Мудрый Экономист

Антикризисные меры в банковском секторе: международная практика

"Управление в кредитной организации", 2010, N 3

Развитые страны столкнулись с угрозой системного банковского кризиса. В целях недопущения массовых банкротств кредитных организаций государственные органы решились на поддержку текущей ликвидности банков, а также частичную смену целей денежно-кредитной политики. Финансовая стабильность оказалась выше целевых ориентиров, связанных с удержанием инфляции. Смена приоритетов, а также предоставление ликвидности финансовым институтам стали серьезной преградой для кризиса.

Цена антикризисных мер - это деньги налогоплательщиков, которые были потрачены на поддержание банковского сектора. В условиях резкого снижения ставки рефинансирования кредитные организации относительно быстро смогли восстановить свою доходность, кредитуя по увеличенным "старым" ставкам, но привлекаясь по новым льготным условиям.

Наиболее показательны действия денежных властей США. Так, например, Федеральная резервная система (далее - ФРС) резко отреагировала, снизив учетную ставку и разработав новый набор инструментов, обеспечивших заинтересованные стороны необходимым объемом ликвидности. Финансовые институты смогли увеличить сроки заимствования средств у ФРС, использовав различные активы в качестве обеспечения. Объем рефинансирования, ежемесячно предоставляемого ФРС банковскому сектору через дисконтное окно и посредством использования новых инструментов, в IV квартале 2008 г. составил 650 - 700 млрд долл., в I квартале 2009 г. - 560 - 610 млрд долл. Во II квартале 2009 г. часть программ по предоставлению ликвидности начала сокращаться, поскольку напряжение на рынках капитала ослабло. В июне 2009 г. ФРС продлила сроки действия большинства программ, включая своп-линии с 13 иностранными центральными банками, открытые в конце 2007 г. и осенью 2008 г., что позволило поддержать долларовую ликвидность за пределами США (повышенный спрос на ликвидные ресурсы, в первую очередь в долларах США). В долларах США привлекались заемные средства для фондирования позиций в американских ипотечных бумагах. Затем программы были продлены до февраля 2010 г.

Примечание. В течение 2009 г. ставка рефинансирования в РФ снизилась с 13 до 8,75%. В 2010 г. ее снижение продолжилось: ставка рефинансирования на 29.03.2010 составляет 8,25%.

В 2009 г. политика центральных банков была направлена на предупреждение дефляции и уменьшение системного риска в финансовом секторе. В большинстве стран продолжилось снижение процентных ставок. В октябре 2008 г. ФРС уменьшила ставку-ориентир по федеральным фондам с 2 до 1%, а в декабре установила ее в виде интервала от 0 до 0,25% (в начале 2008 г. ставка составляла 4,25%, в 2006 г. - 5,25%). В Великобритании в марте 2009 г. ставка была снижена до 0,5%. Снижение ставок продолжалось в течение всего 2009 г. в странах как с развитыми, так и с развивающимися рынками.

Действия центральных банков принесли результаты: краха банковских систем не произошло, но восстановления платежеспособности недостаточно для возобновления функционирования банковской системы в прежнем объеме. Высокие риски в области кредитования снизили чувствительность к изменениям процентных ставок. Отягощение балансов кредитных организаций проблемными активами формировало предпосылки массовых банкротств, требующих значительных вложений. Таким образом, для восстановления и наращивания объемов кредитования в интересах стимулирования экономического роста требовались меры по прямой государственной помощи и рекапитализации кредитных организаций.

Государственная помощь и рекапитализация кредитных организаций

В конце 2008 - начале 2009 г. были приняты масштабные антикризисные программы, в рамках которых осуществлены вливания капитала и выдача гарантий по обязательствам финансового сектора. Правительства ряда стран пошли на приобретение неликвидных активов финансовых организаций и предоставление им прямых кредитов. Например, в сентябре 2008 г. франко-бельгийская финансовая компания Dexia, бельгийско-голландская финансовая группа Fortis, ипотечный банк Германии Hypo Real Estate получили значительные вливания государственных средств в капитал. В Великобритании власти в короткие сроки одобрили ряд сделок M&A, в частности поглощение ипотечного банка Alliance & Leicester банком Abbey Santander, объединение крупнейших банков Lloyds TSB и Halifax Bank of Scotland (HBOS), ряд сделок в строительном секторе. Кроме того, британское правительство было вынуждено национализировать один из крупнейших ипотечных банков Bradford & Bingley.

По мере преодоления острой фазы кризиса текущей ликвидности органы денежно-кредитного регулирования начали переходить к использованию инструментов, ориентированных непосредственно на вывод балласта с балансов финансовых посредников (так называемая политика "количественного смягчения"). Это операции, которые призваны обеспечить прямую поддержку кредитного рынка, например обмен активами, с тем чтобы стимулировать банки к предоставлению ссуд предприятиям и населению. В марте 2009 г. ФРС приняла решение об увеличении объема выкупа у финансовых институтов обеспеченных ипотекой ценных бумаг, выпуск которых был организован ипотечными агентствами Fannie Mae и Freddie Mac, с 500 млрд до 1,25 трлн долл., а объема выкупа собственных долговых обязательств агентств - со 100 млрд до 200 млрд долл.

Банк Англии в марте 2009 г. объявил о начале осуществления программы приобретения у финансовых институтов в течение трех месяцев активов (государственных облигаций, корпоративных долгосрочных облигаций и коммерческих бумаг) на 75 млрд фунтов стерлингов. В мае сумма была увеличена до 125 млрд фунтов.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) в июне 2009 г. объявил о том, что предоставит 1121 банку Европейского союза 442 млрд евро кредитных средств на год по ставке, аналогичной базовой. Ожидалось, что эта мера окажет понижательное давление на рыночные кредитные ставки. Первые кредиты были предоставлены в октябре 2008 г. сроком на 6 месяцев. ЕЦБ последовал за ФРС и Банком Англии, начав выкуп обеспеченных облигаций с рейтингом не ниже "BBB" эмитентов ЕС на первичном и вторичном рынках. Объем программы около 60 млрд евро, срок действия - до июня 2010 г. ЕЦБ сосредоточивается в основном на инструментах со сроком обращения от трех до десяти лет.

Анализ предпринимаемых различными странами мер по поддержке банковских систем показывает, что основные усилия направляются на принятие мер по обеспечению доверия со стороны вкладчиков и клиентов банков, гарантированию обязательств банков и выкупа ссудной задолженности, а также их рекапитализации. В наименьшей степени правительства склонны прибегать к национализации банков. Медленнее, чем ожидалось, разворачивается работа по гарантированию и/или выкупу "плохих" активов.

На самом остром, первом, этапе финансового кризиса усилия государств были направлены на обеспечение банковских систем ликвидностью и защиту от набега вкладчиков. Минимально гарантированная величина банковских депозитов во всех странах ЕС сначала была согласована министрами финансов на уровне 50 тыс. евро. Потом правительства отдельных стран начали в одностороннем порядке объявлять о ее увеличении. Франция гарантировала к возврату вклады на сумму 70 тыс. евро, Италия - 103 тыс. евро. 100-процентная государственная гарантия по возмещению депозитов клиентам банков была введена в Ирландии. На первом этапе кризиса доверия о готовности пойти на эту меру заявили Германия, Австрия, Дания и Греция. В США гарантированная сумма возмещения по банковским депозитам была увеличена со 100 тыс. до 250 тыс. долл.

Комплекс мер, предусмотренных национальными программами, включил в себя также предоставление государственных поручительств по банковским кредитам на случай прекращения их обслуживания.

В Великобритании на цели гарантирования обязательств по любым необеспеченным долгам банков, участвующих в программе рекапитализации (в том числе по коммерческим бумагам и депозитным сертификатам), сроком погашения до трех лет в октябре 2008 г. было выделено 250 млрд фунтов стерлингов. Позднее, в рамках второго плана по спасению финансового сектора Великобритании, было решено выкупать у британских банков и иных компаний, включая производственные, неликвидные облигации на сумму в 100 млрд фунтов стерлингов.

В таблице отражены меры по поддержке банковских систем, предпринятые в странах ОЭСР.

Таблица

Меры по поддержке банковских систем в странах ОЭСР

     Страна    
  Увеличение  
компенсации по
застрахованным
вкладам
Гарантирование
банковских
обязательств и
выкуп
банковских
долгов
Вливание
капитала
Национализация
Гарантирование
"плохих"
активов
  Выкуп 
"плохих"
активов
Финансирование
коммерческих
бумаг
Финансирование
ABS
 Запрет или
ограничения
на короткие
продажи
 США           
       X      
       X      
    X   
       X      
       X      
    X   
       X      
       X      
     X
 Япония        
       X      
    X   
       X      
       X      
     X
 Германия      
       X      
       X      
    X   
    X   
     X
 Франция       
       X      
    X   
     X
 Италия        
       X      
    X   
     X
 Великобритания
       X      
       X      
    X   
       X      
       X      
       X      
       X      
     X
 Канада        
       X      
       X      
       X      
     X
 Австралия     
       X      
       X      
       X      
     X
 Австрия       
       X      
       X      
    X   
     X
 Бельгия       
       X      
       X      
    X   
     X
 Чехия         
 Дания         
       X      
       X      
    X   
       X      
     X
 Финляндия     
       X      
       X      
    X   
       X      
     X
 Греция        
       X      
       X      
    X   
 Венгрия       
       X      
       X      
    X   
 Исландия      
       X      
    X   
       X      
     X
 Ирландия      
       X      
       X      
    X   
       X      
    X   
 Корея         
       X      
    X   
 Люксембург    
       X      
       X      
    X   
 Нидерланды    
       X      
       X      
    X   
     X
 Новая Зеландия
       X      
       X      
       X      
 Норвегия      
       X      
    X   
 Словакия      
       X      
 Польша        
       X      
    X   
 Португалия    
       X      
       X      
    X   
 Швеция        
       X      
       X      
    X   
       X      
 Испания       
       X      
       X      
       X      
     X
 Мексика       
       X      
 Швейцария     
       X      
    X   
    X   
       X      
       X      
 Турция        

Источник: OECD Economic Outlook. N 85, June 2009.

В Германии специальный фонд стабилизации финансовых рынков (SoFFin) выдавал гарантии по долговым ценным бумагам и подтвержденным обязательствам финансовых институтов в объеме 400 млрд евро. Эта программа была принята в октябре 2008 г. Гарантии выдаются в отношении тех долговых обязательств, которые были выпущены в период с 18 октября 2008 г. по 31 декабря 2009 г., и распространяются как на номинальную стоимость бумаги, так и на проценты по ней. За пользование гарантиями взимается плата, не превышающая 2% годовых. Если банк не может выполнить обязательства по долговым ценным бумагам, то обязательства исполняет государство.

Французское правительство в октябре 2008 г. одобрило программу поддержки экономики. Планировалось выделить 320 млрд евро для предоставления гарантий по межбанковскому кредитованию. Была создана финансовая компания (Societe de Financement de l'Economie Francaise - SFEF), предоставляющая гарантии по бумагам, выпущенным до 31 декабря 2009 г., на срок до пяти лет. Услуги по гарантированию для банков являются платными.

Гарантирование обязательств банков привело к появлению новых активов, конкурирующих с облигациями государственного займа. Рыночный сегмент гарантированных государством банковских заимствований предлагает более привлекательную доходность по сравнению с государственными ценными бумагами и облигациями, обеспеченными активами. С октября 2008 г. объемы этого рынка значительно возросли. По некоторым оценкам, европейский рынок гарантийных займов в 2010 г. составит несколько сотен миллиардов евро.

Условия предоставления гарантий (даты и объемы размещения, сроки действия бумаг) значительно различаются между собой. Существуют и различия в структуре размещений займов: во Франции, в частности, SFEF, где государство участвует на одну треть, выступает не только в роли поручителя, но и в роли прямого дебитора. В других странах, например в Великобритании и Германии, данные бумаги выпускаются в оборот соответствующим эмитентом (рис. 1).

Крупнейшие эмитенты ценных бумаг, по которым предоставлены гарантии, млрд евро

30 -
¦ -----¬
¦ ¦ ¦
25 + ¦ ¦
¦ ¦ ¦ -----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
20 + ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬
15 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
10 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
5 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0 L--+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+-----+----+--¬
SFEF RBS General Bank of Morgan JP Morgan
Electric America Stanley Chase
Capital

Источник: Hypo Investment Bank (Liechtenstein) AG. March 2009.

Рисунок 1

ФРС еще с 25 марта 2009 г. запустила программу долгового финансирования выкупа инструментов, обеспеченных активами, - TALF (Term Asset-Backed-Securities Loan Facility). По старшим траншам облигаций ABS (Asset Back Securities), выпущенных в рамках секьюритизации потребительских кредитов, гарантируется доходность по определенной ставке. Финансовые организации получают возможность использовать в качестве залога для заимствований в центральном банке недавно выпущенные или планируемые к выпуску бумаги высшего "AAA"-качества, обеспеченные автокредитами, студенческими кредитами, карточными кредитами, коммерческой недвижимостью, а также ссудами, предоставленными малым предприятиям и гарантированными правительством США.

Ответом регуляторов на сокращение банковского капитала стали масштабные программы рекапитализации (рис. 2). Из 50 крупнейших банков 23 в США и 15 в Европейском союзе получили крупные вливания государственных средств.

Масштабы государственной рекапитализации банков в % от ВВП

8-    ---¬
¦ ¦ ¦ Объявленные максимальные суммы на пополнение капитала
¦ L--- -----¬
¦ ---¬ ¦ ¦
7+ ¦++¦ Пополнение капитала банков ¦ ¦
¦ L--- ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ +----+
6+ -----¬ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ ¦++++¦
5+ -----¬ ¦ ¦ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦++++¦
4+ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦++++¦ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
3+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
2+ -----¬ ¦ ¦ +----+ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
¦ ¦ ¦ +----+ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
¦ +----+ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
1+ -----¬ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦ ¦++++¦
0L-+----+-T-+----+-T-+----+--T-+----+-T+----+--T--+----+---T---+----+-T-+----+--T--+----+-¬
Швейцария* Франция Австрия Германия США Великобритания* Ирландия* Бельгия* Нидерланды*

Источники: Минфин США, Европейская комиссия, национальные правительства <1>.

<1> По состоянию на 11.02.2009. Суммы относятся к пополнению капитала первого уровня. Страны, отмеченные звездочкой, не указали максимальные суммы всех случаев вмешательства государства.

Рисунок 2

Благодаря программам рекапитализации банков в ЕС удалось не допустить банкротств, сравнимых по масштабу с банкротством Lehman Brothers. Германия предложила две программы рекапитализации на общую сумму 80 млрд евро, или 3,2% от ВВП. Во Франции выделено 40 млрд евро. В Великобритании правительство стало крупнейшим акционером банков RBS Lloyds Banking Group (потрачено 37 млрд фунтов стерлингов из запланированного 501 млрд). Правительство было вынуждено национализировать два крупных банка - Northern Rock и ипотечную часть банка Bradford & Bingley.

Примечание. Половина крупнейших банков в мире из топ-20 получили прямую государственную поддержку.

Масштабные программы рекапитализации не позволили достичь окончательной цели - потребность банков в дополнительном капитале осталась. Вливания денежных средств отчасти компенсировали потери от списаний активов и уменьшения их стоимости, но большинство токсичных активов сохранились.

Проблемные активы и варианты решения

Шаги, предпринятые государственными органами США и других стран (выделение средств социально значимым банкам), позволили избежать краха финансово-банковской сферы. Условия восстановления экономики - стабилизация банковских систем и возобновление кредитования. В большинстве стран остается нерешенной проблема токсичных активов, образовавшихся на балансах финансовых институтов. Без решения этой проблемы восстановление кредитования откладывается на неопределенный срок.

Реализуемые в настоящий момент многими странами программы слабо способствуют выводу проблемных активов. Для нейтрализации потенциала нестабильности, накопленного финансовыми институтами, этого недостаточно.

Большинство программ направлены на стабилизацию определенных институтов или на поощрение определенных видов рыночной деятельности, но они не рассматривают возможность вывода проблемных активов из банков или создания действующих рыночных и ценовых механизмов. Гарантийные структуры, созданные правительством США для Citigroup и Bank of America, а также Программа защиты активов Великобритании (APS) способствуют стабилизации отдельных институтов, но гарантии невозможно передавать третьим сторонам при продаже или секьюритизации соответствующих активов. Гарантированные активы сохраняют более высокую ценность, оставаясь на балансе банков, что, возможно, сдерживает их продажу частным инвесторам.

Новые стратегии и структуры значительно увеличили государственный дефицит и условные обязательства, в основном без участия частного капитала. На будущий выбор стратегии будут оказывать воздействие макроэкономические ограничения (способность правительства заимствовать достаточные средства по приемлемым ставкам с целью реализации определенных стратегий). Например, недавние изменения в программе спасения банков США отражают осознание того, что государственно-частные партнерства должны создать рыночную ликвидность и исключить проблемные активы из бухгалтерских балансов банков. Использование государственно-частных партнерств и государственного кредитования для поддержки новой стратегии соответствует возможностям финансирования, имеющимся у Министерства финансов США.

Серьезной помехой на пути частного капитала является то, что многие инвесторы опасаются отрицательной реакции и введения дополнительных ограничительных условий после осуществления инвестиций. Инвесторов беспокоит, что данные условия снизят прибыль, а это отрицательно скажется на конкурентном положении тех институтов, которые примут участие в программе. Регуляторам следует сосредоточиться на минимизации существующей неопределенности и предоставить инвесторам и финансовым институтам гарантии того, что после осуществления программ выбытия проблемных активов не будут вводиться условия, имеющие обратную силу, или какие-либо ограничения.

Беспокойство частных инвесторов оправданно. Предложения Б. Обамы относительно налога на операции кредитных организаций "на собственный счет" лишь подкрепили существовавшие опасения. Политическая составляющая подобных заявлений, конечно, достаточно велика: популистские лозунги очень хороши (особенно в период стремительного роста безработицы), а реализация практически невозможна (сложно контролировать процессы, четко разграничивая операции). Рынок отреагировал сразу падением котировок акций ведущих банков США.

Угрожающим фактором для стабильности финансовой системы является не столько размер токсичных активов, сколько то, что объем будущих списаний неизвестен. Банки опасаются наращивать объемы ссудной задолженности: непонятна ситуация с уже имеющимися кредитными портфелями.

Банки "плохих" активов

К настоящему моменту в разных странах мира разработан ряд планов по созданию банка "плохих" активов.

Понятие банка "плохих" активов подразумевает создание специального финансового института, выкупающего токсичные активы с целью предотвращения банкротства. Данная структура использовалась для вывода проблемных активов из финансовых институтов во время предыдущих кризисов.

Идея банка "плохих" активов была впервые реализована в 1988 г. в США, когда у Mellon Bank возникли проблемы с кредитным портфелем и необходимо было срочно привлечь 500 млн долл. Руководство приняло решение выйти на рынок "мусорных" облигаций, профинансировав создание банка Grant Street National Bank (GSNB), а именно: перевести проблемные активы на сумму около 1 млрд долл. (по балансовой стоимости, рыночная была вполовину меньше) в новую дочернюю организацию, используя поступления от размещения двух выпусков акций. Доход от продажи акций - 525 млн долл. США - покрыл потери по ссудам и другим проблемным активам, обеспечив Mellon Bank новым капиталом. Дочерняя организация перешла к акционерам Mellon Bank. В качестве компенсации для директоров GSNB был выпущен новый класс акций. GSNB заключил соглашение с другой дочерней компанией Mellon Bank - Collection Services, взявшей ответственность за урегулирование безнадежных ссуд на условиях покрытия издержек плюс 3% от объема возвращенной задолженности. GSNB решил поставленные задачи раньше установленного срока, быстро ликвидировав долги.

В 2008 г. к созданию банка "плохих" активов прибегла Швейцария с целью спасения одного из крупнейших своих банков - банка UBS, столкнувшегося с трудностями. План спасения UBS состоял из двух частей: передачи "плохих" активов в созданный фонд и рекапитализации банка за счет дополнительной эмиссии акций в форме конвертируемых нот. По плану банк UBS должен был передать 60 млрд долл. токсичных активов в фонд (StabFund), созданный при поддержке Швейцарского национального банка (в основном американские и европейские обесценившиеся ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами). Объем активов банка на тот момент оценивался в 2 трлн долл. Стабилизационный фонд выступал в роли банка "плохих" активов. Банк UBS должен был обеспечить 10% стоимости капитала фонда, вложив 6 млрд долл. Средства были предназначены для покрытия 10% убытков фонда. Швейцарский национальный банк обеспечивал фонд оставшимися 54 млрд долл. кредитных средств.

Правительство выкупило дополнительную эмиссию акций банка UBS на 6 млрд долл., выпущенных в форме конвертируемых нот с доходностью 12,5% годовых. UBS передал в фонд только 39 млрд долл. токсичных активов, обеспечив лишь 4 млрд долл. капитала.

Примечание. К "плохим" относятся активы, по которым заемщики систематически не выполняют обязательства по обслуживанию и погашению долга, а также обеспеченные активами ценные бумаги, оценка и продажа которых затруднены на вторичном рынке.

Настойчивость в вопросе создания банка "плохих" активов проявили США. Идея создать банк "плохих" активов возникла у американского правительства осенью 2008 г. В рамках плана Полсона, утвержденного в октябре 2008 г., предполагалось направить бюджетные ресурсы на выкуп токсичных ипотечных активов. Регуляторы отказались от этой идеи из-за сложностей, связанных с определением справедливой стоимости активов.

В плане финансовой стабильности (Financial Stability Plan) Тимоти Гайтнера, представленном 10 февраля 2009 г., предпринята попытка разработать механизм по очистке балансов банков от токсичных активов (Public-Private Investment Program). Предполагалось создать смешанный (частно-государственный) инвестиционный фонд, занимающийся выкупом неликвидных активов. Планировалось, что фонд привлечет частный капитал, размер которого вместе с государственными средствами составит от 500 млрд до 1 трлн долл. Стоимость программы для государства оценивалась в 75 - 100 млрд долл. Учредителями инвестиционного фонда должны были выступить ФРС и Федеральная корпорация по страхованию вкладов, а также частный капитал. Участие частных инвесторов должно было обеспечить формирование рыночных цен на неликвидные активы. Правительство гарантировало инвесторам сохранность скупаемых неликвидных активов. Фонд должен был предоставить кредиты на льготных условиях инвесторам, решившимся приобрести токсичные активы. С помощью участия частных инвесторов были бы созданы предпосылки для формирования активного рынка и образования на нем справедливой стоимости проблемных активов.

В июне 2009 г. реализация плана была приостановлена, но в начале июля вышло сообщение Федеральной корпорации по страхованию вкладов, Минфина США и ФРС США, согласно которому программа по избавлению банков от "плохих" активов будет реализована, но в другом виде. Вместо одного частно-государственного инвестиционного фонда будут действовать несколько инвестиционных компаний, которые начнут реализацию программы, создав управляющие фонды на принципах частно-государственного партнерства. Минфином США были отобраны девять компаний, которые будут выкупать сформированные банками пулы проблемных активов, а затем привлекать инвесторов, готовых вкладывать средства в токсичные активы. При отборе участников регулятор оценивал способность отобранной компании привлечь 500 млн долл. в ближайшие 12 недель. Вклад Минфина - 30 млрд долл. Риски потерь частных инвесторов ограничены только капиталом, который они вкладывают в создание компании по выкупу неликвидных активов.

В Германии весной и в начале лета 2009 г. проводилась работа по реализации плана выкупа токсичных активов банков. На балансах немецких банков, по данным Минфина, скопилось примерно 200 млрд евро "плохих" активов. Была принята схема: банки могут передать токсичные активы на балансы нескольких специально созданных SPV-компаний (небольшой банк "плохих" активов). В обмен на токсичные активы банки получат облигации в размере до 90% от номинальной стоимости переданных активов, которые будут гарантированы фондом по стабилизации финансового рынка (Special Funds Financial Market Stabilization - SoFFin). Расходы по реализации схемы выкупа токсичных активов будут нести сами финансовые институты, избавляющиеся на время (до 20 лет) от своих проблемных активов. Ежегодно в обмен на гарантии банки должны будут перечислять в фонд определенную комиссию с прибыли. Комиссия зависит от разницы между стоимостью активов на момент их передачи в банк "плохих" активов (стоимость, которая значилась в балансе на 30 июня 2008 г.) и текущей стоимостью. Согласно плану банки несут ответственность за риски.

К настоящему моменту сформировалось два подхода к разрешению проблемы, связанной с накоплением на балансах финансовых институтов больших объемов токсичных активов. Согласно британскому подходу (отчасти используемому в США) возмещение потерь по токсичным активам гарантируется правительством. Преимущество заключается в том, что данный подход не требует немедленных государственных затрат, повышается уверенность на рынке (банки застрахованы от дальнейшего ухудшения качества активов и необходимости дополнительных вливаний капитала). Недостаток заключается в том, что потенциальные затраты оказывают давление на государственный бюджет.

В Германии, Ирландии, Корее, Швейцарии реализуется подход, согласно которому "плохие" активы выкупаются у банков и передаются в специальные управляющие компании, работающие с активами. Основной вопрос заключается в цене приобретаемых активов и влиянии на капитал банка операций, связанных со списаниями токсичных активов с баланса. Если активы списываются по балансовой стоимости, то издержки переходят к управляющей компании и правительству. За устойчивость банков и сохранение их капиталов платят налогоплательщики. Реализация плана предполагает меньшие вливания капитала в будущем.

При списании активов по рыночным ценам происходит значительное уменьшение капитальной базы банков, что требует вливаний государственных средств для увеличения капитала до прежнего уровня. Ирландия объявила, что в случае, если банкам потребуется дополнительный капитал, правительство готово приобрести контрольные пакеты акций двух основных банков страны. Активы банков планируется приобрести с дисконтом в соответствии с рискованностью. В Швейцарии активы банка UBS приобретены по цене, соответствующей их стоимости уровня сентября 2008 г.

Использование банка "плохих" активов является непростым стратегическим решением. Проблемные активы по-прежнему существуют, и, хотя механизм их накопления притормозился, он работает, и очень сложно сказать определенно, что и как нужно предпринимать дальше.

* * *

Таким образом, в условиях, когда проблемная задолженность продолжает увеличиваться, вопрос расширения кредитования для частных кредитных организаций остается гипотетическим (частные инвесторы не готовы тратить деньги, не зная рентабельности вложений и масштабов проблем токсичных активов). Применительно к России следует отметить, что в 2009 г. из бюджета на антикризисные меры было потрачено 1,21 трлн руб., в том числе на поддержку банковского сектора - 280 млрд руб. Это значительные средства, но вопросы, связанные с выводом проблемных активов из финансовых организаций, они не решили.

В ходе ежегодной встречи руководства Банка России с руководителями кредитных организаций, состоявшейся 4 февраля 2010 г., был предложен оптимистичный прогноз развития ситуации в сфере кредитования. Руководство Банка России прогнозирует рост кредитного портфеля в 2010 г. (прогноз является логичным обоснованием сокращения масштабной поддержки кредитных организаций). Стабильность национальной валюты и снижающаяся инфляция при росте ВВП бесспорно являются ключевыми факторами в оздоровлении экономики в целом. Кроме того, прогнозируется возможное решение проблемы некачественных активов естественным путем. Вместе с тем описанная выше международная практика свидетельствует, что легких решений не бывает и при благоприятном стечении обстоятельств прогноз может сбыться, но нужно заранее быть готовыми и к другим сценариям.

В течение 2009 г. просроченная задолженность по кредитам нефинансовому сектору выросла в разы (до 762,5 млрд руб.). Ответом на существующую проблему явилось поручение Правительству Российской Федерации от Президента Российской Федерации (17.02.2010) - к 1 июня 2010 г. подготовить предложения, направленные на создание инфраструктуры для управления просроченной задолженностью.

Примечание. В настоящее время вывод проблемных активов в РФ - приоритетная задача, и главное, чтобы ее решение не переросло в национальный проект.

Литература

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 N 2043-р "Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года".
  2. Материалы консалтинговой группы "Банки. Финансы. Инвестиции" (2009 г.).
  3. Будущее банковского сектора. PricewaterhouseCoopers (июль 2009 г.); Стабилизация и восстановление финансовой системы. PricewaterhouseCoopers (май 2009 г.).
  4. Глобальный экономический кризис: системные сбои и многосторонние способы преодоления // Доклад Целевой группы секретариата ЮНКТАД. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева (2009 г.).
  5. Приказано - выжить. Интервью с А.А. Хандруевым // Банки и деловой мир. 2009. N 1 - 2.

А.А.Войлуков

Управляющий

отделения N 1

Московского ГТУ

Банка России

Д.А.Пашковский

К. э. н.,

банковский эксперт