Мудрый Экономист

Законы в проекте: обзор предполагаемых изменений в законодательстве

"Налоговая проверка", 2010, N 3

За прошедшие несколько месяцев текущего года в Госдуму поступило значительное количество законопроектов, обещающих коренным образом изменить жизнь налогоплательщиков. Какие законопроекты внесены? Какие изменения они предполагают? На какой стадии рассмотрения находятся? О том, что планируется и чем вызваны готовящиеся изменения, читайте в настоящей статье.

Наказание за экономические преступления смягчат

Что и когда? 1 марта 2010 г. на рассмотрение Госдумы внесен законопроект N 336086-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (об усилении уголовно-правовой защиты отношений в сфере экономической деятельности)".

Чем вызваны предполагаемые изменения? Как показывает анализ уголовного законодательства РФ и судебно-следственной практики его применения, уголовная политика государства нуждается в гуманизации, а многие уголовно-правовые нормы - в совершенствовании.

Прежде всего это касается вопросов уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности. Так, гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" УК РФ содержит недостатки, ослабляющие уголовно-правовую защиту отношений в сфере предпринимательской деятельности, и в то же время страдает избыточной криминализацией.

Изменения, предлагаемые к внесению в УПК РФ, вызваны тем, что общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается стабильно высоким, а в некоторых регионах значительно превышает имеющееся число мест в следственных изоляторах. В большой степени это обусловлено чрезмерно жесткой и не всегда оправданной практикой следственных органов и судов при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, вследствие чего ежегодно примерно 70 000 заключенных под стражу впоследствии приговариваются к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Какие изменения планируются? В законопроекте предлагается усилить ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Диспозиции ст. ст. 171 "Незаконное предпринимательство" и 172 "Незаконная банковская деятельность" УК РФ содержат указание на "нарушение лицензионных требований и условий". Неопределенность этой законодательной формулировки по отношению к действиям предпринимателей и банкиров приводит к расширительному ее толкованию, а в ряде случаев открывает возможности для злоупотреблений. В связи с этим указанную формулировку из диспозиций обеих статей предлагается исключить.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в шесть раз увеличен размер крупного и особо крупного ущерба применительно к налоговым преступлениям. Аналогичное увеличение предполагается в законопроекте и в отношении иных преступлений в сфере экономической деятельности.

Как показывает анализ правоприменительной практики, ст. 173 "Лжепредпринимательство" УК РФ практически не применяется. Связано это с неопределенностью ее формулировки, а также с тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений. По изложенным причинам эту статью предлагается признать утратившей силу.

Статья 174.1 "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления" УК РФ, напротив, применяется неоправданно широко. Отсутствие в этой статье указания на цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, как это сделано в ст. 174 УК РФ, приводит к тому, что лицу, обвиняемому, например, в незаконном предпринимательстве, в случае совершения им любой покупки дополнительно инкриминируют и ст. 174.1 УК РФ. В связи с этим ст. 174.1 УК РФ предлагается изложить в новой редакции, устраняющей отмеченные недостатки.

В законопроекте содержится положение, в соответствии с которым заключение под стражу допускается только в исключительных случаях, при наличии определенных ст. 108 УПК РФ обстоятельств, в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не являющихся "общеуголовными", в основном в сфере экономики. Такие лица, оставаясь на свободе до вынесения приговора, не представляют большой опасности для общества. Кроме того, законопроектом предлагается существенно уточнить редакцию ст. 106 "Залог" УПК РФ, что позволит расширить применение этой меры пресечения. Предполагается, в частности, что залог в качестве меры пресечения может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести залог не может быть меньше 100 000 руб., а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - менее 500 000 руб. Определяются условия принятия в залог недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций.

Стадия рассмотрения законопроекта. Закон одобрен Советом Федерации РФ 31.03.2010.

Порядок определения цен для налогообложения усовершенствуют

Что и когда? 25.12.2009 на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект N 305289-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".

Чем вызваны предполагаемые изменения? Обязанность налогоплательщиков представлять информацию о контролируемых сделках в налоговые органы является общепринятой в зарубежных странах с развитым налоговым законодательством. Предполагается, что представление налогоплательщиками уведомлений о контролируемых сделках будет способствовать формализации данных о событиях и операциях, которые являются предметом налогового контроля использования трансфертного ценообразования в целях минимизации налогов, а также улучшению финансовой дисциплины.

Какие изменения планируются? Основными целями законопроекта является упорядочение и повышение эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, уточнение перечня взаимозависимых лиц и совершенствование основ определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным (регулируемым) ценам для целей налогообложения, создание действенных механизмов противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов.

Действие законопроекта распространяется на организации и физических лиц, которые совершают контролируемые сделки, предусмотренные законопроектом, а также на налоговые органы.

Принимая во внимание самостоятельность, значимость и объемность предмета правового регулирования отношений, возникающих в сфере налогообложения и налогового контроля в рассматриваемой сфере, законопроектом предполагается признать утратившими силу ст. ст. 20 и 40 части первой НК РФ, дополнив ее разделом, регулирующим вопросы взаимозависимости лиц для целей налогообложения, общие положения о ценах и налогообложении, методы, используемые при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения и круг контролируемых сделок, а также вопросы налогового контроля и соглашений о ценообразовании.

Законопроектом предусматривается сохранить две группы оснований для признания лиц взаимозависимыми: по закону и по решению суда.

Перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми лицами по закону, предлагается расширить по сравнению с действующим в настоящее время.

Законопроектом предусматривается определить следующий перечень контролируемых сделок:

а) сделки между взаимозависимыми лицами;

б) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, входящими в состав следующих товарных групп: нефть и нефтепродукты, черные металлы, цветные металлы, драгоценные металлы и драгоценные камни (по перечню товаров, утверждаемому Минэкономразвития);

в) сделки между российскими организациями (иностранными организациями через их постоянные представительства в России, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ) и лицами, местом нахождения (местом жительства) которых являются государства и территории, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, либо если бенефициарами по таким сделкам являются лица, входящие в указанный перечень.

В законопроекте предусматриваются шесть методов определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения:

Указанные методы могут использоваться с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемых сделок.

Для определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам предполагается использование указанных методов также по группе однородных сделок. К однородным сделкам в законопроекте отнесены сделки, предметом которых являются идентичные (однородные) товары (работы, услуги), совершенные с одним лицом или несколькими одними и теми же лицами в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При наличии информации о распределении суммы прибыли (убытка) от продаж по однородным сделкам, совершенным между лицами, не являющимися взаимозависимыми, сумма прибыли (убытка) от продаж, фактически полученная всеми сторонами контролируемой сделки, может быть распределена между этими сторонами пропорционально тому, как распределена сумма прибыли (убытка) от продаж по однородным сделкам между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

При невозможности использования вышеуказанных методов для определения соответствия цены, примененной в разовой сделке, рыночной цене может быть учтена рыночная стоимость предмета сделки, устанавливаемая в результате независимой оценки в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств.

Финансовые показатели, используемые для целей определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, предполагается определять для российских организаций - по данным бухгалтерского учета (бухгалтерской отчетности), который ведется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете; для иностранных организаций - по данным бухгалтерского учета (бухгалтерской отчетности), который ведется в соответствии с законодательством иностранных государств (предусматривается корректировка этих данных для обеспечения их сопоставимости с данными бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, регулируемыми законодательством РФ о бухгалтерском учете).

Законопроектом предусматриваются разработка и утверждение Минфином методических указаний о порядке определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Законопроектом предусматривается расширить перечень источников информации, используемой для определения соответствия цены сделки рыночным ценам.

Предусматривается также использование иной информации при определении соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным (регулируемым) ценам.

Законопроектом устанавливается перечень документов и сведений, обосновывающих соответствие цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам, которые представляются Федеральной налоговой службе.

Обязанность представления сведений, обосновывающих соответствие цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам, наступает в случаях, когда сумма доходов и расходов от всех контролируемых сделок, совершенных в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает установленный законом порог в 100 млн руб. с его последующим снижением до 10 млн руб.

Законопроектом предусмотрены особенности проводимого Федеральной налоговой службой налогового контроля соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным (регулируемым) ценам.

Законопроектом предусматривается налоговая ответственность:

Стадия рассмотрения законопроекта. Принят Госдумой в первом чтении.

"Упрощенцев" на патенте освободят от применения ККТ

Что и когда? 29.03.2010 на рассмотрение в Госдуму поступил законопроект N 349956-5 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Чем вызваны предполагаемые изменения? Основной задачей применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях налогообложения является обеспечение возможности учета объемов выручки от предпринимательской деятельности при осуществлении наличных расчетов.

При этом в соответствии с гл. 26.2 НК РФ размер патента (объекта налогообложения индивидуального предпринимателя, применяющего систему налогообложения на основе патента) зависит от установленного субъектом РФ потенциально возможного (а не фактического) дохода предпринимателя. Следовательно, фактический объем выручки, полученной субъектом предпринимательской деятельности, при налогообложении не учитывается.

Кроме того, принимая во внимание, что уплата патента предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты основных налогов, применение контрольно-кассовой техники в указанных выше случаях также не оказывает никакого влияния на собираемость налогов. Таким образом, применение контрольно-кассовой техники для вышеозначенной категории налогоплательщиков утрачивает смысл.

Помимо неоправданных затрат на покупку и обслуживание контрольно-кассовой техники, предприниматели обязаны регистрировать используемую технику в налоговых органах, осуществлять ее техническое обслуживание и т.д.

Возможность применения индивидуальным предпринимателем УСНО на основе патента на сегодняшний день является одной из наиболее прогрессивных систем налогообложения, способствующей развитию малого бизнеса, в то же время обязательство применения контрольно-кассовой техники усложняет и неоправданно обременяет представителей большого класса налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, одной из антикризисных мер по поддержке и развитию предпринимательства явилось принятие Федерального закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", освобождающего организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от обязательного применения контрольно-кассовой техники.

Принятие данного законопроекта также будет способствовать развитию существующих и созданию новых субъектов малого бизнеса и предпринимательства на территориях субъектов РФ.

Какие изменения планируются? Согласно законопроекту изменениям подвергнется п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Данная норма будет дополнена после слов "являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" словами "а также индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения на основе патента". Таким образом, предпринимателей, применяющих УСНО на основе патента, предполагается освободить от обязательного применения ККТ, также как организации и предпринимателей, применяющих ЕНВД.

Стадия рассмотрения законопроекта. Направлен в Комитет Госдумы по бюджету и налогам.

Сроки информирования ФНС об остатках на счетах налогоплательщиков изменят

Что и когда? 03.02.2010 на рассмотрение в Госдуму внесен законопроект N 323173-5 "О внесении изменения в статью 76 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части изменения срока, в течение которого банк обязан сообщить в налоговый орган об остатка денежных средств на счетах налогоплательщика-организации, операции по которым приостановлены)".

Чем вызваны предлагаемые изменения? В связи с неплатежеспособностью значительного количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обусловленной мировым финансовым кризисом, за последний год участились случаи принятия налоговыми органами решений о приостановления операций по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - решения), которые банки ежедневно получают в большом количестве.

Кроме решений в банки поступают запросы налоговых органов о представлении справок о наличии счетов в банке и (или) остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в рамках осуществления мероприятий налогового контроля. Также банки получают соответствующие акты о наложении ареста на денежные средства клиентов либо снятии такого ареста и об отмене приостановления операций по счетам клиентов, а также запросы иных органов об операциях и счетах клиентов.

Так, например, в средний региональный банк, имеющий несколько филиалов, за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 поступило:

Всего за 2009 г. в банк поступило 100 203 документа. Учитывая, что в 2009 г. количество рабочих дней составляло 249, в банк каждый рабочий день в среднем поступало 402 запроса.

В головной офис другого регионального банка, относящегося к мелким банкам, только за период с 04.09.2009 по 12.10.2009 поступило 983 решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков. Указанный период составляет 27 рабочих дней, в каждый из которых в среднем в банк поступило по 36 решений, не считая других запросов и актов налоговых и иных органов.

Исполнение требований, содержащихся в указанных актах и запросах, сопровождается рядом определенных последовательных действий сотрудников банков, требующих временных затрат. Так, каждый из вышеуказанных документов подлежит регистрации, доведению до уполномоченных сотрудников банка, которые проверяют наличие остатка денежных средств на счете, составляют справку, подлежащую в дальнейшем подписанию у руководства, регистрации и отправке по назначению. Указанные действия совершаются разными сотрудниками банка, работающими в разных структурных подразделениях.

В этой связи при оформлении справок об остатках на счетах клиентов банки сталкиваются со значительными трудностями по соблюдению срока, установленного п. 5 ст. 76 НК РФ.

При этом на основании ст. 135.1 НК РФ установлена ответственность банков за непредставление или за нарушение сроков представления такой информации в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Вместе с тем п. 2 ст. 86 НК РФ установлен более длительный срок для представления банками в налоговые органы справок об остатках денежных средств на счетах клиентов, который составляет пять дней со дня получения запроса налогового органа.

Таким образом, НК РФ содержит два разных и значительно отличающихся друг от друга срока представления налоговым органам одной и той же информации.

Такое отличие указанных сроков, очевидно, обусловлено разными целями и основаниями получения налоговыми органами информации об остатках на счетах налогоплательщика. Однако банк, в котором открыт счет этого налогоплательщика, в обоих случаях производит идентичные действия по оформлению и доведению до налогового органа этой информации.

Какие изменения планируются? В соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Для установления реальных сроков представления банками в налоговые органы справок об остатках на счетах клиентов при получения решения о приостановлении операций по этим счетам, а также с учетом целей получения данной информации законопроектом в п. 5 ст. 76 НК РФ предполагается внести изменение, предусматривающее продление срока предоставления банком налоговому органу информации об остатках денежных средств налогоплательщика при приостановлении операций по этому счету до трех дней.

Стадия рассмотрения законопроекта. Законопроект рассмотрен в первом чтении.

Ю.А.Мельникова

Редактор журнала

"Налоговая проверка"