Мудрый Экономист

"Упрощенцы" отчитываются по страховым взносам за I квартал

"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 4

Не успели бухгалтеры "упрощенцев" перевести дух после сдачи годовой отчетности, как наступили сроки сдавать отчеты за I квартал 2010 г. Рассмотрим изменения в их представлении.

В связи с отменой ЕСН и введением страховых взносов поменялись формы и сроки представления отчетов, а также к налоговым органам добавился еще и Пенсионный фонд, в который раньше представляли только сведения о персонифицированном учете один раз в год.

Подробно остановимся на новых формах представления отчетности в ФСС и ПФР, а также на новых документах по страховым взносам.

С 1 января 2010 г. "упрощенцы" являются плательщиками страховых взносов, исчисление и уплата которых регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

Соответственно, плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

На сегодняшний день утверждены новые формы отчетности в ФСС и ПФР.

Отчетность "упрощенцев" в ФСС

Форма отчета. Форма "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения" (4-ФСС РФ) утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н <1>. Данная форма применяется начиная с отчетности за I квартал 2010 г.

<1> К данной форме предусмотрен Рекомендуемый порядок заполнения расчета.

Куда представляется. Как и ранее, данный отчет представляется в территориальный орган ФСС по месту регистрации плательщика страховых взносов.

Срок представления отчетности. Согласно ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

Отчетными периодами по страховым взносам признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (п. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ).

Хотелось бы обратить особое внимание на предельный срок представления отчетов. Приведенная в Законе формулировка "до 15-го числа" предполагает, что последним днем сдачи отчета в ФСС является 14 апреля 2010 г.

Практически все бухгалтеры привыкли, что последним днем сдачи отчета в ФСС является 15-е число. Кроме этого, в ст. 4.8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" указан срок представления отчета: "ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом", что предполагает последним днем сдачи отчета 15 апреля 2010 г. Таким образом, налицо явное противоречие двух Федеральных законов. На сегодняшний день разъяснений ФСС по данному вопросу нет. Поэтому во избежание проблем целесообразно считать последним днем сдачи отчетности в ФСС 14 апреля 2010 г.

Форма представления отчета. Форма расчета по страховым взносам представляется в двух экземплярах - один экземпляр остается в территориальном органе ФСС, второй с отметкой территориального органа ФСС о принятии возвращается страхователю.

При отправке формы расчета по страховым взносам по почте заказным письмом с описью вложения дата отправки считается днем представления в территориальный орган ФСС.

Особое внимание "упрощенцам", имеющим большую численность работников, следует обратить на форму представления отчетов по страховым взносам. Согласно ст. 15 Закона N 212-ФЗ с 2011 г. плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". И такую отчетность надо будет представлять и в ПФР, и в ФСС.

В 2010 г. такая обязанность предусмотрена для плательщиков страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 100 человек (ст. 61 Закона N 212-ФЗ). У "упрощенцев" средней численности более 100 человек быть не может по определению.

Подготовку к сдаче отчетности в электронной форме надо начинать уже сейчас. Как известно, время летит незаметно, и 2011 г. наступит очень быстро.

Особенности заполнения отчета "упрощенцами". Бухгалтеру надо обратить внимание на то, что расчет заполняется в рублях и копейках нарастающим итогом.

Титульный лист расчета выглядит по-новому, но необходимые данные прежние, за исключением отчетного периода и текущего расчетного периода. В нашем случае текущий расчетный период - 2010. Отчетный период заполняется: за квартал - 3, за полугодие - 6, за девять месяцев - 9, за год - 0, при обращении за выделением средств - 1. Также вместо ОКОНХ и ОКДП указывается код по ОКАТО, код ОКВЭД вносится по основному виду деятельности.

Как и в предыдущем расчете, для "упрощенцев" предназначен отдельный разд. II "Для страхователей - налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения". Шифр для "упрощенцев" - 011.

Таблица 5 не претерпела изменений, в ней по-прежнему указываются среднесписочная численность работающих (чел.), в том числе женщин (строка 2), определяемая в соответствии с Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденными Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278, и выплаты, начисленные в пользу работников (доход).

