Мудрый Экономист

Типичные ошибки при проведении аттестации рабочих мест

"Руководитель строительной организации", 2010, N 4

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это обязательная для российских работодателей процедура. Ее проведение позволяет предприятиям как избежать штрафных санкций, так и существенно сэкономить на налогах и страховых сборах. Как провести аттестацию рабочих мест правильно?

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Приказ N 569) все работодатели обязаны провести аттестацию рабочих мест. Такая аттестация позволяет компании:

Однако при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда российские работодатели допускают множество ошибок.

Ошибки на этапе подготовки к аттестации

Для организации и проведения аттестации рабочих мест компания прежде всего должна издать приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

На стадии издания приказа руководители часто допускают ошибку, связанную со сроками проведения аттестации рабочих мест, считая, что работы по аттестации удастся провести относительно быстро. На деле же проведение аттестации в организации может занять от полугода до нескольких лет в зависимости от размеров предприятия, ведь проведение оценки напряженности трудового процесса на каждом рабочем месте, например, занимает не менее недели, оценка параметров микроклимата должна проводиться в теплый и холодный периоды года, оценка искусственного освещения - в темное время суток и т.д.

Примечание. Важная роль в работе аттестационной комиссии отводится представителям аттестующей организации, которые обязаны осуществлять координацию, методическое руководство и контроль работы по аттестации рабочих мест.

Следующая типичная ошибка - создание некомпетентной аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия должна формироваться, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда, и иметь представление о предстоящей работе.

Многие российские компании при выборе аттестующей организации ориентируются только на расценки, поэтому зачастую возникают ситуации, когда аттестующая компания, к примеру, берет за разработку карт аттестации намного дешевле, чем другие аналогичные фирмы. А когда подходит время сдачи работы, оформленные карты аттестации рабочих мест оказываются непригодными для использования, ведомости рабочих мест не заполнены или отсутствуют. Причем предъявить претензию исполнителю формально невозможно, поскольку отчетный материал по договору "измерения и оценки производственных факторов" представлен.

Поэтому целесообразнее воспользоваться услугами фирмы, которая не только проводит измерения производственных факторов и готовит карты аттестации, но и занимается всей работой по аттестации рабочих мест от начала и до конца, включая получение положительного заключения от государственной экспертизы условий труда. В таком случае существует гарантия, что средства на проведение аттестации рабочих мест затрачены с максимальной пользой.

Примечание. Прежде чем подписывать договор на проведение аттестации рабочих мест, работодателю стоит обратить внимание на наличие у аттестующей организации аккредитованной лаборатории, область аккредитации которой позволяет покрыть весь спектр вредных производственных факторов.

Множество ошибок, допускаемых в работе аттестационной комиссии, связано с составлением полного перечня рабочих мест в организации. Наиболее типичные из них следующие:

Численность работников и количество рабочих мест не тождественны. Количество рабочих мест по той или иной профессии (должности) должно определяться в основном количеством и типом используемого оборудования. Например, если работники одной профессии одного подразделения предприятия работают с одним и тем же оборудованием (например, в две смены), перечень производственных факторов, подлежащих оценке, остается неизменным, и при определении количества рабочих мест такое рабочее место будет рассматриваться как одно.

Согласно Приложению 3 к Приказу N 569 при заполнении карты аттестации рабочего места производится его определение в структуре организации (подразделения, участка, бюро, сектора и т.д.). При этом каждому рабочему месту присваивается номер (код), отражающий данные сведения. Таким образом, работники одной и той же профессии, даже использующие одно и то же оборудование, но находящиеся на разных участках, в том числе в одном подразделении и тем более в разных подразделениях предприятия, трудятся не на аналогичных рабочих местах.

Приравнивание количества рабочих мест к количеству профессий (должностей) работников по штатному расписанию также неправомерно. Работники одной и той же профессии могут выполнять свои трудовые обязанности в условиях, значительно отличающихся по санитарно-гигиеническим или психофизиологическим характеристикам, в то время как определение количества рабочих мест основывается в конечном счете на идентификации комплекса производственных факторов, воздействующих на работника при выполнении им своих трудовых обязанностей на соответствующем технологическом оборудовании.

Согласно Приложению 3 к Приказу N 569 идентификация рабочего места подразумевает однозначное определение профессии (должности) сотрудников, работающих на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест. Для этого в образце карты аттестации и перечне рабочих мест предусмотрены соответствующие строки: наименование профессии (должности) и ее код по классификатору.

Не стоит путать понятия рабочего места и рабочей зоны. В течение смены работник, выполняя свои трудовые обязанности, может находиться на различных участках и в разных помещениях, выполняя разные обязанности. Например, работник может совмещать несколько профессий.

При определении рабочих зон большое внимание следует уделять времени нахождения (работы) работника в поле действия каждого комплекса производственных факторов. Для целей аттестации рабочих мест такое время обычно указывается в процентах от продолжительности смены, принимаемой за 100%.

Распределение времени смены по рабочим зонам играет важнейшую роль при последующем определении класса условий труда по общему и отдельным производственным факторам.

Зачастую встречается ошибка при расчете норм количества рабочих мест. Иногда это значение называют количеством аналогичных рабочих мест по нормам. Разновидностью данной ошибки можно признать составление отдельных карт аттестации на группы аналогичных рабочих мест, что практикуется некоторыми испытательными лабораториями, проводящими аттестацию рабочих мест на предприятиях. Эти заблуждения являются следствием неправильного толкования указаний п. 12 Приказа N 569, согласно которому оценка опасных и вредных производственных факторов на предполагаемых аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% (но не менее двух) таких рабочих мест. В п. 12 Приказа N 569 не содержится указаний по определению количества аналогичных рабочих мест. На этапе формирования перечня рабочих мест аттестационная комиссия определяет только предполагаемые аналогичные рабочие места. Если по результатам проведенных измерений хотя бы одно рабочее место не подпадает под признаки аналогичности, определенные аттестационной комиссией, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест.

Существует минимальный набор факторов, характерных для каждого рабочего места, - это микроклимат, освещенность, тяжесть и напряженность трудового процесса, а также травмобезопасность рабочих мест. Другие же факторы (шум, вибрация, ультрафиолетовое излучение и т.п.) оцениваются только на тех рабочих местах, на которых их наличие обусловлено технологическим процессом, оборудованием или применяемым сырьем и материалами.

Ошибки при оценке условий труда

При оценке условий труда часто допускаются ошибки в оформлении, проведении измерений и в выборе гигиенических нормативов для оценки условий труда.

Типичные ошибки первого вида - отсутствие адреса организации, подписи представителя организации, нормативного значения оцениваемого фактора, класса вредности и опасности.

Примечание. Ошибок в оформлении достаточно легко избежать. Для этого необходимо, чтобы протоколы лабораторных измерений содержали в каждом случае данные, указанные в п. 18 Приказа N 569, а также требования к протоколам, которые выдвигают методики проведения измерений.

Отдельно необходимо рассмотреть оценку травмобезопасности рабочих мест. Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются: производственное оборудование; приспособления и инструменты; обеспеченность средствами обучения и инструктажа. Самой распространенной ошибкой при оценке травмобезопасности рабочих мест является использование нормативных документов, утративших свою силу. На сегодняшний день существует множество постоянно обновляющихся правовых программ (например, "КонсультантПлюс", "Гарант", "Кодекс"). Если у членов аттестационной комиссии возникают сомнения в правильности проведенной оценки условий труда, им необходимо обратиться к специалистам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Ошибки при оформлении аттестации рабочих мест результатов

Ошибки данного этапа - это неполное формирование пакета документов по результатам аттестации рабочих мест. Пакет документов должен содержать:

  1. приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);
  2. перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно Приложению 1 к Приказу N 569;
  3. копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
  4. карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно Приложению 2 к Приказу N 569 с протоколами измерений и оценок условий труда;
  5. ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно Приложениям 6 и 7 к Приказу N 569;
  6. план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно Приложению 8 к Приказу N 569;
  7. протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно Приложению 9 к Приказу N 569;
  8. приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

Примечание. Работодателю не стоит пренебрегать проведением государственной экспертизы качества материалов аттестации, потому что она дает возможность выявить ошибки, допущенные при проведении аттестации рабочих мест, и оперативно их устранить.

В соответствии со ст. 216.1 ТК РФ оценить качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда может только государственная экспертиза условий труда. Государственная экспертиза проводится бесплатно в форме проверки соответствия представленных документов государственным нормативным требованиям охраны труда. По результатам государственной экспертизы специалистом-экспертом оформляется экспертное заключение по качеству проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

А.В.Варенова

Эксперт журнала

"Руководитель

строительной организации"