далеко не всегда указывается период, за который уплачен взнос. Есть лишь общий период действия договора - один год. Поэтому логично, что страховая премия признается в расходы за период от даты уплаты взноса до даты окончания срока действия договора (то есть ее следует признавать не ранее периода фактической оплаты).

Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию установлен ст. 318 НК РФ, согласно которой налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых и косвенных расходов. Расходы на страхование автотранспорта относятся к косвенным расходам отчетного периода, что следует учесть при заполнении декларации по налогу на прибыль.

Пример 1. ООО "Импульс" заключило договор страхования грузового автомобиля "КамАЗ на шасси 65115" по схеме КАСКО 01.03.2010 сроком на один год. Размер страховой премии определен в сумме 60 000 руб. Условиями договора предусмотрена уплата страховых взносов в рассрочку: перечисление первой части премии - 01.03.2010 в сумме 30 000 руб., оставшейся части - 01.06.2010. ООО "Импульс" уплачивает налоги в рамках общей системы налогообложения и применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Допустим, что в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета прописан порядок распределения расходов на страхование ТС пропорционально числу календарных дней действия договора в текущем месяце. То есть вся сумма расходов на страхование автомобиля распределяется равномерно в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения применяется порядок, установленный нормами НК РФ: каждый из уплаченных страховых взносов распределяется пропорционально дням, оставшимся до окончания действия договора. Исходя из условий примера по первому платежу срок, соответствующий периоду уплаты взносов, - 365 дней, а по второму - 273 дня. Различный порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете сумм страховой премии приводит к образованию разниц: в учете будет списываться расходов больше, чем в налогообложении. В результате возникнет вычитаемая разница, которая, в свою очередь, сформирует отложенный налоговый актив (п. п. 11, 14 ПБУ 18/02).

Расходы будущих периодов будут списываться в следующих суммах. За март 2010 г.:

Аналогичным образом списываются расходы в бухгалтерском и налоговом учете в апреле и мае 2010 г. Рассчитаем списываемые расходы в следующем месяце - июне 2010 г.:

В бухгалтерском учете ООО "Импульс" будут составлены следующие проводки:

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
                             В марте 2010 г.                             
Перечислена первая часть страховой премии   
  76-1  
   51   
  30 000  
Стоимость страховки отражена в полной сумме 
   97   
  76-1  
  60 000  
Списана часть расходов будущих периодов     
   20   
   97   
   5 096  
Отражен отложенный налоговый актив          
((5096 - 2548) руб. x 20%)
   09   
   68   
     510  
                              В июне 2010 г.                             
Погашена задолженность перед страховщиком   
  76-1  
   51   
  30 000  
Списана часть расходов на страхование       
   20   
   97   
   4 932  
Уменьшен отложенный налоговый актив         
((5762 - 4932) руб. x 20%) <*>
   68   
   09   
     166  
<*> Начиная с июня 2010 г. и до окончания действия договора страхования налоговые расходы будут превышать бухгалтерские, следовательно, в учете каждый месяц будет уменьшаться отложенный налоговый актив (п. 17 ПБУ 18/02).

Кстати, существует отличное от вышеизложенного мнение по налогообложению списания расходов на страхование. Оно высказано в Письме Минфина России от 12.03.2009 N 03-03-06/2/37. Если условием договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то страховой взнос учитывается на конец каждого отчетного периода исходя из количества календарных дней в таком отчетном периоде и части страхового взноса, определяемой путем деления общего страхового взноса на количество календарных дней, в течение которых действует договор страхования.

Проще говоря, если расходы на уплату страховых взносов в рассрочку признавать согласно рекомендациям Минфина, то для расчета нужно брать общую сумму страхового взноса, установленную в договоре. В таком случае разниц между учетом и налогообложением не возникнет, как и отложенных налогов. Этот способ, конечно, проще для бухгалтера, но он не закреплен на законодательном уровне, что создает определенные налоговые риски для организации, решившей следовать частному разъяснению чиновников.