Несколько иначе выглядит таблица 6 "Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Она заполняется на основе данных учета страхователя. Для проверки заполнения можно использовать следующее соотношение: строка 2 = строка 5 - строка 1.

Изменениям подверглась и таблица 7 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Теперь требуется расшифровка по пособиям, выплаченным работникам по основному месту работы и по внешнему совместительству. Не надо приводить данные о путевках.

Таблица 8 заполняется при наличии работников, подвергшихся радиационному облучению, которым производятся выплаты за счет средств федерального бюджета.

Как и раньше, "упрощенцы" заполняют разд. III "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату социального обеспечения". Основные таблицы 9, 10 и 13 не изменились. Небольшим изменениям подверглась таблица 11 - убрали строку о суммах, выделяемых на углубленные медосмотры.

Добавлена новая таблица 12 "Расчет по начисленным и уплаченным пеням и штрафам". В ней отражаются сумма штрафов и пеней, начисленных и уплаченных страхователями в соответствии с решениями территориального органа ФСС о привлечении к ответственности страхователей, а также возврат неправомерно начисленных и перечисленных пеней и штрафов, в том числе зачет суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам, подлежащим взысканию.

Отчетность "упрощенцев" в ПФР

Формы отчета. Минздравсоцразвития утвердило новые формы отчетности в ПФР: РСВ-1 ПФР и РСВ-2 ПФР.

Форма РСВ-1 ПФР "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" утверждена Приказом Минздравсоцразвития от 12.11.2009 N 894н <2>. Данная форма применяется начиная с отчетности за I квартал 2010 г.

<2> К данной форме предусмотрен Рекомендуемый порядок заполнения расчета.

Форма РСВ-2 ПФР "Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н. Эту форму заполняют и представляют в ПФР индивидуальные предприниматели "за себя". Согласно п. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ расчет РСВ-2 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в соответствующий территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, то есть за 2010 г. надо представить такой отчет до 1 марта 2011 г. Юридические лица отчет по форме РСВ-2 ПФР не представляют.

Далее мы будем говорить об отчетности по форме РСВ-1 ПФР, которую представляют как организации, так и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты работникам.

Куда представлять. Расчет РСВ-1 ПФР представляется в территориальный орган ПФР по месту регистрации.

Сроки представления отчетности. Согласно ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Отчетными периодами по страховым взносам признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (п. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ).

Хотелось бы обратить особое внимание на предельные сроки представления отчетов: приведенная в Законе формулировка "до 1-го числа" предполагает, что последним днем сдачи отчета в ПФР за I квартал 2010 г. является 30 апреля 2010 г.

Форма представления. Согласно рекомендациям ПФР расчет представляется в электронной форме в сопровождении бумажного носителя либо по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии со ст. 15 Закона N 212-ФЗ.

В налоговом законодательстве четко сказано, что налоговая декларация (расчет) может быть передана налогоплательщиком в налоговый орган:

В Законе N 212-ФЗ отдельно не предусмотрена такая форма представления отчетности, как почтовое отправление, хотя на титульном листе формы РСВ-1 ПФР есть пометка: "Указывается дата представления расчета лично или через представителя, при отправке по почте - дата отправки почтового отправления с описью вложения, при представлении в электронном виде - дата отправки, зафиксированная транспортным (почтовым) сервером удостоверяющего центра".

Таким образом, при сдаче РСВ-1 ПФР надо учитывать, что если организация отчитывается по телекоммуникационным каналам связи, то проблем нет, но в случае сдачи отчетности лично или через представителя к бумажному варианту необходимо приложить электронную форму отчета, без нее, вероятно, не примут. А вот представление отчета по почте теоретически может создать проблемы, хотя это маловероятно. Разъяснений ПФР на сегодняшний день нет.

Особенности заполнения расчета "упрощенцами". Основанием для заполнения расчета являются данные бухгалтерского учета. Расчет составляется нарастающим итогом в рублях. Округление до целых рублей базы для начисления страховых взносов, а также исчисленных сумм страховых взносов, иных показателей, имеющих денежное выражение, которые указываются в расчете, производится после суммирования всех данных индивидуального учета в целом по плательщику страховых взносов.

В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных расчетом, в строке и соответствующей графе ставится прочерк. Если на страницах расчета, которые должны быть представлены плательщиком, какие-либо таблицы им не заполняются, на полях этих таблиц ставится прочерк.

В верхней части каждой заполняемой страницы указывается регистрационный номер плательщика, присвоенный ему в территориальном органе ПФР по месту постановки на учет.

Заполнение формы расчета происходит следующим образом:

Титульный лист заполняется плательщиком, кроме раздела "Заполняется работником ПФР" на основании уведомления о регистрации в территориальном органе ПФР и свидетельства о регистрации страхователя в ТФОМС. При представлении первичного расчета указывается код 000.

Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, которые обозначаются соответственно как 03, 06, 09. Расчетным периодом признается календарный год, который обозначается 12.

Календарный год в нашем случае - 2010.

При заполнении ОГРН организации, который состоит из 13 знаков, в зоне из 15 ячеек, отведенных для записи показателя ОГРН, в первых двух ячейках следует проставить нули (00).

При заполнении ИНН организации, который состоит из 10 знаков, в зоне из 12 ячеек, отведенных для записи показателя ИНН, в первых двух ячейках следует проставить нули (00).

В случае если адрес нахождения плательщика отличен от юридического, указывается фактический адрес.

В ячейках, отведенных для заполнения показателя "Количество застрахованных лиц", указывается количество застрахованных лиц, за которых должны быть представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период.

В ячейках, отведенных для заполнения показателя "Среднесписочная численность", указывается среднесписочная численность работников, рассчитанная в порядке, ежегодно определяемом приказами Федеральной службы государственной статистики.

В случае если в течение отчетного периода применялся только один тариф (независимо от применения пониженных тарифов, установленных для выплат, начисленных в отношении отдельных работников и подлежащих отражению в разд. 3 расчета), в ячейках, отведенных для заполнения показателя "Код тарифа", указывается код тарифа, установленный для плательщика в целом. Если в течение отчетного периода применялось более одного тарифа, то в указанных ячейках проставляется 00. Для "упрощенцев" предусмотрен код тарифа 05.

Раздел 1 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам". В расчете плательщиком должна быть отражена информация о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное и медицинское страхование за отчетный период. Соответственно, "упрощенцы" отражают только информацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в графах, предназначенных для обязательного медицинского страхования, ставятся прочерки.

По строке 100 "Остаток страховых взносов, подлежащих уплате на начало расчетного периода" отражается сумма страховых взносов из строки 150 расчета за предыдущий расчетный период (при заполнении расчетов за 2010 г. в данной строке указывается 0).

Для заполнения показателей строк 111 - 113 "Начислено страховых взносов за последние три месяца отчетного периода" используются данные разд. 2 (всех таблиц, включенных в расчет) и разд. 3 расчета. Строка 114 определяется как сумма строк 111 - 113.

В строке 120 "Доначислено страховых взносов с начала расчетного периода" отражаются суммы страховых взносов, доначисленные по актам проверок, по которым в отчетном периоде вступили в силу решения о привлечении к ответственности плательщиков страховых взносов.

Показатель строки 150 "Остаток страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода" рассчитывается как разность строк 130 и 140.

Раздел 2 "Расчет страховых взносов по тарифу, установленному для плательщика страховых взносов". В ячейках, отведенных для заполнения показателя "Код тарифа", указывается код тарифа, установленный для плательщика в целом (УСНО - 05). В случае если в течение отчетного периода применялось более одного тарифа, в расчет включается столько таблиц разд. 2, сколько тарифов применялось в течение отчетного периода (независимо от применения пониженных тарифов, установленных для выплат, начисленных в отношении отдельных работников и подлежащих отражению в разд. 3 расчета), при этом показатели строк 200 - 244 для вычисления в составе других разделов расчета участвуют как сумма показателей по соответствующим строкам для каждой таблицы разд. 2, включенной в расчет.

Показатели строк 200 - 244 заполняются в отношении физических лиц, выплаты в пользу которых облагаются страховыми взносами на ОПС и ОМС по тарифу, установленному для плательщиков страховых взносов, в том числе применяющих пониженные тарифы, за исключением данных, отраженных в разд. 3.

То есть, если организация или индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность, облагаемую только УСНО, заполняется разд. 2, а разд. 3 и 4 не заполняются.

Показатели строк 200 - 244 заполняются на основании данных бухгалтерского учета. Значения строк 200 - 230 определяются плательщиками путем сложения сумм начисленных выплат и иных вознаграждений по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты; значения строк 241 - 244 определяются плательщиками путем сложения сумм начисленных страховых взносов по каждому физическому лицу.

Пример. Начисления по одному физическому лицу составили:

Заполняем январь: строка 201 - 420 000 руб., строка 211 - 2000 руб., строка 214 - 415 000 руб. (420 000 - 2000 = 418 000; 418 000 > 415 000, в связи с чем в строку вносится 415 000), значение строки 216 составит за январь 3000 руб. (418 000 - 415 000).

Заполняем февраль: строка 201 - 100 000 руб., строка 211 - 10 000 руб., строка 214 - 0 (так как в январе достигнута предельная величина базы), строка 216 за февраль - 90 000 руб. (420 000 + 100 000 - 2000 - 10 000 - 3000 - 415 000).

При расчете суммы превышения предельной величины базы в отношении каждого физического лица учитывается вся база, исчисленная нарастающим итогом с начала расчетного периода и отраженная в разд. 2 и 3 расчета.

База для начисления страховых взносов по тарифу на ОПС для лиц 1966 года рождения и старше отражается в строке 220 и определяется как разница между показателями строк 201, 211, 214 и 217.

База для начисления страховых взносов по тарифу на ОПС для лиц 1967 года рождения и моложе отражается в строке 221 и определяется как разница между показателями строк 202, 212, 215 и 218.

Значение показателей в строке 241 "Начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - страховая часть" определяется как сумма соответствующих показателей строки 220, умноженных на тариф для данной возрастной группы на страховую часть пенсии, и соответствующих показателей строки 221, умноженных на тариф для данной возрастной группы на страховую часть пенсии.

Значение показателей строки 242 "Начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - накопительная часть" определяется как произведение соответствующих показателей строки 221 и тарифа для данной возрастной группы на накопительную часть пенсии.

Раздел 3 "Расчет страховых взносов по пониженному тарифу в отношении отдельных работников". Строки 300 - 344 заполняются в отношении физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III групп, при условии, что в отношении выплат, начисленных в пользу этих физических лиц, применяется иной (пониженный) тариф, чем в целом по плательщику.

Например, в 2010 г. для плательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, установлен тариф 14%, и на выплаты в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III групп, взносы начисляются в размере 14%, в этом случае строки 300 - 344 не заполняются.

В случае если в течение отчетного периода плательщик утратил право на применение пониженного тарифа, выплаты в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III групп, а также начисленные страховые взносы отражаются в разд. 3 начиная с месяца, в котором было утрачено право на применение пониженного тарифа в целом по плательщику.

В случае снятия с физического лица инвалидности начиная с месяца, в котором им был утрачен статус инвалида I, II или III групп, сведения о таком физическом лице отражаются в разд. 2 расчета.

Показатели строк 300 - 330 отражаются в порядке, аналогичном для строк 200 - 230.

Строки 350 - 394 заполняются в отношении физических лиц в случае, если плательщик наряду с деятельностью, облагаемой по общему налоговому режиму, осуществляет деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход (далее - ЕНВД). Если деятельность плательщика подпадает только под единый налог на вмененный доход, строки 350 - 394 не заполняются.

Показатели строк 350 - 380 отражаются в порядке, аналогичном для строк 300 - 330.

Раздел 4 "Основания для применения пониженного тарифа". Таблица заполняется плательщиками, применяющими пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, являющихся инвалидами I, II или III групп, в случае, если эти тарифы меньше общих, установленных для плательщика.

Количество заполненных строк таблицы 4.1 должно соответствовать количеству физических лиц - инвалидов, которым плательщиком были начислены выплаты и иные вознаграждения в течение отчетного периода.

Таблица 4.2 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного пунктом 2 части 2 статьи 57 и пунктом 4 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" заполняется плательщиками, применяющими пониженный тариф страховых взносов, являющимися общественными организациями инвалидов или организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Раздел 5 "Сведения о состоянии задолженности (переплаты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся по состоянию на 31 декабря 2009 года". По строке 510 отражается остаток суммы задолженности (переплаты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 1 января расчетного периода. При представлении расчета за 2010 г. в строку 510 переносятся данные из итоговой строки задолженности "Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" (форма АДВ-11) за 2009 г. (за периоды 2002 - 2009 гг.). При представлении расчета за периоды начиная с 2011 г. значение строки 510 должно равняться значению строки 530 за предыдущий расчетный период.

По строке 520 отражается сумма уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности, отраженной в строке 510 нарастающим итогом с начала расчетного периода.



Показатели строки 530 рассчитываются как разность значений строк 510 и 520.

При отсутствии задолженности (переплаты) по страховым взносам по состоянию на 31 декабря 2009 г. в таблице проставляются прочерки.

Новые документы по страховым взносам

Уплата страховых взносов. Свое мнение по вопросам перечисления платежей по страховым взносам высказал ФСС в Письме от 15.01.2010 N 02-13/08-13157. В этом документе рассматривается конкретный вопрос о статусе плательщика, указываемом в поле 101 платежного поручения.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов оформляются плательщиками при перечислении платежей со своих счетов в соответствии с правилами, установленными Положением N 2-П <3>, а также Приказом N 106н <4>. Вопрос оформления платежных поручений на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ входит в компетенцию Минфина, в связи с чем ФСС направил Письмо в Минфин с предложением внести изменения в Приказ N 106н. Ответ на Письмо до настоящего времени не получен.

<3> Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".
<4> Приказ Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (действует в ред. Приказа Минфина России от 01.10.2009 N 102н).

До внесения изменений в указанные правила ФСС рекомендует в поле 101 платежного поручения указывать код статуса плательщика 08 - плательщик иных платежей, осуществляющий перечисления в бюджетную систему РФ.

Напомним, что в Письме от 08.12.2009 N 30/187 "Образцы заполнения платежных поручений и коды КБК" ПФР рекомендовал (в приведенных образцах) в поле 101 указывать код статуса плательщика 01 - налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо. И ранее в Письме от 29.01.2010 N 30-18/871 "Об указании кода статуса плательщика в платежном поручении" ПФР разъяснял, что при заполнении поля 101 компания-страхователь может использовать код статуса 01 либо код статуса 14 - налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам.

Таким образом, на сегодняшний день не решены вопросы оформления платежных поручений, поэтому плательщикам страховых взносов остается прислушаться к отдельным рекомендациям ПФР и ФСС.



Индивидуальный учет. Согласно рекомендациям, представленным в Письме ПФР от 26.01.2010 N АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П, ведение индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, производится по прилагаемой к данному Письму Карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за ____ год.

Администрирование страховых взносов

Формы предусмотренных Законом N 212-ФЗ документов, которые используются органами контроля за уплатой страховых взносов при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах, а также порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Приказ N 957н) утверждены документы, используемые при администрировании страховых взносов Пенсионным фондом и Фондом социального страхования. Настоящий Приказ вступил в силу с 1 января 2010 г. Кроме новых форм документов Приказом N 957н утверждены требования к составлению акта камеральной проверки и акта выездной проверки.

Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов" утвержден ряд документов по реализации органами контроля своих прав в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ. Документ вступил в силу 28.02.2010. Хотелось бы обратить внимание на то, что практически все документы дублируются под разными номерами форм, так как у нас теперь два органа контроля - ПФР и ФСС, то и по два варианта каждого документа. Справедливости ради надо отметить, что есть одна форма документов и для ПФР, и для ФСС, например уведомление о вызове плательщика страховых взносов (форма 7) или требование о представлении документов (форма 14).

Есть и непривычные для налогоплательщиков формы документов - уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (формы 6-ПФР и 6-ФСС РФ) отдельно для Пенсионного фонда и для ФСС.

Приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2010 N 5н утверждены формы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам. Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам принимается ПФР и ФСС (в пределах установленной компетенции) в случаях ликвидации организации, признания банкротом индивидуального предпринимателя, смерти (объявления умершим) физического лица.

Е.П.Зобова



Главный редактор журнала

"Упрощенная система налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложение"