Мудрый Экономист

Понятие и содержание валютного права Российской Федерации *

"Финансовое право", 2010, N 5

Почти во всех странах мира юридические проблемы валютного регулирования и контроля недостаточно изучены. Валютные правоотношения носят комплексный, одновременно публично-правовой и частноправовой характер. Специфика объекта правового регулирования и субъектного состава валютных правоотношений свидетельствует о том, что они имеют комплексный характер. В настоящей статье предпринята попытка определить содержание валютного права Российской Федерации, рассмотреть его предмет и методы.

Валютные отношения в их современном понимании стали складываться относительно недавно, что существенно сказывается на их правовом регулировании. Именно поэтому проблемы валютного регулирования и контроля в юридическом аспекте еще недостаточно изучены. В настоящее время практически все страны испытывают дефицит правовых норм, регламентирующих национальные валютные отношения, с большими трудностями происходит ратификация международных валютно-правовых норм и принципов международного валютного права.

При этом следует учитывать, что интенсивное развитие внешнеэкономических связей не только способствует развитию мировых финансовых рынков, международных валютных отношений, но и обостряет проблему выработки современных правовых механизмов регулирования валютных отношений.

Рассмотрим некоторые точки зрения ученых-юристов на понятие и содержание валютного права.

Н.М. Артемов обосновал позицию, согласно которой валютное право следует рассматривать как институт финансового права, а предметом валютного права как института финансового права являются общественные отношения, которые, во-первых, складываются в сфере финансовой деятельности государства в процессе аккумулирования, распределения (перераспределения), накопления и использования валюты, валютных ценностей; во-вторых, предметом которых являются валютные средства; в-третьих, одним из участников которых всегда является государство в лице уполномоченных органов, наделенных общей и специальной компетенцией и властными полномочиями по отношению к другим участникам <1>.

<1> См.: Артемов Н.М. Валютные рынки. М.: ООО "Профобразование", 2001. С. 54.

Аналогичной позиции придерживаются Г.А. Тосунян и А.В. Емелин, которые считают, что валютное право - это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу валютных ценностей <2>.

<2> См.: Тосунян Г.А. Валютное право Российской Федерации. М.: Дело, 2004. С. 41.

Б.Ю. Дорофеев, Н.Н. Земцов и В.А. Пушин обосновывают позицию о "становлении и развитии новой, самостоятельной отрасли российского права - валютного права" и далее предлагают следующее определение валютного права: система норм, регулирующих общественные отношения по совершению валютных операций, а также в сфере валютного регулирования, валютного контроля и ответственности за валютные правонарушения <3>.

<3> См.: Дорофеев Б.Ю. Валютное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. С. 29 - 30.

Л.Г. Вострикова рассматривает валютное право как институт финансового права и дает следующее определение валютного права: "Валютное право - система норм, регулирующих общественные отношения по совершению валютных операций, в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а также ответственности за валютные правонарушения" <4>.

<4> Вострикова Л.Г. Валютное право: Учеб. пособие для вузов. М.: ЗАО "Юстицинформ", 2006. С. 16.

И.В. Гетьман-Павлова отмечает, что валютные отношения возникают между различными субъектами права в связи с использованием валютных ценностей в процессе валютного регулирования, валютного контроля и валютного обращения. По мнению названного автора, валютное право представляет собой совокупность норм, регулирующих валютные правоотношения <5>.

<5> Гетьман-Павлова И.В. Юридические конструкции "международное валютное право" и "международное фондовое право".

Н.Ю. Ерпылева рассматривает валютное право не как отрасль или подотрасль российского права, а как отрасль российского законодательства и отмечает, что механизм валютного регулирования включает в себя три структурных элемента:

<6> См.: Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики российского валютного права // Адвокат. 2002. N 9.

Валютные правоотношения носят комплексный, одновременно публично-правовой и частноправовой характер. Именно такие отношения и регулируются Федеральным законом N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", где в ст. 2 указано, что он определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В немецкой правовой доктрине указывается, что валютное право существует как публичное и частное право, при этом публичное валютное право охватывает государственную валютную политику, а частное валютное право - это отношения между частными лицами, связанные с оборотом валютных ценностей. Частное валютное право "родилось в Германии... Постепенно оно появилось почти во всех европейских и во многих неевропейских странах" <7>. Примечательно, что именно в немецкой юриспруденции впервые было сформулировано понятие "международное частное валютное право".

<7> Эбке В. Международное валютное право. М., 1997. С. 24.

Специфика объекта правового регулирования (валюта и валютные ценности, валютные операции) и субъектного состава (резиденты и нерезиденты) валютных правоотношений свидетельствует о том, что они имеют конституционно-правовой, финансово-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и международно-правовой характер. При этом финансово-правовые нормы в регулировании валютных отношений имеют приоритетное значение. В связи с этим следует отметить мнение А.В. Емелина, который подчеркивает важность именно системного подхода к изучению и регулированию валютных правоотношений как возникающих в процессе валютного регулирования, валютного контроля и валютного обращения. Такой подход позволит уравновесить финансово-правовую и гражданско-правовую составляющие рассматриваемого института <8>.

<8> Емелин А.В. Проблемы финансово-правового регулирования валютных операций в РФ: Автореф. дис. ... к.ю.н.: 12.00.12. МГЮА. М., 2000. С. 16.

Большинство норм российского валютного законодательства имеют публично-правовой характер, но одновременно обладают и частноправовым эффектом. Следует отметить, что действие этих норм распространяется и на правоотношения, которые в соответствии с российским коллизионным правом подчинены иностранному закону. Иностранные публично-правовые нормы валютного права признаются в российских судах и арбитражах, если фактический состав сделки связан с правом такого иностранного государства.

Несмотря на то что валютные правоотношения входят в большое количество отраслей права, их можно объединить в две группы правоотношений: имеющие публично-правовую и гражданско-правовую природу.

Публично-правовые нормы регулируют статус субъектов валютного права, права и обязанности органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, валютные ограничения, меры валютного регулирования, валютный контроль и ответственность за нарушения валютного законодательства. Данные нормы валютного законодательства создаются и реализуются в интересах государства, и в первую очередь в интересах его финансовой деятельности. Поэтому публичные валютные отношения образуют валютную деятельность государства.

Исторически институт валютного регулирования и валютного контроля зародился в системе финансового права, поскольку валютные отношения складывались исключительно в сфере финансовой деятельности государства в процессе аккумулирования, перераспределения и использования валюты и валютных ценностей. С отменой государственной валютной монополии валютные отношения дополнились новыми объектами и субъектами, в результате чего правовое регулирование валютных отношений не могло осуществляться только в рамках одной отрасли права и преимущественно императивными методами. Качественные изменения, затронувшие эти процессы, актуализировали необходимость совершенствования валютного законодательства. В первую очередь, проявилась необходимость уточнения и законодательного закрепления таких ключевых понятий валютного права, как "валюта", "деньги", "валютный курс", "валютная операция", "валютная сделка". Далее публично-правовая природа валютного права обусловила необходимость законодательного закрепления таких понятий, как "валютное регулирование", "валютный контроль", "валютное правонарушение", "валютная ответственность".

По мере отмены валютной монополии юридическая конструкция валютного права стала приобретать межотраслевой характер, появилась необходимость соотношения публичных и частных начал в регулировании валютных отношений.

Валютные правоотношения гражданско-правового характера возникают между хозяйствующими субъектами, участвующими в обороте товаров, работ или услуг. Подобные правоотношения включают правоотношения, возникающие по поводу перехода права собственности на валютные ценности, валюту РФ и внутренние ценные бумаги, по поводу получения или предоставления кредитов в иностранной валюте, а также использования валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Частноправовой характер имеют правила российского валютного законодательства по поводу открытия счетов в иностранных банках: правоотношения по поводу открытия и ведения банковских счетов регулируются гражданским правом. В таких правилах имеется публично-правовой элемент, но он не является преобладающим, поэтому данные нормы в целом относятся к частному праву.

Таким образом, валютные правоотношения, имеющие гражданско-правовую природу, возникают в связи с владением, пользованием и распоряжением валютными ценностями, а в определенных случаях валютой РФ и внутренними ценными бумагами, т.е. представляют собой имущественные правоотношения, предусмотренные п. 1 ст. 2 ГК, и, соответственно, нормы, регулирующие данные правоотношения, следует относить к гражданскому законодательству, а сами правоотношения - к гражданским, имущественным отношениям.

Валютные ценности могут выступать объектами гражданско-правовых сделок. Обязательство в иностранной валюте, являясь разновидностью денежных обязательств, представляет собой правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано произвести в пользу другого лица (кредитора) уплату денежных знаков, т.е. предоставить предметы, выполняющие в обороте функцию средства платежа (в данном случае - иностранную валюту), а кредитор имеет право требовать от должника исполнения этой обязанности.

Одновременно некоторые категории валютного права имеют публично-правовую и частноправовую природу. Например, валютное правонарушение - универсальная категория, используемая для целей финансово-правового и гражданско-правового регулирования. В первом случае данный деликт выражает нарушение лицом законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а также законодательства об осуществлении валютных сделок. Во втором случае валютное правонарушение характеризует нарушение установленного порядка совершения гражданско-правовых сделок с валютными ценностями.

Комплексным правовым институтом является и ответственность за нарушения валютного законодательства, включающая административные и уголовно-правовые меры воздействия к правонарушителям.

Валютное право имеет свой предмет регулирования. Предмет валютного права - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе валютной деятельности государства и осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами.

Предмет валютного права находится в постоянном развитии. Установление режимов реализации валютных отношений зависит от воли государства. В последние годы произошли существенные изменения в правовом регулировании валютных отношений, направленные на сокращение валютных ограничений при осуществлении валютных операций. Начавшееся в 2003 г. реформирование валютного законодательства РФ продолжается и в настоящее время.

Правовое регулирование валютных отношений осуществляется на основе общих и специальных методов. Методы валютного права составляют его качественную сторону, поскольку позволяют судить о степени вмешательства государства в валютные отношения, уровне либерализации и открытости финансового рынка для иностранных субъектов, валюты и валютных ценностей других государств.

Метод валютно-правового регулирования - это обусловленная комплексным характером совокупность специфических юридических признаков валютного права, в которых концентрированно выражаются средства и способы регулирования валютных отношений.

Методы валютного права обусловлены регулируемыми общественными отношениями, которые, в свою очередь, складываются в процессе валютной деятельности государства или осуществления частными субъектами валютных операций. Учитывая эту специфику, государство применяет различные способы правового воздействия на субъекты валютного права.

Таким образом, под методом валютно-правового регулирования следует понимать специфический способ, при помощи которого государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение субъектов валютного права.

Как мы выяснили, валютное право является комплексной отраслью законодательства, состоящей из норм публичных и частных отраслей права.

Методы валютного права классифицируются на общие и особенные. Общие методы обусловлены юридической природой валютных отношений, их публичным и частноправовым характером. Специальные методы используются в процессе реализации отдельных валютных операций или направлений валютной деятельности государства.

Среди общих методов, применяемых в валютном праве, наиболее ярко выделяется императивный. Императивный метод воздействия на валютные отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий нормы-запреты и обязывающие нормы. Напомним, что в финансовом праве этот метод является "сквозным", присущим всем составным частям данной отрасли права. Поскольку валютное регулирование и валютный контроль входят в состав особенной части финансового права, то их правовое регулирование осуществляется императивным методом.

Императивный (властный) характер валютной деятельности присущ государству в силу того, что оно самостоятельно устанавливает порядок обращения на своей территории валюты и валютных ценностей, права и обязанности участников валютных правоотношений, валютные ограничения, компетенцию органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Особенностью проявления императивного метода в валютном праве является его внешнее закрепление в основном запрещающими нормами. Названная специфика отражает особенность валютного регулирования в Российской Федерации, направленного на установление границ дозволенного поведения субъектов валютного права.

Преобладание императивного метода регулирования объясняется тем, что валютным отношениям больше присуща публичная природа, они имеют огромное значение для нормального функционирования государства в целом, поддержания его экономического суверенитета и устойчивости внутренней валюты. Анализ валютного законодательства показывает, что содержание значительной части норм валютного права составляют императивные отношения.

Таким образом, императивный метод правового регулирования не просто представляет собой специфический способ воздействия на общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением валютной деятельности государства, а является выразителем основных особенностей публичных отраслей права в сфере валютного регулирования.

Кроме императивного метода государство при регулировании валютных отношений использует диспозитивный метод. Названный способ правового регулирования проявляется в установлении гражданским законодательством отдельных правил осуществления валютных операций.

Рассматривая соотношение императивного метода и метода, основанного на юридическом равенстве сторон, следует отметить, что приоритеты между ними определяются в зависимости от принятой в данном государстве концепции вмешательства в экономику, находящей свое отражение в принципах осуществления валютной политики, принятых в государстве, а также в степени соответствия этих принципов действительности.

В Российской Федерации провозглашаются несколько очень важных принципов валютной политики, свидетельствующих о том, что эта политика должна строиться прежде всего на основе экономических, рыночных механизмов и инструментов, а не на основе административно-правового (публично-правового) воздействия. В частности, в ст. 3 Федерального закона "О ВРиВК" прямо закреплено, что основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования (п. 1 ст. 3); 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов (п. 2 ст. 3).

Следует обратить внимание, что здесь речь идет о принципах валютного регулирования и валютного контроля как направлении валютной политики, выражающемся в определенных условиях установления валютно-правового режима, т.е. фактически только о валютном регулировании как процессе определения порядка осуществления валютных операций. Что касается валютного контроля как элемента валютной политики, то к нему относится другой принцип, установленный ст. 3 Федерального закона "О ВРиВК", - принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций (п. 5 ст. 3).

Таким образом, посредством законодательного закрепления принципов валютно-правового режима и валютной политики в Российской Федерации должен преобладать диспозитивный метод, а не императивный. Однако в настоящее время вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации не позволяют регулировать валютные отношения исключительно частноправовыми методами. В современных условиях диспозитивный метод правового регулирования валютных отношений не является доминирующим. Он применяется только при условии, что какие-либо валютные отношения не урегулированы императивным методом. Объясняется такое соотношение методов валютного права приобретенным характером Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" над иным законодательством, регулирующим валютные отношения.

Рассмотрим сочетание диспозитивного и императивного методов регулирования на примере соотношение норм ГК РФ и Закона о валютном регулировании. ГК РФ устанавливает три важные общие нормы:

Согласно п. 2 ст. 140 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке. В соответствии со ст. 141 ГК РФ виды имущества, признаваемые валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются Законом о валютном регулировании и валютном контроле. Эта же статья устанавливает, что право собственности на валютные ценности защищается на общих основаниях. Другая норма ГК РФ (п. 3 ст. 317) устанавливает, что использование иностранной валюты, а также документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.

Валютные отношения важны для всего государства в целом, они направлены на обеспечение и поддержание его экономического суверенитета, поэтому их правовое регулирование должно осуществляться как диспозитивным, так и императивным методом. При этом ни валютное регулирование, ни валютный контроль не должны напрямую ограничивать внешнеторговую деятельность, а должны оказывать на нее лишь косвенное влияние через регламентацию платежей и расчетов по внешней торговле.

Следующей группой методов валютного права являются специальные методы: репатриации валютной выручки, валютных ограничений, установления валютного курса и т.д.

Таким образом, в Российской Федерации валютное право - это комплексная отрасль российского законодательства, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся относительно валюты и валютных ценностей, осуществления валютных операций, валютного контроля и привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства.

Ю.А.Крохина

Д. ю. н.,

профессор,

завкафедрой правовых дисциплин

Высшей школы

государственного аудита (факультета)

МГУ им. М.В.Ломоносова,

замдиректора

Государственного

научно-исследовательского института

системного анализа Счетной палаты