Основания назначения страховой выплаты

Итак, договор страхования перевозчиком заключен, страховая премия им уплачена. В каких случаях ему может быть назначена страховая выплата - денежная сумма, установленная договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю (выгодоприобретателю) при наступлении страхового случая?

Нужно заметить, что не все повреждения автомобиля расцениваются страховщиком как страховой случай. На этот счет целесообразно внимательно ознакомиться с правилами страховых компаний. В них перечислены события, не являющиеся страховым случаем, при котором назначается страховая выплата. Это может быть: повреждение обивки салона ТС, вызванное курением или неосторожным обращением с огнем; хищение или повреждение комплекта инструментов, аптечки, огнетушителя, стационарных противоугонных средств, если они не были установлены заводом-изготовителем или не были застрахованы как ДО; хищение или повреждение регистрационных знаков ТС и др.

Чтобы не было недоразумений при назначении страховой выплаты в случае аварии, угона и т.д., транспортной организации, выступающей в роли страхователя, следует четко выполнить ряд условий страховой компании.

  1. Незамедлительно заявить о случившемся в органы МВД (ГИБДД, милицию, пожарный надзор) или, в зависимости от характера события, в иную компетентную службу и получить справку, подтверждающую факт происшествия.
  2. Заявить о страховом случае страховщику в течение определенного правилами страхования периода.
  3. Предъявить поврежденное ТС представителю страховщика для осмотра и согласования с ним дальнейших действий по урегулированию претензии.

Страховое возмещение выплачивается после того, как полностью определены причины, участники, последствия произошедшего события и размер ущерба, при условии признания страховщиком произошедшего события страховым случаем. При этом страховщик возмещает:

  1. при наступлении страхового случая по рискам Ущерб, Ущерб по ДО - стоимость ремонта либо производит оплату восстановительного ремонта по калькуляции;
  2. при полной фактической или конструктивной гибели ТС, то есть в случае, когда стоимость ремонта ТС равна или превышает 75% страховой стоимости ТС, выплата производится на условиях "полной гибели". Обычно правилами страховых компаний предусмотрены два варианта возмещения ущерба при "полной гибели" ТС. Страховая компания возмещает ущерб в пределах страховой суммы за вычетом амортизационного износа за время действия договора страхования:

а) за вычетом остаточной стоимости ТС - тогда остатки ТС остаются в распоряжении страхователя;

б) полностью - при условии передачи остатков ТС страхователем страховщику;

  1. выплата возмещения за похищенное или угнанное ТС производится в пределах страховой суммы за вычетом амортизационного износа ТС за время действия договора страхования, но не может превышать действительную стоимость ТС на дату наступления страхового случая. Данный случай в рамках статьи мы не рассматриваем.

Обратите внимание! Не возмещается ущерб, явившийся следствием:

Страховые компании еще находят массу причин, чтобы не платить страховое возмещение, поэтому отстаивать свои права и интересы владельцам застрахованных автомобилей приходится в судебном порядке.

Действия бухгалтера, если автомобиль попал в ДТП

При наступлении страхового случая по полису КАСКО независимо от того, кто является виновником аварии (водитель организации или владелец другого ТС), страховой компанией возмещается ущерб. Как уже говорилось выше, форма возмещения (денежная или натуральная) указывается в договоре страхования (полисе), рассмотрим оба случая.

Возмещение убытков предусмотрено в денежной форме

В учете транспортной организации поступившие от страховщика денежные средства признаются возмещением убытков и включаются в прочие доходы на основании п. п. 7, 10.2 ПБУ 9/99 "Доходы организации". Данные суммы отражаются в том отчетном периоде, когда они признаны страховщиком; если же этот момент определить непросто, можно показать доходы в привязке к поступлению страхового возмещения.

Операции по поступлению страхового возмещения от страховой компании отражаются по дебету счета 51 в корреспонденции со счетом 76, субсчет 76-1, и признаются в составе прочих доходов по кредиту счета 91, субсчет 91-1 "Прочие доходы". В дальнейшем полученные суммы используются для финансирования ремонта поврежденного автомобиля. Затраты на ремонт основных средств включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 34 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, если организация не создает резерв на ремонт основных средств.

В налоговом учете в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ денежная сумма, полученная страхователем от страховой компании в качестве возмещения за причиненный автомобилю ущерб, учитывается как внереализационный доход (Письмо Минфина России от 29.03.2007 N 03-03-06/1/185). Датой его получения для организаций, применяющих метод начисления, считается дата признания страховой компанией суммы возмещения ущерба (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ), но опять же если таких данных у бухгалтера нет, то он может отразить доходы в момент их получения на основании платежных приходных документов.

Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. При этом налоговые органы в Письме УФНС по г. Москве от 21.03.2007 N 19-11/25344 отметили, что затраты на ремонт застрахованного автомобиля, поврежденного в результате аварии (ДТП), учитываются в расходах в размере, который не превышает сумму полученного страхового возмещения.

По этому поводу организации-страхователи не раз судились с налоговиками, и судьи выступали на стороне налогоплательщиков. Существует ряд судебных решений, в которых арбитры указывают на правомерность включения в расходы затрат на ремонт автомобиля в размере, превышающем страховое возмещение. Главное, чтобы эти затраты были обоснованны и документально подтверждены. Например, в Постановлении ФАС УО от 07.07.2008 N Ф09-4771/08-С3 суд указал, что доводы инспекции о неправомерности признания расходов не основаны на нормах налогового законодательства и являются несостоятельными. ВАС согласился с арбитражным судом и отказал инспекции в пересмотре данного дела (Определение от 06.11.2008 N 14389/08).

Согласитесь, размер расходов на ремонт основных средств не должен ставиться в зависимость от того, застраховано ремонтируемое основное средство или нет. Расходы на ремонт должны признаваться в налоговом учете в сумме фактических затрат, как того и требуют нормы налогового законодательства.

Возмещение убытков на условиях "полной гибели"

Если выплата страхового возмещения производится на условиях "полной гибели" автомобиля, у организации-страхователя снова возникают доходы и расходы. Доходом будет сумма возмещения, полученная от страховой компании (учет доходов в бухгалтерском и налоговом учете описан выше). А расходы организации в этом случае - остаточная стоимость не подлежащего восстановлению автомобиля.

В учете списание автомобиля, не подлежащего ремонту, производится на основании акта о списании автотранспортных средств по форме N ОС-4а <3>, который оформляется на основании акта о ДТП, выданного в ДПС. О факте списания также делается отметка в инвентарной карточке учета основных средств (форма N ОС-6). Если в соответствии с договором страхования остатки ТС остаются в распоряжении страхователя, то нужно поставить на учет металлолом и оставшиеся годные запчасти по рыночной стоимости. Полученный при списании автомобиля металлолом, а также запасные части учитываются на счете 10, субсчет 10-6 "Прочие материалы", в корреспонденции с субсчетом 91-1 "Прочие доходы".

<3> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

В налоговом учете согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся, в частности, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации. Причем расходы в виде сумм недоначисленной амортизации включаются в состав внереализационных расходов только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в особом порядке.

Пример 2. В результате ДТП поврежден автомобиль "КамАЗ" 2009 года выпуска, принадлежащий ООО "Импульс". Первоначальная стоимость автомобиля - 1 600 000 руб. Срок полезного использования автомобиля - 80 месяцев. Страховая сумма - 1 600 000 руб. На момент аварии ТС находилось в эксплуатации шесть месяцев. Стоимость ремонта застрахованного авто превысила 75% страховой стоимости, и страховщиком принято решение выплатить возмещение на условии "полной гибели". Согласно условиям договора страхования износ за первый год эксплуатации авто составляет 20% от стоимости. Остатки ТС остаются в распоряжении страхователя (рыночная стоимость оставшихся от авто деталей - 100 000 руб.).

В бухгалтерском учете ООО "Импульс" будут составлены проводки:

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
Списана первоначальная стоимость ТС         
  01-2  
  01-1  
 1 600 000
Списана начисленная амортизация             
(1 600 000 руб. / 80 мес. x 6 мес.)
   02   
  01-2  
   120 000
Списана остаточная стоимость ТС             
(1 600 000 - 120 000) руб.
  91-2  
  01-2  
 1 480 000
Оприходованы детали с разобранного авто     
  10-6  
  91-1  
   100 000
Получено решение о выплате возмещения       
(1 600 000 руб. - 1 600 000 руб. x 20% /
12 мес. x 6 мес.)
  76-1  
  91-1  
 1 440 000
Получено страховое возмещение от страховщика
   51   
  76-1  
 1 440 000

Заметим: в правилах страховых компаний присутствует пункт о том, что в случае неуплаты в установленные договором страхования сроки страховой премии или ее части (взноса) страховщик полностью освобождается от выплаты страхового возмещения с даты, указанной в качестве срока уплаты взноса, если иное не предусмотрено договором страхования (данное положение основано на п. 3 ст. 954 ГК РФ). Поэтому очень важно помнить о графике платежей страховых взносов во избежание споров со страховой компанией. Тем более что в подобных ситуациях суды встают на сторону страховщика. Например, арбитры Пермского края в Постановлении от 18.07.2008 N А50-7357/2008-Г6 пришли к выводу, что, поскольку обязанность по уплате страхового взноса не была надлежаще исполнена истцом, довод последнего о нарушении его права на страховую выплату является необоснованным, с чем согласился ВАС в Определении от 03.03.2009 N 1642/09.

Если автомобиль продан

На практике такая ситуация не редкость. Транспортная организация по тем или иным причинам продает автомобиль, а страховая компания вместо того, чтобы вернуть часть страховой премии, предлагает поменять собственника автомобиля в полисе и тем самым подарить полис его новому владельцу. В Правилах страхования гражданской ответственности такая ситуация предусмотрена, страховая компания обязана вернуть часть страховой премии за неистекший срок действия договора. При этом страховщики все равно возвращают меньше, вычитая 23% (так называемые подстраховочные) от неиспользованной страховой суммы, что имеет место не только с ОСАГО, но и с КАСКО. В Письме от 18.03.2010 N 03-03-06/3/6 финансовое ведомство разрешает учесть при налогообложении эти 23% от суммы неиспользованной страховой премии по ОСАГО, не возвращенные страховщиком страхователю. Сумма же, возвращаемая страхователю (77% от неиспользованной премии), не признается доходом, так как страховая премия за неистекший срок не списывается в расходы, а отражается на счетах расчетов со страховщиком.

Пример 3. Допустим, ООО "Импульс" продает автомобиль "КамАЗ" до истечения срока действия договора страхования. Сумма страховой премии за неистекший период договора страхования составила 20 000 руб., из них страховой компанией возвращается только часть (за вычетом 23% от этой суммы - 4600 руб.), что прописано в условиях заключенного договора.

В бухгалтерском учете ООО "Импульс" будут составлены проводки:

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
Отражена часть премии за неистекший период  
  76-1  
   97   
  20 000  
Возвращена страховой компанией часть премии 
   51   
  76-1  
  15 400  
Учтена в прочих расходах недополученная от  
страховщика сумма страховой премии <*>
  91-2  
  76-1  
   4 600  
<*> Для целей налогообложения недополученная по КАСКО сумма может быть учтена по аналогии с возможностью учета данных расходов при заключении договора ОСАГО. Если же организация считает такой вариант рискованным, то недополученную страховую премию от страховой компании она может отразить в составе не учитываемых при налогообложении расходов, не забыв отразить с них в учете постоянное налоговое обязательство.

* * *

В целом учет и налогообложение затрат на страхование ТС организации несложны. Нужно лишь выделить главное и правильно произвести расчет списания затрат на страхование автотранспорта, исходя из условий заключенного договора.

С.В.Манохова

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение"